Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2006 год

Из доклада Генерального прокурора Российской Федерации Юрия ЧАЙКИ

ВЕКТОР СИЛЫ  - ЗАКОННОСТЬ

В настоящее время по различным направлениям борьбы с преступностью из числа правоохранительных органов определены координаторы. Так, координация деятельности по противодействию терроризму возложена на Национальный антитеррористический комитет. На Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков - по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Федеральная служба безопасности координирует деятельность федеральных органов власти, осуществляющих на государственной границе все виды контроля за соблюдением режима государственной границы.

Опыт работы правоохранительных органов по данным направлениям подтверждает правильность принятого решения. Однако необходима выработка эффективного механизма общего руководства борьбы с преступностью на государственном уровне.

Для решения этих вопросов потребуется внести необходимые изменения в правовую базу. В первую очередь, целесообразно разработать новое Положение о координационной деятельности правоохранительных органов, в котором следует определить механизм осуществления координации: порядок выработки решений, взаимоотношения правоохранительных органов для их реализации, отчетность и ответственность должностных лиц за их исполнение.

Современная преступность динамично изменяется, изобретает новые способы совершения преступлений, активно использует новейшие технологии. Жизнь требует адекватного и своевременного реагирования государства на преступные проявления. И в этом вопросе у нас серьезные проблемы.

Уже много лет ведутся разговоры о создании постоянно действующих следственно-оперативных групп для раскрытия и расследования особо тяжких и тяжких преступлений. Опыт работы в тех регионах, где они были созданы, показывает их высокую эффективность.

Только в Приволжском федеральном округе благодаря их деятельности в этом году раскрыто 100 убийств прошлых лет. В Татарстане разоблачены и осуждены большинство участников 16 опасных преступных сообществ и банд численностью более 200 человек, совершивших 136 убийств и множество других преступлений.

Какие аргументы еще нужны, чтобы убедиться в эффективности такой формы организации работы?

Еще одна проблема - 2/3 нераскрытых преступлений относится к категории небольшой и средней тяжести и соответственно к компетенции милиции общественной безопасности, в структуре которой нет уголовного розыска и, следовательно, оперативного сопровождения. А ведь это дела о грабежах, угонах автотранспорта, кражах, мошенничестве, раскрыть и расследовать которые без него невозможно.

В борьбе с практикой укрытия преступлений от учета и регистрации заметного перелома пока еще не достигнуто. В текущем году прокурорскими проверками вновь выявлено почти 9 тысяч ранее известных, но незарегистрированных преступлений.

Надо, чтобы люди шли в милицию со своими бедами, верили, что их не только выслушают, но и примут меры. А сотрудникам МВД не  нужно бояться в отчетах больших чисел (главное - чтобы они были объективными) и не искать лазейки как бы не регистрировать или укрыть сообщение о преступлении.

Как показывает проведенный анализ, положение в вопросах профилактики правонарушений надо менять коренным образом, увязывая уголовно-правовые меры с мероприятиями комплексных и целевых программ предупреждения правонарушений. Они в разных видах есть практически в каждом регионе, но порой малоэффективны.

Особого внимания со стороны правоохранительных органов требует реализация национальных приоритетных проектов. Цена вопроса в этом случае очень высока.

Уже первые факты расхищения денежных средств, выделенных на доступное жилье, выявлены в Тамбовской и Рязанской областях, а в Тульской, Рязанской и Тамбовской областях - нецелевое использование средств, выделенных на здравоохранение, образование и развитие агропромышленного комплекса.

Кроме того, в стране активными темпами ведется жилищное строительство, и крайне актуальной стала проблема обманутых граждан-инвесторов. Эта проблема зрела долго, но ни власти, ни правоохранительная система, заведомо понимая, что совершается преступление, никак не реагировали. И работать стали только тогда, когда начались массовые выступления граждан, сразу было возбуждено 161 уголовное дело.

Как показывает проведенный анализ, в последние годы усилия, направленные на противодействие организованной преступности во всех ее проявлениях - будь то экономические преступления, незаконный оборот оружия, наркотиков и тому подобное, далеко не всегда дают желаемый результат. И прежде всего потому, что они не затрагивают основ ее криминального бизнеса, его финансовой составляющей.

В 2005 - 2006 годах за организацию преступного сообщества осуждены только 125 человек. Всего лишь 670 человек осуждены за легализацию (отмывание) денежных средств. Очевидно, что количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности, не соответствует масштабу распространения оргпреступности, захватившей некоторые регионы и области экономики.

Представляется, что и в этом деле мы могли бы использовать апробированные на практике методы по подобию следственно-оперативных групп. Создать специальные объединенные постоянно действующие группы специалистов МВД, ФСБ, прокуратуры, Росфинмониторинга по отработке конкретных экономических отраслей и территорий. И результаты их работы через каждые полгода рассматривать на координационном совещании руководителей правоохранительных органов.

Несмотря на тенденцию к стабилизации, Северный Кавказ до сих пор остается как жертвой кровавого террора, так и плацдармом для его воспроизводства.

О причинах напряженности сказано немало.

Прежде всего это низкий уровень развития экономики, безработица, коррупция во властных структурах. Страдающие от безработицы люди, которые не имеют возможности обеспечить свои семьи, становятся особенно восприимчивы к проповедям экстремистов и даже за небольшие деньги соглашаются участвовать в террористических акциях.

В этой связи усилия властей по созданию новых рабочих мест, интенсивному развитию производства приобретают особое антикриминогенное и антитеррористическое воздействие, значение которого трудно переоценить.

Конечно, и деятельность правоохранительных органов нуждается в совершенствовании. Недостатки есть практически на всех этапах - это и слабое следствие по такого рода делам, и недостаточная подготовка государственных обвинителей, которые зачастую не могут доказать суду именно террористическую направленность преступлений. Необходимо принять меры к усилению оперативных позиций, координации и сосредоточении мер, направленных на пресечение и предупреждение террористических проявлений, квалифицированном расследовании уголовных дел и многом другом.

Теперь на исполнительные органы государственной власти возложена организация и осуществление на территории регионов мероприятий по предупреждению терроризма и экстремизма, минимизация их последствий. А с 2007 года эти обязанности примут на себя и органы местного самоуправления.

Между тем прокурорские проверки показывают, что в некоторых случаях деятельность созданных при администрациях антитеррористических комиссий носит формальный характер. В республиках Ингушетия и Дагестан, Чеченской Республике региональные комиссии фактически не работали, их заседания носили эпизодический характер, исполнение принятых решений не контролировалось.


В прошлом году по стране было зарегистрировано 80 преступлений, связанных с возбуждением межнациональной ненависти или вражды. Кроме того, еще 152 так называемой экстремистской направленности. За январь-июль текущего года зарегистрировано уже 149 таких преступлений. Причины этих явлений, безусловно, коренятся в состоянии нашего общества.

Несмотря на значительную работу по предупреждению национального и религиозного экстремизма, она не достигла требуемого уровня. Слабо скоординированы действия органов исполнительной власти, местного самоуправления и правоохранительных органов. Сфера эта - очень тонкая. Даже экономические просчеты или ошибки местных властей, вызывающие недовольство населения, быстро приобретают национальную окраску. События, недавно происшедшие в Карелии, яркий тому пример.

Что, на наш взгляд, необходимо для преодоления этого явления?

Конечно, требуется усилить уголовную ответственность за такого рода проявления.

Необходимо дополнить Федеральный закон “О противодействии экстремистской деятельности” положением о возможности признания судом информационных материалов экстремистскими в тех случаях, когда они являются анонимными или изданы на территории других государств.

Насущной потребностью является создание в России официального центра по проведению лингвистических и иных экспертных исследований печатных, видео- и аудиоматериалов, а в субъектах Федерации соответственно экспертных советов. Они могли бы рассматривать представляемые правоохранительными органами материалы на предмет содержания в них экстремистских призывов.

Проблема не только в недостатках законодательства. Любой принятый закон должен исполняться. Истина всем известная, но актуальности от этого не теряющая.

Недавно в 38 субъектах Федерации прокуратурой было проверено исполнение законодательства о противодействии экстремизму. Оказалось, что далеко не везде органы государственной власти и местного самоуправления представляют опасность этого явления и имеют четкую программу действий.

Это направление в деятельности прокуратуры, как и других правоохранительных органов, должно быть самостоятельным и решать следующие задачи: осуществлять мониторинг ситуации, постоянно держать в поле зрения деятельность ведомств и должностных лиц, призванных заниматься проблемами противодействия экстремизму, разрабатывать новые механизмы, позволяющие эффективно бороться с этим явлением. Ведь как показывает практика, разрозненные мероприятия, которые время от времени проводятся, слабо влияют на общую обстановку.

Приняло угрожающий характер и распространение коррупции.

Это явление следует рассматривать не только как прямой подкуп должностного лица, а как разложение власти, когда служащие и иные лица, уполномоченные выполнять публичные функции, используют свое служебное положение в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах.

Коррупция имеет тесную взаимосвязь с организованной преступностью, с теневой экономикой, от которой питаются и наркомафия, и незаконная банковская деятельность, и терроризм.

Способствуют росту коррупционных проявлений отсутствие системности в антикоррупционных законах, наличие правовых норм, в которых компетенция государственного органа или должностного лица определяется неконкретно, что дает возможность вариативного принятия решений, сохранение широкой сферы государственных услуг, охваченных разрешительным способом, и незнание гражданами своих прав на получение этих услуг, отсутствие реального механизма государственного и общественного контроля за действиями должностных лиц.

Сложность ситуации обуславливает необходимость разработки новых форм работы, перехода правоохранительных органов на качественно иной этап ее организации с учетом накопленного опыта.

Только в августе-сентябре текущего года органами прокуратуры проверено исполнение законодательства о государственной службе в 11 федеральных министерствах, службах и агентствах, субъектах Федерации и муниципальных образованиях. В ходе проверок аппаратом Генеральной прокуратуры и прокурорами субъектов Федерации выявлено свыше 47 тысяч нарушений закона, внесено 10 тысяч представлений, принесено более 4 тысяч протестов, возбуждено около 600 уголовных дел коррупционной направленности, в суды направлено более 1100 исков, объявлено 1600 предостережений, привлечено к дисциплинарной и административной ответственности более 2,5 тысячи государственных и муниципальных служащих.

Выявлены многочисленные случаи совмещения чиновниками основной деятельности с коммерческой, а также их участие в управлении предпринимательскими структурами.

Государственные служащие “торгуют” вверенной им информацией, оказывают подконтрольным структурам содействие в получении незаконных льгот и привилегий.

Понимая, как важно бороться не только с преступными проявлениями, но и с причинами, которые их порождают, мы считаем необходимым выработать реальный механизм государственного и общественного контроля органов власти, который позволял бы своевременно выявлять отступления от закона в деятельности чиновников различных уровней. И государство, и общество вправе проверить деятельность любого должностного лица, законность и обоснованность принимаемых им решений. Этот контроль должен проводиться открыто, гласно, широко освещаться в средствах массовой информации.

 

Другие материалы раздела
МИЛИЦИОНЕРЫ ПОВТОРИЛИ КРАЖУ
Конец октября. С деревьев слетают последние листья. На юг тянутся бесконечные вереницы птичьих стай. “Унылая пора, очей очарованье...” В многочисленных дачных поселках заколачивают ставни, жизнь потихоньку замирает до следующей весны. Но для кого-то в это время начинается настоящая страда, так сказать, “период сбора урожая”.
Царь приказал с Шамилем покончить!
...Шел 1838-й год. Как вы помните, читатель, предыдущий наместник Кавказа барон Григорий Розен, “прозевавший” становление и усиление Шамиля, бесславно, на перекладных, отбывает в Россию.
В дорогу с Богом
Вот уже два года как при входе в зал ожидания Белорусского вокзала столицы пассажиры не могут сдержать удивления и восхищения необычным зрелищем. Прямо в помещении, за рядами кресел для ожидающих поезда, стоит крохотный, словно игрушечный, храм. Между тем храм - самый что ни на есть настоящий.
Из доклада министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Рашида НУРГАЛИЕВА
Его должность - быть среди людей
Закрепленный за ним административный участок - это прежде всего более трех тысяч жителей. И почти каждого из них Владимир Филиппович знает в лицо. Мало того, многих может распознать на значительном расстоянии даже по походке. И ничего удивительного, как считает сам Прокопьев, в этом нет. На то и должность такая - всегда быть среди вверенного ему народа, жить его проблемами и заботами, решая насущные проблемы. А как иначе, если, охраняя покой и порядок, первое, что должен уметь делать любой участковый, это играть на опережение. И знаете, Владимиру Филипповичу это удается. Вот уже последние 8 лет. Именно столько времени на территории его вотчины не происходило тяжких и особо тяжких преступлений (стучим по дереву, чтоб не сглазить).
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru