Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2007 год

Стальные нервы Севера

О том, как обеспечивается безопасность и правопорядок на одном из самых ответственных участков - транспортных магистралях Севера России, рассказывает начальник Северного УВДТ генерал-майор милиции Михаил КУЛАКОВ.

Правый фланг
Все мы в той или иной степени зависим от транспорта. Железнодорожного, воздушного, водного.  Ведь все мы когда-то становимся пассажирами и потребителями товаров, которые опять-таки перевозят на поездах, самолетах, теплоходах. Транспортный комплекс страны - это самая оживленная артерия, по которой перемещаются людские потоки и колоссальные материальные ценности. О том, как обеспечивается безопасность и правопорядок на одном из самых ответственных участков - транспортных магистралях Севера России, рассказывает начальник Северного УВДТ генерал-майор милиции Михаил КУЛАКОВ. На протяжении нескольких лет коллектив этого УВДТ по всем показателям лидирует среди родственных подразделений нашей страны.

- Михаил Степанович, лето - пора отпусков. Многие десятки тысяч человек из районов Крайнего Севера стремятся на отдых сами, вывозят детей к морю. Насколько безопасно чувствуют себя пассажиры?
- Сейчас это приоритетная наша задача. Ведь что такое лето  для жителей той же Республики Коми, Архангельской области? Это событие, к которому они готовятся целый год. Опыт работы в летний период у нас наработан годами. Безусловно, основное внимание мы уделяем самым главным нашим пассажирам - детям. Когда на юг или в обратном направлении следуют организованные группы детей, то они сопровождаются нашими сотрудниками. Да и вообще мы стремимся, чтобы все поезда сопровождались нарядами милиции. Практика показывает, что на тех поездах (как дальнего, так и пригородного сообщения), где работают  милицейские патрули, количество правонарушений минимально.
 
- Перекрываете все поезда?
- К сожалению, обеспечить абсолютно все пассажирские составы нарядами мы не имеем возможности. Но в любом случае к  каждому поезду на всех станциях, где имеются наши линейные отделы, отделения или даже пункты милиции, подходят старшие смен, беседуют с поездной бригадой, интересуются состоянием правопорядка и нередко принимают меры к нарушителям. Кстати, нареканий со стороны персонала поездов, пассажиров с каждым годом становится все меньше и меньше. И наоборот, благодарственных писем в последнее время приходит все больше.
 
- С человеком случилась беда. Он вынужден обратиться с заявлением в дежурную часть линейного отдела милиции или просто к постовому. Есть ли гарантия, что....
- Я понял суть вопроса. На дверь гражданину не укажут. Да, не скрою. Если заглянуть в недалекое прошлое, то такое у нас случалось. Старались дежурные не принять заявление и не зарегистрировать его как положено. А отправить потерпевшего к оперу. Тот в свою очередь уговаривал не писать заявления, мол, все равно от этой бумажки толку не будет. Сейчас такого не встретите! Каждое заявление регистрируется. Сломать устоявшуюся практику было нелегко. Пришлось много поработать в этом направлении и не только убеждать, но и наказывать тех дежурных, которые продолжали действовать по старинке. Много усилий по наведению порядка в учетно-регистрационной дисциплине приложили  мой первый заместитель начальник криминальной милиции подполковник милиции Андрей Андреев, начальник штаба полковник милиции Владимир Никифоров, начальник МОБ полковник милиции Олег Воробьев, начальник ЛОВД на станции Буй полковник милиции Николай Соколов, начальник Вологодского ЛУВДТ майор милиции Алексей Фалевский и начальник Печорского ЛОВДТ подполковник милиции Сергей Пастернак.

- До увольнений дело не доходило?
- К счастью, в вопросах регистрации заявлений серьезных проступков совершено не было. Хотя уволенные по отрицательным мотивам у нас в подразделениях имеются. Но это правильно! Не могут честно служить народу проходимцы, жулики, пьяницы, хамы. С такими “стражами порядка” мы расстаемся без сожаления. Впрочем, с каждым годом количество уволенных по отрицательным мотивам снижается. Это несомненный плюс в работе кадровых подразделений, которыми руководит мой заместитель подполковник милиции Елена Шеина, отделения собственной безопасности. Основной упор в их работе мы делаем на профилактику. Легче ведь не допустить к работе того, кому в силу ряда качеств нельзя быть милиционером, чем потом указывать человеку на дверь. Да и вообще, я считаю, что увольнение - крайняя мера. Опыт показывает, что для нарушителя, если он, конечно, не злостный, достаточно  беседы, для некоторых эффективно взыскание. Кстати, почти все сотрудники, которые были наказаны руководителями, еще и краснели перед товарищами на судах чести.

- Некомплект личного состава ощущается?
- Он у нас не так велик. Всего от штатной численности некомплект составляет чуть более трех процентов. Полагаю, что это нормальная рабочая цифра. Ведь один из сотрудников уходит на пенсию, другой переводится на вышестоящую должность, третий поступает в высшее учебное заведение на очную форму, то есть освобождается вакансия.

- И на учебу людей легко отпускаете?
- А как же иначе? Наоборот, приветствуем такое стремление! Только этим летом более 70 сотрудников будут сдавать вступительные экзамены в высшие и средние учебные заведения системы МВД.

- Северная железная дорога - стратегический объект. Ведь именно по этим рельсам следуют эшелоны с важнейшими грузами для экономики страны.
- Если посмотреть на схему железных дорог, находящихся на территории обслуживания, она напоминает крест. Действительно, именно здесь перекресток всех основных направлений. С востока на запад через наши железнодорожные узлы везут уголь, металл, руду, лес. С севера на юг и запад - нефть и руду.  Обеспечить сохранность перевозимых грузов, не допустить терактов и иных чрезвычайных происшествий на пути следования - приоритетная задача подразделений управления.  Ведь железнодорожный транспорт чрезвычайно уязвим. Ни для кого не является секретом, что в последнее время появилось много охотников за металлом. Воруют рельсы, провода, трансформаторы. А ведь такие деяния могут привести к страшным последствиям, в том числе и к экологической катастрофе.  Представьте себе, что произойдет в случае крушения состава, перевозящего нефть, газ, бензин или кислоту. А ведь покушение на террористический акт у нас было. Два года назад группа рецидивистов пыталась спровоцировать крушение. Они разобрали пути. Целью негодяев был шантаж.  Благодаря профессионализму и грамотным действиям сотрудников ФСБ и оперативников нашей криминальной милиции эта организованная преступная группа была выявлена и обезврежена. Все участники банды приговорены к длительным срокам заключения.

- А грузы, перевозимые в товарных составах, воруют?
- Да, мы фиксируем около 120 - 130 краж в год. Но здесь имеется одна особенность. Не факт, что преступление было совершено на обслуживаемом нашими подразделениями участке. Например, вагон с компьютерами  направляется в Вологду из Приморья.  Обнаруживается недостача в пункте назначения. Но где произошло само хищение? Ведь состав тысячи километров преодолел. Вот это и предстоит выяснить нашим сыщикам. Приходится раскрывать преступления и на Урале, и в Сибири, и  в других регионах. Оперативники выезжают в командировки, работают там, и в 70 случаях из ста такие хищения раскрываются. Не без помощи коллег из родственных управлений. Да и к  нам сыщики из других УВДТ также частенько наведываются.  Помогаем друг другу. А как же без взаимовыручки?

- Расскажите, пожалуйста, как складываются отношения с территориальными подразделениями милиции?
- Зона обслуживания очень обширна.  Транспортные магистрали пролегают по территории Республики Коми, Архангельской, Владимирской, Вологодской, Ивановской, Костромской, Московской, Тверской, Тюменской и Ярославской областей. Протяженность Северной железной дороги составляет почти 6 тысяч километров, около 400 станций, в том числе 5 крупных сортировочных. Ежедневно по дороге курсируют около 100 пассажирских и 150 пригородных поездов. Судоходные линии составляют около 2 тысяч километров. Мы обслуживаем 16 аэропортов, 4 из которых имеют статус международных. То есть каждый день в зоне нашей ответственности пребывают сотни  тысяч человек. Естественно, взаимодействие с территориальными органами внутренних дел - это одна из основных составляющих служебной деятельности. Связи эти создавались десятилетиями, и с каждым годом они становятся все теснее.  Да без них просто невозможно работать, раскрывать преступления, поддерживать порядок.  В практику вошли совместные мероприятия, в том числе и по обезвреживанию особо опасных преступников и преступных сообществ. Ведь многие преступления, особенно экономической направленности, которые совершаются “на земле”, просто не могут обойтись без транспорта. Совсем недавно совместно с подразделениями БЭП УВД по Ярославской области был ликвидирован подпольный ликеро-водочный “завод”. Незаконные вырубки леса и его дальнейший экспорт - беда наших регионов. И здесь без тесного сотрудничества территориальной и транспортной милиции не обойтись. Буквально на днях было обезврежено организованное преступное сообщество, занимавшееся поставками в Вологодскую и Архангельскую область наркотиков. Работали наши оперативники в тесном взаимодействии с наркополицией.
 
- В целом какова криминогенная обстановка на обслуживаемой территории?
- Если взять статистику, то можно обнаружить некое увеличение количества преступлений. Казалось бы - беда. Но на самом деле ничего страшного не произошло. Дело в другом. Я уже упоминал о серьезном укреплении учетно-регистрационной дисциплины. Сейчас мы наблюдаем реальную картину. Мы знаем слабые звенья и укрепляем те участки, на которые нужно обратить особое внимание. В последнее время наметилась положительная тенденция по раскрываемости тяжких и особо тяжких преступлений, таковых за пять месяцев текущего года было зарегистрировано 380. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года это более высокая цифра, однако количество расследованных возросло на 45 процентов. Хотел бы отметить грамотную профессиональную работу наших следователей, начальника Следственного управления при УВДТ полковника юстиции Елены Морозовой.

- Охраной объектов железной дороги занимается не только милиция...
- На протяжении десятилетий у транспортной милиции были налажены добрые рабочие отношения с подразделениями ВОХР. В настоящее время они не только не прекращаются, но и совершенствуются.  Недавние совместные со стрелками военизированной охраны учения, проведенные на базе Северного УВДТ, показали все сильные стороны этих контактов. А вводные отрабатывались самые различные, в том числе связанные с угрозой террористического акта.  Впрочем, несмотря на высокие оценки, которые получили наши подразделения, погрешу против истины, если скажу, что все было  идеально. Конечно,  недостатки есть, мы их видим и работу над их устранением продолжаем.

- Руководство Северной железной дороги вас поддерживает?
- Да, и вклад железной дороги в дело обеспечения правопорядка немалый. Например, почти все крупные станции оборудованы системами видеонаблюдения. В перспективе на основных платформах будет установлено оборудование с тревожными кнопками. А такой вид экстренной связи, как “пассажир-машинист”, существует практически во всех пригородных поездах. До установки видеонаблюдения в электричках дело пока не дошло, слишком уж дорогостоящий проект, но планы такие у руководителей железной дороги имеются. Так что в перспективе ездить в поездах будет еще безопаснее. Пользуясь случаем, хотелось бы через газету от имени коллектива транспортной милиции сказать большое спасибо начальнику железной дороги Василию Билохе за ту помощь, которую железнодорожники оказывают подразделениям милиции. Благодаря железнодорожникам сотни сотрудников стали работать в более комфортабельных условиях, отремонтировано здание управления, сейчас работы по благоустройству ведутся в десятках линейных отделов и отделений. Да и десятки компьютеров, подаренных нам железнодорожниками, также способствуют укреплению правопорядка. Вопрос жилья в наше время стоит очень остро.  Железная дорога выделяет для наших сотрудников койко-места в общежитиях. Это тоже очень серьезное дело. Очень большую работу по этим направлениям провела служба тыла и ее начальник подполковник милиции Евгений Феоктистов.

- С жильем для сотрудников проблемы имеются?
- Как и в большинстве подразделений МВД, неважно. Но по мере своих сил стараемся решить эту проблему. Если областным, республиканским, краевым, городским УВД местные власти худо-бедно выделяют квартиры, то для транспортной милиции они это делать не торяптся. Мол, не их это люди. А ведь защищают наши сотрудники всех граждан. То же самое можно сказать и о доплатах, и о материально-технической помощи со стороны губернаторов и глав администраций. Хотя в некоторых областях и районах власти идут на встречу нуждам транспортной милиции.

- Имидж человека в форме во многом делают средства массовой информации. Какие взаимоотношения складываются у транспортной милиции севера с пишущей и снимающей братией?
- В прессе нужно видеть прежде всего партнера и помощника. Я сам частый гость на телевидении, регулярно на экранах появляются мои заместители, руководители линейных отделов. Пресс-конференции мы организовываем не реже одного раза в квартал, а накануне и в период летних отпусков - ежемесячно. Опытные офицеры через СМИ объясняют  гражданам, как вести себя в дороге, как не попасться на удочку жуликов, что делать, если случилась беда, к кому обратиться. Помогают нам журналисты и в деле розыска лиц, пропавших без вести, скрывающихся преступников. Нередко  наши наряды задерживают подозреваемых благодаря пассажирам, которые в свою очередь опознали злодеев после того, как их фотороботы показали  по телевидению или напечатали в газетах.

Другие материалы раздела
Когда праздник надо испортить
...Лицо командира инженерно-саперной роты сияло, словно медный самовар в ярмарочный день, а на душе пели соловьи.
На что уходит треть бюджета
Партнером Всероссийского форума-выставки “Госзаказ 2007” выступил союз предпринимателей - ветеранов органов внутренних дел, а информационную поддержку обеспечила радиостанция “Милицейская Волна”, которая в последнее время занимает лидирующее место в рейтинге радиовещания...
Миллионы в “коробочке”
Капитан трет красные от бессонной ночи глаза. Почти сутки Валерий Трофимов с группой провел в засаде на границе с Дагестаном и всего двадцать минут назад возвратился на базу. После обеда вновь отправится с бойцами в поиск.
Матери прочитали книгу о сыновьях
Сотни вдов и матерей, раскрыв страницы только что врученной им “Книги памяти”, гладили фотографии...
За десять лет до будущей встречи…
Так уж вышло, что учебные заведения столичной милиции в некотором роде выпали из спортивной жизни ГУВД по городу Москве.
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru