Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2007 год

Дорога к согласию

На вопросы “Щита и меча” отвечает председатель Совета муфтиев России Равиль ГАЙНУТДИН.

На вопросы “Щита и меча” отвечает председатель Совета муфтиев России Равиль ГАЙНУТДИН.

- Уважаемый Равиль-хазрат, вы являетесь председателем Совета муфтиев России. Что это за должность? Каковы ваши заботы?
- Вначале хочу от души поприветствовать читателей уважаемой газеты “Щит и меч”.
Совет муфтиев России является общественной религиозной организацией, объединяющей мусульман нашей великой Родины: от Калининграда на западе до Камчатки на востоке, от Карелии на севере до Осетии на юге. Главным принципом построения и функционирования нашей организации является координация усилий и дел. Муфтии и имамы все вопросы и проблемы решают путем договоров и компромиссов. А интересы нашей организации просты. Жить жизнью российских мусульман, помогать им обрести достойное место в жизни в наше непростое время.

- Как председатель Совета муфтиев России расскажите о состоянии мусульманской конфессии в России. Какую роль сегодня мусульмане играют в ее общественной жизни? Каковы традиции совместного проживания?
- В России сегодня более 20 миллионов мусульман, которые за исключением двух регионов - Поволжья и Северного Кавказа - проживают дисперсно. Поэтому определить точное количество наших общин довольно сложно. Число мечетей на сегодняшний день превышает шесть тысяч, что, кстати, чуть более половины дореволюционного уровня. Конечно, среди них совсем немного больших храмов, в основном это небольшие молельные дома, которые строятся на средства прихожан. Государство не участвует в финансировании строительства российских мечетей.

На территории современной России первые мусульмане появились около 1400 лет назад. За это время накоплен, я считаю, уникальный опыт межконфессионального общения. Нам неизвестны религиозные конфликты в России с участием мусульман. Зато известно, что в конце XIX - начале ХХ века российские мусульмане выработали свою концепцию модернизации страны - джадидизм. Для тех, кто не знаком с этим течением российской интеллектуальной мысли, поясню, что джадиды выступали за новометодную систему образования. То есть фактически за объединение религиозного образования с обучением родному и русскому языкам, литературе, математике, истории, географии и другим светским наукам.

Полагаю, читателям газеты важно знать, что представители этого интеллектуального течения более 150 лет назад постарались переосмыслить продуктивный потенциал мусульманской религии, считая его основой для последующего развития верующих граждан нашей страны. Жаль, но эта прогрессивная деятельность была прервана событиями 1917 года. Поэтому задача Совета муфтиев России не просто сохранить этот уникальный опыт, но и способствовать мирному развитию российского общества.

- Вы входите в состав Общественной палаты России. Каково ваше участие в ее работе? Какие вопросы считаете для себя наиболее злободневными и первоочередными?
- Год назад моя кандидатура была предложена главой государства в состав этого общественного органа, и сегодня очень важной является работа в Комиссии Общественной палаты по вопросам толерантности и свободы совести. Круг полномочий комиссии весьма широк: от выработки путей обеспечения межэтнического и межрелигиозного согласия до подготовки рекомендаций по противодействию экстремизму для законодательных и правоохранительных органов, региональных и местных властей, общественных организаций, СМИ, бизнес-сообщества, органов образования.

Позиция Совета муфтиев предельно открыта, мы считаем, например, что нужно преподавать в России курс “Основы мировых религий”. Подчеркну, всех мировых религий. По нашей инициативе в своих решениях комиссия записала: “Принцип светскости Российского государства предполагает учет разнообразия мировоззренческих подходов в системе образования и необходимость уважительного отношения к пониманию частью общества религии как основы традиционной культуры семьи, народа, нравственного развития и формирования личности ребенка”.

Кроме того, комиссия приняла резолюцию “О толерантности и противодействии нетерпимости и экстремизму в российском обществе”. В ней осуждаются этносепаратистские конфликты, дискриминация меньшинств, агрессия между людьми разных культур и вероисповеданий, деятельность расистских организаций и акты расового насилия, религиозный экстремизм, нетерпимость политических движений и идеологий. Россия не может быть отнесена к категории государств, где существует открытая дискриминация этнических и религиозных меньшинств.
Поэтому, конечно, целесообразно привлекать общинных лидеров, старейшин, религиозных лидеров, авторитетных граждан к процессам выхода из конфликтов, в том числе и к переговорам в качестве представителей народной дипломатии, а также в качестве наблюдателей и гарантов соблюдения и выполнения достигнутых соглашений.

- У Русской Православной Церкви есть соглашение о сотрудничестве с МВД России в деле духовного воспитания личного состава… Есть ли подобное соглашение между правоохранительными структурами и мусульманской конфессией?
- В настоящее время Совет муфтиев России имеет соглашение с Главным командованием Сухопутных войск Минобороны, активная совместная воспитательная работа ведется с Федеральной службой исполнения наказаний Минюста. Поясню принцип нашего сотрудничества с любой государственной структурой: инициатива в организации совместных действий должна исходить от госорганов. Хотя должен подчеркнуть, что мы оперативно реагируем на обращения к нам верующих.

Так, например, в Электростали Московской области военнослужащие воинской части внутренних войск МВД России попросили нас решить с командованием вопрос о выделении им комнаты для проведения молитв и помочь организовать по пятницам увольнения военнослужащих-мусульман для участия в пятничной молитве. После обращения представителей Духовного управления мусульман Европейской части России к командиру комната для моления была выделена. Военнослужащие-мусульмане сами ее отремонтировали, выбрали из своих рядов имама. По пятницам те, кто в это время не задействован на военной службе, ходят в местную мечеть на джума-намаз.

Кроме того, в течение двух лет к нам на семинары приходили руководители органов воспитательной работы Московского округа внутренних войск МВД.

Что касается Министерства внутренних дел России, то, полагаю, Совет муфтиев находится на пути заключения договора. Фактически мы активно сотрудничаем с управлением по взаимодействию с общественными и религиозными организациями, разъясняем наши подходы, информируем представителей министерства. Мы направляли памятку по основам ислама и, насколько мне известно, она используется в практической работе с верующими.

- В “Основных положениях социальной программы российских мусульман”, принятой в 2001 году, сказано: “Защита Отечества, интересов государства, забота о его безопасности - одна из важнейших обязанностей человека перед Аллахом, дело благородное и достойное настоящего мужчины… Мусульманские организации готовы содействовать государственным органам в подготовке молодежи к службе в рядах Вооруженных Сил, считая ее долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации”. В чем на практике выражается эта готовность содействовать?
- Фактически весь наш разговор посвящен взаимодействию, не так ли? Мусульманские лидеры сегодня приходят и в военкоматы, и в госпитали, и в воинские части - туда, где мусульмане находятся на службе государства. Мы подготовили два выпуска методических рекомендаций офицерам, работающим с военнослужащими-мусульманами, и распространили их в частях Минобороны. Подобная работа два года назад началась с отделом воспитательной работы Московского округа внутренних войск МВД России.

Обращу внимание читателей газеты: речь не идет об организации религиозного, проповеднического воздействия на военнослужащих. Нет, мы хотим, чтобы офицеры знали основы мусульманской религии и, опираясь на эти знания, более квалифицированно воспитывали верующих военнослужащих. Думаю, сотрудникам МВД будет интересно узнать, что такой подход Совета муфтиев в настоящее время находит поддержку в Общественном совете при Минобороны России. Так, когда мы встречались с заместителем министра обороны генералом Николаем Панковым, то он поддержал мысль о подготовке обстоятельного учебника для офицерского состава по работе с военнослужащими-мусульманами.

- Как вы относитесь к введению института военного духовенства? И как вы видите место, которое должны занять в Вооруженных Силах и правоохранительных органах мусульманские священнослужители?
- Позиция Совета муфтиев России по этому вопросу открыта и включает два принципиальных момента. Во-первых, в этих государственных структурах воспитательная работа должна оставаться внерелигиозной. Во-вторых, конфессии не должны заменять или подменять органы по работе с личным составом. А вот сотрудничать, мы считаем, необходимо, но вряд ли уместно отдавать предпочтение тому или иному религиозному объединению.

Мы неизменно позитивно реагируем на приглашения в воинские части. Имамы и муфтии проводят занятия для офицерского состава, индивидуально беседуют с военнослужащими, склонными к нарушениям воинской дисциплины. Несколько лет назад в одной из воинских частей Москвы мы организовали мусульманский лекторий, ученые из Совета муфтиев (подчеркну, именно ученые) прочитали офицерам целый курс лекций о том, как надо работать с военнослужащими-мусульманами. И хотя офицеры проявили интерес не сразу, но постепенно  поняли практическую пользу от этих занятий для себя.

В завершение беседы хочу от всей души пожелать всем сотрудникам, находящимся на государственной службе, долготерпения, выдержки и спокойствия. Поздравляю военнослужащих с приближающимся Днем защитника Отечества!

Другие материалы раздела
Виртуальный полковник-2
В нашей газете от 21 декабря 2006 года под рубрикой “Спецдосье “Щита и меча” был опубликован материал “Виртуальный полковник”. Со времени той публикации в истории появились новые факты. Мы в свою очередь, как и обещали, продолжаем начатую тему.
Кавказский меридиан
На стыке трех границ
Наш корреспондент беседует с начальником УВД по Псковской области генерал-майором милиции Сергеем МАТВЕЕВЫМ.
Его называли белорусским Берией
Все самые знаковые точки биографии этого человека тесно связаны со зловещей фигурой Берии.
Рекордный тираж
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru