Уйти в отпуск летом для сотрудника транспортной милиции - мечта, близкая к фантастической. Кому курортный сезон, а кому - горячий, и отнюдь не из-за температурных рекордов. |
Уйти в отпуск летом для сотрудника транспортной милиции - мечта, близкая к фантастической. Кому курортный сезон, а кому - горячий, и отнюдь не из-за температурных рекордов. Количество путешествующих разными видами транспорта в это время года увеличивается как минимум втрое, а соответственно резко возрастает и нагрузка на сотрудников органов внутренних дел, призванных обеспечивать их безопасность.
44 миллиона человек - именно столько путешественников, по прогнозам Департамента обеспечения правопорядка на транспорте, воспользуются в нынешнем курортном сезоне российскими железнодорожными и воздушными средствами сообщения. Алгоритм действий подразделений ОВДТ в рамках профилактической операции “Курорт” отработан до мелочей. Почти 35 процентов поездов дальнего и пригородного сообщения будет взято под сопровождение милицейскими нарядами, при этом особое внимание, как и прежде, будет уделено Среднеазиатскому и Северо-Кавказскому направлениям. На 35 железнодорожных станциях, расположенных в курортной зоне Северного Кавказа, созданы совместные группы патрулирования из числа сотрудников транспортной милиции, территориальных ОВД, ГИБДД и подразделений внутренних войск.
Антитеррористическая устойчивость - эта задача является приоритетной для транспортной милиции уже не один год. Благодаря огромному комплексу профилактических мер, предпринимаемых совместно с администрациями транспортных предприятий, в прошлом году удалось не допустить актов террора на объектах транспорта. Да и в целом состояние правопорядка здесь существенно улучшилось. Резко сократилось количество тяжких и особо тяжких преступлений. В данном случае речь, конечно же, о железнодорожном транспорте, который по своей специфике является наиболее уязвимым для преступников всех мастей.
В крупнейших аэропортах страны (московского авиаузла) еще в прошлом году созданы так называемые шесть рубежей защиты, позволяющие с использованием специальной поисковой техники и кинологических подразделений проверять здания аэровокзальных комплексов, склады ГСМ, взлетно-посадочные полосы, а также обеспечивать пропускной режим и ограждение периметра.
В нынешнем курортном сезоне - свое новшество.
- Оценив результаты действия шестиуровневой системы безопасности в аэропортах, мы пришли к выводу, что похожую схему необходимо создавать и на акваториях. Отныне здесь вводятся три рубежа защиты, в которых органы внутренних дел будут активно работать, - об этом заявил первый заместитель министра внутренних дел генерал-полковник милиции Александр Чекалин на пресс-конференции, посвященной старту профилактической операции “Курорт-2007”, проходившей на территории зоны обслуживания Московского УВД на воздушном и водном транспорте - в акватории Москвы-реки.
- Первая зона - предпричальная, предвокзальная территория, куда люди прибывают на частном или общественном транспорте. Здесь наши сотрудники будут внимательно смотреть, чтобы не было длительно стоящего транспорта, каких-либо бытовок, контейнеров - всего того, что может использоваться в качестве мест закладки взрывчатых веществ. Помимо этого, в задачу милиционеров входит профайлинг - такое вот новое слово вошло в наш обиход - изучение психологического поведения человека. Известно, что человек с умыслом на преступление всегда волнуется, ведет себя нестандартно. Так вот, такого рода поведение пассажира - это повод для того, чтобы проверить у него документы и провести с ним небольшую беседу, какой-то разведдопрос.
Вторая зона - причальные и вокзальные помещения, куда пришвартовываются плавсредства. Здесь мы используем технические средства: рамки, магнитные детекторы, а также применяем служебно-розыскных собак. Ну и, наконец, работа собственно на судах. Почему мы столь повышенное внимание уделяем именно плавсредствам? Дело в том, что по акватории той же Москвы-реки ходят плавсредства, которые берут на борт до 700 пассажиров. Это огромные массы людей, сконцентрированных на ограниченной территории. Плавсредства в какой-то мере можно сравнить с летательным аппаратом, ведь по сути люди на них в течение длительного времени также находятся автономно. В таких условиях все должно работать как часы и уж, конечно, никакой угрозы быть не должно.
Впереди выпускные вечера школьников, и плавсредства будут востребованы как никогда, а на нас возложена обязанность обеспечения общей безопасности и антитеррористических мероприятий…
Уже в нынешнем курортном сезоне начнет действовать Федеральный закон “О транспортной безопасности”, принятый Государственной Думой в начале текущего года, предусматривающий создание Единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности, в том числе централизованной базы персональных данных пассажиров. “Прекрасный закон прямого действия, имеющий большую ценность для правоохранительных органов”, - так отозвался об этом акте Александр Чекалин. С 14 августа (а именно с этого дня закон вступает в силу) вводятся именные проездные билеты в сфере водных, а также международных и междугородних автомобильных перевозок. Таким образом, пассажиру для приобретения проездного документа необходимо будет предъявить документ, удостоверяющий личность. Так же, как и в практике железнодорожных и авиаперевозок, эти данные будут заноситься в централизованную базу и сверяться с базами данных о лицах, находящихся в розыске. Очевидно, что это позволит выявлять огромное количество преступников, скрывающихся от правосудия.
- Это никак не ущемляет интересы правопослушного гражданина, - подчеркнул замглавы МВД. - Никакой утечки данных, касающихся его личности, жизнедеятельности или бизнеса, не будет. Закон имеет своей целью два аспекта: обеспечение антитеррористических мероприятий и выявление лиц, совершивших преступления и уклоняющихся от суда и следствия. Думаю, что никакого общественного сострадания по отношению к таковым быть не должно.
Конечно, разговор на пресс-конференции не ограничивался проблемами водного транспорта. По словам начальника ДОПТ МВД России генерал-лейтенанта милиции Вячеслава Захаренкова, немалое беспокойство сегодня вызывают участившиеся случаи краж железнодорожного оборудования, ставящие под угрозу безопасность пассажирских и грузовых перевозок.
- Недавно на Октябрьской железной дороге были зарегистрированы два случая вырубки кабеля, и в одном из случаев простой поездов составил 7 - 8 часов. Чтобы не допускать в дальнейшем подобных чрезвычайных происшествий, мы решили работать на опережение. Мы подписали совместное с президентом РАО “Железные дороги” Владимиром Якуниным распоряжение, согласно которому с 1 июня по 1 сентября будут взяты под круглосуточное милицейское наблюдение участки, на которых чаще всего совершаются эти преступления.
Руководитель департамента считает, что задержанных за кражи железнодорожного оборудования необходимо привлекать к ответственности исходя не из суммы причиненного материального ущерба, а из возможных последствий.
- Вандалы, которые идут на эти преступления, должны понимать, что они не просто кусок меди вырубили, они создали угрозу на железной дороге, равную террористической. И ответственность за содеянное их ожидает соответствующая…
Во время выездной пресс-конференции в акватории Москвы-реки были продемонстрированы тактико-специальные занятия по обезвреживанию взрывных устройств и задержанию вооруженных преступников на плавательном средстве.
Обе вводные были отработаны быстро и четко. Предполагаемая территория минирования была оцеплена: с воды - катерами водной милиции, с берега - сотрудниками как территориальных ОВД, так и водной милиции. К месту действия прибыла водолазная группа ОМОНа. Водолазы, обследовавшие территорию, обнаружили на расстоянии десяти метров от пирса, на глубине около пяти метров, самодельное взрывное устройство в тротиловом эквиваленте до двух килограммов. Поскольку устройство установлено на неизвлекаемость, требовалось его уничтожение под водой накладным зарядом. Что и было сделано с соблюдением всех норм безопасности.
Согласно второй легенде припаркованный у пирса теплоход был захвачен двумя вооруженными террористами, требовавшими за жизни заложников немалую сумму денег. Оперативным штабом принято решение силового захвата преступников. Создано три штурмовые группы, двум из которых предстоит действовать с берега, а третьей - из воды. Группа водолазов подкралась к объекту. Причем водолазы плыли с оружием, а один из них еще и со штурмовой лестницей, а между собой и с сотрудниками оперативного штаба они переговаривались под водой в радиоэфире. В данном случае водолазы десантировались с быстроходных катеров, но имеют опыт десантирования и с вертолетов. И это при том, что средний вес водолазного оборудования 30 килограммов. По условному сигналу начался штурм с воды и берега. В считаные секунды преступники были обезврежены. Операция успешно завершена.
Наблюдавшие за ходом учений Александр Чекалин и Вячеслав Захаренков остались довольны действиями своих подчиненных, поставив им оценку “отлично”!
Богдана ЛАГУТИНА
Фото автора