Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2007 год

Когда минус - это плюс

Первое, что наверняка бросится в глаза российскому автомобилисту на минских улицах, - это на удивление чистые машины. Словно все они только что выехали с автомойки.

Перекресток
Первое, что наверняка бросится в глаза российскому автомобилисту на минских улицах, - это на удивление чистые машины. Словно все они только что выехали с автомойки.
- Просто водителя грязной машины тут же остановят и оштрафуют. В распутицу приходится ежедневно мыть, - поясняет водитель нашего автобуса. - А что, разве у вас в России не так?
Из чувства патриотизма предпочитаю не распространяться о том, что в Москве половина водителей зимой вообще не моют своих железных коней, а только протирают тряпочкой номера и фары, так что к весне бывает трудно понять, какого цвета та или иная машина.
Привыкшему к многочасовым пробкам москвичу белорусская столица покажется пустыней. То, что местные водители называют пробками, по меркам Первопрестольной не тянет даже на “небольшое затруднение движения”. Транспорта здесь многократ меньше, а дороги -  широкие, прекрасно отремонтированные, с яркой разметкой.
Вот что не бросится в глаза, сколько ни смотри, так это стационарные посты Госавтоинспекции. Их в Беларуси просто нет. Начиная с прошлого года служба ГАИ МВД Республики Беларусь полностью реформирована.

Потоку лучше не мешать
В последние годы дорожно-транспортный травматизм стал одной из главных причин гибели людей в Республике Беларусь по причинам некриминального характера. Только за последние десять лет страна потеряла более 18 тысяч человек. И так же, как в России, Белорусское государство забило тревогу и начало принимать активные меры по сохранению жизни и здоровья людей.
Первым радикальным шагом, нацеленным на то, чтобы переломить ситуацию, стало внедрение участкового принципа работы инспекторского состава ГАИ. В 2006 году в Беларуси были полностью ликвидированы стационарные посты Госавтоинспекции, благодаря чему численность службы сократилась без малого вдвое. Теперь за каждым участком улично-дорожной сети закреплен конкретный работник ГАИ, который отвечает за все вопросы по линии организации дорожного движения и состояние аварийности.

Рассказывает начальник Управления Госавтоинспекции МВД Республики Беларусь полковник милиции Александр Менделев.
- Проанализировав ситуацию на белорусских дорогах, мы пришли к выводу о том, что стационарные посты ГАИ не только не способствуют повышению эффективности нашей работы, но зачастую, напротив, создают помехи дорожному движению. Приведу простой пример. В разгар дачного сезона в пятницу в Минске, как и в Москве, и многих других мегаполисах, наблюдается массовый поток транспорта по направлению области. Стоит только выставить на выезде из города несколько постов, сотрудники которых начнут вытаскивать из потока и тормозить заинтересовавшие их транспортные средства, как создастся пробка. Мы отказались от этой практики. И если где-то в городе наблюдается повышение плотности потока, мы предпочитаем ему не мешать. Лучше посмотреть с воздуха, нет ли каких-то сбоев в движении - для этого на вооружении ГАИ есть вертолет. Что касается нарушителей ПДД, то на дорогах республики установлено видеонаблюдение, позволяющее фиксировать таковых, чтобы впоследствии применить к ним административные санкции…

На сегодняшний день в белорусской ГАИ служит около трех тысяч сотрудников. Причем каждый инспектор имеет высшее образование и соответственно офицерские погоны. Все сержантские должности в ходе реформирования были сокращены. Повышение образовательного и профессионального уровня сотрудника, по мнению руководства МВД Беларуси, сыграло немалую роль в повышении престижа службы и повысило уровень доверия граждан к инспектору на дороге. На вооружении службы порядка
800 патрульных автомобилей. Всего же в республике зарегистрировано около трех миллионов единиц транспорта. Нетрудно посчитать, что соотношение числа сотрудников ГАИ и транспортных единиц в Беларуси составляет один к тысяче. В России количество инспекторов на душу автонаселения в три раза больше.

ГАИ больше не прячется в кустах
Сокращение в Беларуси численности личного состава ГАИ не повлекло за собой всплеска аварийности, но полностью изменило систему оценки деятельности инспекторов. Сегодня эффективность работы каждого конкретного сотрудника оценивают не по количеству составленных протоколов, а по состоянию аварийности на вверенном участке.

- Прятаться в кустах, чтобы ловить нарушителей и составлять много протоколов, - много ума не надо, - считает начальник ГАИ республиканского МВД. - А вот провести целенаправленную работу с людьми и таким образом снизить аварийность - это задача потруднее. Сегодня наши сотрудники нацелены на профилактику. В настоящее время у каждого третьего жителя есть автомобиль. Остальные являются пассажирами, пешеходами - словом, участниками дорожного движения. И мы ставим перед собой задачу воспитывать участников дорожного движения начиная с детского сада. В школе одновременно с обучением чтению и письму мы сегодня учим и азбуке безопасности. Ежедневно начальник районного ГАИ по графику бывает либо в школе, либо в трудовом коллективе, либо выступает в СМИ. Каждую неделю в местных средствах массовой информации публикуются серьезные статьи по тематике безопасности дорожного движения. Каждый сотрудник Госавтоинспекции половину рабочего времени обязан отводить профилактической работе. И, как показывает практика, это дает гораздо больший эффект, чем ставить на каждом метре дороги по сотруднику милиции. Одно дело заставить соблюдать правила из страха, санкциями, другое дело - через понимание необходимости реалий сегодняшнего дня. Конечно, в нашем распоряжении остается и административный ресурс. По некоторым видам правонарушений у нас штрафы существеннее, чем в Российской Федерации. Но, повторюсь, мы не гонимся за количеством выявленных нарушений. Даже административные меры воздействия рассматриваются нами как форма профилактики, а не самоцель. Если три года назад у нас в стране было около четырех миллионов наказанных за нарушение ПДД, то сегодня эта цифра уменьшилась в три раза…

Исходя из актуальности проблемы обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь на государственном уровне принята одноименная концепция. С учетом этого документа в 2007 году реализуется программа “Минус сто”. Ее суть в том, что по результатам года число погибших в ДТП должно стать минимум на 100 человек меньше. Для ее выполнения текущий год объявлен “Годом безопасности дорожного движения в Республике Беларусь”. И сегодня в стране идет активная пропагандистская работа, направленная на повышение дорожной дисциплины и воспитание правопослушания населения. Зазевавшийся на дороге пешеход получает от инспектора ГАИ открытку, на которой написано “Вместо штрафа” и выведено вежливое предупреждение о необходимости соблюдения ПДД, а также изображены картинки, наглядно демонстрирующие возможные последствия невнимания на дороге. А в школе каждому малышу выдаются красочные книжки, раскраски, расписания уроков и закладки, обучающие азам ПДД.

Не суровость, но неотвратимость
Что касается административного законодательства, то оно действительно суровее, нежели в России. С 1 марта 2007 года в Беларуси усилена административная ответственность за грубые нарушения ПДД водителями, в том числе за управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения. Попавшийся пьяным за рулем водитель наказывается штрафом и административным арестом одновременно. За повторное нарушение его ждет уже уголовная ответственность. И особенно интересно, что по новому административному законодательству будут применяться жесткие санкции к пьяным пешеходам, создающим аварийные ситуации. Согласитесь, подобную практику было бы не грех ввести и в нашей стране, ведь зачастую именно безлошадные участники дорожного движения становятся виновниками страшных происшествий.

Но в целом белорусские коллеги нацелены на работу по созданию эффективного механизма контроля за реализацией принципа неотвратимости наказания. Министерством внутренних дел совместно с заинтересованными ведомствами прорабатывается вопрос о введении балльной системы учета нарушений Правил дорожного движения. С этой целью с 1 января 2007 года введена в эксплуатацию единая база данных по всей республике. И сегодня каждый патрульный инспектор вооружен ноутбуком, в память которого внесена эта база, что дает ему возможность в течение минуты проверить каждого водителя на предмет наличия у него водительского удостоверения и срока его действия, а также где и когда он нарушал ПДД и каким наказаниям подвергался.

Сегодня в республике проводится самая активная работа по повышению уровня культуры поведения водителей. По статистике три четверти всех происшествий в Беларуси происходит по их вине. В каждом пятом ДТП с тяжкими последствиями автолюбителями игнорировались правила пользования ремнями безопасности либо мотошлемами. Что ж, в этом вопросе наши народы, увы, единодушны. Но вот степень ответственности за одни и те же грешки не одинакова. Буквально недавно инспектор ГАИ оштрафовал водителя мэра Минска за то, что ни он, ни градоначальник не были пристегнуты ремнями безопасности. Трудно представить, что в Москве или Санкт-Петербурге милиционер рискнет не то что наложить штраф, но хотя бы остановить машину с чиновником столь высокого ранга.

Карающая стрела правосудия
Есть в структуре белорусского ГАИ специальное подразделение дорожно-патрульной службы “Стрела” МВД Республики Беларусь. В его составе всего около семидесяти человек, но это, что называется, лучшие из лучших. Сюда принимают лишь инспекторов, имеющих за плечами не менее десяти лет безупречной службы в других подразделениях. “Стрела” - наиболее мобильное и подготовленное подразделение в системе, работающее не по принципу территориальности, как иные отделы Госавтоинспекции, а по всей республике. Инспектора “Стрелы” выезжают в любой район, в любую область, в любое подразделение Беларуси и там выполняют свои специфичные задачи. Прежде всего - это контроль за работой других подразделений ГАИ, а также помощь в организации службы на местах и надзор за дорожным движением.

У “Стрелы” самые лучшие автомобили и патрульные мотоциклы. В их гараже, на зависть российским коллегам, несколько мощных красавцев- “крайслеров”. На борту каждого автомобиля и мотоцикла - ромбик со стрелкой.

“Стрела” выезжает туда, где она нужна более всего. К примеру, в Минском районе, в местах массового отдыха граждан для контроля за обстановкой курсируют автомобили с приметным значком на крыле. А с помощью мотоциклов много проще остановить мотоциклиста-нарушителя ПДД, нежели на патрульном автомобиле.

Еще одна задача “Стрелы” - сопровождение vip-персон и почетный эскорт. Кроме того, на подразделении лежит такая задача, как контроль за соблюдением дорожной дисциплины сотрудниками милиции. Инспектор “Стрелы” имеет право остановить транспортное средство любого милиционера, проверить его водительское удостоверение и физическое состояние. Причем это не формальное право, а реальная практика. И если сотрудник милиции попадается за рулем в состоянии алкогольного опьянения, это означает конец его службы в органах. Принцип неотвратимости наказания един для всех.

Государственный номер по сходной цене
Что и говорить, в организации службы белорусской Госавтоинспекции много отличного от отечественной ГИБДД. И одно из главных принципиальных отличий заключается в том, что с 1 февраля 2006 года функции техосмотра транспортных средств в соответствии с Указом президента Республики Беларусь переданы дорожным службам. И теперь заключение о технической исправности машины, которое ранее делали сотрудники ГАИ, выдают совместно с сотрудниками диагностических станций гражданские специалисты. В этом вопросе наши соседи дальше нас продвинулись к стандартам стран, которые мы обычно называем цивилизованными.

Очень заинтересовала практика официальной продажи так называемых престижных государственных регистрационных номеров. Три семерки, три пятерки и тому подобное. Как рассказал белорусский министр внутренних дел, любой гражданин, изъявивший желание поставить на свой автомобиль подобный номер, может сделать это, заплатив в госказну необходимую сумму, соответствующую прейскуранту. Не хочет платить лишних денег - получает тот номер, который подошел по очереди. В результате в республике большинство престижных автомобилей “украшены” не менее престижными номерами. В России можно наблюдать ту же картину, вот только деньги за это идут отнюдь не в государственный бюджет.
 
Наибольшее удивление вызывает тот факт, что, по словам министра внутренних дел Республики Беларусь Владимира Наумова, самый большой некомплект личного состава в белорусской милиции именно в ГАИ. В Минске он составляет порядка 20 процентов!

И все же на дорогах наших двух стран больше схожего, нежели различного. Так же как и в России, в Беларуси стоит проблема низкого уровня профессиональной подготовки водительских кадров. И здесь так же бьют тревогу и планируют отстранять от процесса подготовки водителей автошколы с низкой учебно-материальной базой, неквалифицированными преподавателями и мастерами, ведущими некачественную подготовку.
И так же, как и в России, водители предупреждают друг друга морганием фар о появлении на дорогах сотрудников милиции…

Другие материалы раздела
Верхом на парте
Корреспондент “Щита и Меча” прошел базовую подготовку в Центре высшего водительского мастерства
Резонанс
Предупреждать и защищать
Обзор региональной прессы
Автоиндульгенция
Столичное Управление ГИБДД давно бьет тревогу по поводу прямо-таки наплевательского отношения к выполнению требований ПДД со стороны работников служб и подразделений милиции.
Тамара - зоркий глаз
Без преувеличения скажем - трудно себе представить Совет ветеранов центрального аппарата МВД России без Тамары Степановны Щербаковой.
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru