Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2007 год

Парадоксы устаревшего документа

Заметки обозревателя.

В беседах с руководителями подразделений, особенно небольших, довольно часто приходится слышать сетования по поводу нехватки личного состава. Причем касается это не столько трудностей с подбором кадров (в регионах, где экономика развита пока слабо, где молодежи трудно найти работу с достойной зарплатой, с этим как раз все в порядке), сколько с недостаточной штатной численностью. Вроде бы и потребность в людях есть, и кандидаты подходящие имеются, а вакантных должностей - ноль.
 
Проблема давно известная, с ней сталкивается, пожалуй, каждый милицейский начальник, тем не менее не решается она уже почти полтора десятка лет. Наиболее остро вопрос стоит перед структурами милиции общественной безопасности. В свое время, а именно в феврале 1993 года, вышел в свет Указ Президента РФ № 209 “О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации”. Цели и задачи, решаемые МОБ, остались теми же. Что в целом неплохо. Хуже, что и предусмотренные при этом нормативы штатной численности за долгие годы также не изменились. Например, известно, что парк  автомобилей вырос чуть ли не в разы, а на основании приложения  № 2 к упомянутому Указу по¬прежнему один инспектор ДПС предусмотрен на 35 километров протяженности дорог общегосударственного и республиканского значения или на 200 километров  областных и местных трасс. Парадокс, ведь автоинспекция следит не просто за асфальтом, а за тем, что по нему движется. Неудивительно, что при происшествии его участники вынуждены порой часами ожидать прибытия сотрудника ГАИ для оформления необходимых документов.

Аналогично с другими службами. Скажем, один работник ППС приходится на тысячу - полторы человек городского населения. А приезжие? В последние годы значительно увеличился поток мигрантов, не всегда законных, в крупных городах много гостей, стало быть, и на улицах народа несравнимо больше, нежели прописано в конкретном районе. А численность постовых остается все той же.

Кстати, сами тогдашние расчеты необходимых штатных единиц вызывают некоторое удивление. Кто, например, придумал рассчитывать необходимое количество постовых, исходя из числа проживающих на территории? Местные жители, как правило, большую часть времени проводят на службе. Основную работу милиции дают люди, зарегистрированные совсем в других районах. Да и один участок отличается от другого: здесь - “спальные”  кварталы, а там - несколько крупных рынков, торговые центры и так далее. Вот и приходится руководителям передислоцировать наряды ППС, концентрируя их в наиболее криминогенных точках, в ущерб жилому сектору. Не исключено, что там тоже может всякое произойти, но увидеть патрульных - большая редкость.

Еще пример. Одна должность инспектора по административной практике вводится сегодня из расчета на пять тысяч административных материалов в год. Но ведь и год на год не приходится. Случилось в прошлом пятнадцать тысяч - назначили троих сотрудников, сегодня сократилось до десяти - одного уволили?

С участковыми уполномоченными вообще беда. На каждого из них в городах приходится по три ¬ три с половиной тысячи жителей. Это только постоянно зарегистрированных. А кто учитывает граждан с временной регистрацией, а то и без оной? В Москве, к примеру, этот вопрос стоит крайне остро, а дополнительных должностей взять негде. На селе - обратная картина. Здесь один участковый закреплен за зоной ответственности одной поселковой или сельской администрации. В центральной полосе России это, может, и оправданно, а как быть, например, в Сибири, где  такая территория, как правило, занимает сотни квадратных километров? В прошлом году довелось познакомиться с майором милиции Сергеем Юрьевым, старшим участковым из Плесецкого района Архангельской области. Его “земля” - это полторы сотни километров от края до края, которые большей частью можно преодолеть либо на катере, либо на вездеходе. Понятно, что в случае чего прибыть на место офицеру ой как нелегко. Он­то добирается - создал действенный актив помощников, за что честь ему и хвала. Может, проще облегчить жизнь майору и его коллегам, работающим в схожих условиях, дать им возможность трудиться в нормальной, а не экстремальной обстановке, чем слепо следовать нормативному акту давно минувших дней?

Есть в затронутой проблеме и другая сторона, материальная. Согласно Указу № 209 большая часть милиции общественной безопасности финансируется за счет средств республиканских, краевых, областных и других местных бюджетов. При этом численность МОБ, как сказано в документе, не должна быть ниже нормативов, утвержденных Министерством внутренних дел России. Сформулировано славно, если к тому же принять во внимание нищету местных администраций начала 90-х годов. Сегодня экономика поправилась, но, как показывает практика, не настолько, чтобы привести штаты органов внутренних дел в соответствие со все еще действующим нормативным актом. Как, скажите, могут власти того же Плесецкого района содержать за свой счет постовых, участковых, инспекторов ДПС, если доходная часть бюджета составляет порядка  190 миллионов рублей, а только на закупку мазута для отопления всего трех поселков требуется 200? Тут уж и правда не до милиции.

С подобной ситуацией пришлось столкнуться во время прошлогодней командировки в Саров, бывший Арзамас-16. Город небольшой, но жителей много, к тому же население - главным образом работники ядерного центра, достаточно обеспеченные. В прошлом году здесь насчитывалось порядка 30 тысяч единиц автотранспорта. Согласно утвержденным нормам в составе подразделения ГИБДД должно трудиться 114 инспекторов дорожно­патрульной службы. Однако у администрации денег хватило на содержание всего 49-ти. Еще один парадокс: количество штатных единиц определяет одно ведомство, а оплачивать их должно другое. И неважно, есть на это средства или нет. То есть, как в поговорке: человек предполагает, а Бог располагает. Жаль, что в нашем случае основной распорядитель не всегда оказывается состоятельным.

Разговоры о том, что вся милиция должна финансироваться из единого источника, что давно пора привести нормы штатной положенности в соответствие с реалиями сегодняшнего дня, идут давно. Ясных перспектив решения проблемы пока, к сожалению, не видно. А страдает от этого главное ¬ состояние правопорядка и законности в стране, безопасность граждан.

Андрей ШАБАРШОВ

 

Другие материалы раздела
Неинтересных дел у нас нет
Наш корреспондент Ирина ДУДУКИНА беседует с и.о. заместителя начальника Следственного комитета при МВД России полковником юстиции Олегом ЛОГУНОВЫМ.
Мы с тобой будем вместе сто лет…
- Вообще он редко писал письма, а тут сразу несколько. В них - признания, надежды на долгую счастливую жизнь...
Все о пенсии
Подробную консультацию даёт заместитель начальника Нормативного управления ФЭД МВД России полковник внутренней службы Светлана АЛЕШИНА.
Министр внутренних дел Российской Федерации генерал армии Рашид НУРГАЛИЕВ
Подразделениям по борьбе с экономическими преступлениями - 70 лет
Безымянная колбаса
С началом операции сработало “сарафанное радио”. Раночные прилавки на глазах пустели - торговцы скрывались, брося товар на произвол судьбы.
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru