Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2007 год

Поиск ведут юристы

О приоритетах правовой работы в системе МВД России рассказывает начальник Правового департамента МВД России доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, заслуженный работник МВД Российской Федерации генерал-лейтенант милиции Валерий ЧЕРНИКОВ.

О приоритетах правовой работы в системе МВД России рассказывает начальник Правового департамента МВД России доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, заслуженный работник МВД Российской Федерации генерал-лейтенант милиции Валерий ЧЕРНИКОВ.

Требуется фундамент

Преступность многолика и выдвигает обществу все более изощренные вызовы и угрозы. Это требует от нас более эффективных подходов в борьбе с ней, совершенствования стратегии и тактики в противодействии криминалу с использованием самых современных и высоких технологий. При этом фундаментом проводимой работы, как и прежде, всегда должны оставаться нормы закона.

В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации подчеркнул, что для достойного решения проблем, с которыми сталкивается наша страна, нужно четкое понимание, что “авторитет государства должен основываться не на вседозволенности и попустительстве, а на способности принимать справедливые законы и твердо добиваться их исполнения”.

Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации установлено, что МВД России - федеральный орган исполнительной власти, одной из основных задач которого является совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере внутренних дел.

В этой связи министерством уделяется особое внимание совершенствованию законодательства, непосредственно затрагивающего вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения внутренней безопасности в стране, оптимизации деятельности органов внутренних дел и подразделений внутренних войск. Каждый шаг сотрудника органов внутренних дел и военнослужащего внутренних войск должен иметь под собой надлежащую правовую базу и опираться на прочную законодательную основу. Поэтому правовая работа приобретает все более весомое значение. Участие МВД России в законотворческой деятельности является разноплановым.
Мы работаем со всеми участниками законотворческого процесса, со всеми субъектами права законодательной инициативы. Особенно важное значение для министерства как одного из федеральных органов исполнительной власти имеет участие в законотворческой деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации.

Объективно сложилось, что наиболее часто МВД России взаимодействует с профильными комитетами, управлениями аппаратов Государственной Думы и Совета Федерации, с членами и сотрудниками аппаратов которых налажены тесные деловые взаимоотношения.

Плодами сотрудничества явились законы, направленные в первую очередь на борьбу с нелегальной миграцией, терроризмом и организованной преступностью и отвечающие целям и задачам построения демократического и правового государства.

Что сделано...

Всего  в 2006 году Федеральным Собранием принято 32 федеральных закона, касающихся сферы правопорядка, борьбы с преступностью, общественной безопасности, в разработке которых МВД России приняло самое непосредственное участие (11 процентов от всего числа подписанных Президентом Российской Федерации). Важнейшие федеральные законы, принятые и уже реализуемые на практике, можно представить следующими блоками.

1. Совершенствовалось антитеррористическое законодательство.

С 1 января 2007 года вступил в действие Федеральный закон № 35-ФЗ “О противодействии терроризму”, в котором по-новому определены основные принципы, понятия, организационные и координационные механизмы противодействия терроризму и его предупреждения.

Внесен комплекс взаимосвязанных изменений в ряд законодательных актов в связи с принятием Федерального закона “О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма” и Федерального закона “О противодействии терроризму”. В частности, по установлению уголовной и административной ответственности за нарушение правового режима контртеррористической операции.

2. С учетом правоприменительной практики уточнялось уголовное и уголовно-процессуальное законодательство.

Органы внутренних дел получили право расследовать в полном объеме преступления в сфере авторских и смежных прав (ст. 146 УК). По делам о терроризме установлена конфискация имущества, добытого преступным путем. Введено понятие “крупный и особо крупный размеры наркотических средств и психотропных веществ”. Предварительное следствие по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 146 УК РФ (нарушение авторских и смежных прав), будут осуществлять не только следователи прокуратуры, но и следователи органов внутренних дел. Усилена уголовная ответственность за преступления, совершаемые на объектах нефтепроводов и нефтепродуктопроводов.

3. Принято два закона о внесении изменений в Закон “О милиции”. Изменены наименования подразделений системы министерства - теперь МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации. Министру внутренних дел РФ дано право утверждать положения о МВД, ГУВД, УВД.
Внесены изменения в ст. 31 Закона “О милиции”, которые позволят осуществлять внеочередной прием детей семей погибших сотрудников органов внутренних дел в детские дошкольные учреждения.

4. Совершенствовалось антикоррупционное законодательство.
Ратифицированы Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции и Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию. Сейчас идет работа по внесению соответствующих изменений в национальное законодательство.

5. Значительное количество основополагающих законодательных актов принято в области правового регулирования миграционных процессов.
 
Принят Федеральный закон “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации”, которым установлен новый порядок миграционного учета, представляющий собой один из первоочередных элементов в создании системы более качественного иммиграционного контроля для решения задачи привлечения в Россию квалифицированной рабочей силы, особенно из стран СНГ. До 1 января 2008 года продлен срок принятия гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке. Усилена административная ответственность за незаконное использование иностранной рабочей силы.

6. В стадии совершенствования находилось и административное законодательство.
К полномочиям должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесено составление протоколов об административных правонарушениях за несвоевременную уплату административного штрафа.

7. Обеспечена законодательная поддержка информационной политики.

Приняты федеральные законы “О персональных данных”, “Об информации, информационных технологиях и защите информации”.

...Что предстоит сделать

В период весенней сессии 2007 года работа палат Федерального Собрания обещает быть не менее напряженной. 55 законопроектов (или около 22 процентов) касаются непосредственно правоохраны.

Особое внимание депутатский корпус уделит вопросам совершенствования миграционных отношений, безопасности дорожного движения, повышения социальной защищенности работников бюджетной сферы. Запланированные к рассмотрению законопроекты, имеющие важное значение для деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, можно представить так:

1. В области совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Предлагается внести изменения в ст. 223 УПК, в соответствии с которыми изменить порядок производства дознания, в том числе увеличить до 30 суток общий срок производства предварительного расследования в форме дознания и предусмотреть возможность продления указанного срока прокурором на один месяц; повысить уголовную ответственность должностных лиц за совершение служебного подлога и халатности, когда они повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых интересов общества или государства; предоставить суду право ограничивать время ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела, если названные участники уголовного судопроизводства явно затягивают ознакомление; предлагается также усиление уголовной ответственности за нарушения авторских и смежных прав.

2. Готовятся изменения в законодательство об административных правонарушениях.

Предполагается рассмотрение блока законопроектов, направленных на усиление административной ответственности за нарушение правил безопасности дорожного движения, планируется установить административное наказание в виде административного ареста на срок до 30 суток за невыполнение в зоне проведения контртеррористической операции законного распоряжения или требования лица, проводящего указанную операцию, воспрепятствование осуществлению проводимой этим лицом операции, несанкционированное проникновение либо попытку проникновения в зону проведения контртеррористической операции. Предусматривается поставить административный барьер несовершеннолетним за распитие пива, напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции в любых общественных местах, а также увеличить размер административного штрафа, налагаемого за нарушение авторских и смежных прав. 

Будет принято участие в доработке законопроекта “Об административном контроле за лицами, освобожденными из мест лишения свободы”.

3. Ряд изменений направлен на повышение социальных гарантий сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск.

Предполагается внести изменения в некоторые законодательные акты Российской Федерации, в соответствии с которыми предоставлять сотрудникам милиции, проходящим службу в органах внутренних дел, содержащихся за счет средств федерального бюджета, жилые помещения по договорам социального найма из жилищного фонда Российской Федерации; включить в денежное довольствие для исчисления пенсии ежемесячную денежную компенсацию взамен положенного продовольственного пайка, выплачиваемую военнослужащим.

4. Планируется также рассмотрение значительного количества законопроектов по вопросам совершенствования миграционного и антикоррупционного законодательства, законодательства о частной детективной и охранной деятельности, об оружии, о безопасности дорожного движения и другие.

В 2007 году Министерством внутренних дел планируется завершить разработку с последующим внесением Правительством Российской Федерации в Государственную Думу имеющих приоритетное значение для МВД России ряда законопроектов.

Готовится к внесению в Правительство РФ законопроект “О государственной регистрации генома человека в Российской Федерации”, которым предусматриваются основания, условия и порядок собирания и использования информации об индивидуализирующих особенностях строения ДНК человека в целях идентификации личности, розыска граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, установления личности по неопознанным трупам личности человека.

На рассмотрении в Администрации Президента Российской Федерации находится разработанный МВД России законопроект “О правоохранительной службе Российской Федерации”, который позволит урегулировать в акте высшей юридической силы все аспекты службы в органах внутренних дел: правовые, организационные и финансово-экономические.

Готовятся также изменения в Федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности” (в части порядка проведения и использования оперативно-розыскных мероприятий).

Также мы планируем продолжить работу по интеграции в международное правовое пространство, приведению отечественной нормативной правовой базы в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными обязательствами Российской Федерации. В рамках этой задачи важно ускорить работу по ратификации международных договоров Российской Федерации. В числе первоочередных нами выделяются следующие конвенции и международные договоры:

- “О ратификации Европейской конвенции о передаче судопроизводства по уголовным делам 1972 года”;

- “О ратификации Европейской конвенции о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами от 28 июня 1978 года”.

В развитие Закона “О милиции” изданы приказы МВД России, утверждающие Типовое положение о Министерстве внутренних дел, главном управлении, управлении внутренних дел по субъекту Российской Федерации (от 25 октября 2006 года № 846) и Типовое положение о горрайоргане внутренних дел (от 25 октября 2006 года № 847), которые в установленном порядке прошли регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации и легли в основу новых положений об МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации.
 
Хочу подчеркнуть - это не очередная, если можно так сказать, смена вывески. Издание министром внутренних дел указанных приказов позволило решить вопросы по приведению в соответствие правомочий органов внутренних дел с требованиями законодательства Российской Федерации.

Кроме этого, сделан очередной шаг на пути создания полноценных территориальных подразделений МВД России. Думаю, что дальнейшее продвижение по этому пути будет способствовать дальнейшему укреплению организации системы министерства, результативности в решении оперативно-служебных и служебно-боевых задач.

Важность и необходимость правовой работы, юридической защиты интересов органов и каждого сотрудника теперь ни у кого не вызывают сомнения.

Приоритеты завтрашнего дня

В течение долгого времени юристы министерства строили свою работу в соответствии с требованиями Концепции правового обеспечения. Поскольку срок ее действия истек, о чем говорилось на III Всероссийском совещании руководителей правовых подразделений, назрела необходимость разработки концептуального документа на ближайшие годы. Это будут “Основные направления совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации на 2007 - 2017 годы” (приказ МВД России от 5 января за 2007 года  № 5).

Базируясь на достигнутых результатах, указанный документ определяет приоритеты развития правового обеспечения организации и деятельности системы министерства на долгосрочную перспективу во взаимосвязи с прогнозируемым развитием органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России в новых социально-экономических условиях.

Основные направления призваны обеспечить достижение качественно нового, более высокого уровня правового обеспечения организации и деятельности органов внутренних дел и внутренних войск.

В министерстве завершена большая работа по подготовке Наставления по организации правовой работы в системе МВД России, которое в самом начале этого года было утверждено приказом министра внутренних дел от 5 января 2007 года № 6.

В Наставлении определены основные принципы организации и направления правовой работы на современном этапе развития системы МВД России, впервые нормативно определены задачи и правомочия руководителей органов внутренних дел и подразделений внутренних войск МВД России по ее осуществлению, а также функции правовых подразделений. С учетом возрастания роли правовых средств в укреплении законности в деятельности системы министерства использованы новые подходы к осуществлению правового контроля. Предусмотрены мероприятия, которые должны способствовать повышению эффективности правового обеспечения оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности органов и войск.

Данный документ аккумулировал многолетний опыт правового обеспечения служебной деятельности системы МВД России.

Говоря о правовой работе внутри системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, необходимо отметить, что она из министерских кабинетов шагнула в горрайорганы, подразделения, которые непосредственно осуществляют борьбу с преступностью.

Выполняя opганизующую роль, юридические подразделения заметно укрепили методическое влияние на состояние правовой работы. Больше внимания стало уделяться выявлению и распространению положительного опыта, обмену судебно-прецедентной информацией.

Пересмотрены форма ведомственной статистической отчетности о состоянии правовой работы и критерии оценки.

Неотъемлемой частью обеспечения оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности органов и войск стала система правового информирования, которая, образно говоря, накрыла сетью всю cтpуктyрy органов и войск и без которой невозможно представить деятельность в современных условиях ни одного подразделения системы министерства.

В этих целях Правовым департаментом МВД России разработана Программа “Создание автоматизированной системы правового информирования МВД России”, которая включает в себя комплекс мероприятий по созданию ряда ведомственных территориально распределенных автоматизированных правовых систем.

Используя методы правового мониторинга, правовой экспертизы, правового консультирования и правовой пропаганды, юридическая служба вносит свой вклад в укрепление законности в деятельность подразделений органов и войск, сотрудников и военнослужащих.

Положительной оценки заслуживает также деятельность подразделений правового обеспечения по защите имущественных интересов системы министерства в судах, позволяющая ежегодно предотвращать непроизводительные расходы на миллиарды рублей.

Более активно движется работа по правовому сопровождению оперативно-розыскных и проверочных мероприятий. Накопленный опыт этой работы свидетельствует о перспективности данного направления деятельности правовых подразделений. Нельзя снижать требования в части повышения правовой грамотности личного состава - необходимого условия укрепления законности.

 Каждого сотрудника, каждого военнослужащего в современных условиях только тогда можно считать готовым к выполнению служебных задач, когда он вооружен четким знанием закона и умеет применять его положения на практике.

Другие материалы раздела
Участковый мирового значения
В маленьких населенных пунктах участковый - не просто милиционер. Он - лицо всей милиции. А подчас единственная защита и опора для местных жителей. Что уж говорить о находящемся в 60 километрах от материка небольшом острове. Даже если это всемирно известные Кижи. Из десяти лет службы в органах внутренних дел шесть лет Виталий Курицын работает на острове Кижи.
Озеро надежды
Телецкое озеро на Алтае - одно из красивейших в России. Алтайцы на своем языке называют его Алтын-Коль - Золотое озеро. Почти десять лет здесь организуются детские эколого-оздоровительные летние лагеря.
Ордер на тот свет
Сотрудники Управления по борьбе с организованной преступностью УВД по Омской области обезвредили очередную организованную преступную группу черных маклеров.
Подразделениям по борьбе с экономическими преступлениями - 70 лет
Героем сделали бандита
Недавно канал НТВ “осчастливил” нас очередным телесериалом “Жизнь и смерть Леньки Пантелеева”. Коротко напомню читателям “эпопею” этого бандита, наделавшего немало шума в нэпманском Петрограде 1922 - 1923 годов.
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru