Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2008-2009 год

Десант в милицейских погонах

Во время проведения полицейских операций силами специальных подразделений МВД России все чаще прибегают к помощи вертолетов.

Полигон
Как известно, успех полицейской операции силами специальных подразделений МВД России во многом зависит от быстроты доставки оперативных групп к месту ее проведения. И это особенно актуально для крупных городов. В условиях возрастающего транспортного потока на дорогах осуществить такую доставку становится все затруднительнее. Поэтому не случайно руководители операций все чаще прибегают к помощи вертолетов.

Итак, как свидетельствует история, в конце 50-х годов в России была проведена большая работа по ликвидации организованных преступных группировок. Это позволило на длительный период забыть о существовании такой проблемы, как бандитизм. Однако в конце 70-х годов все чаще стали давать о себе знать признаки группового и организованного характера традиционной преступности. Дальнейшее развитие криминальной ситуации в стране выдвинуло задачу борьбы с оргпреступностью, терроризмом и экстремизмом в число наиболее актуальных.

Необходимость силовой поддержки своих преступных деяний, борьба между самими группировками привели к резкому росту вооруженности бандитов всех мастей. К тому же стали появляться банды новой формации, сочетающие в себе функции охраны, вымогательства, подавления и уничтожения конкурентов и прямого разбоя. Появились высокоорганизованные незаконные вооруженные формирования. Стало обычным явлением при совершении преступления применение оружия в общественных местах.

Для предотвращения терактов, проявлений экстремизма, пресечения массовых беспорядков, ликвидации их последствий были созданы отделы быстрого реагирования (СОБР, в настоящее время преобразованные в ОМСН), а также отряды милиции особого назначения. Основным требованием к данным подразделениям было немедленное реагирование на быстро меняющуюся оперативную обстановку. Главной же проблемой стала доставка оперативных групп к месту проведения специальных операций.
 
Возрастающий с каждым днем транспортный поток на дорогах городов, превращающийся в постоянные пробки, не давал возможности в назначенное время прибыть в районы выполнения задач. Оперативность реагирования на эту самую быстро меняющуюся обстановку стала практически невозможной.

С аналогичной проблемой столкнулись административно­полицейские системы западных государств еще в 70-е годы. Самым ярким примером здесь служит Лос-Анджелес. По данным Американского бюро по переписи населения (United States Census Bureau), общая площадь Лос-Анджелеса составляет порядка 1300 квадратных километров. Большой Лос-Анджелес протянулся почти на 200 (!) километров между городами Вентура и Сан-Бернардино. На территории города находится до 17 миллионов человек, из которых порядка 13 миллионов - приезжие и иммигранты. Отсюда и высокий уровень криминализации. Лос¬Анджелес - наиболее автомобилизированный город в мире: в нем зарегистрировано на 1,8 миллиона больше автомобилей, чем лицензированных водителей. И основная проблема городского движения - большие и частые пробки. С начала 70-х годов проблему доставки оперативных подразделений решили при помощи использования вертолетов. Ежедневно на дежурство заступает до 15 вертолетов AS-350 и AS-355.

Опираясь на зарубежный опыт, с 2003 года в Министерстве внутренних дел Российской Федерации начала формироваться своя авиация. И это не дань моде, а учитывая сегодняшние реалии - необходимость.
  
Одной из задач авиации стала доставка (или десантирование) подразделений специального и особого назначения.

Использование десантирования оперативных групп позволяет скрытно доставлять сотрудников к месту проведения той или иной операции, мгновенно менять место направления выдвижения групп, обеспечивать быстрое наращивание численности групп обеспечения проведения спецопераций.

Различают два основных способа десантирования. Парашютный и беспарашютный. По художественным фильмам о Второй мировой войне и Воздушно­десантных войсках всем знаком парашютный способ. Он широко использовался при выполнении войсковых операций в середине прошлого века. Для Министерства внутренних дел на сегодняшний день задача массовых десантов не актуальна. Однако сам парашютный способ остался востребованным - он обеспечивает скрытую доставку сотрудников спецподразделений непосредственно на место проведения операции, когда необходимо начать действия внезапно, с направлений, которые не контролируются преступниками. Данный способ требует высокого уровня парашютной подготовки сотрудников и зависит от метеорологических условий.

Беспарашютный способ десантирования может быть штурмовым и с использованием спусковых устройств. Подготовка сотрудников к этим видам десантирования занимает не так много времени. Погодные условия также оказывают не такое сильное влияние на проведение десантирования. Беспарашютное десантирование нашло широкое применение в спецподразделениях милиции.

При нем используются спусковые устройства трения. Они надежны и просты в эксплуатации, универсальны в применении, позволяют выполнять спуски с вертолетов, работать на стенах зданий и строений, не меняя экипировки. Спусковые устройства позволяют использовать оружие, спецсредства, фиксироваться на нужной высоте, работать как в вертикальном, так и в перевернутом положении. Еще один немаловажный плюс в десантировании - это то, что его можно выполнять на недоступные с земли площадки малого размера, крыши зданий, кузова автомобилей.

Начиная с 2004 года при выполнении беспарашютных десантирований подразделениями МВД России начал использоваться канат для скоростного спуска. Он обеспечивает быстрый спуск большого количества сотрудников без каких­либо специальных приспособлений (усилием кисти регулируется скорость спуска). После десантирования возможен мгновенный сброс каната, что значительно уменьшает время нахождения вертолета над объектом спецоперации.

Несомненно, что положительные результаты в выполнении десантирований сотрудниками подразделений специального и особого назначения должны внедряться в постоянную практику работы органов внутренних дел. Однако нормативно¬правовая база, регламентирующая этот вид деятельности, создавалась исходя из опыта армейских операций и не в полной мере соответствует профилю работы МВД. В настоящее время в министерстве разрабатывается новая программа десантной подготовки сотрудников спецподразделений, учитывающая опыт работы своих зарубежных коллег, а также наработки, имеющиеся в отечественных силовых структурах.

Начальник Центра авиации МВД России
полковник внутренней службы
Сергей ЕЖОВ

 

Другие материалы раздела
МИЛИЦИЮ ПРИНИМАЛ КРЕМЛЬ
КАВКАЗСКИЙ РАЗЛОМ
МАРШ ЛЕЙТЕНАНТОВ
Расстрелянная ночь
…К теракту бандиты готовились тщательно. Когда январской ночью к засаде приблизилась автомашина начальника республиканского УБОП, огонь был открыт одновременно из нескольких точек.
РОССИЯ, ВПЕРЁД !
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru