Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2006 год

Тайный агент перекрасил алкоголиков

В связи с тем, что пострадавшие в большинстве случаев не могут конкретно указать название выпитой спиртосодержащей жидкости, очень сложно определить, от чего конкретно произошло массовое отравление, а непосредственно это определить в организме пострадавших практически невозможно.

Саннадзор
Директор Научно-практического токсикологического центра Росздрава, кандидат медицинских наук, доцент Юрий ОстапенкО.
 В связи с тем, что пострадавшие в большинстве случаев не могут конкретно указать название выпитой спиртосодержащей жидкости, очень сложно определить, от чего конкретно произошло массовое отравление, а  непосредственно это определить в организме пострадавших практически невозможно.Во-первых, пострадавшие обращаются за медицинской помощью, как правило, в тот период отравления, когда яд уже вывелся из организма, а остались только последствия, в данном случае гепатит. Во-вторых, выявить токсичные вещества  в так называемых биосредах (кровь, моча) живого организма далеко не всегда возможно, потому что концентрация их будет очень маленькой, причем соединения могут находиться в связанных формах, что создает трудности для их идентификации. Провести подобное исследование в условиях обычной  химико-токсикологической лаборатории центра отравлений не представляется возможным. Как правило, удается  определить этиловый спирт, диэтилфталат. Наиболее целесообразно исследовать исходные продукты. Так, в Тверской области самое первое средство, о котором нам стало известно - это дезинфицирующая жидкость “Экстрасепт 1”. Она содержит в качестве добавки антисептик, который называется “Биопаг”, его химическая формула: полигексаметиленгуанидин гидрохлорид. По нашему мнению, именно это вещество является причиной поражения печени. На 97 процентов “Экстрасепт 1” состоит из чистого этилового спирта. Химический состав “Экстрасепта”, изъятого у распространителей, был проверен в Институте токсикологии в Санкт-Петербурге, он соответствовал рецептуре предприятия-изготовителя. Этиловый спирт не может вызвать такое отравление. Денатурирующая добавка диэтилфталат достаточно токсична, но  не в  той степени, чтобы вызывать столь быстрое поражение печени. Таким образом, действуя методом исключения, мы все-таки решили, что полигексаметиленгуанидин гидрохлорид и является виновником отравления. Несмотря на то что он не относится к категории высокотоксичных веществ и содержится там в очень небольшом количестве, где-то от 0,1 до 0,2  процента на литр, результат печальный, поскольку пьют не по
50 грамм, пьют литрами. К тому же  в Белгородской, Воронежской, Тверской областях “Экстрасепт 1”  разливали в  бутылки из-под водки и продавали по цене 20 - 25 рублей за бутылку. Очень важно, что токсический эффект “Биопага” наслаивается на хронический алкогольный гепатит, которым страдают практически все потребители этого дезинфицирующего раствора. Надо отметить, массовые отравления уже случались  в Свердловской области года два назад. Тогда это тоже была дезинфицирующая жидкость, в которую также входил этот полигексаметиленгуанидин гидрохлорид. Правда, называлась она “Хелиос”.

Однако вот что вызывает вопрос: на сегодняшний день типичная картина желтухи отмечается в разных регионах, в том числе  и там, где не пили этот “Экстрасепт”. Точнее, официально не пили. Пили другие вещества, которые не должны содержать “Биопаг”.

Министр здравоохранения и социального развития РФ Михаил Зурабов издал распоряжение о том, чтобы оригинальные растворы, если их удалось “отловить”, направлялись в Институт токсикологии на исследование. Потому что нам непонятно, почему жидкости, имеющие другие названия, дают одинаковую клиническую картину.  Возможно, “Биопаг” содержится там неофициально. Кстати, любопытно, что, например, в Москве обращений за медицинской помощью в связи с заболеванием токсическим гепатитом  не зафиксировано.

Еще в середине октября я  совершенно официально написал письмо министру здравоохранения и социального развития РФ Михаилу Зурабову и главному санитарному врачу России Геннадию Онищенко. Мое предложение можно разделить на две части. Одна часть медицинская - о методах лечения пострадавших, а другая - полицейски-запретительная, профилактическая. Как срочную меру я предлагал: во-первых, приостановить официальное производство этого “Экстрасепта”, во-вторых, полицейскими мерами изъять то, что уже раскуплено оптовиками-“доброжелателями”. Выпускать его можно только для распространения по медицинским учреждениям, которые и должны заниматься дезинфекцией, но не для открытой продажи. Кроме того, я считаю, что, учитывая тенденцию пить все, что содержит этиловый спирт, необходимо категорически, в законодательном порядке запретить разрабатывать, производить и регистрировать соответствующими органами любые средства для хозяйственных бытовых нужд на основе этилового спирта. На этикетках написано: состав - 97 процентов этилового спирта. Люди это видят. А то, что мелким шрифтом добавлено “не для внутреннего употребления”, они не замечают.  У нас уже был печальный опыт в 1985 году, когда был введен “сухой закон”. Тогда мы были завалены отравлениями “Аэроантимолью” (препаратом против моли на этиловом спирте). Он содержал растворенный фосфорорганический инсектицид, люди пили и десятками попадали к нам на лечение. Мы тогда активно писали письма производителям, что необходимо изобрести другую формулу, другую рецептуру без этилового спирта. В конце концов это было  сделано, и отравления прекратились.

Я считаю, что необходимо провести комплексное расследование, в котором должны принять участие и МВД, и прокуратура, и ФСБ. Я согласен с высказываниями Геннадия Онищенко и Михаила Зурабова о том, что вспышка токсического гепатита в России выглядит как спланированная акция. У нас пока нет четких данных по составу жидкостей, которые пили заболевшие, но я как токсиколог ясно понимаю: если вещество под разными названиями вызывает  схожую картину, значит, в нем одинаковый токсический агент. Причем если агент присутствует в пресловутом “Экстрасепте”, где он должен быть по рецептуре, тот он ни в коей мере  не должен присутствовать в других веществах. Так,  например, в Рязанской области пьют какой-то универсальный растворитель “Максимка” или “Кирюшка”.  Обычно все эти универсальные растворители содержат смесь различных углеводородов, они-то и растворяют краски. Их пили и раньше, и никто так катастрофически не желтел. Но если там присутствует “Биопаг”, значит, кто-то его туда добавил. В другом месте пострадавшие указывают на то, что пили раствор “Трояр” - тонизирующую жидкость, содержащую ароматизаторы и стимуляторы типа женьшеня, которую добавляют в ванную. Его пили и два,  и три года назад, и никто при этом не желтел. Теперь они пьют тот же “Трояр” и желтеют. Таким образом, просто необходимо провести подробное расследование этого дела.

Проблема хронического алкоголизма в России стоит остро - это очевидно. Нормальный человек в любом случае не будет пить этот “Экстрасепт”,  что бы там ни было написано. А по  данным регионов, появилась вот какая тенденция: заболевших желтухой лечат, им становится лучше, а после выписки они снова пьют те же жидкости и снова поступают в больницы. Лечение же на сегодняшний день стоит очень дорого. Без фармакологической части не обойдешься, потому что восстановить печень можно только современными препаратами. Как правило, это импортные лекарства, которые достаточно дороги, и не все лечебные заведения могут себе позволить лечить такое количество больных. Мало того, раздаются звонки из регионов, в которых сообщается о том, что страховые компании отказываются полностью оплачивать лечение. У них есть свои нормативы: лечение обычной желтухи, лечение отравления, а больные токсическим гепатитом перекрывают все нормативы,  они могут лежать по два-три месяца. И страховые компании  не хотят за них платить.

Другие материалы раздела
ХРОМОНОГИЙ ФАНТОМ ДОМЫСЛА
Журналисты некоторых средств массовой информации стремятся к вселенским обобщениям на пустом месте.
Преемника отправили к Хаттабу
В минувшее воскресенье в результате крупной спецоперации, проведенной силами ФСБ России и МВД Республики Дагестан, были уничтожены пять террористов. Среди них - эмиссар “Аль-Каиды” на Северном Кавказе Абу-Хавс.
Тихий Дон останется тихим
На вопросы газеты “Щит и меч” отвечает начальник ГУВД Ростовской области генерал-лейтенант милиции Алексей БЕЛОЗЕРОВ.
Без бумажки ты...
К сегодняшней теме мы готовились заблаговременно и основательно. По той причине, что она на первый взгляд отношения к социалке не имеет. Но листая редакционную почту и отправляясь за казенной бумагой в очередь, мы все больше убеждались в том, что ошибались. Взаимоотношения гражданина с чиновником любой организации, призванной облегчать нашу жизнь, как выясняется, в 97 из 100 случаев оборачиваются раздражением, возмущением, озлобленностью, даже неприязнью. И, как правило, все ругают власть, расплодившую немыслимую по масштабам бюрократию, убивающую людей очередями, заставляющую бегать за справками, где нередко процветает формализм, а то и произвол. И вспоминается кувшинное рыло по бессмертному Гоголю...
Растопить душевный лед
За 12-летнюю милицейскую карьеру Наталья Мудрицкая дважды становилась лучшей, окончательно развеяв бытующий среди мужчин миф, что женщина может быть либо умницей, либо красавицей. В 1999 году она победила на конкурсе “Мисс милиция Ростовской области”, а в году нынешнем была признана лучшим инспектором по делам несовершеннолетних в стране.
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru