Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2008-2009 год

В бой идет один старичок

- Ныряй! Доплывешь - останешься жить.

Имена
Сентябрьским холодным утром 1919 года в одну из одесских бухт вошла шлюпка… Человек, сидящий на носу под охраной, - солдат, без сапог, в нательной рубахе навыпуск, пристально вглядывался в точку, где сходится небо с морем и удивительная лазурь разливается по горизонту… “Ну что, условия прежние, - сказал старший конвоя. - Ныряй! Доплывешь - останешься жить. Не доплывешь - пеняй на себя…” Пассажир решил рискнуть. Он плыл широкими саженями. А затем со шлюпки грянул залп.

Так от рук деникинской контрразведки погиб один из братьев-летчиков Ефимовых, Михаил (на снимке).
…Сейчас мало кто знает о так называемой Триполитанской войне (между Италией и Турцией в 1911 - 1912 годах).
В боях за Триполи итальянцы впервые применили  самолеты для разведки и нанесения бомбовых ударов. Турки  тоже оказались не лыком шиты и заказали на европейских заводах аэропланы. А в летные школы Франции отправились два десятка офицеров. Видя такую активность, коалиция Балканских стран (не без помощи России) поспешила завести свои военно-воздушные силы.
И начались боевые действия в воздухе. У болгар ВВС насчитывали два десятка самолетов. Но летать на них было некому. Авиаторов подготовить не сумели. В конце концов в Болгарию поехали десять итальянцев, имеющих боевой опыт, и шесть русских пилотов: Тимофей Ефимов, Попов, Лерхе, Костин, Качин и Евлахов. Боевое крещение прошло над турецкой крепостью Адрианополь. Тимофей Ефимов на самолете с шутливым названием “Старичок” совершил разведывательный полет над турецкими позициями. Турки несколько раз открывали ружейный огонь. Вернувшись на базу, Ефимов насчитал в крыльях 10 пробоин. Затем турки, развернув вверх стволы легких орудий, стали бить шрапнелью. После нескольких попаданий Ефимов еле дотянул до посадочной полосы.
Зато Ефимов во время своих рейдов сумел засечь скопление турок, готовящихся к вылазке.
Непродуманная подготовка балканцев к войне обернулась тем, что нанятые летчики так и не сумели вылететь на болгарских аэропланах. Их даже обвинили в саботаже.
Брат Тимофея Ефимова Михаил тоже был летчиком, причем первым в России дипломированным пилотом и одним из первых военных летчиков.
В 1910  - 1911 годах он впервые осуществил крутые виражи, пикирование и планирование с выключенным двигателем.
В Первой мировой Михаил Ефимов участвовал как летчик-истребитель. Во время Гражданской войны воевал в рядах красных.
Судьба  сыграла с ним злую шутку. Во время расправы над офицерами в  Севастополе он, инструктор летной школы, оказался за рулем грузового автомобиля, вывозившего трупы офицеров - жертв озверелой матросни - на графскую пристань.
В те дни его видели многие за рулем старого грузовика. Ну а героя-летчика в Севастополе знали. Хотя пилот никакого участия в казнях не принимал.
Когда летом 1919 года в Одессе высадился белогвардейский десант, Михаила вместе с другими участниками арестовала деникинская контрразведка…

Дмитрий БЕЛЯЕВ

 

Другие материалы раздела
Поздравления
ЗАСТАВА СТРАНЫ
Здесь творят чудеса
О курганских кудесниках пациенты узнают после того, как безуспешно полежат по разным медучреждениям, где не то что не могут вылечить - могут всю жизнь искалечить, отправив раньше времени на пенсию в статусе “инвалид”.
За цифры заглянула кинокамера
В Министерстве внутренних дел прошла конференция Общественного совета при МВД России и руководителей общественных советов при органах внутренних дел по субъектам Российской Федерации. Благодаря видеосвязи в ней приняли участие представители милиции и общественности из разных регионов страны.
Круглый стол
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru