Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2007 год

Укрощение автомобиля

Одним из самых популярных занятий у обеспеченных людей сегодня стало изучение приемов экстремальной езды.

Компетентно
Одним из самых популярных занятий у обеспеченных людей сегодня стало изучение приемов экстремальной езды. Щегольнуть перед приятелями полицейским разворотом, исполнить виртуозное автомобильное па на льду - чем не способ самоутвердиться, выделиться? Сегодня в России появилось огромное количество разного рода школ и курсов, на которых обучают или якобы обучают подобным приемам управления автомобилем. Так что же такое экстремальная езда: только ли новомодное поветрие или набор знаний и умений, жизненно необходимых для управления транспортным средством в мегаполисах? К разговору на эту тему редакция пригласила профессора Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, доктора педагогических наук, заслуженного тренера России по автоспорту, директора Центра высшего водительского мастерства (обучение в котором прошли тысячи сотрудников милиции и спецслужб) Эрнеста ЦЫГАНКОВА.


- Эрнест Сергеевич, вы - автор самой известной в нашей стране методики подготовки водителей для управления транспортным средством в экстремальных условиях. Почему возникла необходимость обучать водителей приемам высшего мастерства?
- Я бы сказал, что контраварийная подготовка водителей - это новая область научных знаний, возникшая как вынужденная мера противодействия тем вызовам и угрозам, которые несет сегодня дорога.

Сегодня стало совершенно очевидно, что качество обучения в автошколах не выдерживает никакой критики. И связано это с легкодоступностью получения права обучать: любому водителю с трехлетним стажем вождения разрешено преподавать. Представляете, не требуется ни высшего образования, ни специальной подготовки! Это одна сторона проблемы. Другая заключается в том, что разрушена система совершенствования профессионального мастерства водителей, существовавшая в советские годы. В то время были, конечно, несколько надуманные, но все же водительские классы: 1-й, 2-й, 3-й. Действовала переподготовка - где-то систематическая, где-то не очень, существовали конкурсы профессионального мастерства. В настоящее время эта система умерла. И в условиях современных скоростей, интенсивности движения каждый выживает на дороге как может.

Вот мы и разработали новую систему, называемую контраварийной подготовкой водителей, которая, на наш взгляд, должна явиться новой технологией совершенствования профессионального мастерства. Но мы не просто хотим чуть-чуть улучшить существующие методики - это совсем другая технология. В Центре высшего водительского мастерства, действующем при Российском государственном университете физической культуры, мы обучаем и новичков, и водителей-профессионалов с 20-летним стажем езды, офицеров милиции и сотрудников спецслужб.

В начале обучения мы задаем всего три вопроса, которые сразу ставят в тупик самых многоопытных профессионалов. Сколько вы знаете приемов руления, торможения и дросселирования? Самые продвинутые называют по три. А их 20, 200 и 26 соответственно! И владение ими позволяет водителю спасти себя практически в любой ситуации: уйти от скольжения, от вращения, заноса, переворота и многого другого.

Иногда, чтобы спастись, нужно делать буквально взрывные движения руками. Мы считаем, что водитель, который не может сделать четыре движения руками в секунду, не защищен. Мы учим исполнять Первый концерт Чайковского для фортепиано с оркестром. Только на автомобиле...

- А как родились эти технологии управления?
- Они вышли из спорта. Мы их собирали почти полвека. Я сам более 40 лет был тренером сборной команды СССР, воспитал немало гонщиков. Тот опыт, который мы накопили в спорте по технике экстремального вождения, помог создать эти технологии. Государство заинтересовалось нашими разработками после того, как в 1975 году произошла страшная трагедия: автобус, перевозивший правительственную делегацию Болгарии, разбился - не выжил ни один человек! Это было ЧП союзного масштаба. Тогда меня пригласили поработать в МВД сразу в двух качествах. С одной стороны, сделать гоночную команду, а с другой - подготовить водителей для обслуживания VIP-персон. Я взялся обучить 12 лучших водителей, сделать из них инструкторов для МВД. Как выяснилось впоследствии, мне в ученики в числе прочих дали четверых аварийщиков, в год по несколько раз попадавших в ДТП. Я готовил их в течение 24 дней (времени было много, и можно было экспериментировать). По окончании обучения они выступили в чемпионате Москвы по ралли и все заняли первые места. В дальнейшем трое из них стали мастерами спорта международного класса. А один из бывших аварийщиков впоследствии возил министра внутренних дел.

Потом мы создали школу по подготовке водителей членов политбюро и водителей кремлевской охраны. Очень много пришлось поработать в период подготовки различных массовых мероприятий всесоюзного и международного уровня.

В результате этой многолетней работы возникли приемы и технологии, аналогов которым в мире не существует. На сегодняшний день наш центр осуществляет подготовку по 21 программе и имеет 18 официальных филиалов в России, а неофициальных - тех, которые приняли на вооружение наши технологии, и не сосчитать.

- И что сможет человек, прошедший хотя бы базовую подготовку в вашем центре?
- За первые 10 часов он научится крутить руль  как гонщик авторалли. Затем (а как правило, одновременно) осуществляется обучение на асфальте. За несколько занятий мы вам сумеем создать чувство контроля переднего бампера 2 сантиметра. Вы будете точно подъезжать к препятствию, дотрагиваясь до него, но не сбивая. Сначала к стойке, потом преподаватель убирает стойку и становится на ее место. Задача ученика: подъехать и коснуться преподавателя, но не раздавить ему при этом ноги. В конце тест: отъезжаете на 50 метров, максимально разгоняетесь и точно останавливаетесь около преподавателя. Те, кто учил, становятся напротив своих учеников, так что представляете себе степень ответственности преподавателя. Тем же приемам мы учим на льду, на воде. В дальнейшем - укрощать автомобиль в самых сложных ситуациях, умело действовать на опережение.

- Вы сказали, что у вас есть программы обучения сотрудников милиции и спецслужб...
- В советское время партия ставила нам задачу подготовить охрану какого-то высокопоставленного чиновника, мы брали под козырек, и преподаватели в свободное от работы время только за суточные, 2 рубля 60 копеек, осуществляли обучение. Сейчас другие времена, центр действует на коммерческой основе, но по просьбе правоохранительных органов мы и сегодня бесплатно готовим специалистов. Больше всего в наших технологиях заинтересована ГИБДД. Начальник департамента генерал Кирьянов - бывший спортсмен и прекрасно понимает ценность этих технологий. Он обратился к нам за помощью. Мы откликнулись, сделали специально для них учебные фильмы, провели подготовку милиционеров, прежде всего из Центра оперативного реагирования, тех сотрудников, которые ездят в горячие точки, работают в сопровождении.

Затем мы разрабатывали методику и осуществляли подготовку сотрудников ГИБДД Московской области на скоростных мотоциклах БМВ, поскольку до этого с ними то и дело случались несчастные случаи. Для управления столь мощным транспортным средством, которое развивает скорость 200 километров в час, нужно обладать не только прекрасной физической формой, но и специальными навыками.

Мы занимались подготовкой отряда спецназначения “Витязь” к управлению бронетехникой в боевых условиях. Выяснилось, что до этого бойцов отряда обучали по методикам чуть ли не 50-летней давности! Тогда и техники, такой как сегодня, не было, да и решаемые задачи не шли ни в какое сравнение с современными. В результате во время чеченских кампаний то и дело случались нештатные ситуации. Мы разработали специальную методику обучения, была открыта школа подготовки для “Витязей”, действующая до сих пор.

- Расскажите о самой необычной группе водителей, которых вам доводилось обучать...
- Восемь лет назад мы провели уникальный эксперимент: обучили около ста инвалидов афганской и чеченской войн. Это были ребята без рук, без ног, с другими тяжелейшими увечьями. И во время традиционных зимних соревнований по демонстрации техники высшего водительского мастерства на льду первые три места заняли наши ученики, хотя состязаться им довелось с молодыми здоровыми людьми. Правда, победителя пришлось поднимать на пьедестал на руках, поскольку взойти на него самостоятельно он не мог: одна нога не гнулась, а второй вообще не было.

- Какова была цель этого эксперимента?
- Все это были люди с очень трудной судьбой. Почти все, испытав нужду, разочарование, имели проблемы с алкоголем. Они не могли трудоустроиться, найти свое место в жизни. И мы поставили задачу изменить эту ситуацию. Причем труднее всего оказалось именно переломить психологический барьер, увлечь ребят этим делом. Мы давали очень интенсивную подготовку. Конечно, были и ошибки. Один парень не выдержал и ушел: мы не знали, что у него пальцы пришиты и не учли этого обстоятельства. Но остальные выучились. Спонсоры купили им автомобили, и сегодня все эти ребята трудоустроены, вернулись в нормальную жизнь. Во время осуществления этого проекта нам пришлось очень много экспериментировать, придумывать методики буквально на ходу. Скажем, один офицер, судьба которого в отличие от подавляющего большинства до этого складывалась весьма удачно (у него был свой бизнес, дорогие машины), чуть ли не в конце обучения сказал, что у него есть одна проблемка: отсутствует глаз. Мы так и обмерли. То, что у него вместо руки был протез, мы знали, но что еще и вместо глаза - даже не предполагали, столь искусно он был сделан. Нам предстояло полностью скорректировать методику его обучения. Но как?! Таких технологий до этого момента мы не знали. Я собрал всех своих преподавателей, велел надеть повязки на один глаз и целый день ездить по городу. А к вечеру придумать приемы обучения людей с дефектами зрения. И мы нашли эти приемы.

И сегодня я глубоко убежден, что нет необучаемых людей, есть несовершенство технологий. Под каждого сложного человека должна быть придумана специальная педагогическая модель. Нет одной руки - нужно развить другую, научить приемам, при помощи которых можно обходиться и одной. Нужно выявить сильные стороны и развить их.

- Кого проще учить: новичка или водителя со стажем?
- Конечно, новичка. У него еще не сформировались негативные привычки. Мы не всегда готовы переучивать человека. Когда к нам приходят люди с 20 - 30-летним водительским стажем, мы, выявляя имеющиеся у них ошибки, не исправляем их, а только называем, чтобы человек всегда помнил, что они у него есть. Скажем, вы, уважаемый, держите руль открытым хватом: попадете в яму - он у вас вылетит из рук. Попытка переучиться может только повредить - слишком прочно сформирован навык, значит, вам нужно научиться в момент опасности крепко сжимать рулевое колесо.

- А женщины? Правда ли, что они менее обучаемы?
- Неправда. Это я вам говорю как бывший тренер, воспитавший в том числе пять чемпионок. Женщина за рулем имеет свои плюсы и минусы - это нужно понимать и учитывать. Первый минус - в физическом отношении женщина, как правило, уступает мужчине. Циклы, происходящие в женском организме, влияют на общее их состояние и, как следствие, на управление автомобилем.

 Ну и самый главный минус - в стрессе большинство женщин отказываются от активных действий. У них происходит ступор, и если в арсенале нет приемов - они теряют контроль над автомобилем.
 
Плечи ползут вверх, возникающее напряжение полностью блокирует руки. Но и плюсов в женском вождении не меньше. И самый главный - женщина по своей природе хамелеон, ей приходится в жизни постоянно менять обличья, чтобы не поругаться с начальником на работе, угодить мужу, понять ребенка, не поссориться с соседкой. Имеющиеся способности мгновенно реагировать на изменяющуюся ситуацию она применяет и на дороге. Женская наблюдательность, интуиция очень помогают за рулем. А обучаются женщины очень хорошо. Жаль только, что в автошколах преподаватели - сплошь мужчины.

 

Другие материалы раздела
Блиндаж уходит в небо
Наш корреспондент вместе со спецназом побывал в лесном логове экстремистов
Счастье с неблагополучной приставкой
Жаль, что у взрослых не бывает столь длинных каникул... Это - прерогатива детства и отрочества. Благополучного. Ко всеобщей нашей беде, это определение бывает и с приставкой “не”.
Спецзадание – маршировать
От встречи с корреспондентом Иван Владимирович Янко отказывался. Мотивировал это тем, что никакой он не герой,..
Когда минус - это плюс
Первое, что наверняка бросится в глаза российскому автомобилисту на минских улицах, - это на удивление чистые машины. Словно все они только что выехали с автомойки.
Служит в милиции слово
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru