Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2007 год

Школа универсального милиционера

Сегодня наши школы, училища, институты, академии, как и все министерство, находятся в стадии реформирования. В чем суть этого процесса, каков их вклад в подготовку и воспитание настоящих профессионалов правоохраны газете “Щит и меч” рассказал начальник Московского университета МВД РФ генерал-лейтенант милиции Николай РУМЯНЦЕВ.

 Прописная истина: думать о будущем необходимо уже сегодня. Каким станет завтрашний день органов внутренних дел, какую роль в обществе смогут сыграть люди в милицейских погонах, смогут ли качественно и эффективно охранять правопорядок в стране? Решение этих вопросов напрямую зависит от того, кто встанет в ряды сотрудников МВД России через пять, десять лет. Не случайно о качестве милицейского образования, о преодолении разрыва между наукой, теорией и практикой шла речь на сборах руководителей образовательных учреждений системы МВД, прошедших в Казани с участием Рашида Нургалиева. Сегодня наши школы, училища, институты, академии, как и все министерство, находятся в стадии реформирования. В чем суть этого процесса, каков их вклад в подготовку и воспитание настоящих профессионалов правоохраны газете “Щит и меч” рассказал начальник Московского университета МВД РФ генерал-лейтенант милиции Николай РУМЯНЦЕВ.

 

- Николай Викторович, один из принципов проводимых в органах внутренних дел реформ - переход к интенсивному пути развития, который предполагает как совершенствование технического вооружения служб и подразделений, так и значительное повышение профессионализма личного состава. Что предпринимается в этом отношении в Московском университете?
- Осуществляя планирование учебного процесса, мы в первую очередь исходим из того, что требования, предъявляемые сегодня к сотруднику милиции, как никогда высоки. Помимо обладания твердыми знаниями в области гуманитарных и специальных наук, выпускник должен быть уверенным пользователем современной электронно-вычислительной техники и средств связи, иметь прекрасную физическую подготовку и психологическую устойчивость к стрессовым ситуациям. Кроме того, для нас очевидно, что обученные нами специалисты должны не только понимать, что им необходимо делать, находясь на определенной должности в конкретном подразделении, но и знать, как правильно выполнить стоящие перед ними задачи, то есть быть в состоянии осуществлять самостоятельно, без дополнительного обучения на местах возложенные обязанности, ставить и творчески решать задачи различных уровней неопределенности, быть готовыми без дополнительного контроля и помощи применять профессиональные знания и умения.

Именно поэтому в настоящее время перед коллективом Московского университета МВД России стоит проблема совершенствования качества образования, корректировки критериев его измерения.

- К качеству образования в университете в общем-то никогда особых претензий не было. Молодежь идет к вам охотно, о чем свидетельствуют хотя бы громадные конкурсы. Тем не менее отток милицейских кадров, подготовленных Министерством внутренних дел, на “гражданку” до сих пор не прекратился. Профессионалы даже сетуют, что зачастую мы сами готовим специалистов, с которыми впоследствии предстоит бороться. Какую работу проводит университет для закрепления молодых специалистов на службе?
- Очевидно, что эта система может быть по-настоящему продуктивной только в случае тесного взаимодействия двух основных субъектов: комплектующего органа, направляющего абитуриента на учебу, а затем принимающего молодого специалиста, и учебного заведения, в стенах которого курсанту или слушателю даются необходимые для работы знания и умения.

Поэтому в настоящее время коллектив университета усиливает практическую направленность образовательного процесса. На занятиях все чаще используются методы, позволяющие осуществлять обучение при решении конкретных ситуаций. Преподаватели не только предоставляют информацию, но и организуют активную познавательную деятельность: на кафедрах разрабатываются практикумы и иные учебно-методические материалы, которые позволяют повысить роль самостоятельной работы обучающихся, проводятся ролевые и деловые игры, обновляется тематика рефератов, курсовых и дипломных работ с учетом основных и приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел. При этом главным становится прикладной характер процесса обучения.

Для проведения ролевых и деловых игр курсантов создан ситуационный центр, оснащенный по последнему слову техники, позволяющий в режиме реального времени имитировать работу штаба или дежурной части, в том числе и в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств.

Кроме того, специалистами университета изучаются мнения руководителей комплектующих органов и наших выпускников относительно качества получаемого у нас образования. Анализируется статистика, отражающая количество специалистов не только подготовленных, но и прекративших по разным причинам прохождение службы в органах внутренних дел в первые годы после выпуска.
 
Хотелось бы подчеркнуть, что все проводимые мероприятия имеют целью такую подготовку молодого специалиста, которая позволит ему без дополнительного обучения приступить к выполнению служебных обязанностей в практическом подразделении органов внутренних дел, без стрессов влиться в новый коллектив, а в итоге на длительное время остаться на службе в правоохранительных органах и надлежащим образом выполнять стоящие перед ним задачи.

- К качеству образования в университете в общем-то никогда особых претензий не было. Молодежь идет к вам охотно, о чем свидетельствуют хотя бы громадные конкурсы. Тем не менее отток милицейских кадров, подготовленных Министерством внутренних дел, на "гражданку" до сих пор не прекратился. Профессионалы даже сетуют, что зачастую мы сами готовим специалистов, с которыми впоследствии предстоит бороться. Какую работу проводит университет для закрепления молодых специалистов на службе?
- Очевидно, что эта система может быть по-настоящему продуктивной только в случае тесного взаимодействия двух основных субъектов: комплектующего органа, направляющего абитуриента на учебу, а затем принимающего молодого специалиста, и учебного заведения, в стенах которого курсанту или слушателю даются необходимые для работы знания и умения.

Поэтому в настоящее время коллектив университета усиливает практическую направленность образовательного процесса. На занятиях все чаще используются методы, позволяющие осуществлять обучение при решении конкретных ситуаций. Преподаватели не только предоставляют информацию, но и организуют активную познавательную деятельность: на кафедрах разрабатываются практикумы и иные учебно-методические материалы, которые позволяют повысить роль самостоятельной работы обучающихся, проводятся ролевые и деловые игры, обновляется тематика рефератов, курсовых и дипломных работ с учетом основных и приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел. При этом главным становится прикладной характер процесса обучения.

Для проведения ролевых и деловых игр курсантов создан ситуационный центр, оснащенный по последнему слову техники, позволяющий в режиме реального времени имитировать работу штаба или дежурной части, в том числе и в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств.

Кроме того, специалистами университета изучаются мнения руководителей комплектующих органов и наших выпускников относительно качества получаемого у нас образования. Анализируется статистика, отражающая количество специалистов не только подготовленных, но и прекративших по разным причинам прохождение службы в органах внутренних дел в первые годы после выпуска.

Хотелось бы подчеркнуть, что все проводимые мероприятия имеют целью такую подготовку молодого специалиста, которая позволит ему без дополнительного обучения приступить к выполнению служебных обязанностей в практическом подразделении органов внутренних дел, без стрессов влиться в новый коллектив, а в итоге на длительное время остаться на службе в правоохранительных органах и надлежащим образом выполнять стоящие перед ним задачи.

- Московский университет МВД России не только крупнейший правоохранительный вуз, но и мощный научный центр. Как затрагивают процессы реформирования это направление деятельности коллектива?
- В нашей работе все тесно взаимосвязано. Научно-педагогический потенциал - одно из важнейших условий качества образования в вузе. Поэтому в рамках стратегии развития науки поддержке ее кадрового потенциала должно уделяться значительное внимание.

В нашем университете средний возраст исследователей не превышает 43 лет, хотя по стране он - 55 лет. Доля исследователей в возрасте до 40 лет в такой отрасли, как юриспруденция, по стране мала - 22 - 25 процентов, у нас она составляет более 35. Численность обучающихся в адъюнктуре последние два-три года в нашем вузе не растет, а качество выполняемых исследований неуклонно повышается.

Для поддержания высокого научно-педагогического кадрового потенциала нам представляется целесообразным совершенствовать внутривузовскую систему повышения качества научной и педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава благодаря кафедральным и межкафедральным научно-методическим семинарам, конференциям, курсам повышения квалификации, стажировке в других вузах и практических подразделениях.
 
Повторюсь, что конечным результатом любых реформ и преобразований в сфере подготовки научных кадров должно быть улучшение качества учебного процесса. То есть не количество защищенных диссертаций и написанных умных книг, а конкретное влияние науки на повышение эффективности правоохранительной деятельности.

- А как на практике осуществляется связь науки и практики? Есть ли примеры успешного использования исследований ученых в работе по охране порядка и борьбе с преступностью?
- Не просто осуществляется, а является одним из приоритетных направлений совершенствования деятельности системы МВД России. Требуемый в настоящее время уровень научной организации деятельности органов внутренних дел диктует необходимость рассматривать использование результатов научных исследований в практике как объективный и непрерывный процесс, имеющий целью внесение прогрессивных преобразований в практическую деятельность.

Что же касается конкретных примеров, их тоже достаточно. Так, в соответствии с соглашениями о взаимодействии и творческом сотрудничестве в области проведения научно-исследовательских работ между университетом и ГУ МВД России по Центральному федеральному округу, ГУВД по городу Москве и ГУВД по Московской области разрабатываются планы совместных мероприятий, которые предусматривают проведение научных исследований по актуальным проблемам деятельности органов внутренних дел, расположенных на территории Центрального федерального округа. В рамках таких планов только в прошлом году авторскими коллективами университета подготовлено более ста двадцати материалов по актуальным вопросам борьбы с преступностью.

После завершения исследования и осуществления приема-передачи научной продукции университет издает необходимое количество экземпляров каждого наименования, направляет в ГУ МВД России по ЦФО для последующей рассылки по подразделениям федерального округа.

Кроме того, процесс внедрения передовых технологий, форм и методов борьбы с преступностью трансформируется в практические занятия в подразделениях и на факультете повышения квалификации университета, где мы стараемся ознакомить сотрудников практических органов с результатами последних исследований наших ученых, чтобы обогатить багаж их знаний и в конечном итоге облегчить и усовершенствовать повседневную деятельность.

Причем, как показало мое личное общение, например, с руководителями УВД по округам Москвы, которые недавно повышали у нас свою квалификацию, профессорско-преподавательскому составу университета удалось достичь такой организации обучения, когда сотрудники милиции, обладающие, как в данном случае, значительным практическим опытом, не только с удовольствием приходили на занятия и получали, по их оценкам, действительно необходимые знания, но и делились своими практическими наработками с нашими преподавателями.

Определенное место в работе по внедрению научной продукции в деятельность органов внутренних дел занимает подготовка материалов практической направленности, предназначенных для реализации в учебном процессе университета. Такие работы проходят обязательную апробацию в практических подразделениях, получают экспертное заключение специалистов и только после этого выносятся на утверждение Совета по научно-исследовательской и редакционно-издательской деятельности нашего вуза для последующего использования на занятиях с курсантами и слушателями.

- Известно, что с некоторых пор Московский университет приобщился к коммерческой деятельности. Что ж, бизнес позволяет не просто выжить, но и активно существовать в непростых экономических условиях. А что, кроме денег, дает вашему вузу внебюджетная деятельность?
- В настоящее время в составе Московского университета МВД России создан Институт права, экономики и судебной экспертизы, который осуществляет обучение студентов из числа гражданской молодежи на платной основе.

Введение такой практики было продиктовано тем, что Московский университет МВД России готовит высококвалифицированных специалистов. Поэтому количество желающих пройти обучение в нашем образовательном учреждении с каждым годом возрастает и превышает возможности на зачисление. Учитывая этот факт, руководством МВД России и университета было принято решение первоначально об открытии внебюджетного факультета для студентов, обучающихся на платной основе, а затем и института.

Особо хотелось бы обратить внимание на то, что со студентами в период обучения у нас постоянно ведется воспитательная работа по их профессиональной ориентации на прохождение службы в органах внутренних дел. Надо сказать, эта работа дает результаты. Нередки случаи, когда студенты после окончания нашего учебного заведения поступают на службу в правоохранительные органы России.

Очевидно, что пока обучение в Институте права, экономики и судебной экспертизы будет востребовано, он будет продолжать действовать. Тем более что внебюджетная деятельность во многом позволяет нам совершенствовать материальную базу университета.

Беседовал
Андрей ШАБАРШОВ

Другие материалы раздела
На орбите – отличники милиции
поставил милиционеров в один ряд с другими трудовыми коллективами, причастными к полетам в космос.
Камуфляж косу не спрячет
- Выбирай: или жизнь, или волосы! - сказал отец Михаил. Сказал - как отрезал.
Андропов знал лекарство от гриппа
“Две тысячи 927 детей Подмосковья заболели острыми респираторными заболеваниями!”, “В области объявлена эпидемия!”, “ОРВИ шагает из Сибири!”, “На подлете” - куриный грипп!”
Рукопожатие с мечтой
До недавнего времени Артем Семынин не мог ответить, когда его день рождения и как называется город, в котором живет.
Поздравляет Министр внутренних дел генерал армии Рашид Нургалиев
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru