Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2007 год

Символ единения

Как известно, этой весной на амвоне храма Христа Спасителя в Москве был подписан Акт об объединении двух церквей Русской Православной Церкви (РПЦ) и Русской Православной Церкви за рубежом (РПЦЗ).

Событие
Как известно, этой весной на амвоне храма Христа Спасителя в Москве был подписан Акт об объединении двух церквей  Русской Православной Церкви (РПЦ) и Русской Православной Церкви за рубежом (РПЦЗ). Это событие и верующие граждане России, и политики называют знаковым и историческим. Наша редакционная почта свидетельствует о том, что читатели хотели бы подробнее узнать, что же произошло в тот майский день?

Без исторического экскурса в данном вопросе никак не обойтись. Для этого вернемся в прошлое, лет этак почти на девяносто назад, в 20е годы ХХ века. Заканчивается Гражданская война. Деникинцы, врангелевцы, колчаковцы неудержимо откатываются на юг и восток России. К своему “последнему морю”. Вместе с белогвардейской армией уходят и тысячи священнослужителей Русской Православной Церкви. Ктото, как митрополит Вениамин, последний духовник русской армии и флота (мы о нем уже рассказывали на страницах газеты), принял добровольное решение разделить все тяготы и лишения изгнанничества своей паствы.
Уходят те, кто, спасая свою жизнь и жизни своих семей, испугались гонений, запретов и расправ со стороны безбожной большевистской власти.
А для таких опасений имелись все основания. Помните, есенинское: “На церкви комиссар снял крест. Теперь и Богу негде поклониться...”
И эти деяния комиссаров были только началом. Потом для священнослужителей будут застенки ЧК, печально знаменитый СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения) и расстрельно­страшный Бутовский полигон НКВД.
Так что и возникновение Русской Православной Церкви за рубежом стало следствием кровавой междоусобицы, упразднения в России патриаршества, а затем преследования верующих в СССР. И первоначально РПЦЗ была чем­то вроде “временных автокефалий”, на создание которых в начале 20х благословил русских архиереев Святейший Патриарх Тихон, пытавшийся перед своей смертью любым путем уберечь церковь от уничтожения и безуспешно искавший хоть какогото консенсуса с новой властью.
Как же вели себя иерархи Русской Православной Церкви за рубежом в отношении Советского Союза и священников, оставшихся на территории СССР? Да так же, как и представители других, оказавшихся в изгнании, сословий. Одни сотрудничали в антисоветских изданиях, другие, как Рахманинов или Вертинский, отдавали свои гонорары на нужды Красной Армии. Военные  одни, как атаман Краснов, безоговорочно пошли в услужение гитлеровцам, другие, как генерал Деникин, наотрез отказались от такого содружества, заявив, что при любой власти русская армия остается русской армией. И воевать с ней бесполезно. Священнослужители  одни, как упомянутый нами выше митрополит Вениамин, во время Великой Отечественной войны поддержали возникшее патриотическое движение соотечественников­эмигрантов. Так, Вениамин, став членом Славянского конгресса, собирал средства для госпиталей Красной Армии, не раз помогал нашим дипломатам в организации встреч с президентом США Рузвельтом, к которому был вхож в любое время. Другие (и таких было немало) занимались постоянным обвинением РПЦ в “соглашательстве”. Этим словом клеймилась политика компромиссов, проводимая в СССР митрополитом (с 1943 года  патриархом) Сергием (Страгородским). Политика эта закончилась признанием церковью власти коммунистов  “властью от Бога”.
Нападки на Русскую Православную Церковь ожесточились с началом Великой Отечественной войны. (Какую позицию заняла с первых же дней РПЦ, мы знаем: патриотические призывы к защите Отечества, молебны о победе русского оружия, сбор средств на нужды Красной Армии и, наконец, целые танковые колонны, эскадрильи самолетов, построенные на деньги верующих.) А 4 сентября 1943 года ночью три митрополита во главе с Сергием были приглашены в Кремль к Сталину. Во встрече принимали участие министр иностранных дел Вячеслав Молотов и генерал НКВД (куда же без НКВД?), курирующий деятельность РПЦ, Георгий Карпов. Результат встречи  “легализация” деятельности православной церкви, созыв Архиерейского собора с избранием Сергия Патриархом Московским и всея Руси, создание совета по делам Русской Православной Церкви при Совете народных комиссаров СССР.
Все это породило за рубежом новую волну упреков и обвинений в предательстве интересов церкви, в признании контроля за своей деятельностью со стороны безбожной власти, сотрудничестве с НКВД.
Но и деятелям РПЦ было, в свою очередь, что предъявить иерархам зарубежной церкви. Одно из самых тяжелых обвинений  сотрудничество с Гитлером. Вот только некоторые документы, свидетельствующие о не очень­то благовидной позиции РПЦЗ. “Промысел избавляет русских людей от новой гражданской войны, призывая иноземную силу исполнить свое предначертание. Кровавая операция свержения III Интернационала поручается искусному, опытному в науке своей германскому хирургу...” Вот так писал в газете “Новое слово”, издававшейся в Берлине, всего через неделю после нападения Германии на СССР будущий архиепископ РПЦЗ, а тогда архимандрит, Иоанн (Шаховской).
А вот что говорилось в пасхальном послании 1942 года митрополита Анастасия: “Настал день, ожидаемый им (русским народом), и он ныне подлинно как бы воскресает из мертвых там, где мужественный германский меч успел рассечь его оковы... И древний Киев, и многострадальный Смоленск, и Псков светло торжествуют свое избавление как бы из самого ада преисподней. Освобожденная часть русского народа повсюду давно уже запела “Христос воскресе!”
Победа 1945 года, казалось бы, открыла путь к примирению двух церквей, но началась холодная война, а смерть Сталина, годы правления Хрущева перечеркнули все надежды на объединение еще на пятьдесят лет.
Да и, поистине, целое воинство лютых врагов православия и России сделали все для того, чтобы объединение не состоялось. Тут и профессиональные разведчики США, и создание неканонической “Русской Православной Церкви в изгнании” (РПЦИ) из числа тех иерархов РПЦЗ, кто наотрез отказался идти на сближение с РПЦ, и даже наш бывший соотечественник, небезызвестный медиамагнат Гусинский, представляющий Всемирный еврейский конгресс... Обо всем этом можно написать отдельное исследование.
Противники видели в объединении и “русский реванш за поражение в холодной войне” и полагали, что существование двух “почти одинаковых” православных церквей гораздо сильнее било по православию, чем любая пропаганда.
И все же объединение состоялось.
17 мая в Москве на амвоне храма Христа Спасителя Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Первоиерарх Русской Православной Церкви за рубежом митрополит Восточно­Американский и НьюЙоркский Лавр подписали Акт о каноническом общении церквей.
Эксперты считают, что этим актом в России была наконец завершена длившаяся более 80 лет гражданская война. Кончилось бескомпромиссное разделение на “красных” и “белых”. И объединение является одной из самых значительных побед православного мира за последние десятилетия.
Это символизирует начало нового собирания Руси. Символизирует создание того единения, которое поможет нам возродить идеологическое и духовное единство нации.

Василий МОСКВИН


Другие материалы раздела
Ветеран
Помощь. Забота. Защита
Размышления в канун Нового года постоянного читателя газеты МВД России "Щит и Меч" полковника в отставке Николая Николаева.
Продуманный риск
Наш корреспондент Виктор Лыков беседует с командиром отряда милиции специального назначения Главного управления МВД России по Центральному федеральному округу полковником милиции Алексеем ЕМЕЛЬЯНОВЫМ.
В дефиците умные и обученные
Несмотря на очевидные для специалистов успехи правоохранительных органов, общественное мнение продолжает критически относиться к работе милиции.
Полицаи подчинились партизану
Но речь пойдет еще об одном человеке героической судьбы, которого мы тоже по праву считаем своим земляком, о бывшем начальнике фатежской милиции Павле Макееве.
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru