Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2007 год

В основе профилактики - “человеческое измерение”

Выступление министра внутренних дел России генерала армии Рашида Нургалиева.

Профилактика правонарушений всегда занимала центральное место в деятельности правоохранительных органов нашей страны. И здесь важно подчеркнуть, что к концу 80-х годов прошлого века отечественная система профилактики, по общепризнанным оценкам, являлась одним из наиболее эффективных направлений полицейской практики. Все мы хорошо помним, что действовавшее тогда уголовное судопроизводство в приоритетном порядке было нацелено на решение главной задачи - сохранение человека для общества.

Однако позднее из-за прекращения функционирования комплексной системы профилактики деятельность правоохранительных органов была сосредоточена лишь на последствиях совершенных преступлений. И в результате были утрачены рычаги влияния на причины преступности - системное устранение условий правонарушений и индивидуально-профилактическое воздействие на лиц, склонных к антисоциальному поведению.

Именно об этом шла речь в ноябре прошлого года на Всероссийском совещании правоохранительных органов в Кремле, где были поставлены задачи по консолидации усилий государства, общества, бизнеса и граждан в профилактике преступности.

Однако сегодня надо признать, что все мы находимся только в начале этого сложного и важного пути.

Нам вместе предстоит решать острейшие вопросы борьбы с алкоголизацией и наркотизацией населения, и особенно его молодежной части, дефицита рабочих мест для выпускников детских домов, лиц, вернувшихся из мест лишения свободы; бродяжничества; отсутствия достаточного количества учреждений социальной защиты; низкой правовой культуры граждан.
Истинное положение дел могут охарактеризовать следующие данные, показывающие масштабы антисоциальной базы преступности.

Так, потребление алкоголя в России на душу населения в два раза превышает предельный уровень, признанный Всемирной организацией здравоохранения критически опасным для здоровья нации. Число больных алкоголизмом составляет несколько миллионов человек. За последние 30 лет доля женского алкоголизма возросла вдвое (с 8 до 15 процентов), а возраст приобщения подростков к употреблению спиртного снизился с 16 до 14 лет. Ежегодно от алкогольного отравления умирает до 40 тысяч человек. И каждое пятое преступление (265 тысяч) совершается на почве пьянства. Эта же причина легла в основу социального сиротства. Ежегодно более 600 тысяч детей остаются в неполной семье,  60 тысяч уходят из дома и бродяжничают. Девять из десяти детдомовцев (680 тысяч) помещаются в детские дома при живых родителях.

Ставя заслон на пути детского неблагополучия, милиция сегодня профилактирует почти 360 тысяч подростков-правонарушителей.
Прямое влияние на преступность оказывает и растущее число наркозависимых лиц (их около 4 миллионов). Помимо того, что от наркомании ежегодно умирает около 70 тысяч молодых людей, эта проблема становится причиной и сотен тысяч имущественных и насильственных преступлений.

Так, за прошедшие десять лет количество расследованных деяний, связанных с незаконным оборотом наркотиков, увеличилось в 15 раз.

Безусловно, можно сказать, что за этот период сделаны определенные шаги в борьбе с незаконным распространением наркотических средств. И тем не менее иммунитет общества к наркотикам пока остается низким.

Представляется, что снижение потребительского спроса на наркотики - главная задача, решение которой может спасти общество от наркотической деградации.

При этом мы всегда должны помнить, что главная мишень - это наши дети, а значит, здоровье и потенциал нации. Поэтому борьба с накроэкспансией - задача одинаково приоритетная для всех органов государства и структур гражданского общества, где наряду с участковым уполномоченным и инспектором по делам несовершеннолетних есть место специалистам-наркологам, терапевтам и социальным работникам.

И именно в консолидации здоровых сил нашего общества на профилактику наркомании залог успеха в этом направлении.
Не снимая ответственности с МВД России, должен заявить о необходимости нового государственного подхода власти, законодательства, бизнеса и гражданского общества к искоренению причин и условий преступного поведения.
В 90-е годы в общество хлынул поток информации, восхваляющей культ алкоголя и курения, духовную распущенность, потребительство и власть денег, которые были восприняты молодежью как жизненные идеалы.

И только сегодня в обществе и государстве пришло понимание необходимости объединения на основе общих идей и единой морали, новой молодежной политики, концепция которой недавно утверждена Правительством Российской Федерации.
МВД России впервые за последнее десятилетие удалось переломить ситуацию и достигнуть сокращения уличной преступности. Однако без реального участия местных органов власти удержать эту динамику будет сложно. Сейчас Министерство внутренних дел настойчиво работает над внедрением технического контроля за правопорядком в общественных местах, видеонаблюдения, экстренной связи “гражданин - милиция”, тревожных кнопок, вертолетного патрулирования при массовых мероприятиях. Однако лишь 10 процентов всех российских регионов отреагировали на обращение МВД по введению новой техники. Мы только что наблюдали эффективность ее работы в формате “Безопасный город”.
И такой модельный пакет программного комплекса “Безопасность” мы направили во все субъекты Российской Федерации.
Отдельным и очень важным вопросом для нашего общества остается рецидивная преступность.

Почти треть преступлений совершается ранее судимыми лицами. На учете органов внутренних дел их свыше 600 тысяч. Однако усилия милиции малоэффективны без решения многочисленных социально-бытовых проблем после освобождения этих людей. Нетрудоустроенность и заболевания, отсутствие профессии, жилья и средств к существованию являются основными причинами повторных преступлений после освобождения.

В прошлом году рабочие места получили 195 тысяч условно осужденных и 138 тысяч освободившихся из мест лишения свободы - это менее трети от общего числа нуждающихся. И поэтому нужны региональные законы о квотировании рабочих мест.
Все мы знаем, что из заключения часто выходят люди, получившие вместо исправления уголовную квалификацию. Основная часть осужденных в местах лишения свободы не занята трудовой деятельностью и профессиональным образованием.
И здесь местные органы власти и бизнес-сообщество вполне могли бы обеспечить трудовую занятость заключенных, наладить производство и профтехобразование. Тогда у лиц, отбывающих наказание, появятся профессиональные навыки, заработок, а следовательно, и мотивация трудиться. На задний план уйдут уголовные традиции во взаимоотношениях осужденных - люди начнут выходить на свободу уже подготовленными к нормальной жизни.

Я умышленно акцентирую внимание на “человеческом измерении” системы обеспечения потому, что именно оно должно лежать в основе формируемой государственной системы профилактики правонарушений, назначение которой на самом деле гораздо шире, чем может показаться при первом рассмотрении.
 
Осуществляя мероприятия по профилактике пьянства, наркомании, рецидива, детской безнадзорности, мы не только предупреждаем правонарушения со стороны граждан группы риска, но и решаем проблему повышения здоровья нации, обеспечиваем его участие в трудовой деятельности, улучшаем демографическую ситуацию, а главное - останавливаем преступление задолго до его возможного совершения.

Начиная работу по формированию государственной системы профилактики, мы не сомневались, что найдем поддержку многих руководителей органов власти и управления, общественных организаций и религиозных конфессий. Можно отметить, что проблема профилактики правонарушений уже решается властью совместно с органами внутренних дел, а не как ранее - милицией в одиночку.

Организационное наполнение этой деятельности на местах составляет свыше 1700 должностей заместителей глав администраций по организации профилактики правонарушений. От муниципальных поселений до областных городов создано более 3 тысяч межведомственных структур по организации профилактической деятельности. В 2006 году из различных источников на региональные программы профилактики было выделено около 6 миллиардов рублей, на 2007 год запланировано 10 миллиардов.

Результаты профилактической деятельности показывают, что вложенные в нее финансовые средства окупаются тысячами спасенных человеческих жизней, укреплением безопасности и правопорядка, отсутствием необходимости выплат потерпевшим, дорогостоящего содержания преступников и удешевлением правоохранительных затрат.

Формирование полноценной системы профилактики еще далеко от завершения, однако у МВД России уже есть основания говорить о ее влиянии на правопорядок в стране.

Так, впервые за последние десятилетия в этом году удалось добиться сокращения общего количества преступлений (-1,3 процента) и, что важно, тяжких составов
(-5,4 процента), в том числе убийств (-17,8), разбоев (-18,6), и грабежей (-14,8 процента).

Улучшение обстановки достигается прежде всего в субъектах, где нашли средства на профилактические программы, трудоустройство лиц группы риска, работают с молодежью, привлекли к защите правопорядка общественный актив.
Так, Свердловская область, Красноярский край, Республика Татарстан находятся в числе лидеров не только по объему вложенных в профилактику средств (от 500 миллионов до 1,3 миллиарда рублей), но и по числу реальных мероприятий по предупреждению преступности.

И напротив, где данному вопросу не уделялось внимания, конечные результаты весьма скромные.

В 17 регионах средства на реализацию региональных программ не выделялись. Да и степень освоения уже выделенных денежных средств оставляет желать лучшего: по Сибирскому федеральному округу - 48 процентов, Приволжскому - 40 процентов.

Понимаю, что для дотационных регионов крайне сложно выделить из бюджета какие-либо финансовые средства. Однако решение организационных вопросов не требует финансовых затрат. Так, не введены должности заместителей глав администраций по организации профилактики правонарушений и не сформированы профильные межведомственные комиссии в республиках Башкортостан, Калмыкия, Удмуртия, Алтайском и Хабаровском краях, Брянской, Костромской, Кировской, Курганской и Мурманской областях.

Требует своего разрешения и проблема ресоциализации лиц. Здесь я полностью согласен с выводами доклада уполномоченного по правам человека Лукина Владимира Петровича Президенту Российской Федерации. В нем отмечается, что службы социальной защиты в России по-прежнему ориентированы на уже наступившие отрицательные последствия, такие, как преступность, наркомания, безнадзорность, не уделяя внимания комплексу причин их возникновения.

Всего на территории страны действует только 3600 таких учреждений, которые покрывают их потребность лишь на треть.
Большое внимание этому уделяется в Свердловской области, где функционирует 190 учреждений социальной помощи, в Нижегородской, Московской, Воронежской, Тюменской - более 150.

Резкий контраст в Костромской области, Карачаево-Черкесии и Республике Тыва, где их единицы.

В целях разрешения этих проблем, усиления социального контроля за лицами, склонными к правонарушениям, МВД России работает над формированием профильного законодательства.
Мы завершаем подготовку законов “Об основах государственной системы профилактики правонарушений в Российской Федерации”, “Об основах участия населения в обеспечении правопорядка”, “Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы”.

Говоря об этом, должен затронуть и другой вопрос. Сегодня в обществе существует настоятельная необходимость в законе “О принудительном лечении алкоголизма и наркомании”. Однако правозащитники обоснованно высказывают позицию добровольности лечения.

Но ежедневно сталкиваясь с сотнями абсолютно деградировавших лиц, мы не рассчитываем на добровольность. Решения по их принуждению должны принимать медицина и суд с контролем гражданского общества. Безусловно, мы не предлагаем копировать в этой части советский опыт, но в то время десятки тысяч людей в специализированных учреждениях нашли свое спасение, вернулись к нормальной жизни и не совершили преступлений.

Безусловно, при разработке упомянутого законопроекта самым важным и сложным является обеспечение разумного баланса прав и свобод больных граждан, с одной стороны, и общественных интересов - с другой.

Затрагивая вопросы здоровья и потенциала нации, хочу остановиться на теме детского неблагополучия. Сегодня в деятельности министерства этот вопрос занимает особое место. И вот почему.

В стране растет число детей, отцы или матери которых лишены родительских прав. Если в 2000 году таких было 60 тысяч, то в 2006 году их число составило уже 74 тысячи. Не снижается количество неблагополучных семей, стоящих на учете в органах внутренних дел (более 160 тысяч). В 2006 году на четверть возросло число преступлений, связанных с неисполнением обязанностей по содержанию и воспитанию детей. Серьезные нарушения требований Федерального закона № 120 о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выявляются органами прокуратуры в сфере образования.

В представлении Генеральной прокуратуры, внесенном в июне этого года в Правительство, отмечается, что органы образования очень часто не принимают мер к выявлению причин оставления школ.

Около 1,5 миллиона детей и подростков нигде не учатся и не работают, пополняя ряды малолетних преступников и беспризорных.

В представлении указано, что в образовательных учреждениях Алтайского края, Брянской, Вологодской, Калужской, Тверской, Томской, Тульской областей в нарушение статьи 19 Закона “Об образовании” ученики, достигшие возраста 15 лет и не получившие основного общего образования, отчисляются из образовательного учреждения без согласия родителей и комиссий по делам несовершеннолетних.

В этой связи МВД России активно формирует институт школьных инспекторов милиции. В образовательных учреждениях их число уже составляет 3,2 тысячи.

Однако еще во многих школах таких инспекторов пока нет. К сожалению, запаздывают наши мегаполисы, где не введено ни одной подобной должности, хотя именно здесь актуальность данной формы профилактики остается очень высокой.

Мы только что начали работу и еще в одной перспективной форме профилактики - деятельности “семейных инспекторов”. Подобная специализация введена в Ставропольском крае и Сахалинской области. И здесь мы рассчитываем на существенные результаты в работе с неблагополучными семьями и на вашу, уважаемые члены Госсовета, поддержку данных инициатив. Продолжая детскую тему, хочу отметить, что ведущими криминологами страны предлагается в системе судов общей юрисдикции ввести ювенальную подростковую специализацию.

В основу работы таких судов должно быть положено вынесение судебных решений с учетом особенностей подростка и его жизненной ситуации, ориентированных прежде всего на его исправление и спасение. Апробация и практика уже есть в стране в таких городах, как Ростов-на-Дону, Белгород, Воронеж, Екатеринбург.

В последнее время много говорится о повышении социальной ответственности бизнеса.

Можно обоснованно полагать, что бизнес способен помочь государству в реализации местных или корпоративных социальных программ, активном участии в решении проблем детства и молодежи, в развитии спортивной индустрии и физкультурного движения. Ведь сегодня 60 процентов из общего числа лиц, совершивших преступления, не имели постоянного источника дохода. Для многих из них совершение преступлений стало единственным способом обеспечить свое существование.

Затрагивая эти вопросы, хочу подчеркнуть, что нами совместно с Росспортом проводится большая работа по активизации спортивной и военно-патриотической работы в молодежной среде, ориентированию спортивных клубов и команд на шефство над школами, детскими домами и интернатами.

Эти усилия уже дали возможность увеличить число спортивных секций, кружков и клубов, военно-патриотических лагерей (175 тысяч). И сегодня в них занимаются более 8 миллионов человек.
Все университеты, академии и училища МВД России (46) взяли шефство над детскими учреждениями. И если этому примеру последуют и другие органы государственной власти и общественные организации - мы спасем десятки тысяч отрешенных от общества детей.

МВД России принимает меры по организации профилактической деятельности и в сфере экономической безопасности государства. Здесь мы участвуем в разработке административных регламентов деятельности чиновников всех уровней, в проведении экспертиз проектов нормативно-правовых документов в сфере экономики и финансов на предмет их коррупциогенности.
Ощутимое предупредительное воздействие оказывают и комплексные профилактические мероприятия.

Так, в ходе только одного из них по декриминализации топливно-энергетического комплекса в Ханты-Мансийском автономном округе собираемость налогов возросла в 2 раза (до 105,5 миллиарда рублей). Поступление налога на добычу полезных ископаемых увеличилось в 1,8 раза (до 628,1 миллиарда рублей).

Аналогичные профилактические мероприятия планируются нами и в других отраслях экономики.

* * *
Уважаемые члены Государственного совета!
По своему характеру обсуждаемые вопросы, как вы видите, лежат за пределами компетенции какого-либо одного органа государственной власти.

И как сегодня было подчеркнуто, профилактика преступлений - это неотъемлемая часть социально-правовой политики Российской Федерации.

Ведь конечным продуктом невнимания общества к этой проблеме является преступление и миллионы искалеченных судеб. Поэтому мы рассчитываем на самую активную поддержу наших инициатив и особый контроль со стороны глав регионов.

Программы профилактики в субъектах Российской Федерации разработаны. Но главной их составляющей должно быть организационное и ресурсное обеспечение.

Предложения МВД России по совершенствованию профилактической работы государственных органов включены в проект итогового документа.

Прошу вас их поддержать.

Другие материалы раздела
Укрощение автомобиля
Одним из самых популярных занятий у обеспеченных людей сегодня стало изучение приемов экстремальной езды.
Когда девиз газеты - “Долг и честь!”
История вкратце такова. К нам обратился А. Антоненко, который рассказал свою невеселую историю.
Стражи злата града
Чехия - страна тихая, спокойная. Когда попадаешь в красавицу Прагу, создается впечатление, что здесь нет никаких проблем.
Нужен клубный инспектор?
В МВД России состоялось совещание, на котором обсуждались вопросы, связанные с профилактикой правонарушений среди футбольных болельщиков.
Поставлена триединая задача
На базе Казанского юридического института МВД России состоялись сборы руководителей образовательных учреждений системы Министерства внутренних дел.
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru