Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2007 год

Расширенное заседание коллегии МВД РФ

Минувший год стал для МВД России отправной точкой в решении целого ряда наиболее важных задач по обеспечению конституционных прав граждан на личную неприкосновенность, экономической свободы и безопасности. Эта работа проводилась на основе глубокого анализа современных вызовов и угроз со стороны криминалитета и преступных сообществ, общеуголовной экспансии на права и интересы россиян, что, в свою очередь, потребовало новых подходов к организации деятельности органов внутренних дел.

Действуя в соответствии с основными приоритетами, определенными Президентом и Правительством страны, решениями Совета безопасности, Министерство внутренних дел провело значительную работу по обновлению законодательства, совершенствованию правовых норм правоохранительной деятельности. Одновременно оптимизированы структура, состав и численность внутренних войск, Федеральной миграционной службы, главных управлений МВД РФ по федеральным округам, принимались иные меры повышения эффективности органов и подразделений.

Все это позволило обеспечить своевременное реагирование на появление новых элементов оперативной обстановки в стране.

Результаты этой работы, а также основные задачи на перспективу были обсуждены на расширенном заседании коллегии МВД России. В мероприятии приняли участие помощник Президента страны Виктор Иванов, Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка,  директор ФСБ РФ Николай Патрушев, председатель Счетной палаты Сергей Степашин, представители государственных и правоохранительных органов, руководители служб и подразделений органов внутренних дел  Российской Федерации.

С докладом выступил министр внутренних дел России генерал армии Рашид Нургалиев.

Из доклада министра ВНУТРЕННИХ ДЕЛ генерала армии Рашида Нургалиева на расширенном заседании коллегии МВД Российской Федерации.

Народная милиция

Основное влияние на криминальную ситуацию в России в прошедшем году оказывала деятельность экстремистских сил, делавших ставку на подрыв общественного порядка и вовлечение в противоправную деятельность неформальных молодежных организаций.

Негативно сказывалась на обстановке в обществе и сковывала деловую жизнь в стране уличная и корыстно-насильственная преступность.

Реальную опасность для внутренней безопасности России сохраняла и агрессия террористических сил, исходящая из Северо-Кавказского региона.

С учетом этих факторов главной стратегической линией явилось придание системе предельно открытого и социально ориентированного характера, защита законных прав и интересов граждан.

Для реализации этих задач проводилась целенаправленная работа по пресечению возможных нарушений, в первую очередь со стороны самих сотрудников органов внутренних дел. В результате впервые за последние 5 лет наметилась устойчивая тенденция к сокращению таких нарушений. И как прямое следствие - повышение почти на 20 процентов уровня доверия граждан к деятельности МВД России.

Работа министерства осуществляется открыто, при непосредственном участии всех заинтересованных структур гражданского общества.

В истекшем году в МВД России проведено 67 встреч с представителями общественных объединений и традиционных конфессий. Через Общественную приемную, размещенную в сети Интернет, было получено более 8 тысяч обращений граждан, по каждому из которых проведено детальное разбирательство, в том числе совместно с представителями аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и членами Общественной палаты, а также правозащитными организациями.

Существенную роль в этом направлении призван сыграть и создаваемый при МВД России Общественный совет. В его состав войдут люди с активной гражданской позицией и знающие проблемы правоохранительной деятельности.

В текущем году МВД России продолжит политику открытого взаимодействия с общественностью, демонстрируя готовность к конструктивному диалогу в целях защиты прав и свобод граждан.

Главная задача любого руководителя системы МВД заключается в том, чтобы каждое обращение человека в милицию было рассмотрено.

Прогноз сработал на результат

Увеличение общего числа зарегистрированных преступлений в прошлом году было прогнозируемым. Так как это является результатом целенаправленных мер по сокращению латентного сектора преступности. А это в первую очередь деяния небольшой и средней тяжести, составляющие в общем количестве преступлений более 70 процентов. В силу своей масштабности именно эти преступления грубо нарушают права и свободы большого числа граждан и ввиду малозначительности остаются скрытыми от правоохранительных органов. Для их выявления более принципиальной стала оценка административных правонарушений, повышена инициативная деятельность и по выявлению неочевидных, тщательно замаскированных преступлений.

Вывод из тени основной части преступности позволил обеспечить более эффективное влияние на криминальную обстановку и повысить результативность принимаемых мер.

Так, снизились показатели регистрации тяжких и особо тяжких преступлений (-0,2 процента, 1,074 миллиона). Значительно уменьшилось число зарегистрированных убийств (27,5 тысячи, - 11 процентов), умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (51,4 тысячи, - 11,1 процента). В два раза сократилось число террористических актов (-44,8 процента, 112) и на 12 процентов меньше похищений людей. Доля тяжких и особо тяжких преступлений в общем массиве преступности с 2001 года уменьшилась практически на треть (с 59,6  процента до 27,9 процента в 2006 году). Несмотря на рост общего числа преступлений, количество раскрытых деяний возросло на 5,6 процента (1794,5 тысячи). Больше на 5 процентов установлено и лиц, совершивших преступления (1360,9 тысячи).
Затрагивая правозащитные вопросы, особо следует выделить задачу приведения в соответствие с требованиями законодательства условий содержания подозреваемых и обвиняемых в специальных учреждениях органов внутренних дел. Здесь главное внимание было сосредоточено на создании условий для пребывания в изоляторах временного содержания.

За счет средств федерального и местного бюджета в 2006 году построено 10 новых и капитально отремонтировано 107 подобных учреждений. Однако на сегодня только четверть изоляторов соответствуют требованиям федерального законодательства и международных стандартов содержания подозреваемых и обвиняемых. Более половины из них не оборудованы режимными зонами и помещениями для свиданий, каждый четвертый не имеет прогулочного двора. На сегодня - более половины изоляторов требуют капитального ремонта и реконструкции.

Для коренного исправления сложившейся ситуации министерством разработана ведомственная целевая программа “Обеспечение содержания лиц, заключенных под стражу в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, а также специальной системы перевозок указанных и осужденных лиц”, которая предусматривает строительство и реконструкцию в 2008 - 2010 годах 78 изоляторов временного содержания и капитальный ремонт 767 действующих.

В этом направлении предстоит сложная и напряженная работа, и руководство МВД России надеется, что в ней примут непосредственное участие главы администраций всех субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также российские правозащитные организации и общественные объединения.

Важное общественно-политическое значение имеет и обеспечение безопасности граждан и гостей России на улицах городов и в общественном транспорте.

Об этом в ноябре прошлого года говорилось на Координационном совещании правоохранительных органов, где Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным особо подчеркивалась озабоченность общества проблемой уличной преступности.

В 2006 году впервые за много лет, благодаря регистрации всех поступающих заявлений и сообщений о происшествиях, получена реальная оценка масштабов преступных посягательств, которым подвергаются люди в общественных местах и на объектах транспортной инфраструктуры. На треть больше зарегистрировано краж (+34,9 процента), на 14 процентов грабежей и на 9 процентов - разбойных нападений. В результате, число совершенных здесь преступлений достигло 441 тысячи. А это значит, что тысячи преступников, скрывающихся от правосудия и совершающих новые преступления, понесут заслуженное наказание, а нарушенные права потерпевших будут восстановлены.

Более объективными стали показатели оперативной обстановки и на объектах транспортного комплекса. Количество зарегистрированных грабежей здесь выросло на 14,6 процента, разбойных нападений на 3,6 процента, краж на 14 процентов.

Для устранения причин и условий, укрепления общественной безопасности и принятия системных мер упреждающего характера Министерством внутренних дел реализуется многоуровневая Государственная система профилактики.

За отчетный период приступили к работе 3078 специальных комиссий в областях, городах, районах и муниципальных поселениях, которые на местах консолидируют усилия государственных органов, бизнеса и общественности в интересах правопорядка.

Введено 1700 освобожденных должностей заместителей глав администраций по координации профилактической работы, контролю за исполнением принятых решений и использованию возможностей регионального законодательства.

На плановой основе уже работают 62 региона.

Консолидированный годовой бюджет Государственной системы профилактики правонарушений в минувшем году составил около 5 миллиардов рублей, а в этом году его объем возрос до 6 миллиардов. В работе комиссий первоочередное внимание уделялось вопросам ресоциализации лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, открытия пунктов лечения алкоголизма и наркомании, содержания временных убежищ от семейного насилия, оказания помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, организации спортивно-массовой работы с трудными подростками и созданию зон безопасности в школах и ПТУ.

В каждом четвертом регионе приступили к работе и по квотированию рабочих мест для лиц, вернувшихся из мест лишения свободы.

Работа комиссий позволила увеличить и штатную численность строевых подразделений патрульно-постовой службы почти на 2,5 тысячи единиц, что привело к росту числа раскрытых этой службой преступлений на 4 процента и составило 131 тысячу.

В целях повышения доверия населения к милиции и повышения уровня ее доступности, обеспечения возможности быть в “гуще событий” увеличено и количество передвижных пунктов милиции, зарекомендовавших себя в качестве наиболее мобильного и эффективного средства обеспечения правопорядка на улицах, в зонах отдыха и на транспортных коммуникациях.

Наука и техника - помощь правопорядку

Успешно ведется работа и по внедрению в деятельность подразделений патрульно-постовой службы современных систем управления нарядами, средствами видеоконтроля и информационного обеспечения, каналами прямой связи с населением. Подобная информационная система “Безопасность” уже успешно прошла испытание в Краснодарском крае, Московской области, в Санкт-Петербурге и Перми и рекомендована для внедрения всем главам администраций регионов.

Увеличено и число систем правоохранительного видеонаблюдения в местах массового пребывания граждан, где в охране правопорядка работает уже почти 6 тысяч видеокамер. Число установок экстренной связи “гражданин-милиция” превысило 28 тысяч. Все это было сделано в интересах реализации нового принципа работы “милиция в шаговой доступности”.

Участок - и служба, и жизнь

Важную роль в государственной системе профилактики правонарушений призвана выполнять служба участковых уполномоченных милиции. В минувшем году было уделено много внимания укреплению этой службы. Еще два-три года назад идея совмещения проживания и службы на одном участке казалась невыполнимой. Сегодня 34 процента участковых работают там, где проживают, и люди получили возможность круглосуточно обращаться к своему участковому-соседу.

В истекшем году участковыми раскрыто на 5 процентов больше преступлений, что составило 440 тысяч.

Придавалось большое значение и профилактике среди учащихся средних школ. В шестидесяти регионах Российской Федерации введено свыше 3,2 тысячи должностей школьных инспекторов милиции (это почти на тысячу больше, чем в 2005 году) с возложением на них функций по исправлению трудных подростков, формированию правосознания и доведению до них требований закона, предупреждению экстремистских и других антиобщественных проявлений.

Руководство МВД России и дальше намерено развивать институт школьных инспекторов милиции как наиболее продуктивную форму профилактической работы с подростками и молодежью.

Уверенные шаги профилактики

В целом же главным результатом деятельности Государственной системы профилактики правонарушений можно обоснованно считать остановленный рост тяжких и особо тяжких преступлений.

Однако проведенные мероприятия - это только первые шаги в этом важном направлении деятельности ОВД. Поэтому предупреждение преступлений, оперативно-розыскная профилактика и формирование правосознания должны стать стратегической линией борьбы с преступностью и охраны правопорядка.

От решения этих задач напрямую зависит и реальное улучшение оперативной обстановки по линии общеуголовной преступности.

Главным приоритетом в этом направлении являлась защита от преступных посягательств на жизнь, здоровье и имущество граждан.

Не меньшую опасность представляют и кражи мобильных средств связи, рост которых превысил 70 процентов и составил около 600 тысяч фактов. Жертвами этих деяний становятся в основном женщины и дети, поэтому организацию борьбы с данным видом хищений необходимо выделить в самостоятельную линию, обеспечив тесное взаимодействие с оперативно-техническими подразделениями и правоохранительными органами государств-участников СНГ.

Остро стоят задачи и розыска без вести пропавших, и установления личности граждан по неопознанным трупам. В прошедшем году прекращено более 109 тысяч дел в связи с установлением разыскиваемых лиц (+8,8 процента). Вместе с тем сегодня возвращения домой пропавших родственников ожидает более 120 тысяч семей (122 тысячи 735 человек, +0,5 процента).

Необходима также активизация розыска лиц, уклоняющихся от дознания, следствия и суда. При этом надо использовать возможности оперативно-технических и поисковых подразделений. Их работа по ряду резонансных убийств, в ходе расследования террористических актов наглядно показала, что они являются наиболее острым и действенным инструментом в борьбе с самыми опасными проявлениями преступности. Буквально за последние три года сотрудники этих подразделений выросли до профессионалов высшего уровня, владеющих практикой документирования, анализа огромных массивов информации, использующих тактику, опережающую достижения в этой области зарубежных полицейских органов.

Оргпреступности противостоят профессионалы

Количество раскрытых преступлений, совершенных в составе организованных групп и преступных сообществ (30,2 тысячи), увеличилось на 5,6 процента. На 9 процентов возросло и число участников организованных криминальных структур, привлеченных к уголовной ответственности.

При этом основное внимание было сосредоточено на проведении системной и целенаправленной работы по выявлению и пресечению деятельности наиболее крупных организованных преступных формирований, выявлению и раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений.

Наиболее значимые результаты достигнуты в республиках Мордовия и Татарстан, в Свердловской области, Приморском и Хабаровском краях, а также в ряде иных регионов Российской Федерации.

В Республике Мордовия выявлено 213 преступлений экономической направленности, раскрыто 131 преступление, совершенное участниками организованных преступных формирований. Изъято более 400 единиц оружия, доначислено налогов на сумму 120 миллионов рублей, выведено из-под контроля организованных преступных формирований 25 объектов экономики.

Успешно завершена в минувшем году длительная и сложная работа на территории Республики Татарстан. Верховным судом республики вынесены обвинительные приговоры в отношении 179 участников ОПФ “29 комплекс”. Все они приговорены к различным срокам лишения свободы.

Из-под криминального контроля выведено 20 предприятий и организаций, в числе которых 4 банка, сеть рынков и ресторанов, Елабужский автомобильный завод и коммерческие подразделения акционерного общества “КамАЗ”.

Проведена значительная работа и по выявлению фактов преступной деятельности организованных групп и сообществ, занимающихся рейдерством.

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области пресечена деятельность ряда преступных организаций, осуществивших захват более 30 крупных предприятий.

В Московской области в результате реализации оперативной разработки пресечен захват 9 сельхозпредприятий, который мог нанести ущерб государству и владельцам земельных паев на сумму свыше 30 миллиардов рублей.

Во многом полученные результаты стали возможными за счет реформирования главных управлений МВД России по федеральным округам, деятельность которых была ориентирована на выявление и раскрытие межрегиональных, организованных и коррупционных тяжких составов преступлений.

Так, в результате длительной оперативной разработки пресечена деятельность девятерых участников преступной организации “Пожарники”, находившихся в России по поддельным документам, которые в течение последних 12 лет на территории Гомельской и ряда других областей Беларуси совершили
18 убийств и десятки других тяжких преступлений.

Вместе с тем принимаемые органами внутренних дел меры еще не адекватны угрозам, исходящим от организованной преступности в различных сферах социальной и экономической жизни общества.

И поэтому необходимо продолжить развитие правовой основы борьбы с организованной преступностью, сосредоточив внимание на разработке совместно с иными заинтересованными субъектами оперативно-розыскной деятельности проектов федеральных законов “О борьбе с организованной преступностью” и “О борьбе с коррупцией”.

Отправной точкой для полномасштабного наступления на организованный криминал должна стать и Федеральная целевая программа “Усиление борьбы с организованной преступностью и коррупцией на 2008 - 2013 годы”.

С учетом поставленных задач органы внутренних дел были ориентированы на выявление и пресечение преступлений, наносящих крупный ущерб экономическим интересам страны.

В истекшем году выявлено почти 490 тысяч преступлений экономической направленности, что на 12 процентов больше, чем в 2005 году. Более трети из них относятся к категории тяжких и особо тяжких. Обеспечен и прирост почти на 11 процентов, а это 14,2 тысячи преступлений экономической направленности, совершенных в составе организованных групп.

Отмечается тенденция улучшения и качественной составляющей борьбы с преступностью в сфере экономики. На потребительском рынке на четверть (+27,3 процента, 9,6 тысячи) возросло число выявленных подразделениями Департамента экономической безопасности преступлений в крупных и особо крупных размерах. В 2,5 раза увеличилось число преступлений, выявленных в сфере обеспечения законных интересов правообладателей, где пресечено более 4,8 тысячи преступлений, из которых 96,3 процента совершены в крупных и особо крупных размерах либо причинили крупный материальный ущерб.

Коррупция - коррозия общества

Есть позитивные результаты и в борьбе с преступлениями в кредитно-финансовой сфере, внешнеэкономической деятельности, в борьбе с незаконным оборотом спиртосодержащей продукции и легализацией криминальных доходов.

Высокую эффективность показывает и применение системного межведомственного подхода к отработке отдельных отраслей экономики.

Значительное внимание уделялось и защите бюджетных средств, выделенных на национальные проекты, которые уже сегодня приносят социально значимые результаты. Эта работа будет приоритетной и в текущем году.

Вместе с тем, несмотря на достигнутые результаты, линия борьбы с преступлениями в сфере экономики в течение 2007 года требует существенной корректировки.

В первую очередь предстоит внести изменения в структуру и численность профильных подразделений.

Сконцентрировать на уровне центрального аппарата оперативные разработки по изобличению участников преступной деятельности, которая наносит крупный ущерб экономике страны, имеет межгосударственный характер и представляет особую сложность в ее раскрытии.

Здесь в качестве примера можно привести совместную деятельность подразделений ДЭБ МВД, Пограничной службы Федеральной службы безопасности, Федеральной таможенной службы и Министерства иностранных дел по раскрытию контрабандных поставок морских биоресурсов российскими рыбопромышленниками в Японию. Только по двум уголовным делам установлено участие в незаконном сбыте морепродукции за рубежом 239 судов, принадлежащих 161 коммерческой организации. При этом ущерб российским биоресурсам составил 16 тысяч 469 тонн на сумму более 18 миллиардов рублей.

Для защиты экономики страны руководителям департаментов, главных управлений по федеральным округам, органов внутренних дел по субъектам Российской Федерации необходимо обеспечить повышение уровня оперативной осведомленности, позволяющей работать на упреждение криминальных проявлений.

От результатов деятельности по декриминализации экономики во многом зависит и эффективность мер по борьбе с коррупцией в системе землепользования, лицензирования коммерческой деятельности, регистрации и осуществления контрольных и надзорных функций, которая непомерным грузом легла на региональную и местную экономику, предпринимателей, малый и средний бизнес, ценовую политику.

И здесь основные усилия оперативных и следственных подразделений МВД России были нацелены на выявление тяжких и особо тяжких преступлений коррупционной направленности и документирование связей должностных лиц с организованным криминалом, что позволило увеличить результаты данной работы в полтора раза.

В прошедшем году органами внутренних дел выявлено почти 24 тысячи таких преступлений, в том числе более 8,6 тысячи фактов взяточничества (соответственно + 16,4 и +16,5 процента).

Пресечена деятельность 230 организованных преступных групп, лидеры и участники которых использовали в своих интересах коррумпированные связи с должностными лицами органов власти и управления.

Прекращена преступная деятельность должностных лиц органов государственной власти в республиках Якутия, Коми и Удмуртия, в Приморском крае, Тверской, Орловской, Новосибирской, Нижегородской и Камчатской областях.

Так, за получение взяток в особо крупных размерах задержаны: группа депутатов городской Думы во главе с ее председателем в Тверской области, заместители глав администраций городов Владивостока и Якутска, 12 должностных лиц в администрации города Орла, депутат Архангельского городского Совета.

В Республике Башкортостан пресечены преступные действия заместителя министра имущественных отношений, обеспечившего безвозмездный перевод в собственность коммерческих фирм основных фондов республиканских предприятий стоимостью более 200 миллионов рублей.

Возбуждено уголовное дело и в отношении бывших руководителей государственной судоходной компании “Новошип”, которые, используя служебные полномочия, заключили ряд заведомо невыгодных сделок по фрахту судов, чем нанесен материальный ущерб в размере около 300 миллионов долларов США.

Однако в целом результаты борьбы с коррупцией далеки от желаемых. Тому есть причины. Отсутствует необходимый правовой инструментарий, позволяющий сегодня эффективно противодействовать этому злу.

Необходимо помнить, что коррупция в упрощенном виде уже давно ушла в историю. Поэтому взять с поличным за взятку должностное лицо, которое создало целую систему, по которой оказываются преступные услуги, обналичиваются и легализуются криминальные доходы, используя для этого шаблонные и годами устоявшиеся тактические приемы, просто невозможно.

Здесь нужна кропотливая и тщательно продуманная оперативная работа по документированию всех звеньев криминальной цепи с изобличением всех ее участников, независимо от территории и занимаемой должности. В обязательном порядке должны отрабатываться версии о причастности таких лиц и к совершению других преступлений: таких, как присвоения и растраты, мошенничество, легализация криминальных доходов и других, неизбежно сопровождающих коррупцию.

Борьба с коррупцией в высших эшелонах власти как наиболее сложная задача, требующая максимальных организационных ресурсов и тактических тонкостей, должна быть активизирована подразделениями центрального аппарата министерства и главных управлений по федеральным округам. Санoвные особы областных и республиканских центров должны стать объектом пристального оперативного внимания МВД, ГУВД, УВД по субъектам Федерации.

Необходимо помнить, что борьба с коррупцией эффективна только тогда, когда ведется по всему “фронту” и не оставляет места ни мелким, ни крупным злоупотреблениям. Так как именно безнаказанность за коррупцию сегодня выступает основным катализатором роста этого вида преступности.

Жизнь без наркотиков

Среди приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел важное место занимает борьба с незаконным оборотом наркотиков, так как высокие темпы наркотизации населения являются одним из основных факторов, питающих криминальную среду и влияющих на рост общеуголовных деяний корыстно-насильственной направленности.

Поэтому для Министерства внутренних дел борьба с наркопреступностью выступает важнейшим элементом общей профилактики преступлений.

В связи с этим МВД России совместно с Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков принимались меры по борьбе с распространением и пресечением каналов поставки наркотических веществ в нашу страну и транзита в другие государства.

В результате число пресеченных сотрудниками органов внутренних дел наркопреступлений в крупных и особо крупных размерах возросло практически в полтора раза (48,3 тысячи), раскрыто 2,6 тысячи преступлений, совершенных преступными сообществами и организованными группами, изъято более 11 тонн наркотических средств и психотропных веществ.

Главной мишенью наркодельцов являются несовершеннолетние, а значит, здоровье и потенциал нации. И набранные темпы работы необходимо наращивать, борьба с накроэкспансией - задача одинаково приоритетная для всех государственных органов и структур гражданского общества.

Антитеррор в действии

По-прежнему не спадает острота угрозы и террористических проявлений.

В истекшем году совместными действиями МВД, Федеральной службы безопасности и Министерства обороны Российской Федерации террористическим организациям нанесен ощутимый урон.

Обезврежены 169 вооруженных бандитов, задержаны более одной тысячи членов незаконных вооруженных формирований и граждан, причастных к бандформированиям.

Сорваны террористические замыслы бандподполья и предотвращен ряд диверсионно-террористических актов в республиках Дагестан, Ингушетия и Кабардино-Балкария.

Наряду с этим усилия правоохранительных органов были сосредоточены и на искоренении причин терроризма. Основу этой деятельности составляет восстановление социально-экономической сферы Чеченской Республики. И главная задача правоохранительных структур - обеспечить безопасность данных процессов, защитить людей, возвращающихся к нормальной мирной жизни.
 
Вместе с тем остатки бандподполья на территории Северного Кавказа продолжают представлять определенную угрозу для мирного населения региона и остаются главным источником нестабильности в Южном федеральном округе. Новое организационное построение - Национальный антитеррористический комитет - окажет решающее воздействие на результаты борьбы с терроризмом в стране.

Здесь потребуется реализовывать по единому оперативному плану и замыслу комплекс дополнительных мероприятий, направленных на противодействие терроризму, установлению надежного заслона в приобретении оружия, боеприпасов, взрывчатых материалов и других средств поражения, а также вовлечению в эту деятельность молодежи.

Увеличение же фактов насилия в отношении иностранных студентов потребовало от органов внутренних дел принятия специальных мер по охране общежитий, выставлению постов на маршрутах их движения и усиления оперативно-розыскных мероприятий. В Санкт-Петербурге была вскрыта преступная деятельность экстремистской организации “Мэд Крауд”, члены которой за три года совершили более 10 тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе убийство сенегальского студента.

В ходе мероприятий по борьбе с молодежным экстремизмом органами внутренних дел было раскрыто 169 таких преступлений (+27,1 процента). Привлечены к уголовной ответственности лица, виновные в совершении ряда убийств и избиений иностранных студентов в Воронеже, Москве, Курске, Санкт-Петербурге. Транспортной милицией пресечено более 1,5 тысячи актов экстремистского вандализма и хулиганства молодежи в электропоездах, на железнодорожных вокзалах и станциях.

В ряде городов в результате своевременных мер профилактики предотвращены побоища футбольных фанатов. В Санкт-Петербурге не допущено факельного шествия скинхедов. В Ростове-на-Дону пресечен поджег общежития, в котором проживают иностранные студенты. Необходимые меры были приняты и для предотвращения ряда попыток организовать массовые беспорядки в ходе так называемых акций “Русского марша”.

Важное место в противодействии экстремизму занимает и борьба с его религиозными формами, име ющими наиболее законспирированный и опасный характер.

Совместно с органами Федеральной службы безопасности пресечена деятельность террористической группировки “Исламский джамаат”, ячейки которой действовали в Татарстане, Башкирии и Ульяновской области. В публичных призывах к осуществлению экстремистской деятельности, возбуждении ненависти либо вражды на национальной и религиозной почве, приготовлении к совершению террористической акции изобличен 41 участник группировки, 25 задержанным избрана мера пресечения - заключение под стражу, 8 объявлены в межгосударственный розыск.

Сотрудниками МВД во взаимодействии с Федеральной службой безопасности выявлено 11 ячеек международной террористической организации “Хизб ут-Тахрир аль-Ислами”, установлены 139 участников данной организации. Только на территории Приволжского федерального округа за два последних года выявлены и экстрадированы из России более 20 ее эмиссаров.


Основным результатом деятельности в этом направлении должно явиться создание в обществе обстановки неприятия любых проявлений экстремизма, расовой и религиозной нетерпимости.

Следствие ведут знатоки

Завершающим этапом борьбы с преступностью, по результатам которого оценивают деятельность органов внутренних дел, является расследование преступлений.
В прошедшем году продолжалась работа по улучшению деятельности следственных подразделений. Нагрузка на следственные аппараты возросла на 15 процентов и составила 70 уголовных дел на одного следователя.

И тем не менее наметилась тенденция улучшения качества расследования. Сократилось количество уголовных дел, возвращенных прокурорами для дополнительного следствия (-2,3 процента), снизился удельный вес прекращенных производством уголовных дел (до 10,7 процента) и увеличилось количество дел, направленных в суд (526 тысяч, +5,3 процента).

Вместе с тем деятельность следственных подразделений требует дальнейшего совершенствования.
Следственному комитету необходимо в первую очередь сосредоточить усилия на укреплении взаимодействия с оперативными подразделениями, которое пока осуществляется недостаточно эффективно.

Сохраняет свою актуальность и повышение оперативности реагирования на заявления и сообщения о преступлениях, качество и результативность осмотров мест происшествия.

Значительного улучшения по-прежнему требует и организация деятельности следственных частей при главных управлениях МВД России по федеральным округам и управлений Следственного комитета по делам об организованной преступной деятельности. Они должны осуществлять качественное расследование наиболее сложных преступлений, вызвавших повышенный общественный резонанс.

Руководителям следственных подразделений следует сосредоточить усилия на оказании практической и методической помощи, в первую очередь следственным подразделениям, имеющим длительное время неудовлетворительные показатели следствия и состоящим на особом контроле, а также работающим в сложной криминогенной обстановке.

Наша дорога

Дальнейшего совершенствования требует и сфера обеспечения безопасности дорожного движения.
В целях выполнения поручений Президента Российской Федерации в начале 2006 года утверждена Федеральная целевая программа “Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах”.

Образована Правительственная комиссия. Проведены три ее заседания. На последнем, состоявшемся 19 декабря, были заслушаны отчеты руководителей министерств о выполнении мероприятий Федеральной целевой программы.

В течение прошлого года проведены рабочие совещания по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения с руководителями органов исполнительной власти во всех федеральных округах страны, где были подписаны соглашения о софинансировании мероприятий и приняты региональные программы по обеспечению безопасности дорожного движения.

В текущем году Департаменту обеспечения безопасности дорожного движения необходимо усилить работу по принятию федеральных решений улучшения уровня подготовки и переподготовки водителей, организации профилактики в автопредприятиях и программной работе в детских и молодежных коллективах.

Совместно с Финансово-экономическим департаментом и Департаментом тыла продолжить работу по социальной защищенности сотрудников дорожно-патрульной службы.

По законам России

В контексте принимаемых мер по обеспечению безопасности и устойчивого развития нашей страны важное значение имеет выработка и реализация эффективной миграционной политики.

В этой связи основные усилия были сконцентрированы в прошедшем году на снятии излишних административных барьеров для тех специалистов, в притоке которых нуждается страна.

Для чего в июле 2006 года были приняты, а 15 января текущего года вступили в законную силу федеральные законы, которые упорядочивают процедуру приобретения правового статуса иностранного гражданина на территории России.

Принята и Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Ее реализация позволит в ближайшей перспективе перенаправить миграционные потоки в регионы Российской Федерации, имеющие важное стратегическое и экономическое значение и наиболее остро нуждающиеся в трудовых ресурсах.

Создавались условия и для привлечения в страну квалифицированных трудовых мигрантов.
В течение прошлого года на 64  процента увеличилось количество иностранных граждан, получивших разрешения на работу, что составило 1 миллион 150 тысяч (+64 процента).

В рамках Государственной программы была проделана значительная работа и по обеспечению российских граждан паспортами нового поколения, содержащими электронный носитель информации, которые с 22 мая 2006 года в пилотном варианте уже изготавливались и выдавались в Москве и Калининграде, а также в консульских учреждениях Литвы и Германии. Здесь мы идем в ногу с мировым сообществом. Биометрические паспорта взаимопротестированы с США, Великобританией, Германией, Австрией, Швецией, Францией, Норвегией и в настоящее время соответствуют международным стандартам.

В прошедшем году шла активная разработка эффективных мер и по противодействию нелегальной миграции.

Так, совместно с органами внутренних дел проведено более 271 тысячи оперативно-профилактических мероприятий, в ходе которых было проверено почти 2 миллиона 300 тысяч объектов строительства, промышленности и жилого сектора.

В результате удалось добиться снижения количества нарушений миграционного законодательства, что свидетельствует о возрастающем количестве иностранных граждан и работодателей, осуществляющих свою деятельность в рамках правового поля.

Главная задача, стоящая сегодня перед Федеральной миграционной службой, - это организация цивилизованной миграции, позволяющей эффективно использовать человеческий потенциал для решения задач социально-экономического развития страны и обеспечивать права и свободы вовлеченных в миграционные процессы граждан.

Надежная внутренняя сила

В 2006 году успешно осуществлялась и служебно-боевая деятельность внутренних войск. Все задачи, поставленные директивами МВД России и Национального антитеррористического комитета перед войсками, были выполнены в полном объеме.

Внутренние войска проходят плановое реформирование согласно решениям Совета безопасности, главной целью которых является приведение структуры и состава войск в соответствие с внешними и внутренними угрозами, социально-экономическими условиями развития государства, текущими и перспективными задачами по эффективному участию МВД России в обеспечении внутренней национальной безопасности страны.

Продолжалась работа и по преобразованию округов внутренних войск в региональные командования. В срок завершены мероприятия по комплектованию военнослужащими по контракту группировки в Чеченской Республике, а также вновь созданных полков оперативного назначения.

Решены задачи по выводу до 1 января 2007 года из состава внутренних войск образцов тяжелых вооружений и подготовки специалистов по общевойсковым специальностям в учебной сети Минобороны России.

В условиях постоянных угроз со стороны террористов войсками обеспечивалась надежность охраны важных государственных объектов и специальных грузов. Только материальный эффект от умелых действий военнослужащих по пресечению проникновений на охраняемые объекты и краж материальных ценностей составил более 144 миллионов рублей.

Основной задачей внутренних войск МВД России в 2007 году является совершенствование структуры органов военного управления, форм и способов применения войск в борьбе с терроризмом, поддержание мобилизационной готовности, повышение боевой выучки, укрепление воинской дисциплины и сохранение жизни и здоровья военнослужащих.

Кадры - ресурс и резерв

В минувшем году удалось стабилизировать и кадровую ситуацию в органах внутренних дел.
Впервые на службу принято на 23,7 тысячи человек больше, чем уволено. Укомплектованность рядового и начальствующего состава органов и подразделений внутренних дел достигла 96,2 процента. Особенно важно, что повысилось комплектование ряда ведущих служб, в них стало больше сотрудников с высшим и средним специальным образованием, в том числе и юридическим.

Более устойчивой стала мотивация молодых специалистов. На первом году службы увольняются лишь единицы. Удельный вес сотрудников со стажем более 10 лет достиг 39 процентов. Именно они будут передавать свой опыт молодым сотрудникам.

Положительную роль в этом сыграли и меры, реализуемые в рамках Концепции совершенствования профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел, рассчитанной на период до 2010 года.

Ежегодно 34 ведомственных образовательных учреждения выпускают 27 тысяч специалистов, однако в полной мере удовлетворить потребности органов внутренних дел в квалифицированных сотрудниках пока не удается. В настоящее время ведется работа по реорганизации специальных средних школ милиции в структурные подразделения высших учебных заведений МВД России, что реально позволит обеспечить непрерывное профессиональное обучение по широкому спектру образовательных программ.

Назрела необходимость и создания в федеральных округах центров дополнительного профессионального образования.

Еще одним направлением, призванным повысить эффективность подготовки специалистов, особенно в системе переподготовки и повышения квалификации, является внедрение инновационных технологий обучения на базе единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел. Уже апробирована на практике и получает свое дальнейшее развитие система дистанционного обучения, которая вдвое сократит расходы на подготовку кадров.
Все это позволит продолжить укрепление профессионализма кадров органов внутренних дел и подразделений внутренних войск.

Значительно усилен контроль и за состоянием дисциплины и законности в органах внутренних дел. Смещение акцентов в направлении предупредительно-профилактических мероприятий позволило впервые за последние 5 лет снизить число сотрудников, привлеченных к ответственности за преступления (4020 человек, -6 процентов). Происходит постоянное самоочищение милиции - две трети правонарушителей в ОВД выявлены собственными силами.

В текущем году необходимо продолжить работу по предупреждению правонарушений сотрудниками органов внутренних дел. Для этого следует и далее совершенствовать дисциплинарную практику, являющуюся серьезным резервом повышения служебной дисциплины.

Подразделениям собственной безопасности следует повысить качество кураторской работы и зонального контроля, в максимально сжатые сроки повысить качество и результативность оперативно-служебной деятельности переданных в непосредственное подчинение ДСБ МВД России подразделений собственной безопасности, обслуживающих органы внутренних дел на транспорте и режимных объектах.

Ветераны - опора и надежа

Активно развивается и ветеранское движение.

Опыт и знания, которые имеют ветераны, долгое время оказывались невостребованными, хотя практически в каждом направлениями деятельности их участие позволяет избегать множества ошибок и добиваться глубоко продуманных и выверенных решений. Поэтому впервые в истории министерства отдельным приказом руководители ветеранских организаций введены в состав коллегий, оперативных совещаний, ученых советов и других органов управления. А в статусе помощников руководителей органов внутренних дел ветераны будут участвовать в обеспечении безопасности и правопорядка, патриотическом воспитании, гражданском и профессиональном становлении молодых сотрудников.

В настоящее время в органах внутренних дел функционирует более 4 тысяч 280 ветеранских организаций, объединяющих свыше полумиллиона человек.

Международное сотрудничество

В прошедшем году проделан большой объем работы и в сфере международного сотрудничества, в ходе которого Министерство внутренних дел обеспечивало отстаивание национальных интересов России за рубежом, повышало эффективность взаимодействия в сфере правоохранительной деятельности на глобальном, региональном и приграничном уровнях, а также наращивало его практическую составляющую.

В рамках председательства в “Группе восьми” впервые, по инициативе российской стороны, в формат и регламент встреч включены практические аспекты дискуссионных вопросов борьбы с терроризмом, незаконной миграцией и киберпреступностью. Подготовленные МВД России основные принципы и рекомендации по защите метрополитенов и железнодорожного транспорта от террористических посягательств одобрены и находят свое применение в странах “восьмерки”.

Практическую направленность приобрело и сотрудничество правоохранительных органов в рамках России и Евросоюза. Это стало возможным благодаря последовательному выполнению российской стороной положений “дорожной карты” по общему пространству свободы, безопасности и правосудия.

Впервые за время участия нашей страны в деятельности Интерпола в состав Исполнительного комитета вошел представитель правоохранительных органов России.

Во взаимодействии с правоохранительными органами государств - участников СНГ, а также Финляндии, Прибалтийских стран, Китая, Монголии, Республики Корея и Японии основной акцент делался на укреплении приграничного сотрудничества, которое осуществлялось в рамках совместных учений, широкомасштабных операций, следственных действий и оперативных мероприятий.

Бюджет безопасности

Успешное решение задач, стоящих перед органами внутренних дел и подразделениями внутренних войск, возможно только при обеспечении необходимого уровня материально-технического обеспечения. И здесь потенциал МВД России в последние годы существенно укрепился.
Фактическое исполнение бюджета составило 273 миллиарда рублей, что на
37 миллиардов больше, чем в 2005 году.

Распределение выделенных ассигнований осуществлялось преимущественно на повышение и индексацию денежного довольствия, заработной платы и компенсационных выплат, а также на техническое перевооружение органов внутренних дел и подразделений внутренних войск.

Министерством обеспечивалось своевременное финансирование планового повышения денежного довольствия, общее увеличение которого в 2007 году составит порядка 32 процентов, а в 2008 году возрастет еще на 15 процентов.

Впервые за последние годы полностью решена проблема оплаты проезда сотрудников органов внутренних дел и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно.

Устойчивое финансирование позволило довести уровень обеспеченности органов внутренних дел и внутренних войск материально-техническими ресурсами по основным видам номенклатур до 80 процентов. Параллельно осуществляется модернизация и используемых ресурсов. В прошлом году доля новых образцов вооружения и технических средств в общем объеме закупаемого имущества составила 10 процентов.

Отмечается существенный рост потенциала ведомственных научно-технических учреждений. Поэтому в истекшем году принято на вооружение и поставлено на снабжение 135 новых образцов вооружения, боеприпасов и специальной техники, что в 2,5 раза превышает итоги 2005 года.
Продолжая работу по укреплению базового элемента системы органов внутренних дел - подразделений городского (районного) звена, в 2006 году завершено освоение дополнительно выделенных по решению Президента Российской Федерации 3,5 миллиарда рублей. В горрайорганы для нужд дежурных частей, участковых уполномоченных милиции и экспертов-криминалистов адресно поставлено более 10 тысяч единиц служебного автотранспорта, оснащенного средствами связи, а также аппаратура для организации работы дежурных смен и средства индивидуальной бронезащиты и активной обороны. Приобретено высокотехнологичное оборудование для проведения сложных видов экспертиз, в том числе комплекты оборудования для ДНК-анализа.

Продолжалась работа и по созданию единого информационно-телекоммуникационного пространства. В 17 “пилотных” регионах созданы региональные сегменты системы до уровня территориальных подразделений ОВД, с подключением к ним объектов УВД на транспорте, отделов внутренних дел на режимных объектах, учебных учреждений системы МВД России, а также Федеральной миграционной службы. Всего в 2006 году работы по созданию сегментов интегрированной мультисервисной телекоммуникационной системы органов внутренних дел велись в 40 субъектах Российской Федерации.

В области капитального строительства в строй введено 77 объектов специального назначения, в числе которых 21 здание и помещение горрайорганов, а также 48 жилых домов и общежитий.

Улучшались условия службы и приема населения в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения и вневедомственной охраны.

За последние 2 года введено в строй более 10 объектов медицинского назначения, а более чем в 60 учреждениях проводятся ремонтно-восстановительные работы, сопровождаемые модернизацией медицинского оборудования. Все эти меры направлены на создание необходимых условий для медицинских работников и повышение качества медицинских услуг.

В текущем году МВД России будет добиваться реального перелома в противодействии преступности в каждом регионе и обеспечивать неукоснительную защиту прав и свобод граждан.

В результате в прошлом году было зарегистрировано и отработано более 19 миллионов 300 тысяч заявлений и сообщений о происшествиях, что почти на четверть больше прошлого года (+21,9 процента).

Почти по 3,3 миллиона рассмотренных сообщений принято решение о возбуждении уголовного дела (+11,5 процента). По более чем 2 миллионам поступивших материалов возбуждены дела об административном правонарушении (+33,5 процента). Рассмотрено около 15 миллионов 600 тысяч заявлений и обращений, поступивших от граждан и организаций по линиям Федеральной миграционной службы, лицензионно-разрешительной системы, Государственной инспекции безопасности дорожного движения и вневедомственной охраны, касающихся выполнения социально-обслуживающих функций. Благодаря соблюдению законности при принятии решений по поступившим обращениям, число жалоб граждан в связи с нарушениями при принятии от них заявлений и сообщений сократилось в истекшем году на 7,6 процента. Следствием изменения государственного подхода к выявлению и учету преступлений явился и рост регистрации преступлений. Их число увеличилось на 8,5 процента и составило 3 миллиона 855 тысяч деяний.

В течение 5 последних лет сохраняется тенденция сокращения убийств и покушений на убийства. Их число снизилось на 18,2 процента. Всего раскрыто 22,9 тысячи таких преступлений, 63 из которых - заказные. Улучшились результаты по раскрытию изнасилований (+2,1 процента, 7,5 тысячи), грабежей (+5,1 процента, 107,5 тысячи), краж грузов на водном и воздушном транспорте (+6,6 процента, 3097) и фактов мошенничества (+26,9 процента, 128,2 тысячи). Повышено профилактическое влияние и вневедомственной охраны. Под ее защитой сегодня находится более 1 миллиона 350 тысяч жилищ (+2,3 процента), 241 тысяча иных мест хранения личного имущества граждан (-0,7 процента)и  470 тысяч других объектов (+2,5 процента). В результате количество допущенных краж из охраняемых объектов и квартир снизилось на 6 процентов. Получен профилактический эффект и в борьбе с незаконным оборотом оружия. Здесь удалось добиться сокращения деяний, совершенных с использованием оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ на 13 процентов (18,7 тысячи).

По материалам подразделений по борьбе с организованной преступностью возбуждено 1524 уголовных дела в отношении 1763 участников организованных преступных формирований, в том числе в отношении 780 лидеров и активных участников уголовно-преступной среды. В целях подрыва экономических основ организованной преступности из-под криминального контроля выведено 237 объектов экономики и пресечена незаконная деятельность 161 предприятия.

Учитывая транснациональный характер связей организованной преступности, в прошедшем году предприняты меры и по противодействию международным организованными преступным формированиям.

Важным этапом в поддержании мирных процессов стало и обращение председателя Национального антитеррористического комитета к членам НВФ сложить оружие и прекратить террористическую деятельность. Эти и многие другие меры позволили сократить число совершенных террористических актов в России практически в 2 раза, а количество преступлений, осуществленных с использованием взрывных устройств, на четверть. В минувшем году из 112 преступлений, квалифицированных как терроризм, раскрыто 83 и 1068 преступлений террористического характера.

Терроризм - это крайняя форма экстремизма. Поэтому сегодня крайне важно ослабить усилия экстремистов по дестабилизации ситуации в стране и уберечь молодежь от вовлечения в противоправную деятельность. В 2006 году выявлено 220 объединений и групп экстремистской направленности, общая численность которых составляет около 10 тысяч человек. В деятельности отдельных молодежных группировок отмечается тенденция перехода от протестных и хулиганских действий к осуществлению террора, убийств и разбойных нападений. Подтверждением тому служит теракт на московском рынке в августе 2006 года и ряд насильственных преступлений в отношении иностранных рабочих и членов их семей.

В результате принятых мер на 3,6 процента снизилось количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях, на 2,2 процента меньше зарегистрировано происшествий с участием несовершеннолетних и на 13 процентов сократилось число ДТП по вине водителей, находившихся в состоянии алкогольного опьянения.

Почти 50 тысяч (на 17 процентов больше, чем в 2005 году) ветеранов участвуют в практической деятельности органов и подразделений внутренних дел, при их непосредственном участии в 2006 году раскрыто более 13 тысяч преступлений (на 48 процентов больше, чем в 2005 году). Свыше 20 тысяч из них являются наставниками молодых сотрудников, а более 10 тысяч шефствуют над несовершеннолетними. В настоящее время более 7,5 тысячи сотрудников из числа ветеранов работают в ведущих службах органов внутренних дел по контракту, более 41 тысячи человек - на общественных началах.

Министерство внесло реальный вклад и в противодействие афганской наркоугрозе. Во исполнение поручения Президента Российской Федерации Владимира Путина в 2006 году на базе Всероссийского института повышения квалификации МВД России, получившего статус Международного межведомственного центра, подготовлено 30 представителей антинаркотических структур Афганистана и стран Центральной Азии. Кроме того, в институте прошли переподготовку
156 иностранных специалистов по борьбе с терроризмом (110) и незаконной миграцией (8), а также для командирования в состав миротворческих миссий (38).

Фото  Анатолия НОСЕНКО

 


Другие материалы раздела
Совершенно секретный майор
16 марта 1937 года в составе Главного управления рабоче-крестьянской милиции был образован Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией.
Так свидетельствует Евангелие
Каждый год совершается этот праздник праздников - Светлое Христово Воскресение. Его мы ожидаем долго, готовимся к нему, очищая душу и тело.
Хранители "народной тропы"
В октябре прошлого года долготерпение пушкиногорской милиции было вознаграждено сторицей: она переехала в новое, только что построенное здание, сданное под ключ.
ХРАНИТЕ МИР, И ОН ВАС СОХРАНИТ
Маршальский жезл в дамской сумочке
Факты свидетельствуют о том, что женщинам удается добиться вершин в сфере, подчас не совсем свойственной слабому полу - в сфере риска и высокой ответственности, управления законами, финансами и людьми.
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru