Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2007 год

Логика, расчет и здравый смысл

О необычной системе оценки деятельности служб и подразделений - наша беседа с главой МВД по республике генерал-лейтенантом милиции Асгатом САФАРОВЫМ.

Правый фланг
На стол министра внутренних дел по Татарстану регулярно ложится папка, именуемая “Эффективность деятельности органов внутренних дел и комплексная оценка результатов их работы”. Это отнюдь не дань моде, а конкретный документ, позволяющий руководителю на основе, казалось бы, сухих цифр и статистических выкладок делать выводы о реальной отдаче коллективов в работе. О необычной системе оценки деятельности служб и подразделений - наша беседа с главой МВД по республике генерал-лейтенантом милиции Асгатом САФАРОВЫМ.

- Асгат Ахметович, почти десять лет назад МВД Татарстана перешло к использованию новых критериев оценки деятельности личного  состава, в основу которых положены коэффициенты нагрузки на сотрудников, при помощи которых более объективно учитываются их отдача и реальные результаты работы. Мы с вами, Асгат Ахметович, тогда уже беседовали на эту тему, в “Щите и мече” было опубликовано ваше интервью. Теперь, по прошествии времени, видимо, можно с большей уверенностью говорить о том, оправдала себя или нет эта система.
- Несомненно, разработанная нами система оценки эффективности деятельности органов внутренних дел Татарстана не только выдержала испытание временем, но и стала необходимой составляющей любого подведения итогов в каждом подразделении.

Естественно, что за эти годы она многократно видоизменялась, но основные принципы ее построения направлены на те же приоритеты, что и приказы МВД РФ № 650 2005 года и № 1120 2006 года.
Система основана на существующей статистической отчетности в виде четко определенных показателей, характеризующих результативность, качество и законность оперативно-служебной деятельности ОВД, и сопровождается инструкцией по проведению самой оценки. Итоговый результат слагается из показателей комплексного изучения результатов деятельности органов внутренних дел Татарстана на приоритетных направлениях  и показателей оценки результатов деятельности ОВД РТ по отдельным направлениям, то есть по  линиям служб.  Основной особенностью нашей оценки эффективности является возможность сравнения результатов оперативно-служебной деятельности горрайоргана за определенный период времени с несколькими условно-равноценными (совпадающими по количеству регистрируемых преступлений компетенции КМ, оргштатному построению, численности населения, географическим признакам) горрайорганами, входящими в одну категорию. Это позволяет нам не только увидеть общую картину состояния дел по основным направлениям оперативно-служебной деятельности, но и определить в каждой категории горрайорганов тех, кто справился с поставленными задачами лучше или хуже.
Должен отметить, что действующая система оценки эффективности деятельности органов внутренних дел востребована не только в аппарате министерства, но и на местах, поскольку является основой для постоянной выработки соответствующих управленческих решений.
При этом мы не отказались и от элементов субъективной оценки. Не секрет, что порой в течение длительного времени целое подразделение занимается раскрытием и расследованием одного резонансного и сложного уголовного дела, например, по разобщению и пресечению деятельности организованного преступного сообщества. И работа идет успешно, и результаты есть, а в статистических показателях это либо еще не нашло отражения, либо по формальным признакам учтено за другим подразделением.
Вот такие и подобные им случаи фиксируются и учитываются членами постоянно действующей экспертной комиссии нашего министерства при окончательном подведении итогов оценки эффективности. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов дух соревнования, совершенно не чуждый сотрудникам милиции, и их материальную заинтересованность. Ведь каждое полугодие по результатам данной оценки эффективности экспертная комиссия Министерства внутренних дел по Республике Татарстан определяет во всех категориях лучшие органы внутренних дел, личный состав которых получает ощутимую дополнительную премию.

- Я  знаю, что работа по поиску более реальных оценочных показателей в вашем министерстве продолжается. В каком направлении она идет, что нового берется на вооружение?
- Действительно, жизнь не признает застывших форм, и мы следуем тому же принципу. В нашем стремлении  к совершенствованию существующей системы оценки мы не пытаемся “объять необъятное”, а руководствуемся тремя основными критериями: логика, расчет и здравый смысл. То есть вводимые показатели должны отвечать нуждам сегодняшнего дня, учитывать приоритетные направления оперативно-служебной деятельности, будучи при этом понятными и достаточно легкими в расчетах. Например, поставив задачу стопроцентного учета и регистрации всех заявлений и сообщений о совершенных преступлениях, ужесточили показатели, связанные с укрытием преступлений. Стали фиксировать заметный рост преступности в общественных местах и на улицах - акцентировали внимание на показателях, отражающих работу соответствующих подразделений. Сделали упор на профилактику - ввели поощрительные критерии за активизацию этой работы и так далее.
Помимо совершенствования вышеуказанной системы оценки эффективности  деятельности, в 2006 году ведущими службами нашего министерства разработаны свои методики определения результатов деятельности сотрудников. Идея витала в воздухе уже давно. Судите сами: по итогам 2005 года сотрудниками патрульно-постовой службы в среднем раскрывалось чуть больше одного преступления “на брата”, причем у одной части милиционеров не было ни одного раскрытия, а у другой их число за тот же период достигало пятидесяти. Премировались же все одинаково. Мы решили уйти от уравниловки в материальном поощрении путем определения и учета результативности работы каждого конкретного сотрудника, максимально исключив воздействие субъективных факторов.
Проделана достаточно большая подготовительная работа - просчитаны поквартально нормативы выполнения служебных обязанностей (выраженные в баллах), так называемые пороговые значения, вполне посильные для основной массы сотрудников. Например, сельский участковый уполномоченный милиции для того, чтобы получить положенные 0,6 оклада денежного содержания, за три месяца работы должен раскрыть, скажем, одно тяжкое или особо тяжкое преступление (убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, грабеж, разбой), три - небольшой тяжести (побои, угроза убийством и так далее), составить с десяток протоколов об административных правонарушениях, рассмотреть примерно столько же жалоб, заявлений или обращений граждан.
Как видите, ничего особенного, обычная повседневная работа. Причем с учетом разнообразия его служебных обязанностей возможны и другие варианты набора необходимых баллов. Но сразу хочу предупредить, речь не идет об установлении какого-либо плана по раскрытию и расследованию преступлений для сотрудников. Именно поэтому мы предоставляем возможность варьировать свои показатели в зависимости от особенностей обслуживаемой территории. Более того, если участковый активно ведет профилактическую работу и на его административном участке нераскрытых преступлений  нет, пороговый уровень считается выполненным автоматически. Цель всего этого - через моральную и материальную заинтересованность увеличить число тех, кто достигает этого уровня.
В случае невыполнения “порога” сотрудник лишается квартальной премии, если эта ситуация длится в течение года - в рамках внеочередной аттестации решается вопрос о пребывании человека в службе. Суммы, полученные в результате экономии премиального фонда за счет нерадивых работников, идут на дополнительное поощрение сотрудников, перевыполнивших усредненные показатели.
Причем заметьте, система прозрачна и открыта - все сотрудники ознакомлены с приказами и методиками расчета, то есть имеют реальную возможность отслеживать свои результаты, а окончательное решение по размеру ежеквартальной премии принимает кадровая комиссия органа внутренних дел. 
В течение всего 2006  года эта методика проходила обкатку, учитывались недостатки, устранялись неточности. Сейчас уже можно говорить о том, что система в своей основе заработала и ее влияние начинает положительно сказываться на итогах оперативно-служебной деятельности. Уверен, что в дальнейшем она себя полностью оправдает. 
Конечно, учитывая средние размеры квартальных премий сотрудников милиции, скептики могут сколько угодно иронизировать по поводу “бури в стакане воды”. У меня к этому другое отношение. На фоне скромной милицейской зарплаты недостача в семейном бюджете ожидаемой премии в полторы-две тысячи рублей или, напротив,  ее увеличение в два раза - достаточно заметное событие.
Кроме того,  уже около двух лет мы поощряем премией в размере до пяти тысяч рублей каждого сотрудника, раскрывшего конкретное резонансное преступление - грабеж, разбой, кражу или угон автотранспорта, а также преступления, связанные с незаконным оборотом огнестрельного оружия. Таким образом, раскрытие сотрудником одного серьезного преступления фактически предполагает двойное премирование, побуждая его к дальнейшим активным действиям.
Конечно, финансовые вопросы всегда самые сложные и болезненные, поэтому мы в пределах своих полномочий пытаемся дать возможность зарабатывать значительно больше тем, кто хочет и может работать.

- В нашу первую встречу вы сетовали по поводу того, что не все руководители подразделений с энтузиазмом восприняли необычную систему оценок. Теперь отношение изменилось?
- Многие представители моего и более старшего поколения со времен детства прекрасно помнят  детскую речевку: “Не можешь - научим, не хочешь - заставим, позорить отряд не дадим!”  На мой взгляд, очень даже неплохое жизненное правило, по нему и действуем.
Еще одним аргументом в пользу широкого распространения действующей системы оценки  стала ее открытость и доступность. Утвердивший ее приказ, методика расчета и ежемесячные итоговые таблицы начиная с 2000 года размещены в справочно-информационном фонде “Штаб”, доступ к которому имеют более тысячи пользователей во всех подразделениях аппарата министерства и органов внутренних дел республики. Фактически как у руководителя, так и у любого сотрудника есть возможность не только ознакомиться с итоговой оценкой, но и самому перепроверить правильность расчетов.
Сейчас без учета оценки эффективности деятельности подразделений уже не мыслится ни одно подведение итогов в любом милицейском коллективе, ее результаты, как правило, не оспариваются. И это лучшее свидетельство ее востребованности и объективности.

Другие материалы раздела
Почем слава?
Сотрудниками Управления внутренних дел по Ярославской области пресечена деятельность торговцев государственными наградами.
Ярлык абсурда
Некоторые средства массовой информации в погоне за “сенсациями” продолжают очернять органы внутренних дел. Вот один из перлов центральной газеты...
“Почем куры в Кабарде?”
...Командир разведбата 46-й бригады исподлобья смотрит на лейтенанта-радиоэлектронщика. “Золотая молодежь” 2004-го! Невооруженным глазом видно, с “гражданки” “приехало тело”...
Когда зажигают чемпионы
В деревне Садки, что в Истринском районе Московской области, состоялись всероссийские соревнования “Динамовская лыжня - 2007”.
Золотые “тельцы”
Уникальную схему мошенничества с золотыми слитками, в которой оказались замешаны сотрудники двух ведущих российских банков - Банк “Новая Москва” (НОМОС-Банк) и “Российский капитал”, - раскрыли сотрудники УФСБ по Москве и Московской области.
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru