Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2007 год

Тет-а-тет с автомобилем

Сегодня - в продолжение темы - отчет Богданы ЛАГУТИНОЙ о нескольких днях напряженных тренировок на автодроме,..

Испытано на себе

В № 13 “Щита и меча” мы начали разговор о проблемах подготовки водителей, а также о так популярном сегодня экстремальном вождении. О методах контраварийной подготовки рассказывал руководитель Центра высшего водительского мастерства, профессор кафедры экстремальных видов спорта Российского государственного университета физической культуры Эрнест Цыганков. Наш корреспондент поделился собственными впечатлениями, полученными в ходе базовой контраварийной подготовки в Центре. Сегодня - в продолжение темы - отчет Богданы ЛАГУТИНОЙ о нескольких днях напряженных тренировок на автодроме, где она вместе с другими водителями обучалась различным премудростям виртуозной езды.

Чуть помедленнее, парта!
- Вы никогда не увидите на дороге водителя-аса, - заверил нас Эрнест Сергеевич, напутствуя перед выездом на автодром, где нам предстояло пройти курс активной контраварийной подготовки. Асы на дороге не заметны. Профессионал не станет бибикать, пристроившись к вашему заднему бамперу, требуя уступить дорогу. Он найдет лазейку и обойдет вас таким образом, что вы даже не заметите его присутствия. Для него дороги - это аквариум, в котором он живет, а машины вокруг - другие рыбы. Увидеть профессионала можно только на парковке: его машина будет  стоять идеально ровно, не мешая другим.
- На автодроме инструктор будет с вами общаться только посредством радиостанции. Вы должны будете остаться тет-а-тет со своим автомобилем и научиться с ним разговаривать. Так что отрабатывать технику выполнения тех или иных упражнений будем заранее, до выезда на практические занятия, - объясняет профессор Цыганков, приглашая  за уже знакомый тренажер.
И вот, привычно оседлав парты, мы отправились в путь. Один из главных приемов, необходимых для грамотного прохождения поворотов, - загрузка-поворот-тяга. Его суть в том, что в одну десятую долю секунды нужно успеть сделать поочередно три действия: слегка приотпустить педаль газа, повернуть руль и снова нажать на газ. Задержка на долю секунды - и вы в кювете (при условии движения на предельной скорости). Так что единственный выход - накладывать одну операцию на другую. Поскольку скорость наших парт позволяла нам ошибаться сколь угодно раз, мы и начали оттачивать мастерство, сидя за ней.
Как объяснили преподаватели, задача - заставить эту технологию уйти в подсознание. Слишком короткий временной отрезок, чтобы можно было вспоминать и подсказывать себе, что нужно делать и в какой последовательности.
Затем был урок геометрии. Профессор рисовал на доске повороты различной крутизны и раскрывал технику их прохождения. Все четко классифицировано, у каждого поворота есть своя критическая скорость. Прохождение поворота делится на четыре части: подход, вход, движение по дуге поворота и выход. Я нарочно не стану описывать эти траектории и называть предельные скорости, дабы не вводить кого-то в искушение. Чтобы научиться так ездить, нужны немалые тренировки, и отнюдь не на городских дорогах.
Именно для того, чтобы остудить наш пыл, Эрнест Сергеевич нарисовал нам, что происходит в случае мизерных ошибок. При этом популярно объясняя, почему одна машинка улетела в эту сторону, другая в ту, третья легла на бок, а четвертая перевернулась. Сколько же раз доводилось мне видеть таких не вписавшихся в поворот лихачей не на доске, а в кювете.
- Помните, что повороты делятся еще и по степени опасности. Когда вы подходите к повороту на большой скорости, у вас должна внутри включиться лампочка: внимание, настроиться! Опасность может исходить извне и изнутри. Внешняя - песок, лужа, выбоина под колесом, когда автомобиль может поскользнуться. Внутренняя опасность бывает еще коварнее. Человек по своей психологии на любую опасность реагирует отрицательно, не так как надо. К примеру, если начинает сносить, нужно чуть-чуть отпустить газ, а подавляющее большинство водителей совершают непоправимую ошибку: доворачивают руль в сторону, противоположную сносу, и полностью теряют контроль над автомобилем. Или того хуже - жмут на тормоз. Все начинается с педали газа. Это очень тонкий инструмент и главная педаль безопасности в автомобиле. Именно  газа, а отнюдь не тормоза. От того, вовремя ли ее нажали или отпустили, зависит очень многое...

Увидеть невидимое
Ну наконец-то мы на автодроме! Каждый из нас получает радиостанцию, которую выданной резинкой крепим к пассажирскому сиденью, и номер. Даже четыре номера. Ими, на манер гоночных автомобилей, обклеиваем стекла своих четырехколесных любимцев. Я - “второй”. Если за партами мы были все равны, то здесь моментально проявляется “классовое” неравенство. Потягаться возрастом с моей совершеннолетней “девяткой” (за 18 ей уже перевалило) никто не может. “Первый” - мой брат по конвейеру, но выпущен лет на 10 позже, “пятый” - “Волга”, хоть и убитая, но за рулем - профессионал, так что все, что надо, подкручено и смазано. “Третий” - новехонький “Хендай-Акцент” с автоматом. “Четвертый” - моя мечта. “Форд-Фокус” хетчбек. (На снимке - другая группа.)
Включаем ближний свет фар и поехали! Вся дальнейшая жизнь происходит в радиоэфире.
Первый день был самым легким, но даже по его окончании каждый из нас потерял семь потов. Занятия построены так, что мы в течение отпущенных четырех часов выполняли несколько упражнений, направленных на развитие разных навыков. На следующий день приемы усложнялись, накладывались один на другой, скорости увеличивались.
Самое простое - габаритная подготовка. Перед нами выставили стоечки. Задача - отъехав на
15 метров по взмаху руки преподавателя резко разогнаться и остановиться так, чтобы коснуться серединой переднего бампера стойки. Сбил - все ясно без комментариев. Не доехал - преподаватель показывает недостающее расстояние. Пять раз туда-сюда - и искомый результат, кажется, достигнут. Следующее задание - коснуться стойки передним левым углом машины. Потом правым. В последующие дни задача все усложняется. Нужно подъехать к стойке под углом, с разворота. И так до тех пор, пока не начинаешь чувствовать габариты автомобиля как свое собственное тело.
- Вспомните, как вас учили въезжать в бокс в автошколе, - говорил по этому поводу профессор. - Ставили восемь стоечек и объясняли: вы должны подъехать к ориентиру, вывернуть руль и двигаться назад. У вас не получалось, не получалось, вдруг - раз! - и получилось. Еще получилось, еще. Преподаватель с чувством выполненного долга отправлял вас сдавать экзамен. Научил он вас чему-то? Нет! Поверни бокс на десять градусов, и ученик в него уже не попадет. Мы уверены, что езда по ориентирам - это не лучший вариант, поскольку в реальности все много сложнее, и заезжать в гараж, арку или еще куда-нибудь вам понадобится с разных точек и под разным углом.
В последующие дни к переднему бамперу прибавился еще и задний. Коснуться стойки серединой, левым углом, правым. Проехать задним ходом мимо стойки так, чтобы между ней и зеркалом осталось пять сантиметров.
Движение задним ходом - особая песня. По подсчетам специалистов, чтобы научиться уверенно и безопасно перемещаться таким образом, нужно проехать задним ходом не менее восьми километров. У нас такой возможности нет, но инструкция, данная в классе Цыганковым, делает свое дело, и мы, на радость инструкторам, движемся назад по идеальной прямой.
- Знаете секрет, как не выписывать восьмерки? - спрашивал нас Эрнест Сергеевич. - Технология проста: небольшие повороты рулевым колесом и немедленное возвращение в прямое положение. Только таким способом обеспечивается плавность и равномерность движения. Эту технологию я подсмотрел много лет назад, когда путешествовал на теплоходе. Там отсутствует рулевое колесо, вместо него - ручка. И тот, кто стоит за этим “штурвалом”, действует именно так: слега поворачивает ее в нужную сторону и мгновенно возвращает на исходную.
Проверила на практике - работает!

Как я честь России уронила
Второе, чему учили нас после габаритной подготовки (а точнее, одновременно, поскольку все упражнения даются в комплексе): экстренное маневрирование. Это в автошколе змейки симметричные и проходить их можно “пешком” на первой передаче. Здесь же радиостанция голосом инструктора требовала делать все максимально быстро:
- Поздний заход, “второй”! Вы вылетаете на выходе. Видите, вас заносит? “Третий”, добавьте газа, хватит осторожничать! Так держать, “четвертый”!
Змейки сменяют попарные гонки друг за другом по кругу.
- Здесь главное не мощность двигателя, а грамотное выполнение поворотов, - кричит рация. - Кто сможет не терять на них скорость и управляемость, тот и начнет догонять. Но не заигрывайтесь. Догонять - не значит въехать в бампер!
Рабочая зона постоянно преображается. Вот зона поделена на две части. Въезжаем в первую, выписываем восьмерки, оттачивая владение габаритами, и переезжаем во вторую. Здесь - разгон и экстренное торможение. Задача - разогнаться как можно быстрее, остановиться мгновенно возле инструктора, не дав колесам заблокироваться. Теоретически секрет остановки без скрежета прост: бить ногой по тормозной педали, как зайчик по барабану, прерывисто, мощными рывками. Но на практике правая нога оказывается не готовой к столь стремительным движениям. Инструктор - молодой спортсмен раллийщик - веселый малый:
- На старте Корея против России (это он про “Хендай” и “Волгу”). Сейчас посмотрим, кто кого обгонит.
Бесстрашие инструктора потрясает. Два авто мчатся на него, а ему хоть бы что. И остановиться нужно точно возле него.
Поскольку число машин нечетное - состав пар все время меняется. Вот я гоняюсь с “девяткой”, а вот уже с “Акцентом”.
- Кто там у нас на старте? А, Европа против России! (Читай “Форд” против меня.) Марш!
Взревели моторы, машины срываются с места. Да простят меня соотечественники, но честь России мы с моей старушкой уронили...
Прямо хоть плачь! Моя машина, видно, обидевшись на “старушку”, заглохла. Еще какое-то время удается ее заводить и двигаться на подсосе, но затем она останавливается как вкопанная и перестает реагировать на мои попытки возродить ее к жизни. Мне остается лишь наблюдать за занятиями моих одногруппников, по окончании которых меня на буксире доставляют в автосервис. И - надо же, как обидно! - опытный автослесарь устраняет неисправность за 15 минут. Всего-то требовалось заменить ротор прерывателя (в простонародье бегунок), но день занятий насмарку.

На поворотах свистят только чайники
Одно из самых сложных и опасных упражнений: движение вокруг конуса на предельной скорости, когда начинается потеря управляемости автомобилем. Нужно поймать и зафиксировать поворот рулевого колеса, позволяющий выписывать ровные круги, и ни в коем случае его не докручивать. А понять, когда достигли нужной скорости, легко: колеса начинают слегка посвистывать. Дашь чуть больше газа - и в лучшем случае снесешь конус или намотаешь на бампер ограничительную, в худшем - впечатаешься в забор.
- Очень часто в боевиках показывают, как лихой герой несется на машине, колеса свистят на поворотах. Это мастер едет? Абсолютный чайник! - наставлял нас профессор Цыганков. - Он довернул колеса и нажал газ. Они, бедные, верещат, стирая протектор. Запомните два способа убрать визг: слегка приотпустить педаль газа или чуть увеличить дугу поворота. Никакого тормоза нет и быть не может! Тормоз в повороте - это снос.
Но сейчас наша задача - как раз ехать со свистом. В этом и смысл упражнения в отличие от других, где нужно ездить грамотно.
- Главное - не бояться и смотреть туда, куда вы хотите приехать, а не туда, куда боитесь, - внушает рация. - Психологи говорят: мы попадаем туда, куда смотрим. Увеличивайте скорость! Смелее! Почувствуйте предел управляемости!
Когда смотришь, как выполняют это упражнение другие, кажется, ничего сложного в нем нет. Но внутри автомобиля ощущение, что ты вот-вот перевернешься на крышу. Без инструктора, комментирующего каждое движение, ничего не стоит улететь в забор на первой попытке. Затем упражнение усложняется. Нужно сначала закрутить, а потом раскрутить спираль вокруг конуса, “играя” педалью газа и рулевым колесом. В ходе отработки таких достаточно экстремальных упражнений начинаешь понимать реакцию автомобиля на те или иные свои действия, как он выходит из-под контроля и как его вернуть в подчинение. И в подсознание уходит алгоритм правильных действий, который на практике поможет грамотно управлять автомобилем во всех ситуациях.
А в том, что как минимум половина водителей проходят повороты с грубейшими ошибками, я убедилась, когда по окончании обучения стала наблюдать за участниками дорожного движения. Только малые скорости и отсутствие помех спасают их от частых аварий. Но стоит появиться легкой гололедице, пройти дождику или попасться под колеса камешку (я уж не говорю о подрезавшем вас хаме), как они не впишутся в поворот даже на низкой скорости. Можно сколь угодно долго ругать обстоятельства, но главный виновник аварии - неумелое управление транспортным средством.

Кто пролил - тот наливает
Самый трудный и одновременно самый интересный - последний день. Мы идем цепочкой из первой рабочей зоны во вторую. Стойки, конусы и прочие предметы имитируют горные дороги, гаражи, препятствия. Коснулся стойки передним бампером, тут же развернулся задом  и въехал в гараж, вновь вокруг своей оси и к другой стойке. Задерживаться нельзя: за тобой чуть ли не бампер в бампер идет следующий. Со стороны это подобно вальсу: автомобили движутся, кружась, кажется, вот-вот заденут друг друга. Но нет, четкость движений, чувство габаритов и дистанции уже поставлены усиленными тренировками.
Кстати, по поводу габаритов. Еще одно замечательное упражнение позволяет почувствовать колеса так, чтобы попадать ими, куда захочется, с идеальной точностью. По автодрому разбрасываются... куски ободков перил от эскалатора. Задача - проехать по ним левыми или правыми колесами. Для автомобиля это совершенно безвредно, а водителю дает прекрасные навыки...
К исходу занятия силы мои были на исходе, и, выполняя экстренный объезд препятствия, я уже не так лихо дергала рулем, как раньше.
- “Второй”! Резче движения руками! “Второй”, “вторая”... Если сильно устали, отдохните в зоне безопасности, - сжалился надо мной, единственной женщиной в нашей группе, инструктор.
- Да у “второго” села гравицапа, - язвит в рацию его коллега.
Ну уж нет вам! Собираю последние силы и выполняю упражнение.
Самое веселое упражнение последнего дня из цикла подготовки водителей VIP-персон. Выезжаем попарно: на капот каждому ставится стакан с водой. Нужно проехать параллельно, синхронно останавливаясь возле стоек, а затем разъехаться в разные стороны, чтобы вернуться на исходную. Тут задача - вернуться первым, не перевернув при этом стакан.
- Тот, кто проливает воду, наливает стакан своему сопернику, - шутит рация.
Стараемся, хохочем, но воду проливаем! Через две попытки “должен стакан” уже каждый из нас. Еще две попытки, и все приезжают с полными стаканами. Как же не хотелось заканчивать обучение! За пять дней тренировок мы испытали столько нагрузок и столько эмоций, сколько, может быть, не доведется испытать и за год езды по городским дорогам.
- Главное, - напутствовал Эрнест Сергеевич, - не применять полученный арсенал мастерства, лихо перескакивая из ряда в ряд, а также обходя на скорости препятствия, шокируя других участников движения. То, чем вы теперь вооружены, - это не арсенал лихачества, а арсенал высшего водительского мастерства. Главная проблема современных дорог - менталитет участников движения. Я призываю вас: начните с себя. Просят вас уступить дорогу - уступите. И тогда кто-то рядом обязательно уступит вам.

Фото автора

 

Другие материалы раздела
Виртуальный полковник-2
В нашей газете от 21 декабря 2006 года под рубрикой “Спецдосье “Щита и меча” был опубликован материал “Виртуальный полковник”. Со времени той публикации в истории появились новые факты. Мы в свою очередь, как и обещали, продолжаем начатую тему.
Кавказский меридиан
На стыке трех границ
Наш корреспондент беседует с начальником УВД по Псковской области генерал-майором милиции Сергеем МАТВЕЕВЫМ.
Его называли белорусским Берией
Все самые знаковые точки биографии этого человека тесно связаны со зловещей фигурой Берии.
Рекордный тираж
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru