Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2008-2009 год

Четвёртая власть в погонах

В отличие от большинства своих собратьев по профессиональному цеху журналисты милицейской прессы погоне за сенсациями, скандальными разоблачениями предпочитают защиту интересов ведомства.

Акцент
Средства массовой информации недаром называют четвертой властью. Они владеют столь мощным ресурсом воздействия на людей, что могут претендовать на звание властелинов умов. Главное - куда направлено это оружие, чьи интересы оно защищает и какими методами. В отличие от большинства своих собратьев по профессиональному цеху журналисты милицейской прессы погоне за сенсациями, скандальными разоблачениями предпочитают защиту интересов ведомства.

Сегодня в стране десятки, если не сотни подобных изданий: от крохотных газет, выпускаемых в подразделениях на местах, до СМИ, вещающих на всю страну (к коим относится и “Щит и меч”). Часть этих изданий ориентирована на читателя в погонах, другая - на обывателя. Но главная цель у них одна: в противовес потоку грязи, что льется со страниц желтой прессы и с телеэкранов на милицию, показать ее работу в лучшем свете. Журналисту в погонах, словно эквилибристу, ежедневно приходится балансировать между желанием аудитории получить новость погорячее и пропагандистскими интересами ведомства. Очевидно, что захватить внимание читателя смакованием подробностей громкого преступления много легче, чем поучительным рассказом о профилактике дорожного травматизма.

В век бурного роста информатизации, чтобы охватить своим вниманием как можно большие слои населения, ведомственная пресса вынуждена раздвигать свои рамки. В помощь слову печатному приходит слово, звучащее в радиоэфире и с телеэкрана. Недаром профессиональный праздник милицейской печати давно уже стал общим праздником для всех СМИ, работающих в этом информационном поле. И вместе с нами его отмечают журналисты “Милицейской волны”, на которую настроены приемники автолюбителей во многих регионах страны, и репортеры телепрограммы “Петровка, 38”, которую готовит к эфиру Телестудия ГУВД по городу Москве.

Кстати, программа “Петровка, 38” стала своеобразным первопроходцем в ряду аналогичных передач, появившихся впоследствии на отечественном ТВ. Все прочие криминальные программы моложе ее как минимум на год.

Телестудия столичной милиции была создана в 1992 году по инициативе московского правительства и ГУВД. Сначала журналисты создавали документальные сериалы о милиции, а в феврале 96¬го в эфир впервые вышла “Петровка, 38”. Тогда это был всего лишь один короткий выпуск в неделю. За прошедшие 12 лет передача очень повзрослела: сегодня она выходит трижды в день по будням, а по субботам журналисты готовят к эфиру расширенный тематический выпуск. Да и видят программу практически по всей стране и даже за ее пределами: вещание осуществляют ТВЦ Москва, ТВЦ Сибирь и ТВЦ Урал. Посредством спутниковой связи “Петровка, 38” транслируется и за границей. Каждая программа оригинальна, так что восьми мобильным группам в составе корреспондента, оператора и, конечно, водителя приходится ежедневно вступать в борьбу с московскими пробками, чтобы успеть подготовить сюжеты к эфиру.

- Зритель, конечно, интересуется горяченьким, - говорит начальник Телестудии ГУВД по городу Москве подполковник милиции Сергей Морозов. - Работа милиции, если в ней не было эффектных погонь со стрельбой, его, к сожалению, мало интересует. Так что нам, как и другим представителям ведомственных СМИ, приходится искать компромисс. Но принцип не показывать на экране кровь “Петровка” сформулировала для себя много лет назад. Страшилки для зрителей, которыми грешат некоторые программы, мы не показываем. Мы - программа о работе московской милиции. Помимо “Петровки, 38”, телестудия выпускает фильмы для подразделений столичной милиции, документальные фильмы, ролики, и не только для эфира, но и для внутреннего пользования. Несколько лет назад был запущен актуальный, востребованный временем телепроект  “Опасная зона”, посвященный профилактике наркомании и алкоголизма и рассчитанный на молодежную аудиторию. Готовят передачу студенты факультетов журналистики столичных вузов. А своим ровесникам по ту сторону экрана подростки склонны доверять куда больше, чем нравоучениям взрослых. Опытные сотрудники телестудии помогают юным коллегам подготовить передачи к эфиру...

Помимо этого, в задачу телестудии входит видеосъемка работы милиции во время массовых мероприятий. Так что практически все усиления столичной милиции не обходят стороной и журналистов Телестудии ГУВД, большинство из которых даже не носят погон. Но служба есть служба. Вот и утро 1 января дежурная группа встретила не дома в кругу семьи, а в телестудии с камерами наготове. Всякое может случиться в городе, и нужно быть на месте происшествия как можно быстрее.
Информацию для сюжетов программы журналисты черпают из трех источников: пресс­службы подразделений ГУВД, собственные связи и наработки корреспондентов и дежурная часть телестудии, имеющая выход на дежурную часть ГУВД.

Специфику “Петровки, 38” выдерживают не все даже высокопрофессиональные тележурналисты. Тут мало знать хорошо свое дело. Нужно быть готовым к тому, что подготовленный тобой сюжет по независящим от тебя и телестудии причинам вдруг будет снят с эфира. Прокуратура наложит вето на упоминание в эфире подробностей какого-либо задержания либо примет решение отпустить подозреваемого - тому причин может быть много, но результат один. Сюжет отправляется в корзину. А ведь для того, чтобы заполнить эти две минуты эфирного времени, журналистам нередко приходится тратить не один рабочий день. Бывает - и неделю. Были случаи, когда сюжеты готовились месяц, но так и не видели эфира. Словом, журналисты испытывают те же трудности, что и многие сотрудники милиции. Выдерживают это не все, но зато уж те, что остаются, работают на полную катушку.

Режиссер программы Алексей Милорадов рассказал в этой связи историю, происшедшую с молоденькой девушкой-журналисткой, которая пришла на работу в “Петровку” из музыкальной редакции. Первый же ее выезд для съемки места происшествия закончился срывом задания. Узнав, что в квартире тело убитого, она  наотрез отказалась туда входить и брать интервью у оперативников и свидетелей. Естественно, после этого случая встал вопрос о ее профпригодности. Но тут девушка проявила неожиданную твердость: хочу работать в Телестудии ГУВД, больше не испугаюсь. Редакторы пожалели ее и дали возможность реабилитироваться. Во второй раз журналистка поехала с группой омоновцев, которым предстояло брать опасного преступника. Девушку предупредили: справишься - будешь работать, нет ¬ извини, возвращайся в музыкальную редакцию. Она приехала с оператором, милиционеры посадили их в машине, предупредили, чтобы без разрешения никуда не лезли, мол, когда нужно, позовем. Милиционеры, выбив дверь, ворвались в здание, произвели захват, после чего пригласили съемочную группу запечатлеть негодяя в наручниках. Девушка, увидев, что все уже закончилось, зарыдала в голос. Все, говорит, меня теперь уволят, я же не привезу съемку. Майор, руководивший операцией, сказал: “Не расстраивайся, сейчас все сделаем. Так, ребята, повесьте дверь на место, с задержанного наручники снимите. Нужно повторить на камеру”. Все сделали, а девушка опять в слезы. Майор недоумевает: что опять не так? Оказалось, оператор был в квартире, когда все произошло. Это неестественно, и съемку без сомнения забракуют. Майор пожал плечами и приказал… опять повесить дверь на место. Сюжет получился. Девушка потом несколько лет успешно работала на передаче.

По словам опытного телевизионщика Алексея Милорадова, работа в “Петровке” во многом противоречит телевизионным технологиям, подходам. В любой передаче все начинается с разработки идеи. Здесь же почти всегда приходится работать по информационному поводу. Что¬то случилось, и ты будь любезен - думай, как это подать. Как бы подход с другого конца. А ведь бывают дни, когда в Москве почти ничего криминального не происходит. Тогда журналисты ноги в руки и отправляются с милиционерами в рейды, готовят какие­то познавательные или имиджевые сюжеты. Подготовить такие передачи интересными для зрителей очень непросто. Исследования показывают, что если информация не затрагивает личные интересы конкретного человека, он не захочет ее слушать. Скажем, если телезритель не является автолюбителем, то рассказ о рейде ГИБДД его не заинтересует. Да и автолюбителя не каждого и не всегда. Если этот рейд прошел после введения новых штрафных санкций и рассказывает, как милиция наказывает провинившихся водителей, это смотреть будут. А если показывать повседневную работу инспекторов на посту, то интерес к такому сюжету резко упадет. Сотрудники милицейских подразделений журналистов “Петровки, 38” жалуют. Очевидный плюс ведомственной программы в том, что ее сотрудники знают, что и в каком виде можно давать в эфир, а что нельзя. Им не нужно объяснять, что такое тайна следствия. Не раз в сложных ситуациях корреспонденты программы помогали милиционерам в их работе. К примеру, один журналист, участвовавший с милиционерами в захвате большой группы вооруженных преступников, чуть не погиб. Когда один из преступников попытался оторваться, он побежал наперерез, выбил ногой стекло и сумел остановить машину. Кстати, сегодня он служит в органах. И  это отнюдь не единичный случай. Многие корреспонденты и телеоператоры так проникаются милицейской профессией, что и сами надевают погоны.

Завидную смелость во время работы проявляют и представительницы прекрасного пола. Одна женщина, долгое время работавшая корреспондентом “Петровки”, часто ездила на задержания с бойцами ОМОНа. Они хорошо вместе сработались, и милиционеры обычно просили ее изобразить соседку, которая пришла сообщить, что ее затопили. Журналистка на этот случай всегда при себе имела халат, быстро облачалась в него, заматывала голову полотенцем и, позвонив в нужную дверь, требовала срочно открыть. После этого группа захвата врывалась в квартиру. Конечно, сотрудники всегда пытались ее защитить, оттеснить в сторону. Однажды ее накрыли щитом, а потом по нему… вся группа пробежала в квартиру. К счастью, журналистка отделалась легким испугом. Омоновцы, конечно, потом извинились.
В последнее время Телестудия ГУВД несколько изменила направление своего развития. Сегодня главный акцент делается на качественном росте программы. И в этом вопросе активно используются возможности обратной связи с телезрителями. Недавно был запущен голосовой портал, на который поступают звонки от людей, которые предлагают темы для сюжетов, задают интересующие их вопросы, высказывают свое мнение о передаче.

Когда-то “Петровка, 38” была одной из первых передач, рассказывающих о криминальном мире и работе сотрудников милиции, ему противостоящих. Сегодня таких программ очень много. У большинства из них куда более солидный бюджет, позволяющий приглашать к сотрудничеству не только высокопрофессиональных журналистов, но и телезвезд. Тем не менее в условиях столь жесткой конкуренции передача сумела выжить, вырасти количественно и качественно и работать, порой даже в ущерб финансовой прибыли, в интересах Министерства внутренних дел. С праздником вас, коллеги. С нашим общим праздником!

Богдана ЛАГУТИНА
Фото автора

Другие материалы раздела
Пастырь всея Руси
ГЕНЕРАЛЫ РЕКОРДОВ
БРОНЕЖИЛЕТ СТРАНЫ
Официальный отдел
Место работы - небо
Белая полоса на хвостовой балке вертолета - уже тридцать лет отличительный знак, символ принадлежности вертолета к авиации внутренних войск.
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru