Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2008-2009 год

Невольники XXI века

Многим людям старшего возраста еще памятны буквари, которые начинали обучение малышей чтению фразой “Мы не рабы, рабы не мы”. И действительно, тогда казалось, что рабство - это что-то из далекой-далекой истории, а рабы - непременно темнокожие, закованные в кандалы верзилы, которых проклятые эксплуататоры-рабовладельцы нещадно пользуют от зари и до темна на плантациях под палящими лучами изнуряющего солнца.

Горячая тема
Многим людям старшего возраста еще памятны буквари, которые начинали обучение малышей чтению фразой “Мы не рабы, рабы не мы”. И действительно, тогда казалось, что рабство - это что-то из далекой-далекой истории, а рабы - непременно темнокожие, закованные в кандалы верзилы, которых проклятые эксплуататоры-рабовладельцы нещадно пользуют от зари и до темна на плантациях под палящими лучами изнуряющего солнца. И как же не готово оказалось наше общество столкнуться с этим страшным явлением в современном мире, когда жертвой работорговли может стать чуть ли не любой человек, и прежде всего самые беззащитные из нас - женщины и дети.

МЫ ВСЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ЖЕРТВЫ
По оценке экспертов, торговля людьми сегодня представляет серьезнейшую угрозу глобальной безопасности, стабильности и развитию мирового сообщества. Она ставится в один ряд с такими видами транснациональных преступлений, как незаконная торговля оружием и наркобизнес. Это, пожалуй, самый циничный вид преступной деятельности, ведь товаром в ней является сам человек.
По данным экспертов Международной организации по миграции, каждый год в руки торговцев живым товаром попадают до 2 миллионов человек. В странах Центральной и Восточной Европы ежегодно не возвращаются на родину около 200 тысяч человек, большая часть которых - женщины, вывозимые за рубеж с целью сексуальной эксплуатации.
Впрочем, работорговля в наши дни связана не только с сексуальной эксплуатацией. Людей продают в трудовое рабство с целью изъятия органов. Самые мерзкие преступления совершаются в отношении детей, которые становятся товаром для дальнейшего использования в самых разных целях. Это и попрошайничество, и воровство, и торговля наркотиками, и детская порнография.
Многие страны постсоветского пространства в силу целого ряда причин оказались втянутыми в эту криминальную индустрию, поставляя живой товар как для трудовой, так и для сексуальной и иной эксплуатации. Для России актуальность данной темы обуславливается тем, что за последнее десятилетие наша страна стала не только поставщиком на мировой рынок сексуальных рабов - женщин и детей, но и регионом, в котором широко развита так называемая внутренняя торговля людьми. Мы “потребляем” как собственный живой товар, так и поставляемый нашими же братьями по бывшему Советскому Союзу. Колоссальный поток нелегальной трудовой миграции, направленный прежде всего в Москву и другие крупные российские города, представлен гражданами Украины, Таджикистана, Узбекистана, других стран СНГ. В Первопрестольной же трудятся, зачастую в совершенно нечеловеческих условиях, сексуальные рабыни из сопредельных государств.
Сегодня на постсоветском пространстве сложилась ситуация, при которой человек, проявляющий заинтересованность в миграции с целью трудоустройства в другой стране, становится потенциальной жертвой торговцев людьми. Причина этого заключается в том, что в большинстве этих стран практически отсутствуют специализированные сервисные институты трудовой миграции, обеспечивающие легитимность, информированность, безопасность мигрантов. Но поскольку спрос, как известно, рождает предложение, то в отсутствие легальных появляется огромное количество теневых каналов получения информации и трудоустройства.
Одной из первых тревогу по этому поводу забила Беларусь, столкнувшаяся с этим явлением в конце 90-х годов. Негативные социально-экономические последствия распада Союза оказали благоприятные предпосылки для возникновения и расцвета организованной преступности, в которой торговля людьми заняла одно из ведущих мест ввиду своей колоссальной прибыльности. Этому также способствовала социальная и трудовая неустроенность, безработица, особенно среди молодежи. В поисках работы или просто лучшей жизни граждане Беларуси массово стремились выехать за рубеж, чем, конечно, умело воспользовались преступники. Правда, в отличие от большинства стран постсоветского пространства Беларусь не постеснялась признать факт существования проблемы, а следовательно, и развернуть полномасштабную борьбу с ней.

ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ БОРЬБЫ
С ЭКСПЛУАТАТОРАМИ
С самого начала к решению проблемы подошли комплексно, а во главу угла были поставлены две вещи: интересы государства в целом и каждого конкретного человека. Противодействие торговле людьми было определено одним из приоритетных направлений деятельности не только правоохранительных органов, но и всего государства. Оно находится под особым контролем президента Республики Беларусь. Координирующим органом является МВД, в структуре которого в 1996 году созданы самостоятельные специализированные оперативные подразделения по борьбе с торговлей людьми. Спустя десять лет служба была преобразована в управление, работающее на трех уровнях: республиканском, областном и районном.
Рассказывает начальник Управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми Министерства внутренних дел Республики Беларусь Александр Гаврилов:
- Пройденный путь по созданию системы борьбы с трафиком был очень сложным, поскольку данный вид преступной деятельности относится к высоколатентному и организованному. Тяжело шла наработка правоприменительной практики, возникали споры при квалификации преступных деяний. МВД совместно с заинтересованными органами проделан большой объем работы по совершенствованию национального законодательства и приведению его в соответствие с международными стандартами. И на сегодняшний день, по оценке международных экспертов Евросоюза, в Беларуси сформировано прогрессивное законодательство в данной области: усилена ответственность и расширен перечень противоправных деяний, а также регламентированы статус жертв этого явления и меры по их защите. Взяты под жесткий контроль государства и подлежат обязательному лицензированию сфера трудоустройства за границей, деятельность брачных, модельных и рекламных агентств (сегодня лицензию имеют 70 субъектов хозяйствования:
48 - по трудоустройству за границей, 19 - в сфере брачной деятельности и 3 - в области модельного бизнеса).
Конечно, идеального законодательства не существует, и белорусские нормативно-правовые акты находятся в постоянном развитии. По словам министра внутренних дел Республики Беларусь Владимира Наумова, “время требует внесения некоторых корректив в законодательство. Как показало последнее уголовное дело по факту создания порнографической фотостудии, в которой эксплуатировались несовершеннолетние мальчики, а отснятые фотоматериалы распространялись посредством сети Интернет, в белорусском УК есть пробелы. Дело в том, что если законодательство РФ предусматривает строжайшую ответственность за такую деятельность, то наше - минимальную. Поэтому граждане Украины и России занялись этим грязным бизнесом в нашей стране. Но мы уже подготовили свои предложения по поводу ужесточения законодательства в этом вопросе и надеемся, что в текущем году они будут приняты. Также не исключаю, что в ходе дальнейшей работы мы столкнемся еще с какими-то пробелами в законодательстве, но постараемся  оперативно на них отреагировать”.
В 2007 году завершена реализация первой шестилетней Государственной программы комплексных мер по противодействию торговле людьми и распространению проституции, в рамках которой было обеспечено взаимодействие более 15 органов государственного управления и структур гражданского общества. В декабре прошлого года указом президента Республики Беларусь утверждена новая Государственная программа противодействия торговле людьми, нелегальной миграции и связанным с ними противоправным деяниям на 2008 - 2010 годы.
Результаты работы правоохранительных органов не заставили себя ждать. Начиная с 2002 года МВД Беларуси ликвидировано 14 преступных организаций (из них 13 международных) и 61 организованная преступная группа. К уголовной ответственности привлечены более полутора тысяч человек, установлены свыше 3 тысяч жертв трафика. Уже за пять месяцев нынешнего года  выявлено 72 преступления, связанных с вывозом белорусов за рубеж в целях эксплуатации, установлены 272 жертвы торговли людьми. Перекрыто 34 канала вывоза белорусских граждан в 9 стран мира для сексуальной и трудовой эксплуатации. Пресечена деятельность 3 международных преступных организаций и 3 организованных преступных групп.
Что касается сексуальной эксплуатации, то анализ показывает, что белорусских девушек вывозили более чем в 30 стран мира, в основном в  Россию, Германию, Польшу, Чехию, Израиль, на Кипр, в страны Ближневосточного региона. Тактика вербовки из года в год менялась, тогда как зависимое положение жертв оставалось в основном неизменным. Это и долговая кабала, и штрафные санкции, налагаемые владельцами заведений, и частичное или полное лишение свободы.
Что касается проблемы трудовой эксплуатации, то она не столь остра для Беларуси по сравнению с ее западными соседями (Литвой, Молдовой), где значительная часть трудоспособного населения выезжает в поисках лучшей жизни за пределы своей страны. В течение 3 лет белорусскими стражами правопорядка установлены около 400 потерпевших от трудовой эксплуатации. На сегодняшний момент в республике действуют отдельные лица, предлагающие выехать для трудоустройства на высокооплачиваемую работу за рубеж, прежде всего -  по строительным специальностям. Они умышленно завышают размеры будущих доходов, не обеспечивают социальных гарантий, скрывают истинные условия труда, преследуя одну цель - наживу. К сожалению, приходится констатировать, что основной вектор направлен на Россию. Впрочем, выявлены факты эксплуатации белорусов на сезонных сельхозработах в Польше и на Кипре. В последнее время и сама Беларусь становится страной назначения - с 2006 года установлены 14 потерпевших от трудовой эксплуатации внутри государства.

НАЛОЖНИЦЫ ПРЕСТУПНОГО КОНВЕЙЕРА
Примером успешной работы правоохранительных органов Беларуси может служить дело, которое находится на рассмотрении в суде, по обвинению двоих братьев, жителей Минской области - участников международной преступной организации, занимающейся продажей женщин для сексуальной эксплуатации. Как рассказал начальник Управления Генеральной прокуратуры Республики Беларусь по надзору за процессуальной деятельностью органов внутренних дел Валерий Ковальчук, деятельность преступников осуществлялась много лет - с 2000 по 2007 год. Братья вербовали девушек в славянских государствах (все потерпевшие - гражданки России, Украины и Беларуси) и поставляли их компаньонам из Израиля, Чехии, Канады, Германии и других стран.
В преступные сети попадали большей частью девушки и женщины из малообеспеченных семей, в силу разных причин оказавшиеся в крайне затруднительном материальном положении. У многих не было ни образования, ни постоянной работы, а на иждивении находились маленькие дети или престарелые родители. Некоторых из своих жертв преступники заманивали работой в дорогих заграничных ресторанах в качестве официанток, другим предлагали высокооплачиваемую работу проституток в элитных борделях. Но в обоих случаях жертв братьев ожидала совсем не та участь, на которую они рассчитывали. Их ставили в кабальные условия, делая совершенно беззащитными, угрожали жизни и здоровью детей, родственников, которые остались на родине. Предупреждали, что если они заявят на своих работодателей в полицию, то сами окажутся за решеткой, поскольку все пересекли границу нелегально по фальшивым паспортам граждан Эстонии.
В Минской области были завербованы шесть женщин. Трех вывезли в Германию, двух - в Канаду, одну - в Израиль. Подробности обвинительного заключения шокируют. В Киеве, куда женщин переправили для дальнейшей отправки в разные страны, посредники оценивали полученный “товар” буквально как скотину на колхозном рынке. Обнаружив у некоторых женщин очевидные следы прошлых родов, они остались крайне недовольны и отказались от дальнейшей сделки с ними. Одну из нерожавших ранее по поддельному паспорту (отобрав ее собственный) переправили в Тель-Авив, где передали в руки новых хозяев - супружеской пары. Они с ходу объявили девушке, что отныне она  является их собственностью, и потребовали отработать 24 тысячи долларов США. Невольнице объяснили правила исполнения заказов, распорядок работы и систему штрафных санкций за их нарушение, вменили в обязанность круглосуточное оказание сексуальных услуг с выездом к клиентам. Каждый мужчина платил за удовольствие от 200 до 500 шекелей, сексуальная рабыня получала 100 шекелей от всего суточного заработка. На этих условиях рабовладельцы эксплуатировали ее в течение двух лет, вплоть до освобождения сотрудниками израильской полиции в августе 2002 года. За это время невольница, по самым скромным подсчетам, обогатила своих хозяев на 73 тысячи американских долларов. Она обслуживала до 19 клиентов в сутки!
Не менее, если не более трагичная участь ожидала гражданку Украины, которую братья передали посреднику весной 2004 года. Тот под предлогом оформления документов удерживал ее в течение десяти дней в квартире-отстойнике “с целью определения пригодности к сексуальной эксплуатации, отсутствия хронических заболеваний, наркомании, алкоголизма, эпилепсии, шизофрении и так далее”. После этого вывез ее не в обещанную Германию, а в Чехию, где передал своим подельникам. Те отобрали у нее паспорт, передали владельцам борделя “Голливуд”. Две недели молодую женщину заставляли заниматься проституцией, угрожая в случае отказа расправиться с ее ребенком и матерью. Потом строптивую невольницу передали в другой бордель, в котором эксплуатировали еще три месяца. По истечении срока действия чешской визы украинка была перевезена в Прагу и месяц содержалась взаперти в ожидании изготовления поддельного паспорта и переправки в Германию. В августе 2004 года по поддельному паспорту гражданки Эстонии женщину переправили в Германию в бордель “Топика”, где она вынуждена была четыре месяца оказывать сексуальные услуги американским солдатам (рядом расположена американская военная база), передавая половину заработка одному из братьев. Затем хозяева решили, что на невольнице можно заработать и побольше, и попытались перепродать ее в клуб для участия в оргиях. Но женщина наотрез отказалась оказывать услуги без презерватива, и владельцы клуба не приняли ее. Тогда невольницу передали в другой бордель, где эксплуатировали еще месяц. После этого ее перевезли во Франкфурт-на-Майне, где ее ожидало новое “место работы”, в котором она провела еще
13 месяцев, отдавая ежедневно 150 евро в пользу владельцев борделя. Потерявшая счет борделям, хозяевам, доведенная до отчаяния оказанием сексуальных услуг до 20 клиентам в сутки, 3 февраля
2006 года женщина в критическом состоянии бежала в полицию. В общей сложности ее мучения длились почти два года, за это время она обогатила своих хозяев на сотни тысяч евро.
Это лишь малая толика того, что натворил преступный синдикат, в состав которого входили братья-работорговцы. Им вменены самые суровые статьи белорусского УК.
Благодаря активной работе правоохранительных органов на сегодняшний день в республике покончено с подобными широкомасштабными преступными группировками.

С ТРАФИКОМ БОРЕМСЯ ВСЕМ МИРОМ
Успешное противодействие торговле людьми белорусскими стражами порядка строится на взаимодействии с правоохранительными органами стран назначения и транзита. МВД наладило прямые контакты с правоохранительными органами стран СНГ, Евросоюза и Ближневосточного региона. Налажено сотрудничество с международными и неправительственными организациями. Совместно с ними осуществляется разработка и реализация проектов международной технической помощи.
Очевидно, что проблема торговли людьми очень многогранна и решение ее нельзя найти только в плоскости национальных усилий одного государства. Именно поэтому Беларусь предприняла ряд серьезных шагов на международной арене, и прежде всего в ООН, которые были направлены на активизацию международного сотрудничества по противодействию торговле людьми.
- В ходе саммита ООН в сентябре 2005 года наша страна в числе первых обратила внимание на проблему торговли людьми и предложила сформировать под эгидой ООН глобальное партнерство, основная идея которого заключается в объединении усилий и улучшении координации действий всех заинтересованных сторон в сфере борьбы с торговлей людьми, - говорит начальник отдела прав человека Управления гуманитарного сотрудничества МИД Республики Беларусь Андрей Таранда. - Уже на 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2006 году на основе широкого консенсуса была принята инициированная нашей страной резолюция “Улучшение координации усилий по борьбе с торговлей людьми”. Данная резолюция привлекла внимание мировой общественности к проблеме, признала необходимость объединения усилий в борьбе с этим социальным злом, заложила долгосрочный механизм международного сотрудничества по противодействию торговле людьми. Мы считаем, что важным итогом принятия резолюции стало создание международного координационного механизма - межучрежденческой координационной группы по борьбе с торговлей людьми. Координация работы этого механизма возложена на исполнительного директора Управления ООН по наркотикам и преступности. Беларусь в числе первых внесла добровольный взнос для обеспечения начала деятельности этого механизма. 5 марта 2007 года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке по инициативе Беларуси была организована международная конференция “Торговля женщинами и девочками: совместный ответ на вызов”. Она стала одним из первых крупных международных форумов в ООН по проблеме торговли людьми. В общей сложности в ней приняли участие свыше 400 человек из более чем 90 стран мира, а также 20 международных межправительственных организаций и свыше 100 общественных. В ходе конференции были проанализированы действия различных организаций по борьбе с торговлей людьми, причины, которые препятствуют данным мерам, рассмотрены дальнейшие шаги ООН в данном направлении. Наша страна приняла активное участие в подготовке и проведении в 2008 году венского форума по борьбе с торговлей людьми. Именно Беларусь обратила внимание на необходимость выработки единой стратегии в борьбе с торговлей людьми, что позволит на системной основе вести скоординированную борьбу против торговли людьми на международной арене. Данная инициатива поддерживается многими странами - членами ООН, и мы рассчитываем на ее успешную реализацию.
Неудивительно, что большинство инициатив Беларуси нашло безусловную поддержку в ООН и Международной организации по миграции. Беларусь выступила с инициативой создания международного учебного центра для подготовки специалистов правоохранительных органов в сфере борьбы с торговлей людьми. И 19 июля прошлого года распахнул свои двери Международный учебный центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми. Расположен он на базе Академии МВД Республики Беларусь, но обучение в нем проходят специалисты из разных стран, прежде всего СНГ. Выбор места дислокации центра неслучаен: во-первых, благодаря многочисленным инициативам Беларуси на международной арене в данной сфере; во-вторых, поскольку в Беларуси накоплен большой опыт борьбы с этим злом, когда в кратчайшие сроки было в корне реформировано законодательство, создан хорошо отлаженный полицейский механизм борьбы с работорговцами и государственный - по социальной защите населения.
На сегодняшний день в центре подготовлено три образовательных курса: “Противодействие торговле людьми: системный анализ, международное сотрудничество и пути совершенствования правоприменительной практики”, “Социальная и психологическая помощь жертвам торговли людьми” и “Миграция населения: структурные характеристики и организационно-правовые модели регулирования”. Завершается подготовка четвертого учебного курса - “Внешняя трудовая миграция”. Преподают в центре не только белорусские специалисты, привлекаются эксперты из самых разных стран. К примеру, только во время учебного курса в мае нынешнего года для проведения занятий в Международном учебном центре побывали специалисты из МВД Бельгии, пограничной службы Финляндии, эксперты Офиса ОБСЕ в Вене, представители Управления ООН по наркотикам и преступности.
В соответствии с международными стандартами предусмотрены разнообразные виды занятий, в том числе практические выездные занятия, деловые и ролевые игры, тренинги, проектирование, моделирование и решение ситуационных задач, рассмотрение и обсуждение конкретных ситуаций, семинары по обмену опытом и многое другое. Оборудован центр по последнему слову техники.
За столь короткое время существования центра в нем уже прошли подготовку более 70 специалистов из стран СНГ, проведены десятки международных конференций, обучающих семинаров, других мероприятий международного характера.
3 мая текущего года на заседании глав правительств государств - участников СНГ, проходившем в Минске, принято решение о придании центру статуса базового учреждения образования государств - членов СНГ по подготовке и повышению квалификации кадров в сфере борьбы с торговлей людьми.

15 РУБЕЖЕЙ ЗАЩИТЫ
ОТ РАБСТВА
Нормативным актом президента республики закреплено, что в случае признания человека жертвой торговли людьми он освобождается от какого-либо преследования законом, даже если им совершены правонарушения (разумеется, не тяжкие, а касающиеся нелегального пребывания и тому подобного).
Комплексный подход к решению проблемы - это задействование всех органов государственной власти (всего полтора десятка), каждый из которых отвечает за свой участок работы. На практике это выглядит следующим образом.
Задачи по реабилитации и социальной регенерации жертв трафика в возрасте старше 15 лет возложены на Министерство труда и социальной защиты. В июле 2004 года в Минске был открыт реабилитационный приют для жертв торговли людьми. Помимо этого, при Могилевском областном диагностическом центре функционирует отдел реабилитации жертв насилия и торговли людьми, а в Брестской (город Пинск), Витебской (город Лепель), Гомельской (город Мозырь) областях и в столице действуют четыре территориальных центра, имеющие кризисные стационары либо отделения, где по аналогии с приютами жертвам торговли может быть оказана помощь.
Для лиц от 3 до 15 лет подобную помощь оказывает Министерство образования, которое к тому же проводит информационно-просветительскую работу по предотвращению “современной работорговли”, регулирует направление учащихся на учебу за границей и контролирует вопросы усыновления. Для младенцев до 3 лет функции по реабилитации жертв трафика готово выполнить Министерство здравоохранения (к счастью, пока только готово, поскольку таких фактов не зарегистрировано), которое также оказывает необходимую медицинскую помощь жертвам любого возраста независимо от места постоянного проживания пострадавшего. Перед Министерством иностранных дел, дипломатическими и консульскими учреждениями за рубежом стоит задача по защите прав и законных интересов граждан Беларуси, ставших жертвами в стране пребывания, по принятию мер для возвращения пострадавших на родину и обеспечения их необходимыми документами. Соисполнителями всех этих функций выступают Государственный таможенный комитет, министерства юстиции, культуры, спорта и туризма, торговли, экономики, по налогам и сборам, которые параллельно исполняют и поставленные персонально перед ними обязанности по обеспечению разносторонности процесса противодействия трафику.
Особое внимание государство уделяет информированию общественности и проведению превентивных кампаний с использованием средств массовой информации, где важная роль отводится непосредственно самому Министерству информации. Министерство юстиции совместно с Министерством образования и Министерством труда и социальной защиты обязаны постоянно осуществлять контроль за освещением в средствах массовой информации всех фактов и явлений, связанных с незаконной миграцией и торговлей людьми. На Министерство юстиции также возложено предоставление в СМИ достоверной информации о состоянии дел на рынке трудовой миграции, в частности, списка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые имеют официальные разрешения и лицензии на осуществление деятельности по трудоустройству белорусских граждан за границей.
Кстати, в Беларуси принят закон, который запрещает размещение рекламы на вовлечение потенциальных жертв торговли людьми, предоставление сексуальных услуг под видом торговой деятельности.
Межведомственная комиссия по борьбе с преступностью, коррупцией и наркоманией при Совете безопасности как контролирующий орган с участием всех заинтересованных министерств и ведомств, рассматривая складывающуюся в республике ситуацию, дважды в год докладывает о состоянии в сфере противодействия торговле людьми главе государства.
Министерство труда и социальной защиты осуществляет меры по предотвращению уровня безработицы, стимулирует предоставление рабочих мест для женщин и молодежи, создает благоприятные условия для приобретения профессий, пользующихся спросом на рынке труда.
- Мы считаем, что корень проблем, связанных с торговлей людьми, лежит прежде всего в сфере занятости населения. Если у человека нет возможности трудоустроиться на высокооплачиваемую работу в своем регионе, он ищет пути, как решить эту проблему за его пределами, - говорит начальник Главного управления политики занятости и народонаселения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь Николай Кохонов. - В рамках выбранной социально ориентированной рыночной модели отношений в стране последовательно решаются вопросы, направленные на повышение уровня занятости, трудовой активности, соблюдение прав граждан на труд. Конечно, приходится сталкиваться с огромным количеством проблем. Это и наличие излишней численности рабочих рук на отдельных предприятиях, и низкая конкурентоспособность молодежи, инвалидов и некоторых других категорий граждан, которые выходят на рынок труда. Но самой главной проблемой для нас, как и для России, является уменьшение трудовых ресурсов - такова демографическая ситуация в стране. И все же в республике удалось сохранить трудовой потенциал, и безработица не стала для нас страшным бичом. Более того, усилиями государства безработица год от года снижается - с 83 тысяч в 2005 году до 44 тысяч, или 1 процент трудоспособного населения, в нынешнем году. И что очень важно, идет сокращение безработицы среди молодежи. В последние два-три года наблюдается резкий спрос на рабочую силу. Если в 1996 году на одно рабочее место претендовали 12 безработных, в 2005-м - всего 2, то в текущем - один человек на одно место. Более того, в некоторых регионах наблюдается процесс превышения числа свободных рабочих мест над численностью безработных.
Все это достигнуто благодаря активной работе в рамках государственных программ развития села, малых городов, малого бизнеса, сферы услуг. Широкомасштабное строительство агрогородков, в которых молодым специалистам предоставляется жилье на льготных условиях, привело к бурному росту сельскохозяйственного производства. А молодежь активно потянулась на село.
Каждая государственная программа в республике проходит экспертизу в Министерстве труда и социальной защиты на предмет влияния ее на обеспечение занятости населения. В программе занятости населения предусмотрены меры, направленные на решение проблемы конкретного человека. В республике сохранились программы, защищающие инвалидов, другие категории населения, которые не могут на равных конкурировать на рынке труда. Им предоставляются дополнительные гарантии занятости.
Все эти меры, предпринимаемые государством в различных сферах, подрывают основы современной работорговли во всех ее проявлениях.

ГЛАВНАЯ ЦЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА - ЧЕЛОВЕК
Говоря о колоссальных успехах Республики Беларусь в сфере борьбы с торговлей людьми, наверное, не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что страна эта в общем-то небольшая, а все ее население меньше населения Москвы с приезжими. И конечно же, решать любые проблемы здесь легче, чем в огромной необъятной России. Но думается, что успех нашего западного славянского соседа заключен не только в этом. В конце концов Россия разделена на округа, области, районы, и при желании и должном прилежании в них можно было бы навести такой же порядок.
Наверное, успех заключен в самом подходе к решению проблемы, когда главной ценностью в государстве объявлен человек и все государственные институты работают на обеспечение его защиты. На это нацелена система образования, медицинского обслуживания, труда и занятости. Человек не брошен на произвол судьбы, а находится под опекой государства. Такая модель социального общества, пусть с неизбежными издержками и недостатками, вкупе с отлаженным правоохранительным механизмом приносит блестящие результаты.

Богдана ЛАГУТИНА
Коллаж Елены ЕСЮТИНОЙ
Минск - Москва

Другие материалы раздела
ВЕКТОР СИЛЫ
ТОЧКА ОТСЧЁТА БУДУЩЕГО
Мухтар, Никулин и Подушкин
Фильм, посвященный сотрудникам МВД и их непростой службе, “Ко мне, Мухтар!” стал легендой отечественного кинематографа. Но мало кто знает, что главным консультантом картины был Сергей Подушкин, тогда - капитан милиции, а роль четвероногого героя Мухтара исполнили две его служебные овчарки - Байкал и Дейка.
Мухтар, Никулин и Подушкин
Фильм, посвященный сотрудникам МВД и их непростой службе, “Ко мне, Мухтар!” стал легендой отечественного кинематографа. Но мало кто знает, что главным консультантом картины был Сергей Подушкин, тогда - капитан милиции, а роль четвероногого героя Мухтара исполнили две его служебные овчарки - Байкал и Дейка.
Ноу-хау режиссера Муратова
Первое, что бросится в глаза, - монитор, по которому показывают кино.
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru