Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2008-2009 год

Когда таможня не дает добро

Когда таможня не дает добро, ее требованию лучше подчиниться, поскольку в противном случае она за державу обидится, и судьба контрабандистов сегодняшних будет немного завиднее тех, с которыми боролся Верещагин во всенародно любимом фильме.

Есть такая служба
Когда таможня не дает добро, ее требованию лучше подчиниться, поскольку в противном случае она за державу обидится, и судьба контрабандистов сегодняшних будет немного завиднее тех, с которыми боролся Верещагин во всенародно любимом фильме. Тем паче что в наши дни преступникам, специализирующимся на нелегальной перевозке через границу каких-либо ценностей, противостоят не энтузиасты-одиночки, а правоохранительные подразделения Федеральной таможенной службы России. В их составе есть и оперативные подразделения, и органы дознания и следствия. В своей работе они опираются на службу силового обеспечения. Именно при поддержке крепких ребят в камуфляже и проводятся операции по нейтрализации контрабандистов.
В апреле служба силового обеспечения Федеральной таможенной службы России
отметила 15-летие.


СОБР ВЫХОДИТ
НА ГРАНИЦУ
Служба силового обеспечения есть в каждом из семи региональных управлений ФТС России. В структуре силового блока - специальные отряды быстрого реагирования, таможенная охрана, авиационные, морские и другие подразделения. Оперативное руководство каждым региональным силовым блоком осуществляет его начальник, но общее руководство, координация и контроль за деятельностью всех семи служб возложены на Региональное таможенное управление организации силового обеспечения ФТС России, дислоцированное в Москве.
Спокойных границ для таможенников нет. Контрабандистов не приходится ждать разве что из Северного Ледовитого океана, со всех других сторон границы России регулярно атакуются преступниками, норовящими что-либо ввезти или вывезти из нашей страны нелегально и в крупных размерах. Труднее всего таможенникам работать там, где эти границы прозрачные. Бежит дорога из Украины в Россию, а на границе ни шлагбаума, ни каких других преград. И нужно как-то отследить, чтобы через эту границу не проходили фуры с различными товарами. Или взять другую границу, с Казахстаном. Петляет железная дорога вдоль видимой границы, то на одну территорию заскочит, то на другую. А у контрабандистов уже и схема переброски запрещенного товара отработана. По дороге из Астаны в Москву, когда поезд оказывается на российской территории, они сбрасывают из окна контейнеры с контрабандой. Таможенники знают о таком маневре своих противников и устраивают в этих местах засады. Контрабандисты тоже знают, что их могут ждать. Поэтому груз забирают не сразу. Сначала за ним наблюдают, потом высылают машины-разведчики и лишь затем основные. Такая вот игра в кошки-мышки.
У контрабандистов дело поставлено профессионально, как в армии: впереди едет машина наблюдения, за ней небольшие грузовички с товаром, сзади - машина прикрытия. Их штабы разрабатывают настоящие операции отхода на случай провала. И когда таможенники засекают такую колонну, они бросаются врассыпную как тараканы: одна машина в одну сторону, другая - в другую.
Но благодаря тесному взаимодействию таможенных служб с другими силовыми и правоохранительными ведомствами беглецов удается задерживать. К примеру, тесное сотрудничество у таможенников налажено с ГИБДД. Ведь если машина ушла с границы, остановить и досмотреть ее они уже не имеют права - не их зона ответственности.
Конечно, самой боевой силой таможни является СОБР. Именно бойцы этого отряда выходят на таможенную границу и обеспечивают силовое прикрытие всех операций. А только в прошедшем году их было проведено более 260 тысяч! СОБР решает самые разнообразные задачи. Порой им приходится сопровождать грузы, которые перевозят через всю страну от одного таможенного поста к другому. А в пути возможно всякое, вплоть до вооруженного нападения. Но в какой бы точке страны ни работал боец таможенного СОБРа, в каких бы операциях ни принимал он участие, его главная задача - обеспечить всемерную защиту таможенным работникам, осуществляющим оперативные или контрольные функции.
- Сотрудники СОБРа подготовлены к решению самых сложных задач, будь то захват вооруженных преступников или освобождение заложников, - говорит начальник Регионального таможенного управления организации силового обеспечения ФТС России полковник таможенной службы Виктор Белов. - Все спецназовцы обязательно проходят альпинистскую и десантную подготовку, поскольку в ходе работы может возникнуть необходимость проникновения в высотные здания или спуска на объект с вертолета. Костяк отрядов составляют бывшие офицеры спецподразделений армии, ФСБ и милиции, многие из которых прошли горячие точки. Условия службы, прямо скажу, далеки от тепличных.

НЕБЕСНЫЙ ПАТРУЛЬ
…Таможенный вертолет уже заканчивал облет приграничной территории и собирался возвращаться на базу, когда командир заметил две машины, мчавшиеся от границы по таможенной территории России: микроавтобус “Фольксваген” и КамАЗ. С высоты было хорошо видно, как из иномарки прямо на ходу выбросили увесистый тюк. Командир посадил винтокрылую машину для задержания предполагаемых контрабандистов. Поскольку микроавтобус помчался в глубь российской территории, а КамАЗ направился в сторону границы, первым нужно было задержать КамАЗ. Обычно вертолет перекрывает наземному транспортному средству дорогу, отрезая путь отхода, но проделать этот маневр в степи не так-то просто. Грузовик, всякий раз как вертолет садился перед ним, объезжал его и мчался дальше, прямиком к казахстанской границе. Несколько раз таможенники пытались задержать машину - все безуспешно.
- Высадить снайпера! - отдал приказ командир.
Прогремели два предупредительных выстрела. КамАЗ по-прежнему мчался к речке, что разделяет Россию и Казахстан. Следующими выстрелами снайпер продырявил грузовику два колеса. КамАЗ продолжал ехать на ободах, как заколдованный. Ему оставалось совсем немного - преодолеть реку, где в самом глубоком месте - по пояс, но тут его везение кончилось. Машина завязла в реке, не дотянув до Казахстана считаные метры.
В кабине оказались четверо людей, вооруженных охотничьим ружьем и травматическими пистолетами. Собровцы вытащили их на российский берег. Контрабандисты отчаянно сопротивлялись, но потягаться в силе со спецназовцами у них не получилось. Задержав КамАЗ, таможенники помчались вдогонку за “Фольксвагеном”. Далеко уйти тому не удалось. Чтобы задержать его, пришлось вновь использотвать оружие. В выброшенном из иномарки тюке оказались наркотики.
Как выяснилось впоследствии, таможенники задержали тогда банду, во главе которой стоял родственник одного из высокопоставленных чиновников приграничного райцентра, неподалеку от которого и развивалось описанное действо. Разбирательство было долгим, давление - немалым, но справедливость таки восторжествовала и виновные понесли заслуженное наказание.
Командиром экипажа этого вертолета был Сергей Мерзляков, долгие годы служивший в Уральской таможне. Сегодня он курирует всю таможенную авиацию в должности заместителя начальника авиационно-морской службы ФТС России.
Парк Федеральной таможенной службы насчитывает сегодня 14 воздушных судов: вертолеты Ми-8 различных модификаций и Ка-32-С. Вертолеты Ка эксплуатируются Сахалинской таможней, остальные дислоцированы в различных федеральных округах. Авиационная техника используется правоохранительными органами для воздушного патрулирования и при осуществлении спецмероприятий. В прошлом году воздушные суда ФТС провели в небе свыше полутора тысяч часов.
Авиационное патрулирование осуществляется вдоль всех российских границ, как сухопутных, так и морских. На суше патрульные вертолеты отслеживают транспортные средства - нарушители государственной границы, пересекающие ее вне пунктов пропуска. Машины останавливаются, тщательно досматриваются сотрудниками таможенного контроля, а в случае выявления нарушений таможенного законодательства этапируются на ближайший таможенный пост. При патрулировании акватории в случае обнаружения судна-нарушителя командир экипажа передает специальным морским или речным судам таможенных органов его координаты, и те уже задерживают нарушителя.
Каждая операция уникальна. Ее успех зависит от многих факторов: от качества оперативной информации, от мастерства пилотов и всех членов опергрупп. А еще от капризов погоды. Как-то раз задержали грузовик, в котором под репчатым луком оперативники обнаружили мешки с марихуаной. После оформления на одном из уральских таможенных постов загнали в отстойник. И надо же такой напасти - в результате разлива реки машина оказалась отрезанной от транспортных магистралей, как на острове, а при ней всего один охранник. Чтобы спасти задержанную контрабанду от возможного нападения и разграбления, пришлось рано утром поднимать вертолет. Перегрузили в него мешки (благо марихуана легкая) и доставили на “землю”.

СЕРЫЕ ВОЛКИ РОССИЙСКИХ МОРЕЙ
Контрабандисты прозвали их “серыми волками”. Таможенные суда “Меркурий” развивают скорость до 50 узлов (приблизительно 90 километров в час). От “волков” не удалось уйти еще ни одному судну -
нарушителю границы. А таких в приграничных водах немало. Всего таможенный флот насчитывает 41 судно. Дислоцированы они в разных таможенных управлениях. Несколько судов находятся в стадии строительства. Все они самых современных проектов, по своим техническим и мореходным характеристикам не уступают судам береговой охраны сопредельных государств.
Настоящее бедствие для нашей страны - систематическое нарушение российского законодательства судами, оформляющимися будто бы на промысел за пределы территориального моря, а фактически занимающимися незаконным промыслом морских биоресурсов в акватории России. Добытая браконьерским путем продукция затем реализуется в портах стран Азиатско-Тихоокеанского региона, естественно, без оформления в таможенных органах нашей страны. Еще один излюбленный браконьерский метод - промысел в территориальных водах России под иностранными флагами.
Очевидно, что браконьеры подрывают внешнеэкономическую деятельность России. Рынки рыбопродукции соседних стран просто завалены контрабандной рыбой и крабами, выловленными в территориальных водах нашей страны. Реализация такой рыбы на мировом рынке значительно удешевляет стоимость рыбопродукции, добытой добросовестными участниками ВЭД. Отсюда - нездоровая конкуренция, а бюджет страны недополучает колоссальные денежные средства.
Протяженность морского участка российской границы без малого 40 тысяч километров. Особую активность нарушители таможенных правил проявляют на северо-западе, на речных участках Неманской таможни. Связано это со вступлением Литвы в Евросоюз и подорожанием определенных категорий товаров, прежде всего табачной и алкогольной продукции. На какие только ухищрения не идут контрабандисты, чтобы нелегально вывезти из России эти товары! Используют прямо-таки “боевых пловцов”, которые грузят на камеры от тракторов или КамАЗов коробки с контрабандой и уплывают с ними в Литву. В прошлом году только на участках Неманской таможни было задержано контрабандного товара в общей сложности на сумму около миллиона рублей, еще на два миллиона было взыскано штрафов. Самые же крупные задержания происходят, конечно же, на Дальнем Востоке, и связаны они с контрабандой биоресурсов. Преступники тоннами вылавливают ценнейшие анадромные виды рыб, краба, морского ежа. Поэтому таможенникам приходится работать здесь и днем, и ночью, и в тяжелых штормовых условиях. Конечно, наиболее эффективными методами борьбы с преступниками являются совместные спецмероприятия Пограничной службы ФСБ России, морских таможенных органов, МВД, Рыбинспекции. Это и “Путина”, и “Тайфун”, и “Бриз”. Всего Дальневосточным таможенным управлением в прошлом году было проведено 17 задержаний браконьеров. Конфисковано товара на сумму 21,5 миллиона рублей, а взыскано штрафа еще 15 миллионов. Южное направление тоже не из простых, в зоне ответственности таможенников три моря: Черное, Азовское и Каспийское. Здесь контрабандисты везут из России в основном сырье - нефтепродукты, ценные породы леса, рыбу, а также товары народного потребления - табачную и алкогольную продукцию. К нам - спирт, акцизные марки. Не всегда нарушители беспрекословно подчиняются требованиям таможни. В прошлом году был такой случай. Контрабандисты, пытавшиеся уйти в Японию, открыли по таможенному судну стрельбу из пулемета и даже пытались пойти на таран. Команда сумела не только увести судно от столкновения, но и задержать нарушителей. При досмотре выяснилось, что преступники пытались нелегально вывезти тонны краба и гребешка.

РУТИННЫЙ
БОЕВИК
Костяк силового блока составляет Служба таможенной охраны. В задачи ее сотрудников входит обеспечение охраны, обороны и пропускного режима всех объектов Федеральной таможенной службы. А таковых, между прочим, около двух тысяч, из них 1000 - первой категории, то есть требуют к себе повышенного внимания. Также таможенной охране иногда приходится заниматься сопровождением грузов и физической защитой сотрудников (если не хватает сил СОБРа). Казалось бы, рутинная работа. Но и здесь случаются такие истории, что достойны лечь в основу сценария иного боевика. Осенью прошлого года представитель таможенной охраны с двумя собровцами на Алтае задерживал автомобиль с контрабандным грузом. Водитель, чтобы сбросить собровца, схватившегося за ручку автомобильной двери, развернул на ходу машину и переехал сотрудника таможенной охраны. К счастью, почва в этом месте была песчаная и охранник не пострадал. Встал и… помог товарищам задержать преступников.
О том, как работает таможенная охрана, в числе прочего свидетельствует тот факт, что во время печально известного бандитского нападения на Нальчик боевики отказались от захвата здания таможенной охраны, хотя оно значилось в их списке объектов, подлежащих обязательному захвату, под № 7. Оперативная дежурная служба таможенной охраны сработала очень четко, здание было полностью подготовлено к отражению нападения. Боевики  это поняли и не стали прорываться.
Вообще, спланированные нападения на таможенные объекты - это из ряда вон выходящие примеры. На памяти руководителей службы таких единицы, да и то охранники срабатывали четко и грамотно, так что нападения эти не увенчались успехом. Чаще приходится сталкиваться с бравадой тех, кто по каким-то причинам не желает подчиняться требованиям таможенных служащих, занимающихся оформлением документов. Но как только за спиной женщины в таможенной  форме появляется охранник в полном снаряжении, с автоматом, сразу становятся законопослушными.
Сегодня на помощь службе таможенной охраны приходит самая современная техника. Разработки Главного научно-исследовательского вычислительного центра Федеральной таможенной службы уже сегодня активно используются в практике работы охраны. О том, какие научно-технические чудеса поступят на службу таможенной охраны ФТС завтра, можно только предполагать. Специалисты ГНИВЦ ФТС принимают самое активное участие в разработках программ слежения. Вполне вероятно, что в недалеком будущем за перемещением контрабандистов таможенники будут следить уже из космоса…

Богдана ЛАГУТИНА
Фото из архива ФТС

Другие материалы раздела
Пастырь всея Руси
ГЕНЕРАЛЫ РЕКОРДОВ
БРОНЕЖИЛЕТ СТРАНЫ
Официальный отдел
Место работы - небо
Белая полоса на хвостовой балке вертолета - уже тридцать лет отличительный знак, символ принадлежности вертолета к авиации внутренних войск.
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru