Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2008-2009 год

Наше кино

В самом конце 2007 года на российском телеэкране состоялась премьера нового 14серийного художественного фильма “Ликвидация”. Этот фильм о милиции. И не только о ней... Фильм, вызвавший подлинный интерес и самые противоположные точки зрения. …Всего лишь год минул после окончания Великой Отечественной войны...

Одесса-мама помнит Маршала Победы

Еще в руинах лежали многие города. В их числе  Одесса.
И вдруг (иначе и не скажешь!) в 1946 году в Одессу прибывает Маршал Советского Союза Георгий Жуков. Он, бывший в войну заместителем Верховного Главнокомандующего, а сразу после ее окончания главкомом Сухопутных войск СССР, назначается на должность командующего войсками Одесского военного округа. Приказ о его назначении состоялся под грифом “совершенно секретно” и был подписан генералиссимусом Советского Союза Сталиным, бывшим в ту пору, помимо его высоких, хорошо известных всем должностей, еще и... министром обороны Союза ССР!..

Простые люди, не знавшие тонкостей послевоенных маршальских перестановок, считали, что маршала Жукова прислали в Одессу “специально”, чтобы навести в их городе порядок. Такая, дескать, одесскому криминалу честь и такая на него напасть! Хотя, судите сами, чем Одесса 1946го была криминальнее послевоенных Москвы, Ленинграда, Ростова, Челябинска, Омска, Чкалова и так далее...

Создатели фильма “Ликвидация” умело использовали “народную молву” о новом назначении Жукова. Отсюда нагнетание оправданности самого назначения  бандитизм такой, что даже “маршалу Победы” спокойно приехать к новому месту службы не дали. Чуть ли не перед самым поездом рельсы подорвали и телеграфные столбы посшибали... Это, разумеется, сценарный ход. В реальной жизни такого не было, маршал Жуков без приключений прибыл к месту своей новой службы. Но... закон приключенческого жанра требует остроты и резкости. Чтобы все было как в известной песне: “Одесса­мама переполнена ворами. Всех заедает темный элемент!” И чтобы характер маршала в кино соответствовал жизни  тут же Жуков учиняет разгон встречающим его начальникам. Снимает с должности не начальника гарнизона, не когото из генералов штаба округа, а полковника  начальника контрразведки. К добру ли, к худу ли? Не известно, как бы проявил себя в фильме тот начальник, но назначенный на его должность (его заместитель) полковник Чусов проявляет себя в фильме прекрасно. Не побоимся такой оценки. Наконецто после бредятины сериала “Диверсанты”, где все чекисты и особисты  подлецы и негодяи, кинозрители увидели волевого и умного контрразведчика. Чусов умеет выслушивать версии милиционеров, решающих общие с его службой задачи по ликвидации диверсионно­бандитского отребья, умеет не боясь, с достоинством и убедительностью разговаривать с Жуковым. Более того, убеждает маршала принять рискованный, но просчитанный план разгрома бандитов... Здесь же сразу надо сказать, что таким грозным и бурным Жуков проявляет себя только в начале картины. В дальнейшем он и отходчив после гнева, и вдумчив, и готов уважительно разговаривать с начальником контрразведки Чусовым...
Итак, в городе существует хорошо законспирированная группа профессиональных диверсантов, которые умело направляют действия местных бандитов и блатных элементов. Как одним разом покончить с ними?
Теперь, собственно, о главном. О сотрудниках одесской милиции и, в частности, о работниках ее уголовного розыска.

Руководит им подполковник милиции Давид Гоцман  коренной одессит, знающий и любящий свой город и его людей. Прошедший войну, он одинок, но живет не только работой, но и судьбами своих соседей и сослуживцев. Трогательна и доверительна его дружба с земляком­одесситом Фимой Петровым. Тот до войны был известным в Одессе щипачем  вором­карманником, в войну был подпольщиком, сражался против румынских и немецких оккупантов, в катакомбах был отравлен газами, имел даже награду... Но главное  он самозабвенно помогает своему другу Давиду Гоцману, работе уголовного розыска. По данным Фимы одесский угро выходит на след банды, руководимой диверсантом Чеканом... Начальник угро хотел бы взять Фиму в штатные сотрудники, но для этого тому надо хотя бы годок поработать постовым милиционером. Предложение, согласитесь, странное и нереальное. Фима на это не идет  ведь его, бывшего вора, еще помнят и знают все блатные в Одессе... Фиму мастерски играет артист Сергей Маковецкий. Но в этой роли “перековавшегося” вора не все безупречно. Не верится в то, что блатной мир безнаказанно и просто позволил бы ему так открыто и долго работать на милицию...


Начальник угро Давид Гоцман  фигура яркая, колоритная. Его невольно сравниваешь с Глебом Жегловым из классики милицейского кино “Место встречи изменить нельзя”. Они стоят один другого. И здесь у создателей “Ликвидации”  явная удача. Хотя в работе Жеглова и Гоцмана есть принципиальная разница. “Вор должен сидеть в тюрьме. И неважно, как я его туда посадил!”  кредо Жеглова. “Вор должен сидеть в тюрьме, но только по закону!”  считает Гоцман.

И еще одно существенное отличие: Жеглов работает не один, с ним рядом постоянно другой сильный характер  оперативник Владимир Шарапов. В “Ликвидации” начальник угро Гоцман в основном действует сам, а сотрудники отдела лишь прикрывают его. С трудом верится в правдивость сцены, когда он врывается на воровскую вечеринку с криком: “Всем сидеть! Я  Гоцман!” Такая же неоправданная рискованность в обоих эпизодах прихода Гоцмана к слепому психологу (его играет артист Олег Басилашвили). Нельзя сказать, что других сотрудников в фильме нет или они не запоминаются. Есть.
Интересен и хорошо законспирирован так называемый Академик  руководитель бандитско­диверсионного подполья. Прошедший подготовку в спеццентре Абвера, он, по словам психолога, с которым встречался Гоцман, “человек без лица. Он может быть любым, он работает среди вас. Его видели выходящим из милиции...”

Правда, в предпоследней серии Академик уже расшифрован. Сидя в кафе, Гоцман с майором военной прокуратуры Виталием Кречетовым (артист Михаил Пореченков) дважды, то в одну, то в другую сторону, прокатывают факты по дешифровке неуловимого Академика... И в последней серии поимка его предопределена, и угадывается, как все должно произойти...

Хотелось бы отметить и такую положительную особенность фильма  колоритную речь его персонажей  одесситов, сочную наполненность мелодиями 40х годов. Фильму повезло на любовь, на лирику. Давид Гоцман встретил свою любовь, и не сразу, но добился взаимности, женился на любимой женщине. Нашел свою любовь с эстрадной певицей Тоней майор Кречетов. Правда, в конце фильма наступает трагическая развязка... И, наконец, третья пара  диверсант Чекан и его подруга­полячка, готовая умереть, но не выдать своего возлюбленного. Они и умирают в один день и в одной лодке. Роль этого матерого диверсанта и бандита психологически точно и интересно играет артист Константин Лавроненко.

О фильме “Ликвидация” будут еще много говорить и писать, будут спорить о его достоинствах и просчетах, но можно уверенно сказать, что приключенческий сериал “Ликвидация” состоялся, ему жить, радовать телезрителей. О нем словами главного героя Давида Гоцмана  Владимира Машкова  можно вполне определенно, в положительном смысле сказать: “Картина маслом”.

Владислав ШУРЫГИН


У правды варианты есть

Маршал Георгий Жуков  великий полководец, прошедший Отечественную войну от начала до конца. Его всегда направляли в самые тяжелые места, где далеко не каждый из полководцев мог справиться с трудной задачей. Но опыта борьбы с организованной преступностью в мирное время у маршала Жукова, конечно, не было. На войне есть враг, которого необходимо уничтожить любой ценой, а на “гражданке” все иное, здесь враг порой не виден… И действовать надо иначе.

Сегодня, после просмотра фильма “Ликвидация”, можно сказать, что этот фильм созвучен такому киношедевру детективного жанра, как “Место встречи изменить нельзя”. Но… в этом фильме зритель может с большой вероятностью предугадать развитие событий. О чем свидетельствует прежде всего его растянутость. Весь фильм можно было смонтировать в 5  6 серий. Неплохо было бы привлечь грамотных специалистовконсультантов из числа агентурных работниковпрактиков. Подчеркиваю, именно практиков. Естественно, в тот период времени люди служили в милиции и спецслужбах по призванию, были честными в своих делах и мыслях. Отрадно видеть в фильме единые усилия по наведению порядка не только в Одессе, но и по всей Украине.
Теперь о частностях… Вольно или невольно наигранность и наивность спасения или заговора от пуль антигероев в фильме “Ликвидация” выведена на передний план. По крайней мере нелепо смотрятся моменты, когда Чекан, попадая в различные безвыходные ситуации со своими подельниками, сам всегда выходит, что называется, сухим из воды, без единой царапинки, хотя его друзья обязательно погибают. Складывается впечатление, что Чекан и Академик прошли школу выживания Кощея Бессмертного, а не школу Абвера.
Отношение к своим возлюбленным женщинам Академика и Чекана, можно сказать, одинаково нежное. Если судить по этому параметру, можно сделать вывод, что и к окружающим они должны относиться так же. Но на протяжении многих серий фильма Чеканзлодей убивает ни в чем не повинных людей. На мой взгляд, оба антигероя не успели вжиться в роль, они не вышли из ХХI века и не окунулись в тот тяжелый послевоенный 1946 год. Много на них лоска и непонимания того котла, в котором варятся. Следует отметить  как издержки режиссера  и неуправляемость Гоцмана, его горячность в оспаривании действий по уничтожению бандитов сотрудниками спецслужб. На тот период времени Гоцману нужно быть самоубийцей, высказывая свои особые соображения по уничтожению бандитов. Кроме этого, очень уж много сотрудников контрразведки при уничтожении бандитов было задержано милицией. Это наводит на мысль, что сотрудники милиции “пачками” стояли на каждом углу улиц Одессы, а на их глазах совершались бандитские нападения на мирное население. Однако стоило уничтожить бандитов, как сразу же милицией стали задерживаться профессиональные офицеры­ликвидаторы. Не совсем правдоподобно выглядят и дружеские отношения между Гоцманом и вором Фимой, который превратился в добросовестного осведомителя угро, не потеряв авторитет в уголовном мире.
И все же можно сказать, что фильм “Ликвидация” состоялся прежде всего изза того, что режиссеру картины Сергею Урсуляку удалось собрать поистине звездный состав актеров. Нужно отметить и высокую гражданскую ответственность режиссера, обратившегося к истории. Я думаю, что посмотрев этот фильм внимательно, есть чему поучиться и действующим сотрудникам милиции и спецслужб, а также молодежи.

Доктор юридических наук
генерал­майор в отставке
Иван СКОРОДЕЛОВ

Другие материалы раздела
Колонка главного редактора
ИДЕАЛЬНЫЕ СОЛДАТЫ ПРАВОПОРЯДКА
Не ради выгоды
Что нужно нашему современнику для полного счастья? Задав самому себе этот вопрос, кто-то подумает о собственном жилье, кто-то о счастливой любви, а кто-то - о заветных граммах здоровой крови.
Чиновничий футбол
Чем дольше изучаешь повседневную практику современного следственного производства, тем с большей очевидностью приходишь к одному неутешительному выводу: разобщенность и децентрализация органов юстиции играет на руку преступнику.
Только тверже выходила из огня…
Заметки обозревателя
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru