Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2007 год

Здесь каждый должен быть фотографом

18 февраля - День транспортной милиции России

В преддверии профессионального праздника собеседником журналистов “Щита и меча” стал начальник Приволжского УВД на транспорте генерал-майор милиции Юрий КУЛИК.

*   *   *   *    *

Здесь шутят: лишь когда узнаешь, как электричка разворачивается, станешь настоящим транспортным милиционером. Шутка шуткой, но действительно, служба эта несколько отличается от той, что несут коллеги из региональных коллективов. И дело вовсе не в том, что территория обслуживания особая: железные дороги, аэропорты, речные и морские трассы, - и одно подразделение удалено от другого порой на тысячи километров. Транспортная инфраструктура - это отдельный мир со своими правилами и нюансами, а объекты внимания органов внутренних дел постоянно движутся.

- Юрий Павлович, подчиненные вам подразделения несут службу, как говорится, в трех стихиях, обеспечивая правопорядок на железнодорожном, воздушном и водном транспорте. Какие основные проблемы приходится решать на каждом из этих направлений?
- В зоне обслуживания Приволжского УВДТ все железнодорожные пути, аэропорты, вокзалы, в том числе речные и морские, которые расположены на территории Саратовской, Волгоградской и Астраханской областей. Общая протяженность обслуживаемых транспортных артерий, проходящих по территории восьми субъектов Федерации, составляет более двадцати трех тысяч километров. Ежесуточно проходит без малого двести поездов пригородного сообщения, семьдесят пассажирских составов, перевозятся миллионы тонн грузов. За год услугами железной дороги пользуются около тридцати пяти миллионов человек, то есть все население Саратовской, Волгоградской и Астраханской областей по несколько раз. Мы обеспечиваем эстафетное или сквозное сопровождение половины дальних поездов, которые проходят через нашу территорию, четверти всех пригородных и электропоездов.

Особая проблема - сохранность грузов и защита объектов железной дороги. Злоумышленники становятся все изощреннее, что заставляет и наш личный состав совершенствовать свое мастерство. Вспоминаю недавние события. Путем некоторого вмешательства в оборудование локомотивов преступники заставляли состав сбавить ход и в это время сбрасывали из вагонов грузы, как правило, изделия из металлов. Неподалеку поджидали сообщники, которые тут же вывозили похищенное. Согласитесь, уследить за подобным крайне сложно, ведь грузовые поезда милиция не сопровождает. Мы проанализировали ситуацию, продумали, каким образом могли действовать воры, и в конце концов выявили и обезвредили четыре преступные группы.

Поскольку ни речной, ни авиатранспорт такой напряженностью работы не отличаются, нисколько не принижая их значения, я уж не говорю об ослаблении внимания к ним с нашей стороны, считаю самым хлопотным хозяйством Приволжскую железную дорогу. Ее эксплуатационная протяженность составляет свыше пяти тысяч километров. Да и по количеству персонала дорога далеко впереди. Если, скажем, в компании “Саратовские авиалинии” трудятся около тысячи человек, то в структурах железной дороги - пятьдесят пять тысяч.

Однако, повторюсь, и о других направлениях не забываем. Так, с привлечением подразделений вневедомственной охраны территориальных органов внутренних дел организована охрана объектов аэропортов всех трех областных центров. Созданы штатные подразделения по предрейсовому досмотру пассажиров и багажа. Дополнительно сектора досмотра оснащены газоанализаторами паров взрывчатых веществ. В ходе проверки воздушных судов перед посадкой пассажиров, а также после их высадки в обязательном порядке участвует кинолог с собакой, обученной на поиск взрывчатых веществ и оружия.

Если говорить о воде, то на Волге мы контролируем пятнадцать грузовых портов, пять пассажирских речных вокзалов. Пять лет назад в оперативное обслуживание Приволжского УВД на транспорте передан морской международный торговый порт Оля вместе с другими объектами речного, морского и внутреннего водного транспорта Астраханской области. Тут тоже имеется своя специфика. Если в Саратовской и Волгоградской областях больше беспокойства приносят так называемые бытовые правонарушения, связанные, главным образом, с поведением граждан на пляжах, многочисленных волжских островах, то в Астрахани приходится больше заниматься экономическими злодеяниями, в том числе контрабандой, браконьерством.

- Территория обслуживания управления расположена в двух федеральных округах. Саратовская область относится к Приволжскому, Волгоградская и Астраханская - к Южному. По всей видимости, в связи с этим не обходится без проблем во взаимодействии с коллегами, ведь у всех непосредственное начальство со своими требованиями. Как удается и удается ли выходить из положения?
- Я бы не стал выделять какие-то особые трудности. С коллегами из территориальных органов налажено довольно четкое взаимодействие. Я приводил пример, как преступники воровали металл из проходящих поездов. Но места приема лома, куда они сдавали похищенное, находятся вне поля нашего зрения. Разве ж без коллег мы смогли бы раскрыть серию подобных посягательств?

Да и с прокурорами, как транспортными, так и соответствующих субъектов Российской Федерации, установлены, на мой взгляд, нормальные, рабочие контакты. Они требуют от нас главного - соблюдения законности в борьбе с преступностью на объектах транспорта, что мы и стараемся делать.

Затрагивая вопрос о разделении на два федеральных округа, следует скорее говорить не о проблемах во взаимодействии с коллегами, а о работе наших подразделений в разных условиях. И если в Приволжском округе ситуация достаточно стабильна, то ЮФО, как мы знаем, в последние годы функционирует практически в боевом режиме. Нашим подразделениям приходится выполнять не только типовые для всей милиции задачи по обеспечению общественного порядка и безопасности, но и повседневно участвовать в проводимых там дополнительных антитеррористических мероприятиях и операциях.

К особенности нашей зоны ответственности можно отнести то обстоятельство, что после распада Советского Союза часть обслуживаемой нами стальной магистрали оказалась на территории Казахстана. И наоборот, участки обслуживания Западного Департамента внутренних дел на транспорте МВД Республики Казахстан, являющиеся собственностью Казахстанской железной дороги, проходят по территории Российской Федерации. Эта географическая витиеватость сильно осложняет работу наших служб. Простой пример. В прошедшем году именно на этих участках зарегистрировано более десяти фактов битья стекол в наших пассажирских поездах. Конечно, мы взаимодействуем с коллегами из Казахстана по этому проблемному вопросу, но прямого влияния на положение дел, складывающееся на территории другого государства, оказать не можем.

Еще ситуация. Скажем, в нашем поезде, следующем по казахстанской земле, совершается преступление. Злодеи выпрыгивают из вагона и... оказываются вне юрисдикции сотрудников российской милиции. Ни преследовать, ни тем более задерживать правонарушителей за границей наш наряд не имеет права.

- Минувшей осенью именно здесь, в Саратове, ДОПТ МВД России подводил итоги деятельности службы за девять месяцев. Тогда первый заместитель министра внутренних дел генерал-полковник милиции Александр Чекалин особо обратил внимание на вопросы профилактики. Но какая может быть профилактика, скажем, среди пассажиров поезда? Ну, пьяного гражданина усмирить, разрешить какую-либо конфликтную ситуацию. О системной работе говорить трудно, ведь контингент объектов профилактики постоянно меняется. Какова особенность работы в данном направлении на транспорте?
- А разве сам факт присутствия милиционеров в поезде не дисциплинирует граждан, являясь таким образом одним из факторов профилактики? Видя в пути следования постоянное внимание людей в форме, далеко не всякий потенциальный правонарушитель рискнет совершить задуманное. Ну и, конечно, когда гражданам есть к кому обратиться в случае возникновения какой-либо конфликтной ситуации, они чувствуют себя увереннее.

Каждый наряд сопровождения оснащен компьютерным терминалом, куда заложена база данных об интересующих милицию гражданах. Но и на профессионализм сотрудников всегда рассчитываем. Милиционер, проходя по составу, должен “сфотографировать” каждого пассажира, уметь вычислить того, кто потенциально может представлять угрозу для окружающих и объектов транспорта.

Сегодня вопросам комплексной профилактики в Приволжском УВДТ уделяется особое внимание. У нас, само собой, проводятся специфические мероприятия. Ведется разъяснительная работа: ведь транспорт - это источник повышенной опасности, в том числе для подростков, которых к железной дороге тянет как магнитом. И не каждый из них задумывается, что неосторожное поведение на железной дороге чревато тяжелыми последствиями. Потому большой пласт в профилактике отведен работе с молодежью. Мы регулярно проводим встречи со школьниками, объясняем, насколько опасно играть на путях, наглядно на макетах уголовных дел показываем последствия их “детских забав”.

Что мы можем сделать, чтобы предотвратить несчастный случай или совершение правонарушения? Если есть у подростков интерес, его нужно удовлетворить. Чтобы они не партизанскими методами на дорогу проникали, а приходили организованно, с сопровождением, могли все увидеть, пощупать руками, задать интересующие вопросы. К примеру, наше управление шефствует над воспитанниками интерната. В День защиты детей мы пригласили ребят к себе в гости. Бойцы ОМОНа специально для них подготовили показательные выступления, технику продемонстрировали, современное оружие.

Ну и, конечно, проводим разъяснительную работу с родителями. Тех, кто не понимает слов, в установленном законом порядке привлекаем к ответственности.

Сейчас особенно остро стоит проблема краж и грабежей сотовых телефонов как в пассажирских поездах, так и на вокзалах. В целях профилактики разработана и в настоящее время активно распространяется памятка о мерах по предотвращению хищений аппаратов, - люди должны знать, как уберечь себя и свое имущество от посягательства. Постоянно с учетом текущей оперативной обстановки перерабатываются тексты объявлений на вокзалах, в пассажирских поездах, электричках. Учащается график их трансляции.

Таким образом, предупреждая мелкое правонарушение или преступление, мы оберегаем людей от совершения ими и в отношении них более тяжких преступлений. В этом, пожалуй, и состоит смысл профилактики.

Оговорюсь только, что не должно получиться, чтобы работа по предупреждению преступлений и правонарушений стала исключительной заботой милиции. Власть, все общество должны повернуться лицом к данной проблеме. И здесь, на мой взгляд, особо важно выяснить причины и условия, способствующие совершению преступлений. Мы, к примеру, не так давно обратили внимание на то, что наиболее часто мелкие хулиганства на железной дороге, вроде битья стекол в проходящих поездах, происходят в районе одной небольшой станции. И выяснили, что в поселке нет ни одной спортплощадки, секции, кружка, то есть детишкам нечем занять себя. Подняли вопрос на уровне администрации Саратовской области, сейчас положение исправляется.


- Любой начальник не может быть всем доволен. Чего, по вашему мнению, не хватает сегодня как транспортной милиции, так и органам внутренних дел в целом - в плане кадрового обеспечения, технической оснащенности, материального достатка сотрудников, правовой базы?
- Тут вы абсолютно правы, полного удовлетворения нет. Несмотря на то что в нашем подразделении многое делается для создания достойных условий для работы сотрудников, многое еще предстоит сделать. В частности, закончить ремонт в здании, где планируем разместить все подразделения криминальной милиции и ОМОНа. Ввести в эксплуатацию оборудование, полученное в рамках развития Единой информационно-телекоммуникационной системы МВД России, обучить сотрудников работать с ней.

Остаются проблемы и в кадровом обеспечении. Безусловно, тяжело найти готового специалиста. И здесь очень большую помощь нам оказывают учебные заведения системы МВД России, находящиеся на территории Саратовской, Волгоградской и Астраханской областей. Жаль только, что специализированных учебных заведений, хотя бы отделений, готовящих специалистов для ДОПТ, нет. Сотруднику, даже имеющему опыт службы в других подразделениях, требуется немало времени, чтобы освоить специфику нашей работы. Да что там специфику, терминологию транспорта и то надо изучать не один день.

В преддверии праздника транспортной милиции хотел бы со страниц главной милицейской газеты поздравить всех сотрудников транспортной милиции России, руководство Департамента обеспечения правопорядка на транспорте с профессиональным праздником. Пожелать добра, счастья, успехов в нашем нелегком труде. А главное, чтобы в их домах всегда были мир и благополучие.

Беседовали
Андрей ШАБАРШОВ
и Лариса РУХОВЕЦ
Саратовская обл.

Другие материалы раздела
Версия о диверсии
Эффективное средство
О новейших разработках милицейских ученых, о перспективах развития специальной техники рассказывает заместитель начальника НИИСТ, доктор технических наук, лауреат Государственной премии, член-корреспондент РАЕН Валерий ЛАЗАРЕВ.
А на гербе – правонарушитель
Путевые заметки
Деньги не на ветер
6 июля 2007 г. года исполняется 89 лет Финансовой службе МВД России. На вопросы нашего корреспондента Ларисы Асауловой отвечает начальник Финансово-экономического департамента МВД России генерал-лейтенант милиции Светлана Перова.
Три фуры для одной кепки
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru