Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2007 год

Подводный спецназ

Специальные водолазные подразделения сегодня есть в большинстве силовых ведомств нашей страны.

 Специальные водолазные подразделения сегодня есть в большинстве силовых ведомств нашей страны. Подводный спецназ активно участвует в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности при проведении крупных мероприятий российского и мирового уровня, обеспечивает подводную противодиверсионную охрану важных государственных объектов, участвует в спасательных операциях при чрезвычайных обстоятельствах, выполняет специальные, в том числе поисковые водолазные работы. Однако мало кто знает, что кузницей кадров и прародителем всех водолазных служб, ныне существующих в России, являются водолазные подразделения внутренних войск.

История морских частей внутренних войск МВД России не так продолжительна ­ менее трех десятилетий, но если “нырнуть” еще глубже в историю, то выяснится, что формирование и становление первой водолазной службы в России ­ знаменитого ЭПРОНа (экспедиции подводных работ особого назначения) ­ происходило под эгидой НКВД.

 

В последние годы в учебном морском отряде внутренних войск, расположенном в Северобайкальске, в плотном взаимодействии с ведущими российскими изготовителями и поставщиками оборудования для подводных работ ведутся разработки и испытания самых современных образцов водолазной техники. Результатом такой совместной деятельности  стало создание и принятие на вооружение водолазного дыхательного аппарата замкнутого цикла ИДА­2005, аппаратов “Ингалит” и “Тополь”, за которые авторский коллектив был удостоен Государственной премии в области науки и техники.

 

Амфибийный катер на воздушной подушке “Марс 700” может эксплуатироваться на водоемах с высотой волны до 0,8 метра, на заросшем мелководье, обводненных во время разлива рек участках суши, при ледоходе, шуге и на снежном покрове любой прочности. Способен преодолевать препятствия высотой до 0,3 метра, при выходе на берег взбираться на уклон до 8 градусов.  Берет на борт до семи пассажиров, имеет запас хода 1000 километров, развивает скорость до 70 километров в час по воде и 90 километров в час по снегу.

 

За последние пять лет подразделениями морских воинских частей внутренних войск МВД России в ходе выполнения служебно­боевых задач задержано более 3,5 тысячи плавсредств и свыше 5 тысяч нарушителей охраняемой акватории (из них ­ 32 водолаза).

За 8 месяцев 2007 года морскими частями и подразделениями внутренних войск МВД России со стороны акваторий важных государственных объектов задержано 164 нарушителя и 47 плавсредств.

Водолазами обследовано 369 объектов, свыше миллиона квадратных метров грунта, отработано под водой 4077 часов.

Проведено 83 рейдовых операции по охране общественного порядка на акваториях водных объектов с наиболее ценными природными ресурсами, в ходе которых досмотрено 270 плавсредств, 109 ­ задержано, изъято 333 единицы незаконных орудий лова.

Сторожевыми катерами пройдено более 30 тысяч миль (66402 километра) без навигационных происшествий, аварий технических средств, выхода техники из строя по вине личного состава экипажей.

 

 

Сначала морские подразделения внутренних войск МВД России состояли из звеньев сторожевых катеров и специальных водолазных групп, которые входили в состав воинских частей по охране важных государственных объектов на коммуникациях ­ стратегических мостов на Байкало­Амурской магистрали и Дальневосточной железной дороге. Сейчас перечень объектов, взятых под охрану моряками и водолазами внутренних войск, пополнился предприятиями ядерной и химической промышленности, местами базирования атомного флота, атомными электростанциями. И военнослужащие не допустили ни одного проникновения к ним со стороны акватории. Ни по воде, ни под водой!

Водолазы внутренних войск в разные годы спасали людей с судов, терпевших бедствие в Финском и Кольском заливах, на озере Байкал, на Амуре, Волге, Енисее и Урале. Ежегодно совместно с подразделениями МЧС они приходят на помощь жителям прибрежных поселков во время разлива Уссури, Тунгуски, других полноводных дальневосточных рек. В 1996 году лишь благодаря водолазам 1­го морского отряда внутренних войск, своевременно выявившим и устранившим серьезные повреждения опор, удалось предотвратить обрушение железнодорожных мостов через реки Хор и Кия.

С течением времени в служебно­боевой деятельности внутренних войск все больше преобладает правоохранительная составляющая. А в последние годы войска стали одним из основных инструментов противодействия всевозможным проявлениям терроризма. Исходя из новых требований, совершенствуется их структура, идет перевооружение и техническое переоснащение. Помимо четырех морских отрядов, сегодня в своем составе они имеют дивизионы, роты и отдельные звенья сторожевых катеров, специальные взводы и группы водолазов ­ боевых пловцов. Организационно эти подразделения входят уже не только в части по охране важных государственных объектов, но и в специальные моторизованные воинские части, и в отряды специального назначения. Ведь если случится, скажем, захват заложников на водном транспорте, войска обязаны иметь специалистов, способных прийти на помощь людям и в этих условиях.

Сегодня в МВД России насчитывается свыше пятисот водолазов различных квалификаций. Более половины из них ­ военнослужащие внутренних войск. Поэтому вполне естественно, что вся система обучения водолазов правоохранительного министерства, их техническое оснащение, выполнение научно­исследовательских и опытно­конструкторских работ по водолазной тематике ориентированы прежде всего на водолазную службу войск правопорядка.

Учебный морской отряд внутренних войск, которым командует капитан первого ранга Игорь Пузарев, располагается на Байкале. Можно смело утверждать, что это ­ лучшая школа водолазов в стране, по уровню технической оснащенности, насыщенности самым современным водолазным оборудованием не имеющая себе равных. Не случайно именно на базе отряда вот уже десятый год подряд проходят ежегодные учебно­методические сборы с водолазами. В них принимают участие не только военнослужащие внутренних войск, но и сотрудники из специальных водолазных подразделений практически всех силовых министерств и ведомств России. Здесь они проводят совместные тренировки по отработке специальных задач по противодействию терроризму, изучают современные образцы  водолазной техники и средств обеспечения водолазных спусков, поступивших в морские части внутренних войск МВД России.

Очередной такой сбор с водолазами­взрывниками прошел в августе этого года.

­ В водолазном деле нет мелочей, и тот обмен опытом, который происходит во время сбора, очень важен ­ рассказывает руководитель сбора начальник водолазной службы Главного командования внутренних войск МВД России капитан первого ранга Николай Чеботарев. ­ Мы учим специалистов из смежных подразделений водолазному делу, а они делятся своими наработками, например, методами уничтожения самодеятельных взрывных устройств. Мы должны быть готовы правильно и слаженно действовать в любой ситуации.

Помимо теоретической и практической подготовки, учебно­методический сбор дает водолазам редкую возможность познакомиться, пообщаться, обменяться опытом. Водолазная служба требует от каждого полной самоотдачи, высокого мастерства,  умения работать в команде, а для молодежи это редкая возможность воочию увидеть людей, ставших легендой водолазного дела.

Уникальность морского отряда  на Байкале еще и в том, что сегодня это единственная в России учебная воинская часть, получившая на свою деятельность сертификат и государственную аккредитацию, как образовательное учреждение профессионального образования.

Высочайший уровень профессионализма служит гарантией качественного решения служебно­боевых задач, которые военнослужащие морских частей внутренних войск решают в тесном взаимодействии со своими коллегами.

Понятно, что их выполнение немыслимо без современной техники. За последние годы на вооружение морских частей внутренних войск поступили быстроходные катера серии “Мустанг”, “Редан”, “Триумф”, суда на воздушной подушке “Марс” и “Хивус”, скоростные бронированные катера “Стриж” и “Касатка”, суда на подводных крыльях проекта “Сокол”. Сегодня российскими корабелами ведутся опытно­конструкторские работы по созданию для войск правопорядка противодиверсионных патрульных катеров “Фрегат” и “Беркут”, значительно превосходящих зарубежные аналоги, а по некоторым техническим параметрам ­ вообще не имеющих себе равных в мире.

Дальнейшее развитие морских частей внутренних войск пойдет по нескольким основным направлениям. Согласно планам Главного командования уже в этом году морские службы будут созданы во всех без исключения округах внутренних войск. Тому есть целый ряд причин.

С момента выхода в свет постановления Правительства Российской Федерации, определившего районы и акватории, где внутренние войска участвуют в охране общественного порядка, прошло более десяти лет. За это время количество морских частей и подразделений возросло, увеличилось число мест их базирования. А значит, назрела необходимость законодательно расширить и перечень регионов их служебно­боевого применения. Это важно еще и потому, что уже сейчас на рассмотрении Правительства находится предложение российских энергетиков о включении в перечень важных государственных объектов целого ряда гидроэлектростанций. Если оно будет принято, войскам предстоит брать их под охрану и, следовательно, формировать новые морские подразделения. 

Однако и это еще не все. Отечественная промышленность запланировала до 2015 года построить одиннадцать плавучих АЭС. Спуск на воду первой такой станции должен состояться уже в нынешнем году. Кто будет охранять “плавающие реакторы”? Конечно же, внутренние войска! Но небольшими подразделениями тут явно не обойтись. Значит, в составе войск правопорядка появятся новые морские отряды.

В перспективе планируется создать в округах внутренних войск не только боевые, но и транспортные морские подразделения, оснастить их необходимой техникой для выполнения задач по переброске личного состава и воинских грузов на большие расстояния. Общеизвестно, что перевозки водным транспортом наиболее рентабельны. Расчеты показывают, что десантные корабли и грузовые суда с экипажем в десять ­ пятнадцать человек окупят затраты по своему строительству и содержанию уже через четыре­пять лет. 

 Игорь СОФРОНОВ,

Александр СЫЧЕВ

фото из архива пресс­службы внутренних войск МВД России

 

Другие материалы раздела
Верхом на парте
Корреспондент “Щита и Меча” прошел базовую подготовку в Центре высшего водительского мастерства
Резонанс
Предупреждать и защищать
Обзор региональной прессы
Автоиндульгенция
Столичное Управление ГИБДД давно бьет тревогу по поводу прямо-таки наплевательского отношения к выполнению требований ПДД со стороны работников служб и подразделений милиции.
Тамара - зоркий глаз
Без преувеличения скажем - трудно себе представить Совет ветеранов центрального аппарата МВД России без Тамары Степановны Щербаковой.
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru