Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2008-2009 год

Когда таможня не дает добро

Когда таможня не дает добро, ее требованию лучше подчиниться, поскольку в противном случае она за державу обидится, и судьба контрабандистов сегодняшних будет немного завиднее тех, с которыми боролся Верещагин во всенародно любимом фильме.

Есть такая служба
Когда таможня не дает добро, ее требованию лучше подчиниться, поскольку в противном случае она за державу обидится, и судьба контрабандистов сегодняшних будет немного завиднее тех, с которыми боролся Верещагин во всенародно любимом фильме. Тем паче что в наши дни преступникам, специализирующимся на нелегальной перевозке через границу каких-либо ценностей, противостоят не энтузиасты-одиночки, а правоохранительные подразделения Федеральной таможенной службы России. В их составе есть и оперативные подразделения, и органы дознания и следствия. В своей работе они опираются на службу силового обеспечения. Именно при поддержке крепких ребят в камуфляже и проводятся операции по нейтрализации контрабандистов.
В апреле служба силового обеспечения Федеральной таможенной службы России
отметила 15-летие.


СОБР ВЫХОДИТ
НА ГРАНИЦУ
Служба силового обеспечения есть в каждом из семи региональных управлений ФТС России. В структуре силового блока - специальные отряды быстрого реагирования, таможенная охрана, авиационные, морские и другие подразделения. Оперативное руководство каждым региональным силовым блоком осуществляет его начальник, но общее руководство, координация и контроль за деятельностью всех семи служб возложены на Региональное таможенное управление организации силового обеспечения ФТС России, дислоцированное в Москве.
Спокойных границ для таможенников нет. Контрабандистов не приходится ждать разве что из Северного Ледовитого океана, со всех других сторон границы России регулярно атакуются преступниками, норовящими что-либо ввезти или вывезти из нашей страны нелегально и в крупных размерах. Труднее всего таможенникам работать там, где эти границы прозрачные. Бежит дорога из Украины в Россию, а на границе ни шлагбаума, ни каких других преград. И нужно как-то отследить, чтобы через эту границу не проходили фуры с различными товарами. Или взять другую границу, с Казахстаном. Петляет железная дорога вдоль видимой границы, то на одну территорию заскочит, то на другую. А у контрабандистов уже и схема переброски запрещенного товара отработана. По дороге из Астаны в Москву, когда поезд оказывается на российской территории, они сбрасывают из окна контейнеры с контрабандой. Таможенники знают о таком маневре своих противников и устраивают в этих местах засады. Контрабандисты тоже знают, что их могут ждать. Поэтому груз забирают не сразу. Сначала за ним наблюдают, потом высылают машины-разведчики и лишь затем основные. Такая вот игра в кошки-мышки.
У контрабандистов дело поставлено профессионально, как в армии: впереди едет машина наблюдения, за ней небольшие грузовички с товаром, сзади - машина прикрытия. Их штабы разрабатывают настоящие операции отхода на случай провала. И когда таможенники засекают такую колонну, они бросаются врассыпную как тараканы: одна машина в одну сторону, другая - в другую.
Но благодаря тесному взаимодействию таможенных служб с другими силовыми и правоохранительными ведомствами беглецов удается задерживать. К примеру, тесное сотрудничество у таможенников налажено с ГИБДД. Ведь если машина ушла с границы, остановить и досмотреть ее они уже не имеют права - не их зона ответственности.
Конечно, самой боевой силой таможни является СОБР. Именно бойцы этого отряда выходят на таможенную границу и обеспечивают силовое прикрытие всех операций. А только в прошедшем году их было проведено более 260 тысяч! СОБР решает самые разнообразные задачи. Порой им приходится сопровождать грузы, которые перевозят через всю страну от одного таможенного поста к другому. А в пути возможно всякое, вплоть до вооруженного нападения. Но в какой бы точке страны ни работал боец таможенного СОБРа, в каких бы операциях ни принимал он участие, его главная задача - обеспечить всемерную защиту таможенным работникам, осуществляющим оперативные или контрольные функции.
- Сотрудники СОБРа подготовлены к решению самых сложных задач, будь то захват вооруженных преступников или освобождение заложников, - говорит начальник Регионального таможенного управления организации силового обеспечения ФТС России полковник таможенной службы Виктор Белов. - Все спецназовцы обязательно проходят альпинистскую и десантную подготовку, поскольку в ходе работы может возникнуть необходимость проникновения в высотные здания или спуска на объект с вертолета. Костяк отрядов составляют бывшие офицеры спецподразделений армии, ФСБ и милиции, многие из которых прошли горячие точки. Условия службы, прямо скажу, далеки от тепличных.

НЕБЕСНЫЙ ПАТРУЛЬ
…Таможенный вертолет уже заканчивал облет приграничной территории и собирался возвращаться на базу, когда командир заметил две машины, мчавшиеся от границы по таможенной территории России: микроавтобус “Фольксваген” и КамАЗ. С высоты было хорошо видно, как из иномарки прямо на ходу выбросили увесистый тюк. Командир посадил винтокрылую машину для задержания предполагаемых контрабандистов. Поскольку микроавтобус помчался в глубь российской территории, а КамАЗ направился в сторону границы, первым нужно было задержать КамАЗ. Обычно вертолет перекрывает наземному транспортному средству дорогу, отрезая путь отхода, но проделать этот маневр в степи не так-то просто. Грузовик, всякий раз как вертолет садился перед ним, объезжал его и мчался дальше, прямиком к казахстанской границе. Несколько раз таможенники пытались задержать машину - все безуспешно.
- Высадить снайпера! - отдал приказ командир.
Прогремели два предупредительных выстрела. КамАЗ по-прежнему мчался к речке, что разделяет Россию и Казахстан. Следующими выстрелами снайпер продырявил грузовику два колеса. КамАЗ продолжал ехать на ободах, как заколдованный. Ему оставалось совсем немного - преодолеть реку, где в самом глубоком месте - по пояс, но тут его везение кончилось. Машина завязла в реке, не дотянув до Казахстана считаные метры.
В кабине оказались четверо людей, вооруженных охотничьим ружьем и травматическими пистолетами. Собровцы вытащили их на российский берег. Контрабандисты отчаянно сопротивлялись, но потягаться в силе со спецназовцами у них не получилось. Задержав КамАЗ, таможенники помчались вдогонку за “Фольксвагеном”. Далеко уйти тому не удалось. Чтобы задержать его, пришлось вновь использотвать оружие. В выброшенном из иномарки тюке оказались наркотики.
Как выяснилось впоследствии, таможенники задержали тогда банду, во главе которой стоял родственник одного из высокопоставленных чиновников приграничного райцентра, неподалеку от которого и развивалось описанное действо. Разбирательство было долгим, давление - немалым, но справедливость таки восторжествовала и виновные понесли заслуженное наказание.
Командиром экипажа этого вертолета был Сергей Мерзляков, долгие годы служивший в Уральской таможне. Сегодня он курирует всю таможенную авиацию в должности заместителя начальника авиационно-морской службы ФТС России.
Парк Федеральной таможенной службы насчитывает сегодня 14 воздушных судов: вертолеты Ми-8 различных модификаций и Ка-32-С. Вертолеты Ка эксплуатируются Сахалинской таможней, остальные дислоцированы в различных федеральных округах. Авиационная техника используется правоохранительными органами для воздушного патрулирования и при осуществлении спецмероприятий. В прошлом году воздушные суда ФТС провели в небе свыше полутора тысяч часов.
Авиационное патрулирование осуществляется вдоль всех российских границ, как сухопутных, так и морских. На суше патрульные вертолеты отслеживают транспортные средства - нарушители государственной границы, пересекающие ее вне пунктов пропуска. Машины останавливаются, тщательно досматриваются сотрудниками таможенного контроля, а в случае выявления нарушений таможенного законодательства этапируются на ближайший таможенный пост. При патрулировании акватории в случае обнаружения судна-нарушителя командир экипажа передает специальным морским или речным судам таможенных органов его координаты, и те уже задерживают нарушителя.
Каждая операция уникальна. Ее успех зависит от многих факторов: от качества оперативной информации, от мастерства пилотов и всех членов опергрупп. А еще от капризов погоды. Как-то раз задержали грузовик, в котором под репчатым луком оперативники обнаружили мешки с марихуаной. После оформления на одном из уральских таможенных постов загнали в отстойник. И надо же такой напасти - в результате разлива реки машина оказалась отрезанной от транспортных магистралей, как на острове, а при ней всего один охранник. Чтобы спасти задержанную контрабанду от возможного нападения и разграбления, пришлось рано утром поднимать вертолет. Перегрузили в него мешки (благо марихуана легкая) и доставили на “землю”.

СЕРЫЕ ВОЛКИ РОССИЙСКИХ МОРЕЙ
Контрабандисты прозвали их “серыми волками”. Таможенные суда “Меркурий” развивают скорость до 50 узлов (приблизительно 90 километров в час). От “волков” не удалось уйти еще ни одному судну -
нарушителю границы. А таких в приграничных водах немало. Всего таможенный флот насчитывает 41 судно. Дислоцированы они в разных таможенных управлениях. Несколько судов находятся в стадии строительства. Все они самых современных проектов, по своим техническим и мореходным характеристикам не уступают судам береговой охраны сопредельных государств.
Настоящее бедствие для нашей страны - систематическое нарушение российского законодательства судами, оформляющимися будто бы на промысел за пределы территориального моря, а фактически занимающимися незаконным промыслом морских биоресурсов в акватории России. Добытая браконьерским путем продукция затем реализуется в портах стран Азиатско-Тихоокеанского региона, естественно, без оформления в таможенных органах нашей страны. Еще один излюбленный браконьерский метод - промысел в территориальных водах России под иностранными флагами.
Очевидно, что браконьеры подрывают внешнеэкономическую деятельность России. Рынки рыбопродукции соседних стран просто завалены контрабандной рыбой и крабами, выловленными в территориальных водах нашей страны. Реализация такой рыбы на мировом рынке значительно удешевляет стоимость рыбопродукции, добытой добросовестными участниками ВЭД. Отсюда - нездоровая конкуренция, а бюджет страны недополучает колоссальные денежные средства.
Протяженность морского участка российской границы без малого 40 тысяч километров. Особую активность нарушители таможенных правил проявляют на северо-западе, на речных участках Неманской таможни. Связано это со вступлением Литвы в Евросоюз и подорожанием определенных категорий товаров, прежде всего табачной и алкогольной продукции. На какие только ухищрения не идут контрабандисты, чтобы нелегально вывезти из России эти товары! Используют прямо-таки “боевых пловцов”, которые грузят на камеры от тракторов или КамАЗов коробки с контрабандой и уплывают с ними в Литву. В прошлом году только на участках Неманской таможни было задержано контрабандного товара в общей сложности на сумму около миллиона рублей, еще на два миллиона было взыскано штрафов. Самые же крупные задержания происходят, конечно же, на Дальнем Востоке, и связаны они с контрабандой биоресурсов. Преступники тоннами вылавливают ценнейшие анадромные виды рыб, краба, морского ежа. Поэтому таможенникам приходится работать здесь и днем, и ночью, и в тяжелых штормовых условиях. Конечно, наиболее эффективными методами борьбы с преступниками являются совместные спецмероприятия Пограничной службы ФСБ России, морских таможенных органов, МВД, Рыбинспекции. Это и “Путина”, и “Тайфун”, и “Бриз”. Всего Дальневосточным таможенным управлением в прошлом году было проведено 17 задержаний браконьеров. Конфисковано товара на сумму 21,5 миллиона рублей, а взыскано штрафа еще 15 миллионов. Южное направление тоже не из простых, в зоне ответственности таможенников три моря: Черное, Азовское и Каспийское. Здесь контрабандисты везут из России в основном сырье - нефтепродукты, ценные породы леса, рыбу, а также товары народного потребления - табачную и алкогольную продукцию. К нам - спирт, акцизные марки. Не всегда нарушители беспрекословно подчиняются требованиям таможни. В прошлом году был такой случай. Контрабандисты, пытавшиеся уйти в Японию, открыли по таможенному судну стрельбу из пулемета и даже пытались пойти на таран. Команда сумела не только увести судно от столкновения, но и задержать нарушителей. При досмотре выяснилось, что преступники пытались нелегально вывезти тонны краба и гребешка.

РУТИННЫЙ
БОЕВИК
Костяк силового блока составляет Служба таможенной охраны. В задачи ее сотрудников входит обеспечение охраны, обороны и пропускного режима всех объектов Федеральной таможенной службы. А таковых, между прочим, около двух тысяч, из них 1000 - первой категории, то есть требуют к себе повышенного внимания. Также таможенной охране иногда приходится заниматься сопровождением грузов и физической защитой сотрудников (если не хватает сил СОБРа). Казалось бы, рутинная работа. Но и здесь случаются такие истории, что достойны лечь в основу сценария иного боевика. Осенью прошлого года представитель таможенной охраны с двумя собровцами на Алтае задерживал автомобиль с контрабандным грузом. Водитель, чтобы сбросить собровца, схватившегося за ручку автомобильной двери, развернул на ходу машину и переехал сотрудника таможенной охраны. К счастью, почва в этом месте была песчаная и охранник не пострадал. Встал и… помог товарищам задержать преступников.
О том, как работает таможенная охрана, в числе прочего свидетельствует тот факт, что во время печально известного бандитского нападения на Нальчик боевики отказались от захвата здания таможенной охраны, хотя оно значилось в их списке объектов, подлежащих обязательному захвату, под № 7. Оперативная дежурная служба таможенной охраны сработала очень четко, здание было полностью подготовлено к отражению нападения. Боевики  это поняли и не стали прорываться.
Вообще, спланированные нападения на таможенные объекты - это из ряда вон выходящие примеры. На памяти руководителей службы таких единицы, да и то охранники срабатывали четко и грамотно, так что нападения эти не увенчались успехом. Чаще приходится сталкиваться с бравадой тех, кто по каким-то причинам не желает подчиняться требованиям таможенных служащих, занимающихся оформлением документов. Но как только за спиной женщины в таможенной  форме появляется охранник в полном снаряжении, с автоматом, сразу становятся законопослушными.
Сегодня на помощь службе таможенной охраны приходит самая современная техника. Разработки Главного научно-исследовательского вычислительного центра Федеральной таможенной службы уже сегодня активно используются в практике работы охраны. О том, какие научно-технические чудеса поступят на службу таможенной охраны ФТС завтра, можно только предполагать. Специалисты ГНИВЦ ФТС принимают самое активное участие в разработках программ слежения. Вполне вероятно, что в недалеком будущем за перемещением контрабандистов таможенники будут следить уже из космоса…

Богдана ЛАГУТИНА
Фото из архива ФТС

Другие материалы раздела
БЕЗОПАСНОСТЬ ГЛОБАЛЬНОГО МАСШТАБА
КУРОРТНЫЙ ПОЕЗД
Вооруженные аэрозолем
В германской федеральной земле Гессен местной полиции помогают наводить общественный порядок… домохозяйки.
Радиограмма из небытия
Старший сержант Александр Чванов бесследно сгинул в лесах Восточной Пруссии осенью 1944 года, сражаясь в тылу врага в составе одной из специальных диверсионно-разведывательных групп в/ч “Полевая почта 83462” 3-го (диверсионного) отделения Разведывательного отдела штаба 3-го Белорусского фронта.
Бежал бродяга с Сахалина
Открытый в XVII веке русскими казаками остров Сахалин долгие годы оставался вне государственных интересов России. И причин тому было множество.
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru