Пожалуй, самый страшный египетский полицейский - это полицейский лежачий. Каждый состоит из металлических полусфер, уложенных в шахматном порядке рядов в двадцать-тридцать. Словно спина какого-то вымершего бронтозавра. |
Путевые заметки
Пожалуй, самый страшный египетский полицейский - это полицейский лежачий. Каждый состоит из металлических полусфер, уложенных в шахматном порядке рядов в двадцать-тридцать. Словно спина какого-то вымершего бронтозавра. Хочешь не хочешь, а затормозишь. Эдакий зверюга! Даже жалко становится египетских водителей...
При этом сотрудников местной госавтоинспекции, по крайней мере на загородных дорогах, особо не наблюдается. Видимо, “бронтозавры” их с лихвой подменяют. Зато вот уж где настоящих полицейских много (кстати, это одна из самых престижных профессий в стране), так это во всех без исключения местах скопления туристов. Ничего удивительного: туризм - одна из основных составляющих бюджета Египта, а посему и защищен должен быть соответственно. Тем более еще свежи в памяти теракты, совершенные на тамошних курортах, и власти делают все от них зависящее, и даже немного больше, чтобы ничего подобного не повторилось.
Правда, это “немного больше” порой создает некоторые неудобства туристам. Например, для того чтобы отправить экскурсии с побережья Красного моря в Луксор, где находится знаменитая Долина царей, десятки автобусов собираются на специальной площадке в городе Сафаге. Отсюда в сопровождении полиции они следуют организованной колонной через пустыню непосредственно до Луксора, а потом таким же порядком возвращаются обратно. Естественно, кого-то приходится ждать на месте сбора. Естественно, скорость колонны значительно ниже, чем каждого автобуса в отдельности. Естественно, необходимо сделать остановку в пути, которая по причине неорганизованности разноязычной массы людей вместо объявленных пятнадцати минут растягивается на все пятьдесят. И неудивительно, что 280 километров от Хургады, самого “русского” местного курорта, до Луксора преодолевается часов за пять. При этом, заметим, никаких попыток нападений на экскурсионные автобусы в пустыне пока, слава Богу, не было. Что ж, как говорится, обжегшись на молоке...
Сопровождением колонн занимаются специальные полицейские подразделения, сотрудники которых одеты в белую форму. Надо заметить, они довольно четко выполняют по дороге отчасти функции вневедомственной охраны, отчасти госавтоинспекции. По крайней мере незапланированных остановок колонны не делают. Любопытно, что помогают полицейским местные дружинники. Вооруженные берданками, на телегах или пешим порядком, во время прохождения колонны они перекрывают второстепенные дороги, идущие от их поселений на главную трассу.
На отдельных контрольных постах располагаются полицейские в черной униформе (как пояснил гид - подразделения спецназа). Посты оборудованы с учетом климата: везде, где предполагается продолжительное нахождение сотрудника под открытым небом, непременно построены навесы, прикрывающие его от этого самого неба. На постах предусмотрена и защита от возможного нападения: повсеместно построены вышки, а проверяющего документы полицейского, как правило, прикрывает бронированный щит высотою почти в человеческий рост, в котором проделано небольшое окошко. На внутренней стороне щита - специальное приспособление для того, чтобы повесить автомат. Словом, все сделано дешево и сердито.
Непосредственно охраной исторических объектов занимаются сотрудники еще одной “белоформенной” полиции. Особых хлопот туристы им не доставляют. Судя по всему, просто не успевают доставить из-за цейтнота: экскурсии приезжают одна за другой, поэтому время пребывания в долине строго ограничено. Иначе наверняка находилось бы немало обиженных на местный лохотрон. О его существовании предупреждают туристов еще в автобусе. И не единожды повторяют, что останавливаться и заговаривать с потомками фараонов, торгующими на подходе к древним памятникам всякой всячиной и зазывающими к себе всеми правдами, а чаще неправдами, ни в коем случае нельзя. И все равно желающие находятся. В итоге они становятся счастливыми обладателями всевозможных подделок, купленных за немалые деньги. Самый простенький способ заманивания - товар предлагается купить за один фунт (египетский фунт примерно равен четырем с половиной российским рублям). Когда же покупатель уже протягивает деньги, оказывается, что имелся в виду фунт английский. Здесь не срабатывает и такое средство защиты, как... загар. По прибытии в страну гиды рекомендуют первые два-три дня, пока не загорите, не ходить по магазинам. Продавцы, водители такси, другие работники сферы услуг, видя бледного (читай - неопытного, недавно приехавшего) человека, часто стремятся его облапошить, делая при этом честные глаза.
Часто пострадавшие уезжают от древних памятников, еще не зная, что пострадали. А кто понимает это на месте - не успевает или не имеет желания заниматься разборками. Так что полицейские, охраняющие покой фараонов, могут и сами чувствовать себя спокойно.
...Водитель нашего автобуса, едущего в колонне, неожиданно включил левый поворот, выскочил на “встречку”, обогнал нескольких своих коллег и снова втиснулся в общий строй. Бессмысленность маневра, равно как и его неоправданный риск, были очевидны. Спустя время стало понятно, что подобные трюки считаются у водителей колонны особым шиком. Впрочем, как и у многих местных водителей. Один из них, сидевший за рулем маршрутки, битком набитой пассажирами, когда ему понадобилось, спокойно выехал на встречную полосу, бодро сигналя едущим в лоб машинам. Другой, приветствуя коллегу, повилял из стороны в сторону. При этом машины, идущие на большой скорости, разделяли какие-то сантиметры... И почему на египетских дорогах так мало “бронтозавров”, а те, что есть, такие щуплые?!
Дмитрий ДУБЦОВ
Фото автора
Луксор - Хургада - Москва