Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2007 год

Давным-давно

В Москве родилась ёлочка...
Накануне нового 1700 года царь Петр издал очередной указ: “По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из дерев и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни. А людям скудным каждому хотя бы по древу или ветке на вороты поставить...”

Все это означало, что Новый год в  России отныне (а ранее началом года считалось 1 сентября) надлежит встречать и отмечать 1 января. Причем встречать нужно празднично - с пальбой, украшая дома и улицы еловыми да сосновыми ветками.

А вот официально, публично, елки в столице начали ставить с 1852 года. К концу XIX века вечнозеленая лесная красавица стала главным рождественским украшением и городских, и деревенских домов. Елочные базары в Первопрестольной открывались уже за несколько дней до Рождества. Известный писатель прошлого Иван Шмелев в рассказе “Рождество” так запечатлел эту живописную картинку: “На Театральной площади, бывало, лес. Стоят в снегу. А снег повалит - потерял дорогу! Мужики в тулупах, как в лесу. Народ  гуляет, выбирает. Собаки в елках - будто волки...”

В 1918 году большевики, признав елку буржуазно-церковным пережитком, новогоднюю лесную гостью просто запретили. До 1935 года. Тогда власти приняли решение праздновать не Рождество, а Новый год. Разрешили и праздничную елку (заменив золотую Вифлеемскую звезду на красную - пятиконечную) заодно с Дедом Морозом. Вот с тех пор и появляется она в наших домах, на улицах и площадях как предвестница одного из самых знаковых зимних праздников - Рождества Христова.


Вифлеемский караул
Отдадим должное нашим царям. За грудой дел государственного масштаба, таких, как вопросы дипломатии, объявления войны и мира, экономические реформ, они не забывали и о делах повседневных, прямо скажем, не очень-то глобального масштаба. Так, императрица Екатерина II издала однажды указ, запретивший священникам употребление спиртных напитков, а говоря языком той эпохи - “питие” во время поста. На резонный вопрос кого-то из фаворитов (братьев ли Орловых или “одноглазого циклопа” Григория Потемкина), “почему во время поста нельзя, а в другое время можно?” ответила: “...В другое время они закусывают, а во время поста без еды пьют”. Поводом же для такой “антиалкогольной дискриминации” духовного сословия послужили следующие события.

Перед самым Рождеством, морозным утром 1765 года, тишину спящей деревянной Лебедяни (Владимирская губерния) разбудил звон подков по укатанной санями улице. Событие для богом забытого заштатного городка было из ряда вон!.. Уже скоро перед глухими ставнями окон местного воеводы собрались почти все горожане. Гадали, судили и рядили. А когда кто-то углядел на конском чепраке привязанного у крыльца рысака не то царский вензель, не то еще какой-то другой казенный знак - мнение горожан стало единым. Не иначе весть об их славном граде дошла наконец до матушки-императрицы, и она прислала гонца сообщить о ближайшем своем прибытии.

Но вот на крыльцо вышел одетый в столь ранний час по-парадному - в треуголку и мундир со шпагой - в крайнем волнении хозяин дома. Выискав в собравшейся толпе отца Тимофея (по случаю подготовки к ранней литургии уже успевшего принять для согрева энное количество известной жидкости), воевода со словами: “Давай-ка, батюшка, немедля ко мне”, - требовательно поманил священника пальцем.

Через какое-то время тот с отрешенным лицом снова выскочил на крыльцо и, подхватив полы рясы, помчался через городскую площадь к церкви. Над Лебедянью понесся тревожный звон колоколов...

По причине отсутствия “мобильников” или какой другой связи обыватели славного града Лебедянь не ведали о событиях, которые уже недели две-три сотрясали окрестные деревни. Сельский поп Евдокимов, дьякон Бобриков и фурьер (солдат обоза) воронежского гарнизонного батальона Будинов поднимали народ... “за законного государя императора Петра Федоровича”. Сам чудом спасшийся супруг ныне царствующей императрицы Екатерины был здесь же, скрываясь “до поры до времени” под именем беглого солдата Гаврилы Кремнева.

Полупьяные священнослужители велеречиво объявляли блага, которыми осыпет законный государь Петр Федорович, заняв престол, верных ему подданных. А поп Евдокимов даже присягал, пуская слезу и крестясь:

- Истинный государь! Истинный! Когда сам я в Петербург езживал, руку государю целовал. Родимое пятно на ней приметил. А теперь вот оно у нашего Петра Федоровича. За нами пришел, чтобы помогли ему престол вернуть!

И все трое грохнулись на колени и принялись лобызать руку тоже не очень трезвого, неопрятно расхристанного Гаврилы Кремнева.

А над всем этим действием разносился всполошный колокольный звон.

Давно подмечено, у любого народа есть этакая слабость к разного рода самозванцам. Да еще незаконно убиенным. Да еще - “чудом спасшимся” от душегубов-бояр и придворных. Да еще явившимся из небытия дать простому народу волю и разного рода послабления. В разные эпохи - разные. Типа: “освободить крестьян от подушной подати” или “ разрешить гнать вина без ограничений”. Хлебом не корми, а дай пострадать и живот положить за попранную справедливость.

Да если еще само духовенство впереди с хоругвями и иконами, да под колокольный звон... Еще со времен Лжедмитрия I так повелось.

Ничего удивительного, если после каждой деревни “войско законного государя” росло как снежный ком. И к Лебедяни подступило уже около полутысячи крестьян-повстанцев. А батальонный фурьер Будников был отправлен в Воронеж в качестве квартирьера готовить встречу “государю Петру Федоровичу”. Там, пьяного и шумливого, “квартирьера” повязали, отрезвили и с пристрастием допросили. Выяснив подробности о случившейся смуте, разослали по окрестным городам и весям конных нарочных с предписанием принять необходимые меры для поимки “вора и самозванца” Гаврилы Кремнева.

Что и сделал накануне Рождества под Лебедянью подошедший из Воронежа полуэскадрон гусар.

...После розыска, проведенного Тайной канцелярией, Екатерина II на деле Кремнева собственноручно начертала тот указ, с которого мы и начали эту историю: “Преступление это произошло без всякого с разумом и смыслом соображения, а единственно от пьянства и невежества. Попам указать, что поститься надобно не только в еде, но и в питие”.

Пугачевщина была еще впереди, поэтому, не очень представляя, чем могут кончаться такие “бессмысленные” пьяные выходки, императрица обошлась с их участниками довольно снисходительно. “Государя Петра Федоровича” (то есть Гаврилу Кремнева), поддержавших его священнослужителей и мужиков провели по деревням и городкам, где они “смутьянничали”. Везде пороли, приговаривая: “Не садись, дурак, не в свои сани!” После чего Кремнева сослали в Сибирь.

Ну а после того, как именно под Лебедянью гусары разогнали пьяное войско самозванца, местные обыватели еще долго ждали приезда императрицы. Так сказать, в качестве признания их патриотических заслуг. И еще долго в годовщину “одержанной победы” под самое Рождество на центральной площади ставили украшенные цветными коврами так называемые царские сани. Садиться в них кому бы то ни было строго-настрого запрещалось. Для этих целей во время Рождественского поста выставлялся караул - инвалид местной гарнизонной команды в полной амуниции и с ружьем. Его так и называли - “Рождественский караул”.


Чересчур бы только не было
...Так всегда на Руси считалось: с вечера в январе прилетает на землю нечистая сила и начинаются бесовские потехи. Летает вся эта нечисть  по шабашам, не прочь попутно стянуть с неба месяц или какую-либо зазевавшуюся звезду...

Вот поэтому и назывались дни от Рождества до Крещения чуровыми днями, когда люди просили помощи у древнейшего славянского бога Чура (Щура). (Вспомните детство: “Чур меня!”, “Чур, пополам!”, “Чур, мое!”)

Отсюда и такие слова, как “пращур” или “чересчур”...

Ну а когда пришло на Русь христианство, стали эти чуровы дни именоваться святками. А вечера - святыми и страшными. Когда в зимних сумерках творятся древние таинства, свершаются желанные встречи, происходят необъяснимые чудеса... И, конечно же, так хочется с помощью передаваемых из рода в род гаданий заглянуть в свою судьбу.

Мы и пытаемся это сделать: зажигаем свечи, стараясь увидеть в трепетном огне хотя бы намек на свое будущее. Но, увы, не видим. Ибо будущее мы создаем сами. Правда, не без помощи Всевышнего. И во всяком случае не супротив его заповедей.


Обойдемся и без попугая
Ох уж эти гадания! А куда без них? Помните, как распевали в свое время модное: “Нагадал мне попугай счастье по билетику!..” или есенинское: “...Вынул я кольцо у попугая. Знак того, что вместе нам гореть...”, или народно-блатное: “Цыганка с картами, дорога дальняя”. А у Пушкина? А у Жуковского? Кстати, о Пушкине - ему в свое время цыганка нагадала, что погибнет от белой лошади или белого человека. Пушкин всю жизнь сторонился белого цвета. А убит был блондином Дантесом.
И Лермонтову гадалка не советовала ехать на Кавказ перед его последней поездкой.
Словом, как говорится, думайте сами, решайте сами.

Ну а святочные, крещенские гадания носят более обыденный, прикладной, что ли, характер. Да и не такой мистически-страшный. Вот, например:

Спроси свою судьбу у первого встречного
Выйдите в новогоднюю (рождественскую) ночь из дому и глядите, кто первым встретится на пути.
Девушка - значит, скоро познакомитесь со своей суженой.
Мужчина - значит, будущая жена окажется очень красивой. Но за нее придется побороться, отбивая у соперников.
Старушка - значит, супруга будет старше вас, да и не в первом браке.
Пьяный мужчина (женщина) - значит, та, с кем вы встретитесь сейчас, выйдет замуж за другого.
Топор как компас - жениха укажет
Очень древнее гадание - на топоре. В святочную ночь вместе с друзьями положите топор в центр комнаты и встаньте вокруг. За топорище раскрутите топор волчком по часовой стрелке. Тот парень, на кого, остановившись, укажет острие лезвия, и будет вашим суженым.
За суженой - в сугроб
В полночь навзничь упадите в снег, поднимитесь, стараясь не смазать свой отпечаток. И идите догуливать. А утром снова к рисунку. И если отпечаток на снегу остался неизменным - будущая жена окажется доброй и спокойной; отпечаток затоптан чьими-то следами - будущая жена станет изменять вам направо и налево; отпечаток иссечен полосками - суженая окажется сварливой и злой.
Ну а если отпечаток и вовсе занесен снегом - то уж не обессудьте. В предстоящем году жениться вам не удастся.
Погляди на огонь угасающий
Попробуйте-ка погадать на золе. В рождественскую ночь разведите костер. И засыпьте его снегом. Когда огонь угаснет - разгребите кострище и смотрите на поленья и золу. Если осталось хоть несколько маленьких угольков - значит, семейная жизнь ваша будет счастливой и гармоничной, но лишь в том случае, если вы женитесь на холодной и бесстрастной женщине; окажется под золой множество тлеющих углей - гореть вам неостывающей страстью всю жизнь. И любовь познаете вы во всех ее проявлениях.

Материалы подготовил Юрий Дойников.

Другие материалы раздела
Законотворчество и правопорядок
На вопросы газеты “Щит и Меч” отвечает председатель Государственной Думы Российской Федерации Борис ГРЫЗЛОВ.
Дорогая безнаказанность
27 марта - День внутренних войск МВД России
У нас в гостях Журнал внутрених войск МВД РФ "На боевом посту"
Начальник Департамента экономической безопасности МВД России Евгений ШКОЛОВ
Подразделениям по борьбе с экономическими преступлениями - 70 лет
В копилку "Динамо"
Открывая новую рубрику “Сила - в движении!”, редакция планирует освещать в ней достижения динамовских спортсменов, которые, как правило, составляют костяк сборных команд России в различных видах спорта.
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru