Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2007 год

А на гербе – правонарушитель

Путевые заметки

…Шпицберген в переводе с голландского означает “Острые горы” (именно так назвал новую землю ее официальный первооткрыватель мореплаватель-голландец Виллем Баренц). Но если вы думаете, что по прибытии  сюда действительно увидите остроконечные заснеженные шпили, то вас ждет разочарование.  По крайней мере с пристани столицы архипелага поселка Лонгьирбюэн открывается довольно унылая “лунная” долина из песка, щебня, глины, разделенная спускающимся с “гор” из отработанной породы мутным бурым потоком, по берегам которого жмутся к земле в ожидании буранов полярной ночи небольшие домишки, словно специально для расцвечивания печального пейзажа выкрашенные в веселенькие тона. Возле пристани расположены и основные местные “достопримечательности” - кирха, ресторанчик, здание шпицбергенской администрации, офис угольной компании, больница, школа, почта, банк и многочисленные склады. В свинцовой холодной воде залива отражается низкое северное солнце, которое здесь никогда не бывает в зените. Скорее всего для Шпицбергена гораздо больше подходит его норвежское название - Свальбард - Земля холодных берегов.

Русские кресты на норвежском архипелаге
В соответствии с гипотезой российских ученых открытие архипелага и его первое промысловое освоение начато русскими северянами - поморами, которым Шпицберген был известен уже в XIV - XV веках. Они считали эту землю частью Гренландии и потому называли ее Грумант. Здесь велся пушной и китобойный промысел, и поморы оставили на архипелаге немало свидетельств своего пребывания, например, деревянные кресты, которые, помимо религиозного значения, выполняли роль навигационных знаков. Встречаются также останки судов и поселений, промысловые инструменты.
Норвежцы, понятное дело, эту гипотезу ставят под сомнение, считая, что первооткрывателями островов были не поморы, а викинги. Как бы то ни было на самом деле, до начала ХХ века архипелаг официально считался “ничейной землей”, пока 9 февраля 1920 года в Париже не был заключен международный Договор о Шпицбергене, который отдавал суверенитет над архипелагом Норвегии, но одновременно предоставлял всем государствам-участникам Договора (всего их в настоящее время 39) одинаково свободный доступ к ведению на архипелаге “при условии соблюдения местных законов и постановлений всякими судоходными, промышленными, горными и торговыми операциями на условиях полного равенства” хозяйственной и научно-исследовательской деятельности, а также устанавливал запрет на использование Шпицбергена в военных целях.
В 1925 году одновременно вступили в силу Договор о Шпицбергене, Горный Устав для Шпицбергена, утвержденный норвежской королевской резолюцией (разработан Норвегией согласно статье 8 Договора и согласован с остальными странами, подписавшими его), и национальный Закон о Шпицбергене, посредством которого Норвегия приняла суверенные полномочия над архипелагом.

Мотор в десять собачьих сил
Любой суверенитет, разумеется, предусматривает и все атрибуты государственной власти, в частности, ее исполнительной ветви в виде  администрации и полиции.  Они уникальны в своем роде, и подобной системы управления и охраны правопорядка нет больше нигде в мире.
Итак, высшим представителем норвежской власти на Шпицбергене является сюссельман. Это слово пришло из глубины веков, и хотя сейчас при передаче на другие языки традиционно переводится как “губернатор”, в оригинале означает гораздо более емкое понятие - “наместник” или даже “воевода”. В отличие от губернаторов (фюлькесманов) континентальной части Норвегии сюссельман подчинен напрямую Королевскому министерству юстиции и полиции. Одновременно он выполняет задачи других министерств, особо - Королевского министерства охраны окружающей среды. Фактически сюссельман на Свальбарде воплощает всю административную, полицейскую и судебную власть, так что, действительно, его вполне уместно называть  “наместником норвежской короны”.
В помощь сюссельману создан аппарат из полицейских и чиновников различных министерств, которым приданы необходимые технические и транспортные средства. Сейчас они вполне современны - вертолеты, катера, джипы-внедорожники, снегоходы, но еще каких-то пару десятков лет назад самым быстроходным средством передвижения на Шпицбергене в условиях бездорожья были… собачьи упряжки. Говорят, что и сегодня зимой вполне реально увидеть полицейские нарты.
К слову сказать, в отличие от континентальной части Норвегии, где вооруженный полицейский - это нонсенс, полиция на Шпицбергене вооружена штуцерами для... обороны от белых медведей. Конечно, хозяина полярного царства, изображенного на гербе архипелага, никто специально не отстреливает, но отпугивать косолапого “правонарушителя” при случае приходится.

Полицейские таможенники
Полицейские силы, расквартированные на Шпицбергене,  немногочисленны. Они представлены пятью офицерами во главе с командиром. Во время летнего сезона, когда открывается навигация, штат подразделения, как правило, усиливается двумя-тремя офицерами и десятком полевых инспекторов. Полиция на архипелаге исполняет те же функциональные обязанности, что и на континенте,  она целиком и полностью интегрирована в общенациональную полицейскую систему.
Вместе с тем полицейские имеют здесь особый статус и обладают  самыми широкими полномочиями. Первыми, кто встречает гостей северного архипелага у пристани или в аэропорту, являются именно они. Кстати сказать, для прибытия на Шпицберген не нужна виза, несмотря на то что Норвегия с 2001 года входит в зону Шенгена. Это связано с уже упомянутым Договором 1920 года, согласно которому любой гражданин или подданный страны-подписанта может купить билет (если  позволят средства, конечно, ибо путь неблизкий) и прибыть сюда. Любопытно, что, по данным шпицбергенской полиции, из трех с половиной тысяч населения архипелага (в основном сменного, работающего здесь вахтовым методом) имеются представители трех десятков национальностей!
Полицейские одновременно выполняют роль пограничников, таможенников и представителей иммиграционной службы. Они проверят ваши паспорта, “пробьют” по базам лиц восточной наружности, а убедившись, что перед ними не Усама бен Ладен, вежливо поинтересуются, с какой целью вы прибыли на Шпицберген, проверят вещи на предмет запрещенного к провозу, а также наличие “необходимых на пребывание на архипелаге денежных средств”.
Впрочем, это раньше, во времена холодной войны, Шпицберген был “экзотикой”, его посещали люди разве что конкретной профессии. Сегодня же туризм здесь вполне развит, а лучшим сувениром со Шпицбергена для каких-нибудь американцев, немцев или японцев считается… советская шапка-ушанка с красной звездой или настоящая “зэковская” телогрейка, которыми в Лонгьирбюэне торгуют предприимчивые жители соседнего поселка Баренцбург, где обитают русские и украинские шахтеры, работающие здесь вахтовым методом.

Неправильный лов рыбы
Российское присутствие на Шпицбергене - особый контекст взаимоотношений России и Норвегии, и тема эта весьма щепетильная. СССР, в 20-е годы обидевшись, что суверенитет над архипелагом был отдан не ему, а Норвегии, присоединился к Парижскому договору лишь пятнадцать лет спустя. После войны, когда Норвегия выбирала линию политического поведения, в качестве некоего наведения мостов с Советами норвежский парламент - Стортинг - в 1947 году  принял специальную резолюцию, отмечавшую особые экономические интересы Советского Союза на архипелаге. Сегодня, кстати, наряду с норвежцами только Россия, правопреемница СССР, ведет здесь промышленную добычу угля.
В этом-то  и состоит предмет основных противоречий. В 2001 году в Норвегии был принят закон об охране окружающей среды на Свальбарде, предусматривающий введение природоохранных зон в районах традиционной российской угледобычи. Россия в настоящее время по дипломатическим каналам предпринимает попытки противодействовать его ограничительным санкциям. Однако пока это результатов, увы, не приносит, и в настоящее время ежегодно на Шпицбергене регистрируется около 100 - 150 совершаемых россиянами “экологических правонарушений”, что приносит в норвежскую казну значительные денежные поступления в виде штрафов. Так что работы шпицбергенским полицейским по данной линии хоть отбавляй! Зато с отчетностью теперь все в порядке.
Еще одним нерешенным вопросом российско-норвежских отношений остается проблема разграничения континентального шельфа и экономических зон в Баренцевом море. К настоящему времени (переговоры ведутся с 1970 года!) согласовано 4/5 спорного района. Однако после введения Норвегией морской экономической зоны вокруг островов ситуация весьма обострилась - полиция стала “гонять” российские рыболовецкие траулеры. Наши, конечно же, с такой постановкой вопроса не согласны, апеллируя все к тому же Парижскому договору о свободном доступе ко всем шпицбергенским ресурсам, включая рыбу. Памятная эпопея с мурманским траулером “Электрон” едва ли не несколько дней была мировой новостью номер один… Как бы то ни было, но чем этот спор и когда закончится, пока явно непредсказуемо.
Холодная война продолжается!
Впрочем, вернемся к нашему основному рассказу.  Что же еще входит в круг задач шпицбергенской полиции? Она может заводить и расследовать любые уголовные дела, следить за соблюдением порядка, правильным отстрелом оленей и выловом рыбы, принимать к первичному рассмотрению иммиграционные прошения. Их бум сегодня миновал. Да и суровые условия северного края, явно не рассчитанного на ПМЖ, действуют отрезвляюще. К тому же  никакого “социаля”, вожделенной мечты мигрантов, здесь им никто не даст. В лучшем случае купят за государственный счет билет на родину.
Еще одним аспектом работы шпицбергенских полицейских являются контрразведывательные функции и контроль за деятельностью иностранных государств на архипелаге. Так что хотя холодная война давно закончилась, но в краю холода, на северном фланге НАТО, бдительные потомки викингов всегда начеку!
Свальбардская полиция также возглавляет все спасательные операции, проводящиеся на архипелаге. Ежегодно здесь осуществляется 20 - 30 подобных мероприятий, которые зачастую происходят в экстремальных климатических условиях. А для осуществления спасательных операций в условиях полярной ночи, снежных буранов, жесточайших ветров и холода нужно обладать не только соответствующей подготовкой и сноровкой, быть здоровым и мужественным человеком, но и, наверное, действительно сильно любить эту суровую, но по-своему красивую землю холодных берегов и острых гор.

Михаил ВАСЬКОВ
Лонгьирбюэн - Москва

Другие материалы раздела
Верхом на парте
Корреспондент “Щита и Меча” прошел базовую подготовку в Центре высшего водительского мастерства
Резонанс
Предупреждать и защищать
Обзор региональной прессы
Автоиндульгенция
Столичное Управление ГИБДД давно бьет тревогу по поводу прямо-таки наплевательского отношения к выполнению требований ПДД со стороны работников служб и подразделений милиции.
Тамара - зоркий глаз
Без преувеличения скажем - трудно себе представить Совет ветеранов центрального аппарата МВД России без Тамары Степановны Щербаковой.
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru