Без малого десять лет назад был создан Учебный специализированный центр (УСЦ) при Научно-исследовательском институте специальной техники МВД России, в задачу которого входила подготовка руководящего состава ОВД к внедрению новых специальных средств. |
Служебная подготовка
Рост числа тяжких преступлений против личности, активность организованных преступных групп, угроза террористических актов, необходимость участия подразделений ОВД в действиях по установлению и поддержанию правопорядка в горячих точках, ряд других особенностей современной правоохранительной деятельности - все это требует не только динамичного развития и совершенствования научно-технических достижений в области создания специальных средств, включая оружие нелетального действия, но и их своевременного освоения личным составом.
Без малого десять лет назад был создан Учебный специализированный центр (УСЦ) при Научно-исследовательском институте специальной техники МВД России, в задачу которого входила подготовка руководящего состава ОВД к внедрению новых специальных средств. Однако эта мера, к сожалению, оказалась малоэффективной ввиду необязательности самого обучения в УСЦ.
Как следствие обучение сотрудников ОВД квалифицированному применению специальных средств , в том числе начальствующего состава подразделений патрульно-постовой службы (командиров взводов, рот, батальонов, полков, отдельных отрядов) и других подразделений, в лучшем случае осуществляется самостоятельно в рамках служебно-боевой подготовки, в худшем - методом проб и ошибок в условиях реального служебно-оперативного и служебно-боевого применения.
Между тем в практике профессионального обучения сотрудников правоохранительных органов ряда зарубежных стран изучение специальных средств, стратегии и тактики их применения играет важную роль в “педагогике безопасности”, которая уже достаточно давно является самостоятельным направлением подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников. Например, в США каждый сотрудник ФБР и других спецслужб при первоначальном профессиональном обучении, а потом регулярно в ходе службы проходит подготовку по специальным программам, включающим овладение навыками применения новейших спецсредств, включая нелетальное оружие.
Ясно, что аналогичные программы обучения сотрудников правоохранительных органов должны быть внедрены и в нашей стране, тем более что научно-методическая база для этого была создана еще в 1999 году специально для высших образовательных учреждений МВД России.
В учебном процессе, основанном на данной научно-образовательной методологии, могли бы широко использоваться научные труды вышеуказанных авторов, неразрывно изучаться как сами специальные средства, их назначение, технические характеристики, так и правовые, организационно-тактические основы их применения, формироваться и отрабатываться навыки, необходимые для физической и психологической готовности законного применения специальных средств.
В качестве примера расскажем об учебно-тренировочных сборах, проведенных на базе Краснодарской академии МВД России, в которых участвовали сотрудники спецподразделений МВД России и Полиции Республики Армения. В соответствии с программой сборов были проведены совместные тактико-специальные учения по пресечению массовых беспорядков в населенных пунктах, предупреждению и пресечению захвата объектов органов власти, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В ходе учений отрабатывались навыки применения современных средств: нелетального действия, обнаружения и ликвидации взрывных устройств, локализации взрыва, пожаротушения и оказания экстренной помощи пострадавшим. На учениях присутствовали министры внутренних дел России, Армении и Кыргызстана. При подведении итогов министры отметили, что именно совместные усилия и высокая боевая готовность правоохранительных органов стран СНГ позволяют качественно, грамотно и профессионально решать задачи по обеспечению безопасности и правопорядка.
Своевременная и достоверная информация о научно-технических средствах безопасности, предоставляемая в Научно-исследовательский институт специальной техники МВД России, Департамент кадрового обеспечения МВД России и непосредственно образовательные учреждения МВД России в удобном для визуализации дидактических материалов виде (печатные и электронные тексты, таблицы, мультимедиа, видеосюжеты), значительно повысит качество подготовки специалистов. Такого рода взаимодействие может и должно поднять эффективность правоохранительной деятельности на более высокий уровень.
Валентин ЖАЛКИЕВ