Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2008-2009 год

Профилактика непогоды в доме

О профилактике бытовых преступлений наш корреспондент Богдана ЛАГУТИНА беседует с исполняющим обязанности начальника ДООП МВД России генерал­лейтенантом милиции Михаилом АРТАМОШКИНЫМ.

- Михаил Николаевич, в милицейских сводках преступления, совершенные на бытовой почве, из года в год занимают первое “призовое”  место. И именно они, а отнюдь не организованная преступность, уносят самое большое число человеческих жизней. Так каковы же основные причины бытовой преступности?
- Действительно, статистика показывает, что за последние пять лет примерно две трети умышленных убийств и причинений тяжкого вреда здоровью обусловлены семейно­бытовыми мотивами.
Насилие в той или иной форме наблюдается почти в каждой четвертой семье. Поводы совершения бытовых преступлений различны - это и ссоры, и скандалы, неприязненные взаимоотношения на почве семейных неурядиц и жилищно­бытовых конфликтов, которые зачастую носят продолжительный характер.
К основным причинам бытовой преступности, на мой взгляд, можно отнести низкий моральный уровень и социально­бытовую неустроенность большей части граждан, хотя и в обеспеченных семьях совершаются такие преступления, иногда из-за ревности, скупости, есть и другие причины. Также к причинам преступлений на семейно­бытовой почве можно отнести пьянство, которое в последние годы широко распространилось среди женщин и подростков.
Немалое влияние оказывают участившиеся факты демонстрации, пропаганды жестокости, насилия, эротики с экранов телевизоров и чуть ли не смакования всяких мерзостей в отдельных средствах массовой информации.

И конечно же, значительную часть преступлений совершают субъекты, как мы говорим, с определенным опытом противоправного поведения.

- Изменился ли уровень бытовой преступности в суверенной России по сравнению с тем, что фиксировался в советские времена?
- Изменился, и, увы, не в лучшую сторону. Анализ состояния криминальной обстановки только за пятилетие (2002-2006 годы) показывает, что общее количество зарегистрированных преступлений увеличилось более чем в полтора раза (на 52,6 процента). Возросла и преступность в быту.
В целом по стране в 2006 году уровень преступности в расчете на 100 тысяч населения поднялся до 2700,7 преступления, увеличившись по сравнению с предшествующим годом на 223,1 пункта. Для сравнения скажу, что в США и Германии этот показатель почти в 2,5 раза выше, но в Республике Беларусь и Украине - он ниже российского.

А все дело в том, что существовавшая до 1991 года система борьбы с преступностью, в том числе и бытовой, содержала широкий спектр взаимоувязанных мер, прежде всего превентивного характера. В ней были задействованы не только правоохранительные органы, но и органы исполнительной власти республиканского, областного и районного звеньев, предприятия и учреждения, общественные организации, средства массовой информации.

Эффективно действовали нормы уголовного и административного права по привлечению к ответственности за пьянство в общественных местах, тунеядство, самогоноварение, бродяжничество, попрошайничество, вовлечение несовершеннолетних в противоправную деятельность, нарушения режима административного надзора ранее судимыми лицами.
 
Большая роль в профилактической работе отводилась медицинским учреждениям. Существовала система мер принудительного лечения от алкоголизма и наркомании.
Немаловажную профилактическую роль выполняли советы общественности, товарищеские суды, комиссии по трудоустройству, по борьбе с пьянством.
 
В системе Министерства внутренних дел был выработан комплекс мер по профилактике преступлений и других правонарушений, обеспечению контроля за лицами, ранее привлекавшимися к ответственности за совершение правонарушений, и иными гражданами с устойчивым противоправным поведением.
Этот государственный механизм позволял довольно успешно противодействовать преступности, в том числе и в быту, устранять, нейтрализовывать причины и условия, способствующие совершению преступлений, обеспечивать защиту прав граждан и их имущества от противоправных проявлений.
С переходом страны в новую общественно­экономическую формацию действовавшая система профилактики правонарушений распалась. И результаты этого мы пожинаем сегодня.

- Какое место в общем числе преступлений на бытовой почве занимает так называемое насилие в семье? И кто, согласно милицейской статистике, чаще становится жертвой “семейной” преступности: женщины, дети, старики?
- До 40 процентов всех тяжких насильственных преступлений совершается в семьях.
По статистике, ежегодно около 14 тысяч женщин погибает от рук мужей или других близких и 3 тысячи женщин убивают своих мужей или партнеров, причем в 9 из 10 случаях - когда женщина подвергалась систематическим избиениям и насилию.

Ежегодно в семьях около двух миллионов детей подвергаются насилию. Кроме того, криминологические исследования МВД России подтверждают, что большинство преступников - это в прошлом отвергнутые семьей дети. Многие из них сами подвергались в детстве жестокому обращению.
 
Участковые уполномоченные милиции и сотрудники ПДН принимают согласованные меры профилактики и с родителями, и с детьми. В результате проводимой профилактической работы с семьями ежегодно с учетов ОВД снимаются около 25-30 процентов.
 
- Получается, милиция очень плотно работает с подучетниками, однако кардинально ситуация с бытовой преступностью не меняется. В чем же дело?
- Существует целый спектр проблем, отрицательно влияющих на результаты работы с лицами, находящимися на правоохранительном контроле.

Это неразвитость общественных институтов - уличных комитетов, товарищеских судов, комиссий по борьбе с пьянством и алкоголизмом, советов общественности и тому подобное, ранее активно участвовавших в профилактике семейно­бытовой преступности.

В большинстве населенных пунктов отсутствует инфраструктура учреждений и служб по месту жительства, осуществляющих деятельность по оказанию психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи семьям и детям, по профилактике семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в социально опасном положении.

На сегодняшний день только¬только начинает создаваться система социальной реабилитации ранее судимых лиц, возвратившихся из мест лишения свободы. В большинстве же регионов ее просто нет. Остро стоит проблема трудоустройства для определенных групп населения, в том числе ранее судимых, продолжительное время в силу объективных причин не работающих граждан, что порождает в них чувство безысходности, приводит к злоупотреблению спиртными напитками и как следствие - правонарушениям в быту.

Перестала существовать положительно зарекомендовавшая себя в прошлом практика бесплатного и обязательного, по судебному решению, лечения лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией.
Крайне редко жертвам бытовых скандалов оказывается юридическая помощь, а также содействие в трудоустройстве, решении жилищных вопросов, оказании материальной помощи неблагополучным семьям, несовершеннолетним.

В стране отсутствуют учреждения, куда бы женщина с детьми могла быть временно  поселена до улаживания семейных отношений.

- Как я поняла, вы ратуете за восстановление в нашей стране института принудительного лечения от алкоголизма.  Это что же, речь идет о воссоздании сети медвытрезвителей и пресловутых ЛТП? 
- Бытовое пьянство буквально захлестнуло нашу страну. Назову крайне тревожные цифры. За 10 месяцев 2007 года привлечено к административной ответственности 5,6 миллиона лиц за появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения и 2,6 миллиона - за распитие спиртных напитков в общественных местах. А что происходит в жилищах, то есть за закрытыми дверьми, можно лишь догадываться.

К уголовной ответственности привлечены 210 тысяч лиц, совершивших преступления в нетрезвом состоянии.

Практически каждое третье бытовое преступление совершается на почве злоупотребления спиртными напитками.

За последние пять лет количество бытовых преступлений, совершенных лицами в нетрезвом состоянии, увеличилось на треть.

Надо признать, что принимаемые меры по обеспечению антиалкогольного законодательства являются малоэффективными.

Кризисный характер алкогольной ситуации в Российской Федерации проявляется прежде всего в высоких темпах прироста потребления алкоголя. Витрины магазинов, улицы, экраны телевизоров пестрят красочной заманивающей рекламой алкогольной продукции. Для рекламы применяются всяческие ухищрения, даже такие, как “водка очищена молоком” и тому подобные. До чего мы дошли! Магазины встречают нас витринами с десятками сортов водки, вина, других спиртных напитков. При этом витрина с хлебом где­то в глубине, на задворках. Вот вам и приоритеты!
 
Представьте, с 1991 года потребление только учтенного алкоголя на душу населения в стране выросло почти в 2 раза и составило 9,7 литра. При этом объем нелегальной алкогольной продукции, по оценкам специалистов, составляет не менее 30 процентов.

Вновь существенно возросли масштабы самогоноварения, что является реакцией населения на значительное повышение цен на спиртные напитки, а также отсутствие законодательной нормы об административной и иной ответственности за их изготовление для личного пользования. А что значит для личного ¬ значит для всех друзей, родственников и знакомых.

В последние годы в объемах потребления алкоголя немалое место стали занимать различные его суррогаты, включая спиртосодержащие жидкости “двойного назначения”, в том числе парфюмерно­косметическая продукция.

Наращиванию объемов выпуска и ассортимента таких суррогатов способствует то, что они не облагаются акцизами, а деятельность по их производству не лицензируется.

Эксперты считают, что реальное душевое потребление алкоголя в России составляет около 14 - 15 литров абсолютного алкоголя. Чтобы лучше понять, много это или мало, приведу для сравнения: Франция - 10,8 литра, Испания - 10,1, Украина - 9,8, Великобритания - 7,5, Финляндия - 7,1, Япония - 6,5.

Для многих россиян типична низкая питейная культура, обязательное “отмечание” многочисленных традиций и обычаев, что превращает распитие алкоголя и злоупотребление им в непременные атрибуты повседневной жизни.

Учитывая, что пиво и слабоалкогольные напитки пользуются большой, подкрепляемой агрессивной рекламой популярностью у подростков и молодежи, рост их продажи вызывает также опасения в связи с дальнейшей стимуляцией массовой алкоголизации.

Вы спрашиваете, ратую ли я за восстановление принудительной системы лечения от алкоголизма? Конечно, да. Отсутствие принудительных форм лечения от алкоголизма, которые в прошлом позволяли своевременно изолировать лиц, страдающих этим пороком, от общества, создает трудности по своевременному предотвращению и пресечению проявлений пьянства и преступлений на этой почве.
Система вытрезвления граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, сформировалась в 40-е годы ХХ века и с тех пор существенно не изменилась.

В законодательстве существовал целый ряд нормативных документов о борьбе с пьянством, наркоманией, мелким хулиганством, с детской безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних, а также об участии общественности в охране порядка. Работу вытрезвителей в настоящее время регламентирует только Положение о медицинском вытрезвителе, утвержденное еще приказом МВД СССР в 1985 году
.
В соответствии с этим положением вытрезвители финансируются из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Размер финансирования в каждом конкретном случае определяется администрацией субъекта или органа местного самоуправления. При этом затраты на приведение вытрезвителя хотя бы в минимальное соответствие с требованиями законодательства во много раз превышают средства, получаемые за вытрезвление.
 
Вытрезвитель становится убыточным предприятием, что приводит к отрицательному отношению руководителей законодательной и исполнительной власти к этим подразделениям и как следствие - к их закрытию в ряде субъектов.
 
В настоящее время на территории Российской Федерации функционирует только 608 медицинских вытрезвителей. С 1999 года закрыто 236 таких учреждений.

В тоже время существующая система медицинских вытрезвителей органов внутренних дел не может в полной мере выполнить поставленные перед ней задачи. В функции милиции по закону не входит оказание медицинской помощи гражданам и определение их физического состояния.
 
Медицинские работники вытрезвителей не получают установленные надбавки, им не засчитывается медицинский трудовой стаж. Это влечет отток квалифицированных кадров. В некоторых вытрезвителях должности медицинских работников не укомплектованы. Да и сам процесс вытрезвления сводится к размещению в палатах и визуальному наблюдению.
 
Мы не ортодоксы и не предлагаем воссоздавать такие же учреждения, как были в Советском Союзе. Они, безусловно, канули в Лету. Решением вопроса могла бы быть передача функций вытрезвления лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, органам здравоохранения.

Пока в стране отсутствует развитая сеть центров, отделений детоксикации и специальных учреждений для лечения от алкоголизма. Количество учреждений социального обслуживания для граждан, страдающих алкоголизмом и наркоманией, составляет 322, из них для несовершеннолетних - 178.
На территории Российской Федерации действует 664 наркологических диспансера.
 
Желаемых результатов в борьбе с пьянством можно достичь только совместными усилиями государства и общества. Большие надежды на изменение ситуации связываются с решением о включении мероприятий по пропаганде здорового образа жизни в состав национального проекта “Здоровье”.

- В соответствии с поручением Президента России в стране реализуется программа профилактики правонарушений, направленная в числе прочего и на борьбу с бытовой преступностью. Что уже сделано и что планируется сделать на этом фронте?
- Государственная система профилактики правонарушений - это система комплексных целевых мер в социальной, правовой и экономической сферах, направленных на консолидацию усилий государственных законодательных и исполнительных органов власти, органов местного самоуправления, бизнес-сообществ, общественных формирований и граждан по предупреждению преступлений и иных правонарушений, устранению причин и условий, способствующих их совершению, защите жизни, здоровья и конституционных прав граждан.

Как известно, МВД России разработана базовая модель на четырех уровнях - на уровне субъекта Российской Федерации, города с районным делением, города без районного деления, муниципального сельского и городского поселения.

В разрабатываемых региональных программах профилактики правонарушений большое значение уделяется работе участкового уполномоченного милиции непосредственно в жилом секторе, в шаговой доступности от проживания граждан и способности оперативно влиять на правопорядок на участке обслуживания.

29 июня 2007 года впервые в истории Российского государства на заседании Государственного совета Российской Федерации в Ростове¬на¬Дону вопрос профилактики преступлений и других правонарушений рассматривался в прямой постановке. Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным даны поручения о развертывании государственной системы профилактики правонарушений, в том числе о разработке федеральной целевой программы по профилактике правонарушений в стране, в которой нелбходимо предусмотреть комплекс мер, направленных на: предупреждение беспризорности и безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, семейного неблагополучия; культурное, спортивное, правовое, нравственное и военно-патриотическое воспитание несовершеннолетних; ресоциализацию лиц, отбывших уголовное наказание, в том числе в местах лишения свободы; профилактику алкоголизма и наркомании; предупреждение экстремизма и терроризма; создание и применение системы технических средств в охране правопорядка и общественной безопасности; разъяснение основ российского законодательства и пропаганду здорового образа жизни граждан; взаимодействие с религиозными конфессиями в профилактике правонарушений.

Среди поручений было также: укрепление правовой базы, законодательное определение компетентности и ответственности каждой структуры, входящей в систему профилактики правонарушений; создание жесткого заслона на пути проникновения в молодежную среду экстремизма, ксенофобии, правового нигилизма, криминальной субкультуры, пропаганда здорового образа жизни; социальная адаптация граждан без определенного места жительства и рода занятий.
 
Особое значение имеет трудоустройство лиц, освободившихся из мест лишения свободы; активное привлечение к охране правопорядка граждан и общественных организаций; укрепление материальной базы милиции общественной безопасности, в первую очередь - ее участкового звена; использование при охране правопорядка новейших технических средств, таких, как автоматизированная система “Безопасный город”.

Это означает, что дальнейшая работа в этом направлении будет проводиться на государственном уровне. Соответственно и задачи, поставленные перед органами различных ветвей власти, будут включать в себя профилактическую составляющую всех министерств и ведомств, бизнес-структур, религиозных конфессий, а не только подразделений органов внутренних дел, как это было на первоначальном этапе.

Опыт работы правоохранительных органов показывает, что проблемы профилактики правонарушений не могут быть решены в рамках одного или нескольких ведомств. Только государство, с задействованием всех его институтов, может в полном объеме реализовать сложный комплекс задач социально­правовой профилактики.

Другие материалы раздела
Вектор правопорядка
Реальное дело печатного слова
50 лет - возраст отнюдь не юношеский. Солидный. Половина века - это пора зрелости и мудрости. Золотой юбилей, как именуют его в народе. Именно столько лет исполнилось журналу внутренних войск МВД России "На боевом посту".
Судьбы
Игра нашего будущего

«Щит и меч» своей акцией открыл команду мальчишек «Метеор», которая сразу взяла «серебро» во Всероссийском конкурсе «Золотой пьедестал».

Последний парад в Голом поле
Военная история России творилась на многих ратных полях: на Куликовом, Бородинском, на просторах Курской дуги… Но есть среди этих хорошо известных всем мест и Голое поле, где была одержана еще одна победа - не столько силой оружия, сколько силой духа.
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru