Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2008-2009 год

Как не замерзнуть на Селигере

Не везёт российской глубинке. Иногда, чтобы попасть в категорию невезучих, необязательно находиться вдали от федерального центра.

Не везёт российской глубинке. Иногда, чтобы попасть в категорию невезучих, необязательно находиться вдали от федерального центра. Можно жить, например, в Тверской области и при этом испытывать на своей шкуре тяготы капризной судьбы. Только судьбы ли? А может, непоследовательность действий местного руководства заставляет мёрзнуть в зимнюю пору жителей города Осташкова на берегу озера Селигер.

Беды и печали уездного города
Давайте разберемся, что послужило причиной жалоб подписчиков нашей газеты из этого района на перебои спасительного тепла в жилище. А вслед за тем и причиной нашей заинтересованности в перипетиях “жилкоммунхоза уездного города”.Есть области человеческой деятельности, где халтура недопустима. Если еще можно худо-бедно не замечать ее в каких­нибудь творческих специальностях, то, например, в коммунальном хозяйстве от компетентности и добросовестности работника напрямую зависят все обитатели территории обслуживания. Поэтому, когда “стараниями” управленцев тепловых сетей обеспечение жителей города Осташкова теплом было поставлено на грань развала, новая районная администрация была вынуждена призвать под свои знамена проверенных специалистов. Они, эти специалисты, не только нашлись, но и достаточно быстро стабилизировали ситуацию, а затем в течение нескольких недель сумели переломить ее в сторону равномерного поступательного вывода тепло­ и  водообеспечения горожан из состояния кризиса.

Поясним сказанное. Предкризисную ситуацию в городе накануне прихода “новых сил” обусловили два момента. Первый из них состоял в том, что прежняя городская администрация, больше заботясь о голосах на ближайших выборах, чем о дальнейшей перспективе существования коммунальной структуры населенного пункта, отказывалась поэтапно пересматривать тарифы на услуги ЖКХ (как это необратимо происходило повсюду), что поставило отрасль на грань развала, когда сборы от населения составили лишь 16 процентов от реальной стоимости услуг ЖКХ. В условиях крайней изношенности сетей тепло­ и водоснабжения в районе это не только не позволяло заменять неисправное сантехническое оборудование, но и делало невозможным сиюминутное существование отрасли. В этих обстоятельствах в начале 2005 года муниципальная администрация, оказавшись заложником собственной популистской позиции, поставленная перед необходимостью принимать решение, подняла расценки сразу на 100 процентов. Тем самым нарушив правительственное постановление, лимитирующее годовые параметры прироста тарифов. Как и ожидалось, решение областного суда не заставило себя ждать и расценки на услуги по теплу и водоснабжению пришлось вернуть к уровню 2004 года. Разрыв со временем перехода отрасли на новый тариф составил два года, и кредиторская задолженность коммунальщиков достигла 63 миллионов рублей. В этих­то обстоятельствах и пришлось оказаться “антикризисному десанту”, о котором чуть позже.

Но вспомним еще и о втором критическом моменте, суть которого состояла в необходимости учета местных, а точнее местнических особенностей отраслевого руководства. У руля всего этого, пусть разваливающегося, пусть дышащего на ладан, но разветвленного и масштабного коммунального хозяйства годами стояли “свои” люди. Алгоритм их деятельности был незатейлив: подведение организации (с периодически меняющимися названиями) к критической черте, за которой маячил крах отрасли, а затем, “дабы уберечь коммунхоз от развала”, получение от областного центра новых преференций и дополнительных объемов топлива. Часть из которых благополучно реализовывалась отнюдь не в интересах жителей Осташкова.

Были ли в создавшейся ситуации иные пути решения проблемы? Конечно, да. Действующее законодательство (прежде всего ¬ правительственные постановления) диктовало простой и внятный план перевода предприятий ЖКХ на стопроцентную оплату услуг и прямое федеральное субсидирование населения взамен бюджетных дотаций. Но вместе с тем, как мы понимаем, руководителями отрасли были бы утеряны такие привычные каналы поступления и перераспределения бюджетных потоков.

Прежде согласно опробованной схеме банкротства вновь образованная организация, объединяющая под своим управлением водные артерии населенного пункта, получала права на непосредственное предоставление услуг потребителям, но при этом не несла ответственности за долги предыдущей.
Ровно так была получена в одни руки вся прибыль, сформировавшаяся у теплосетей за период отопительного сезона 2006 - 2007 годов. Если точнее, в руки господина Петрова, на тот момент - руководителя осташковского коммунхоза. Зато в результате новая городская администрация столкнулась с проблемой выплаты накопившейся задолженности по обязательствам предшественников, при этом фактически лишившись собственных источников для компенсации “выпадающих доходов” по текущей деятельности ЖКХ и подготовки сетей к очередному отопительному сезону.

Приказано выжить
Вот в этой­то, на первый взгляд, неразрешимой ситуации с первых дней работы новый глава Осташковского района Андрей Косенко и решил сформировать новую же команду по выводу коммунальных служб из состояния экономического кризиса. На ответственные посты администрации района, курирующие экономику ЖКХ, были назначены непричастные к прежним схемам руководства специалисты. В короткие сроки была проведена экономическая “инвентаризация” коммунальных служб, осуществлено объединение структур водоканала, тепловых сетей, системы внутридомового обслуживания в единую управляющую компанию “Энергосбыт”, к руководству которой пришел хорошо зарекомендовавший себя по работе с пилотными проектами Госстроя РФ специалист Владимир Астафьев.
 
Не станем расписывать на страницах нашего издания подробную технологию вытаскивания отрасли из долгового болота, скажем только, что свою работу команда специалистов выполняет добросовестно. При этом за отведенный им период времени (а это чуть более полугода) “Энергосбыт”,  имея в своем распоряжении лишь половину денежных средств (тариф 2004 года) да привлеченные инвестиции, обладая лишь знаниями и наработанной методикой “антикризисного руководства”,  не только успешно справлялся с решением текущих задач, но и выполнил огромный задел на будущее, подготовив к зиме городской водопровод, канализацию и котельные. О том, как нынешнему менеджменту осташковского коммунхоза все это время вставляли палки в колеса их предшественники, можно было бы рассказывать отдельную историю, но тем, кто реально работает, некогда заниматься сведением счетов, гораздо важнее использовать энергию в созидательном русле. Иной на их месте давно б уже опустил руки от бессилия и одиночества в условиях решения многотрудной задачи. Ведь та своеобразная “черная метка”, которую новая администрация района получила от своих предшественников, тяжелее всего легла в ладонь  коммунальщиков. Однако, повторим, эти люди не взялись бы за дело, не имей они четкой программы действий.

Ожидаемые “неприятности”
Наше издание, познакомившись с осташковскими реалиями некоторое время тому назад, предполагало различные варианты развития событий, наблюдая за тем, к какому балансу сил и интересов в итоге придут заинтересованные представители власти и бизнеса. А с учетом близкой перспективы отопительного сезона и парламентских выборов активные действия  по логике должны были быть предприняты уже в самое ближайшее время.

И такие действия не замедлили произойти. О подготовке к отопительному сезону мы уже сказали. Топливом (а речь идет о мазуте) наполнены хранилища нового владельца. Только какой от него толк, когда формально оно по-прежнему принадлежит г­ну Петрову? Потому на протяжении всего периода своего недолгого хозяйствования “Энергосбыт” неоднократно обращался к прежнему владельцу с предложением об урегулировании прав на него либо, если компромисс не будет найден, с предложением освободить емкости от бесполезного топлива для наполнения их требуемым и жизненно необходимым для города  теперь уже “своим” мазутом. Тем более что, храня мазут предшественника, “Энергосбыт” нес убытки, связанные как с невозможностью своевременной закупки топлива вследствие отсутствия места для его хранения, так и с затратами на вынужденный подогрев “чужого” мазута, коль скоро это предусмотрено в технологическом цикле по производству и подготовке теплоносителя. Письма эти остались безответными. Естественно, что с началом отопительного сезона мазут был пущен в ход - спасительное тепло пошло в дома, на производства. В этот самый момент старый хозяин вдруг проснулся от спячки и воззвал к закону. Немедленно были призваны судебные приставы, которые наложили арест на мазут в топливных танках. Логично? Было бы логично, если бы не одно “но”. Выводы сторонних аудиторов показывают, что стоимость топлива, принадлежавшего г­ну Петрову, практически вдвое меньше долгов, сокрытых  г­ном Петровым и подлежащих передаче “Энергосбыту”.
И теперь уже не “Энергосбыт” должен старому владельцу, а организация господина Петрова должна “Энергосбыту”...

Однако это пусть и крайне неприятное, но лишь одно из цепи событий, которые еще долго будут вязать по рукам и ногам осташковских коммунальщиков, если раз и навсегда не разрешить проблему в целом.

Здравый смысл диктует
Упростим ситуацию. Подрядчика поставили “на хозяйство”. Доверили  управление производственным процессом. А производственный цикл - год. Продления контракта подрядчику не обещают. Станет он в таком случае  вкладываться больше чем на год? Или лучше поставим вопрос так: выгодно ли ему инвестировать в хозяйство, которое он не может с полным правом назвать “родным”? Навряд ли. В каком же случае инвестиции будут более ожидаемы и логичны? Ответ очевиден: чем продолжительнее период хозяйствования доверен, тем вероятнее будет ожидать таких вложений от подрядчика, ибо экономическую целесообразность и обоснованность вложениям придает долгосрочная перспектива.
А ведь отрасль ждет инвестиций. К сказанному ранее добавим, что сети водо- и теплоснабжения в районе изношены до такой степени, что около половины поступающей воды из-за массовых протечек в трубах и неисправностей сантехнического оборудования возвращается в Селигер через канализационные коллекторы. Вода уже давно закачивается в сети “по временной схеме” прямо из артезианских скважин без какой­либо очистки. Соли  забивают трубы отложениями, что существенно снижает КПД отопительной системы и приводит к значительным потерям тепла в подземных магистралях. В результате расход электроэнергии и мазута на насосных станциях и котельных многократно превышает норму. При этом большая часть средств вместо услуг населению расходуется на аварийно¬восстановительные работы.

Вряд ли стоит ожидать, что кто­то, чья ответственность лишь сиюминутна, а не продлена на годы, станет приводить отрасль в порядок. Логичный шаг нового предприятия - создание управляющей компании из всех жителей города - этакое товарищество собственников жилья величиной с город для контроля и управления коммунальным хозяйством всего Осташкова может и не состояться по причине преждевременной кончины самой компании. Потому что очевидно - есть те, кто и не хочет, чтобы такое ТСЖ состоялось, ибо до сей поры в мутной воде осташковской коммуналки рыбка ловилась хорошо. Эти “отставные” директора уже объединились, хлопочут и норовят вернуть все на круги своя в надежде сыграть на трудностях. Без  договора, скрепляющего отношения коммунальщиков и жителей города на долгое время, случаев, подобных описанному со “своим и чужим” топливом, стоит ждать и дальше. Всякая новая зима будет превращаться в неравный бой за тепло, а по сути - в бой между прогрессивным методом хозяйствования и криминальной схемой прежних управленцев, в которой отрасль будет вечно балансировать на грани полного развала. Что выгоднее вам, власти Осташковского района? Выбор за вами.

Алим ДЖИГАНШИН
Осташков - Москва

Другие материалы раздела
Гость редакции
Акция
Мухтар, Никулин и Подушкин
Фильм, посвященный сотрудникам МВД и их непростой службе, “Ко мне, Мухтар!” стал легендой отечественного кинематографа. Но мало кто знает, что главным консультантом картины был Сергей Подушкин, тогда - капитан милиции, а роль четвероногого героя Мухтара исполнили две его служебные овчарки - Байкал и Дейка.
За “груз 200” отвечаю
“Надо же такому случиться, - с досадой думал секретарь райисполкома Валерий Ильич, в сердцах бросив бесполезную трубку на рычаги телефонного аппарата. - Тут такая оказия, a в районе никого!”
Награжден неравнодушный Человек
Будущий экономист, а ныне барнаульский студент Иван Хватиков приказом начальника ГУВД по Алтайскому краю награжден нагрудным знаком “За содействие милиции”.
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru