Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2008-2009 год

Вертикаль профилактики

Состоялось расширенное заседание Временного оперативного штаба МВД России по координации деятельности в сфере профилактики правонарушений.

Акцент
Состоялось расширенное заседание Временного оперативного штаба МВД России по координации деятельности в сфере профилактики правонарушений. В режиме видеоконференции в нем  приняли участие заместители глав администраций регионов - руководители комиссий по координации деятельности в сфере профилактики, начальники органов внутренних дел по субъектам Федерации.
Открывая заседание, министр внутренних дел России генерал армии Рашид Нургалиев отметил, что в прошлом году по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации в Ростове-на-Дону были сформулированы основные принципы и подходы формирования государственной системы профилактики правонарушений. Президентом и Правительством Российской Федерации даны соответствующие поручения, реализация которых затрагивает самый широкий спектр вопросов и должна привлечь к их решению органы власти всех уровней.

Спустя десять месяцев уже можно оценить первые результаты проделанной работы. Практически в каждом субъекте сформированы и включились в активную работу межведомственные комиссии по профилактике правонарушений. Во всех субъектах Федерации приняты и реализуются региональные программы профилактики преступлений и правонарушений. В среднесрочной перспективе на эти цели для органов внутренних дел фактически зарезервировано 19,2 миллиарда рублей.
 Министерством разрабатывается ведомственная целевая программа “Профилактика преступлений и иных правонарушений в Российской Федерации” на 2009 - 2012 годы с планируемым объемом финансирования из федерального бюджета более 45 миллиардов рублей. По итогам 2007 года суммарный объем финансирования профилактических мероприятий из региональных и местных бюджетов составил 16,4 миллиарда рублей. Эти средства были сосредоточены на решении вопросов социальной адаптации несовершеннолетних, лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, а также вопросов в сфере образования и трудоустройства лиц, отбывших наказание.
Все активнее заявляет о себе институт школьных участковых инспекторов. Сегодня они представлены уже в 72 субъектах Федерации, а их численность превышает пять с половиной тысяч сотрудников.
Не остаются без внимания вопросы внедрения технических средств в обеспечение охраны правопорядка и безопасности, в том числе комплексов “Безопасный город”. На улицах и в общественных местах установлено более 17 тысяч систем видеонаблюдения и свыше 65 тысяч объектов экстренной связи “гражданин-милиция”.
Важную роль, подчеркнул глава МВД РФ, играет нормативное обеспечение профилактической деятельности. Во многих регионах приняты местные законы, предусматривающие ограничение торговли спиртными напитками в ночное время, а также в местах проведения массовых мероприятий и вблизи образовательных учреждений.
Для скорейшей социальной адаптации граждан, отбывших срок наказания за совершенные преступления, в ряде российских субъектов приняты законы о квотировании рабочих мест, что способствовало трудоустройству по итогам первого квартала текущего года без малого восьмидесяти тысяч лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Совместно с Генпрокуратурой России разработан проект федерального закона “Об административном контроле за лицами, освобожденными из мест лишения свободы”, который запланирован к рассмотрению на нынешней весенней сессии Государственной Думы.
Продолжается работа над проектами законов “Об основах государственной системы предупреждения правонарушений”, “Об участии граждан в охране общественного порядка”, “О мерах по предупреждению бродяжничества и социальной реабилитации бродяг”.
По оценке Рашида Нургалиева, новым импульсом в работе является создание Правительственной комиссии по профилактике правонарушений, которая будет обеспечивать согласованные действия заинтересованных органов власти при реализации мер в системе государственной профилактики правонарушений.
На заседании подчеркивалось, что реализовать намеченные планы удастся только четко выстроенному слаженному государственному механизму. Однако процесс выстраивания вертикали структур, координирующих эту работу, идет медленно.
Региональные межведомственные комиссии по профилактике до настоящего времени не созданы лишь в нескольких субъектах (Адыгее, Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Чечне, Ставропольском крае, Амурской и Ярославской областях). В то же время на 27,5 тысячи городов и муниципальных образований сформировано только 3,5 тысячи аналогичных органов. То есть на других уровнях власти координатор имеется лишь в одной из девяти территориальных единиц.
Другим проблемным вопросом, по мнению министра внутренних дел, является не вполне рациональное приложение усилий при решении поставленных задач. Некоторые субъекты имеют возможность полноценного охвата всего спектра профилактических мероприятий по всем направлениям, однако таковых пока меньшинство.
Рашид Нургалиев подчеркнул, что, как и закреплено в поручениях Президента Российской Федерации, в качестве приоритетов необходимо рассматривать: предупреждение беспризорности и безнадзорности, профилактику правонарушений несовершеннолетних; ресоциализацию лиц, отбывших уголовное наказание; профилактику алкоголизма и наркомании; предупреждение терроризма и экстремизма; создание и применение систем технических средств для охраны правопорядка и общественной безопасности; организацию спортивной и досуговой работы по месту учебы и жительства несовершеннолетних и молодежи.
При этом концентрация усилий на данных направлениях должна осуществляться без ущерба повседневной деятельности по всем профилактическим составляющим.
Отдельно министр внутренних дел обратил внимание на активизацию внедрения в городах аппаратно-программных комплексов технических средств “Безопасный город” - многофункциональной системы, включающей в себя в том числе и правоохранительный сегмент. Значимость формирования таких систем для полноценной профилактической работы неоспорима и неоднократно доказана отечественным и зарубежным опытом.
Очень важно в этой работе использовать потенциал ведомственной науки - государственного учреждения НПО “Спецтехника и связь”, научно-исследовательского института “Охрана”, Воронежского института МВД России - тех подразделений, где осуществляется разработка и апробация перспективных образцов новой техники, а также подготовка специалистов, обеспечивающих их функционирование на практике.
МВД России рассчитывает и на поддержку глав администраций в реализации данных мероприятий. И здесь, как показывает опыт Ростова-на-Дону, Перми и ряда других городов, помимо повышения эффективности работы правоохранительных структур, есть возможность добиться оптимального решения вопросов штатной численности милиции.
Генерал армии Рашид Нургалиев особо остановился на проблеме совершения преступлений в отношении детей, отметив серьезную озабоченность органов внутренних дел происшествиями с несовершеннолетними. Анализ причин и условий позволяет сделать вывод о совершении их лицами неуравновешенными, имеющими психические отклонения. И в этой связи необходимо совместно с Минздравсоцразвития проанализировать и выработать комплекс превентивных мер для минимизации негативных последствий поведения лиц данной категории.
Также очевидно, что волна недовольства, которую вызвали эти преступления, будет способствовать принятию решений, в том числе на законодательном уровне, позволяющих не допустить или свести такие преступления к минимуму. В этой связи, помимо необходимости ужесточения уголовного законодательства, возможно, стоит более внимательно отнестись к инициативе регионов о введении ограничений нахождения несовершеннолетних на улице в вечернее и ночное время.
Бичом общества стали алкоголизм и наркомания. Сегодня каждое шестое преступление совершается лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. И, несмотря на снижение их количества по итогам квартала почти на пятнадцать процентов, актуальность проблемы не снижается. А имеющая место тенденция к снижению количества медицинских вытрезвителей без предложений по альтернативам данным учреждениям только усугубляет положение дел.
Однако наиболее прогрессивным в борьбе с этим злом будет формирование в обществе атмосферы нетерпимости к данному явлению. Пропаганда здорового образа жизни, разъяснительная работа, активная агитация в средствах массовой информации должны стать основой профилактики такого вида асоциального поведения.
- Правительственная комиссия по профилактике правонарушений сформирована, - сообщил Рашид Нургалиев, - и в скором времени мы намерены провести ее первое заседание, на котором планируется рассмотреть проблемные вопросы реализации мероприятий по созданию системы государственной профилактики.

Андрей ШАБАРШОВ


Другие материалы раздела
Колонка главного редактора
ИДЕАЛЬНЫЕ СОЛДАТЫ ПРАВОПОРЯДКА
Не ради выгоды
Что нужно нашему современнику для полного счастья? Задав самому себе этот вопрос, кто-то подумает о собственном жилье, кто-то о счастливой любви, а кто-то - о заветных граммах здоровой крови.
Чиновничий футбол
Чем дольше изучаешь повседневную практику современного следственного производства, тем с большей очевидностью приходишь к одному неутешительному выводу: разобщенность и децентрализация органов юстиции играет на руку преступнику.
Только тверже выходила из огня…
Заметки обозревателя
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru