Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2007 год

Дорожный знак из уголовного кодекса

Опыт

В Израиле обеспечением безопасности дорожного движения занимаются всем миром. Причем делается это, по крайней мере на данный момент,  без “долгоиграющих” программ, равно как и без прямых на то указаний главы государства. Все основано на том, что ответственные за обеспечение этой самой безопасности люди, каждый на своем уровне, просто-напросто день за днем добросовестно выполняют доверенную им работу.

Нарушил правила - отдай автомобиль
Самый верхний из этих уровней - это, конечно же, Кнессет, однопалатный парламент, высший законодательный орган Израиля. Кнессет регулярно поднимает на своих заседаниях вопросы, касающиеся безопасности дорожного движения. Основные усилия парламента направлены на сокращение числа дорожно-транспортных происшествий и количества пострадавших в них. Так, экономическая комиссия Кнессета одобрила законопроект, ужесточающий наказания за различные нарушения действующих правил дорожного движения. Например, согласно законопроекту начинающему водителю, нарушившему правило об обязательном сроке езды с сопровождающим, грозит конфискация автомобиля (!) на срок 60 дней (по решению суда этот срок может быть продлен до
120 дней). То же самое ждет водителей, управляющих транспортными средствами в нетрезвом виде или под воздействием наркотиков, при отсутствии прав, перевозке пассажиров за деньги без лицензии либо управлении технически неисправным автомобилем.
Интересно, что нарушение правил дорожного движения в Израиле квалифицируется как уголовно наказуемое правонарушение и соответственно каждое такое нарушение прописано в уголовном кодексе страны. Но при этом даже самый злостный нарушитель ПДД не становится в один ряд со всеми прочими правонарушителями. В полиции существуют две различные базы данных: для нарушителей правил дорожного движения и для осужденных, совершивших какое-либо преступление.
Бюджет дорожной полиции Израиля складывается из средств, выделенных Кнессетом на нужды Министерства общественной безопасности, и средств, выделяемых страховыми компаниями. Средства страховщиков тратятся на создание подразделений дорожной полиции по расследованию случаев мошенничества в области регистрации транспорта, незаконного получения денег по договору о страховании.
Вопросы строительства, оснащения и ремонта государственных дорог решаются за счет бюджета Министерства транспорта. Но только хозяйственной деятельностью участие транспортников в обеспечении безопасности дорожного движения не ограничивается.
Как и во многих других государствах, постоянно ведущих борьбу с дорожными происшествиями, в Израиле практикуется система начисления штрафных баллов, цель которой - выявление водителей, совершающих наиболее тяжкие транспортные правонарушения, либо выявление дорожных рецидивистов. Причем - внимание! - контроль за действием и управлением системой штрафных баллов осуществляется Министерством транспорта... без участия полиции.

Скорость можно превышать
Сколько бы забот ни брали на себя смежные организации, Департаменту дорожной полиции все равно достается их большая часть. Прежде всего это контроль, руководство, координация деятельности системы дорожного движения, надзор за ней и определение общей политики. Система дорожного движения израильской полиции работает по трем главным направлениям, каждым из которых занимаются профильные подразделения. 
Направление стратегическое подразумевает совершенствование деятельности системы дорожного движения. Здесь и обучение сотрудников дорожной автоинспекции, и совершенствование рабочих процессов, и разработка технических средств контроля, и проведение различных исследований.
Направление профессиональное - это непосредственно руководство системой, контроль за выполнением законодательных актов в области транспортного движения, разборы исков в транспортной сфере, расследование дорожных катастроф, вопросы путевой инженерии.
И, наконец, направление оперативное включает контроль за выполнением правил дорожного движения, регулирование дорожным потоком, пресечение транспортных правонарушений.
Конечно, самое распространенное правонарушение - это превышение скорости. И тут строгие израильские стражи порядка дают водителям небольшие послабления. Прежде всего у водителя, увидевшего знак ограничения скорости, есть не так уж мало времени, чтобы выполнить его требование, не применяя экстренное торможение. Скажем, при переходе с междугороднего шоссе (дозволенная скорость - 80 или 90 километров в час) на городское шоссе (50 километров в час) приборы фиксации нарушений скорости устанавливаются не у знака, а через несколько сотен метров, чтобы дать водителям возможность соразмерить скорость с дорожной ситуацией. К тому же не каждое превышение тянет на штраф. Камеры фиксируют превышения начиная с 11 километров в час. То есть если дозволенная скорость составляет 50 километров в час, то “штрафная” начинается с 61 километра в час. Словом, учитывается человеческий фактор.
Превышение дозволенной скорости в черте города от одного до 30 километров в час повлечет за собой денежный штраф, на 31 и более - вызов в суд; на междугороднем шоссе от одного до 40 километров в час - денежный штраф, на 41 и более - вызов в суд. А суд на расправу скор. У вызванного туда нарушителя как минимум на 30 дней изымут водительское удостоверение.

Дорога под микроскопом
“Мир”, занимающийся вопросами безопасности дорожного движения, не ограничивается только теми, кому это положено делать по долгу службы. Так, в каждом муниципалитете созданы комиссии по проблемам транспорта и дорожного движения. Обязательно ее членом является сотрудник дорожной полиции. Комиссия решает, где какие дыры надо латать на местных дорогах, какие необходимы дорожные знаки или камеры слежения, а также целый ряд других вопросов, так или иначе связанных с дорожным движением. Причем нельзя усомниться в том, что каждое новшество рассматривается едва ли не под микроскопом, ведь оплачивать все, что утвердит комиссия, придется за счет бюджета муниципалитета.
Есть в Израиле и свои дружинники: в структуру отдела дорожного движения полиции включено подразделение, в которое принимаются только добровольцы. Решение о его создании было принято из-за острой нехватки  полицейских патрулирующих на израильских дорогах.  Отдел дорожного движения проводит специальные курсы, на которых добровольцы получают необходимую подготовку. Начальный курс называется “Первая стадия”. Его продолжительность - 30 учебных часов. По окончании добровольцам выдается форма и предоставляется право на работу в сопровождении наставника - полицейского. Спустя полгода доброволец проходит курс повышения квалификации “Вторая стадия”, также состоящий из 30 часов. И если доброволец, окончивший первичный курс, может работать только в сопровождении полицейского, то два добровольца, окончившие второй курс, уже вправе работать на патрульной машине самостоятельно. Причем лучшие выпускники “Второй стадии” наделяются полномочиями на выдачу штрафных рапортов наравне с полицейскими. Благодаря добровольцам число стражей порядка на израильских дорогах увеличилось вдвое.

По материалам ГИАЦ МВД России
подготовил Виктор ВОРОНКОВ

Другие материалы раздела
Немцы оценили “Святого Георгия”
Творчество руководителя Студии художников имени Верещагина МВД России полковника внутренней службы Анатолия Бичукова хорошо известно у нас в стране и за ее пределами.
Как полковник стал капитаном
На днях Серебряков прилетел из Аделаиды, где команда хоккеистов-ветеранов МВД России стала победительницей турнира, обойдя сильную команду таможенников из Санкт-Петербурга и полицейских из Норвегии.
Знать не должны даже свои
- ...И еще одно. Кроме вас ни одна живая душа здесь, в Ханкале, не должна знать точное место проведения операции. А о том, что мы конкретно будем делать в этом районе, уж извините, не могу сказать и вам.
Зима ушла под канонаду
Один раз в год, в первое воскресенье марта, батальоны московского ОМОНа провожают зиму.
ТРИ ПАТРОНА ДЛЯ ТЕРРОРИСТА
В Северо­-Западном округе внутренних войск МВД России состоялось соревнование снайперов, приуроченное к 63-летию снятия блокады Ленинграда
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru