Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2008-2009 год

Десант в милицейских погонах

Во время проведения полицейских операций силами специальных подразделений МВД России все чаще прибегают к помощи вертолетов.

Полигон
Как известно, успех полицейской операции силами специальных подразделений МВД России во многом зависит от быстроты доставки оперативных групп к месту ее проведения. И это особенно актуально для крупных городов. В условиях возрастающего транспортного потока на дорогах осуществить такую доставку становится все затруднительнее. Поэтому не случайно руководители операций все чаще прибегают к помощи вертолетов.

Итак, как свидетельствует история, в конце 50-х годов в России была проведена большая работа по ликвидации организованных преступных группировок. Это позволило на длительный период забыть о существовании такой проблемы, как бандитизм. Однако в конце 70-х годов все чаще стали давать о себе знать признаки группового и организованного характера традиционной преступности. Дальнейшее развитие криминальной ситуации в стране выдвинуло задачу борьбы с оргпреступностью, терроризмом и экстремизмом в число наиболее актуальных.

Необходимость силовой поддержки своих преступных деяний, борьба между самими группировками привели к резкому росту вооруженности бандитов всех мастей. К тому же стали появляться банды новой формации, сочетающие в себе функции охраны, вымогательства, подавления и уничтожения конкурентов и прямого разбоя. Появились высокоорганизованные незаконные вооруженные формирования. Стало обычным явлением при совершении преступления применение оружия в общественных местах.

Для предотвращения терактов, проявлений экстремизма, пресечения массовых беспорядков, ликвидации их последствий были созданы отделы быстрого реагирования (СОБР, в настоящее время преобразованные в ОМСН), а также отряды милиции особого назначения. Основным требованием к данным подразделениям было немедленное реагирование на быстро меняющуюся оперативную обстановку. Главной же проблемой стала доставка оперативных групп к месту проведения специальных операций.
 
Возрастающий с каждым днем транспортный поток на дорогах городов, превращающийся в постоянные пробки, не давал возможности в назначенное время прибыть в районы выполнения задач. Оперативность реагирования на эту самую быстро меняющуюся обстановку стала практически невозможной.

С аналогичной проблемой столкнулись административно­полицейские системы западных государств еще в 70-е годы. Самым ярким примером здесь служит Лос-Анджелес. По данным Американского бюро по переписи населения (United States Census Bureau), общая площадь Лос-Анджелеса составляет порядка 1300 квадратных километров. Большой Лос-Анджелес протянулся почти на 200 (!) километров между городами Вентура и Сан-Бернардино. На территории города находится до 17 миллионов человек, из которых порядка 13 миллионов - приезжие и иммигранты. Отсюда и высокий уровень криминализации. Лос¬Анджелес - наиболее автомобилизированный город в мире: в нем зарегистрировано на 1,8 миллиона больше автомобилей, чем лицензированных водителей. И основная проблема городского движения - большие и частые пробки. С начала 70-х годов проблему доставки оперативных подразделений решили при помощи использования вертолетов. Ежедневно на дежурство заступает до 15 вертолетов AS-350 и AS-355.

Опираясь на зарубежный опыт, с 2003 года в Министерстве внутренних дел Российской Федерации начала формироваться своя авиация. И это не дань моде, а учитывая сегодняшние реалии - необходимость.
  
Одной из задач авиации стала доставка (или десантирование) подразделений специального и особого назначения.

Использование десантирования оперативных групп позволяет скрытно доставлять сотрудников к месту проведения той или иной операции, мгновенно менять место направления выдвижения групп, обеспечивать быстрое наращивание численности групп обеспечения проведения спецопераций.

Различают два основных способа десантирования. Парашютный и беспарашютный. По художественным фильмам о Второй мировой войне и Воздушно­десантных войсках всем знаком парашютный способ. Он широко использовался при выполнении войсковых операций в середине прошлого века. Для Министерства внутренних дел на сегодняшний день задача массовых десантов не актуальна. Однако сам парашютный способ остался востребованным - он обеспечивает скрытую доставку сотрудников спецподразделений непосредственно на место проведения операции, когда необходимо начать действия внезапно, с направлений, которые не контролируются преступниками. Данный способ требует высокого уровня парашютной подготовки сотрудников и зависит от метеорологических условий.

Беспарашютный способ десантирования может быть штурмовым и с использованием спусковых устройств. Подготовка сотрудников к этим видам десантирования занимает не так много времени. Погодные условия также оказывают не такое сильное влияние на проведение десантирования. Беспарашютное десантирование нашло широкое применение в спецподразделениях милиции.

При нем используются спусковые устройства трения. Они надежны и просты в эксплуатации, универсальны в применении, позволяют выполнять спуски с вертолетов, работать на стенах зданий и строений, не меняя экипировки. Спусковые устройства позволяют использовать оружие, спецсредства, фиксироваться на нужной высоте, работать как в вертикальном, так и в перевернутом положении. Еще один немаловажный плюс в десантировании - это то, что его можно выполнять на недоступные с земли площадки малого размера, крыши зданий, кузова автомобилей.

Начиная с 2004 года при выполнении беспарашютных десантирований подразделениями МВД России начал использоваться канат для скоростного спуска. Он обеспечивает быстрый спуск большого количества сотрудников без каких­либо специальных приспособлений (усилием кисти регулируется скорость спуска). После десантирования возможен мгновенный сброс каната, что значительно уменьшает время нахождения вертолета над объектом спецоперации.

Несомненно, что положительные результаты в выполнении десантирований сотрудниками подразделений специального и особого назначения должны внедряться в постоянную практику работы органов внутренних дел. Однако нормативно¬правовая база, регламентирующая этот вид деятельности, создавалась исходя из опыта армейских операций и не в полной мере соответствует профилю работы МВД. В настоящее время в министерстве разрабатывается новая программа десантной подготовки сотрудников спецподразделений, учитывающая опыт работы своих зарубежных коллег, а также наработки, имеющиеся в отечественных силовых структурах.

Начальник Центра авиации МВД России
полковник внутренней службы
Сергей ЕЖОВ

 

Другие материалы раздела
Гость редакции
Акция
Мухтар, Никулин и Подушкин
Фильм, посвященный сотрудникам МВД и их непростой службе, “Ко мне, Мухтар!” стал легендой отечественного кинематографа. Но мало кто знает, что главным консультантом картины был Сергей Подушкин, тогда - капитан милиции, а роль четвероногого героя Мухтара исполнили две его служебные овчарки - Байкал и Дейка.
За “груз 200” отвечаю
“Надо же такому случиться, - с досадой думал секретарь райисполкома Валерий Ильич, в сердцах бросив бесполезную трубку на рычаги телефонного аппарата. - Тут такая оказия, a в районе никого!”
Награжден неравнодушный Человек
Будущий экономист, а ныне барнаульский студент Иван Хватиков приказом начальника ГУВД по Алтайскому краю награжден нагрудным знаком “За содействие милиции”.
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru