Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2008-2009 год

КУРОРТНЫЙ ПОЕЗД

Отдых начинается в дороге. Поезд вздрогнул, и вот уже родной город уплывает: сначала очень медленно, потом все быстрее и, наконец, вовсе исчезает за фирменными занавесками вагонного окна. Дребезжание в такт стуку колес ложечки в стакане в неизменном подстаканнике навевает самые благостные мысли…
Сколько ни ругаем мы отечественный курортный сервис за очевидно проигрышное по сравнению с турецко-египетским зарубежьем соотношение цены и качества, а ездить на “российское” Черное море не перестаем. По крайней мере большинство наших сограждан по-прежнему предпочитают отдыхать на отечественных курортах - так утверждает статистика. По прогнозам, нынешний курортный сезон будет ознаменован увеличением числа отдыхающих на российском Азово-Черноморском побережье аж на 2 миллиона человек по сравнению с прошлогодним показателем. В общей сложности с мая по октябрь здесь побывают 22 миллиона отдыхающих.

Сезонная передовая
Но еще раньше, чем у отпускников, курортный сезон наступил у сотрудников милиции. За месяц до начала миграции россиян в теплые края в правоохранительных органах были составлены специальные планы действий, рассчитаны силы и средства, привлечены дополнительные ресурсы. Сделано все это для того, чтобы отдых одних не был омрачен преступной деятельностью других. На передовой этого фронта из года в год оказываются сотрудники транспортной милиции, они-то и принимают на себя первый удар “курортной” преступности.
Работа милиционеров-транспорт-ников в ходе операции “Курорт” хотя и сезонная, но очень кропотливая, хлопотная и насыщенная. Летом пассажиропоток увеличивается в несколько раз, при этом понятно, что число милиционеров, обеспечивающих безопасность перевозок, даже с учетом приданных сил возрастает не намного. Так что все отпуска, отгулы и прочее в это время отменяются. Самыми горячими направлениями традиционно являются азово-черноморское и северокавказское. Правда, в последние годы наметилась новая тенденция: все больше россиян стремятся провести отпуск на Балтике в Калининградской области, не меньше отдыхающих отправляются прикоснуться к священному Байкалу. Основная нагрузка на милиционеров-транспортников ложится не только в регионах массового прибытия пассажиров, но и в тех, откуда отпускники массово отбывают. Это прежде всего Москва, Санкт-Петербург и Дальний Восток. Плюс к этому еще и обеспечение безопасности уже непосредственно в местах отдыха. Это касается объектов водного, морского и речного транспорта.
- Свою работу мы строим во взаимодействии с территориальными органами внутренних дел, администрациями аэровокзальных комплексов, железнодорожных вокзалов, речных и морских портов, службами авиационной безопасности, ЧОПами, вневедомственной охраной - всеми структурами, так или иначе причастными к этой проблематике, - говорит заместитель начальника Департамента обеспечения правопорядка на транспорте МВД России генерал-майор милиции Василий Романица. - При перевозке детских групп привлекаем сотрудников службы по делам несовершеннолетних и педагогов. Специальным планом на основании анализа предыдущего сезона и с учетом прогнозов и имеющихся наработок предусмотрен алгоритм действий всех структур, временные факторы, особенности географического положения, вопросы материально-технического обеспечения. В летний период на территории России в основном задействуется железнодорожный транспорт. Именно поездами в подавляющем большинстве случаев осуществляются групповые перевозки детей, да и взрослые, если едут не на несколько дней, а на три-четыре недели, предпочитают самолету железную дорогу. Что касается заграничных курортов, то основной поток туда приходится на зимние каникулы, тогда-то преимущество будет, безусловно, у авиаперевозчиков. Все-таки сейчас что в Египте, что в Объединенных Арабских Эмиратах очень жарко. Да и в излюбленной россиянами Турции температуры в летние месяцы такие, что в силах выдержать не каждый северянин.
Усилия милиционеров-транспортников направлены прежде всего на обеспечение личной безопасности граждан. Во вторую очередь - имущественной. На железной дороге действуют принципы сквозного и эстафетного сопровождения групповых перевозок несовершеннолетних. При необходимости для оперативного прикрытия задействуются и сотрудники уголовного розыска. Но и в том, и в другом случае проводится отработка каждого поезда. Во время посадки осуществляется оперативное сопровождение пассажирских групп до вагонов. На каждую станцию передается информация о том, когда и какая группа людей следует, кто старший. Детские группы не выпускают из зоны повышенного внимания ни на минуту. По прибытии на место, где зона ответственности транспортной милиции заканчивается, группы передают из рук в руки коллегам-территориалам.
Что касается взрослых, то обеспечивать их безопасность в пути бывает порой труднее, чем опекать детей. Слишком много пьют наши сограждане. Поезд еще не тронулся, а у отпускников уже и бутылка на столе приготовлена. Дальше вторая, третья, за отпуск, да чтобы колеса не стучали… Пошло-поехало! А где алкоголь рекою, там и целый букет правонарушений. Тут сотрудникам приходится держать ухо востро, чтобы не допустить совершения преступлений, пресекать любые безобразия уже на стадии административных правонарушений.
В связи с ежегодным увеличением пассажиропотока перед транспортной милицией встала очевидная дилемма: увеличивать человеческий ресурс или технический. Упор был сделан на техническое переоснащение. И сегодня в аэропортах и на вокзалах страны за пассажирами внимательно наблюдают более пяти тысяч видеокамер, что позволяет в режиме реального времени контролировать обстановку и своевременно принимать меры реагирования на ее изменения.
Буквально за последний год получило большое развитие пригородное сообщение. Резкое увеличение пассажиропотока нынешним летом по сравнению с прошлым сотрудники транспортной милиции связывают с принятием закона о возможной прописке граждан на дачных участках. Впрочем, это лишь предположение, а вот увеличение спроса на пригородные перевозки - объективная реальность, требующая внедрения новых современных мер обеспечения безопасности. Уже сегодня в районах Северного Кавказа, Азово-Черноморского региона 148 поездов пригородного сообщения оборудованы системой видеонаблюдения “Видеолок”. Камеры установлены в вагонах и тамбурах, а полученное изображение выводится на монитор, установленный в кабине машиниста. Случись что, он может отреагировать немедленно: вызвать наряд милиции в нужный вагон, скорую помощь к станции, сделать экстренную остановку и тому подобное.
В местах отдыха милиционеры-транспортники работают в соответствии с единым планом дислокации: патрулируют в пределах своей компетенции  зоны отдыха, взаимодействуют со спасательными службами, водолазами, сотрудниками МЧС. В случае необходимости специальные подразделения ОМОНа транспортной милиции привлекаются для отработки морского или речного дна.

Приемная на колесах
Больше всего достается милиционерам-транспортникам, работающим в зоне ответственности Московского УВД на железнодорожном транспорте. В течение всего курортного сезона из Первопрестольной убывают к месту отпуска на жаркие юга более 20 миллионов пассажиров, из них 150 тысяч - дети. С этой цифрой не в состоянии конкурировать ни одно другое УВДТ. Основной поток отпускников отправляется с Казанского, Курского, Киевского и Павелецкого вокзалов. Кстати, в целом каждый четвертый пассажир железной дороги попадает в зону ответственности Московского УВД на железнодорожном транспорте. Ежедневно 9 столичных вокзалов принимают и отправляют более одного миллиона пассажиров и до трехсот тысяч тонн грузов.
Для обеспечения общественного порядка в зоне ответственности МУВДТ ежесуточно задействуются свыше полутора тысяч сотрудников. Ежедневно поезда дальнего следования сопровождают 69 посадочных групп.
- В период проведения операции “Курорт” под особый контроль мы берем поезда сообщением Москва - Донецк, Москва - Казань, Москва - Новый Уренгой и Санкт-Петербург - Адлер, - говорит начальник управления генерал-майор милиции Андрей Алексеев. -  Практика показывает, что именно они наиболее неблагополучны в криминогенном плане и требуют с нашей стороны повышенной бдительности. Эти и некоторые другие поезда патрулируются оперативниками в штатском, которые в случае необходимости моментально начинают проводить оперативные действия по горячим следам, не давая преступникам скрыться на необъятных просторах страны.
Начиная с прошлого года во время проведения профилактической операции “Курорт” в московской транспортной милиции практикуется новый метод работы с пассажирами - открытые приемные начальника. Такие приемные несколько раз организовывались на вокзалах и даже в поездах дальнего следования. Представьте себе удивление пассажиров плацкартного вагона, когда в него заходил генерал и интересовался, всем ли довольны пассажиры. Некоторые даже поначалу отказывались верить в то, что это не розыгрыш. Но потом, разговорившись с Андреем Алексеевым, даже приглашали его посидеть за дорожным столом. Как правило, к таким беседам охотно подключались проводники и начальники поездов, для которых вопросы обеспечения безопасности в пути являются первостепенными. Многие из тех, кто работает не первый десяток лет, помнят времена, когда профессия проводника была одной из самых опасных: никогда не знаешь, вернешься ли домой целым и невредимым. В поездах царствовали бандиты, “тридцать шестые”, и связываться с ними никто не пытался. Сегодня совместными усилиями железнодорожников и милиции наведен жесткий порядок, и путешествие в поезде дальнего следования из рискованного стало таким, каким оно и должно быть: комфортным и спокойным.
Впрочем, меньше всего организаторы акции “Нам с Вами по пути!” стремились послушать хвалебные оды в свой адрес. Главной целью было выяснить, чувствуют пассажиры себя в безопасности или нет, и отзывы были самыми лестными.
И все же полностью исключить противоправные действия на объектах транспорта, конечно же, невозможно…

Подозревается полтергейст
…Профессия вокзального вора родилась почти одновременно с самими вокзалами. “Работать” здесь удобно: огромное скопление народа, причем большей частью при деньгах и вещах. А вот сами люди, находясь в “чемоданном” настроении, за своим добром приглядывают не слишком внимательно. Самое благодатное время для преступников всех мастей - курортный сезон, в этот период они активизируют свою деятельность. Еще несколько лет назад очень популярны были кражи в залах ожидания, пока “клиенты” мирно посапывали на лавках. Сегодня, после реконструкции столичных вокзалов, оборудования залов видеокамерами, запрета прохода туда лицам, не имеющим билета на поезд, этот вид преступных посягательств сократился.
Гроза современных пассажиров на вокзалах - воры-карманники. “Они в основном работают во время посадки и в самих поездах, - рассказывает начальник уголовного розыска Московско-Курского направления майор милиции Вагиф Кербалаев. - Для предотвращения этих преступлений на вокзальном комплексе действуют специальные посадочные группы милиции: ежедневно на дежурство заступают сотрудник ППС и сотрудник уголовного розыска. И если патрульный охраняет общественный порядок, то задача наших сотрудников, работающих в гражданской одежде, - выявление лиц, совершающих кражи при посадке пассажиров в поезда”.
Правда, по словам Вагифа Валерьевича, вор нынче не тот пошел. Воров в классическом понимании этого слова почти не осталось. Тех, что работали почти ювелирно и славились своими понятиями: не обворовывали женщин с детьми, пенсионеров, больных и обездоленных. Видно, отсидели свое да и ушли на “пенсию”. Если в былые времена вор, обнаружив в украденном кошельке телеграмму, из которой становилось очевидно, что пассажир едет на похороны, обязательно возвращал человеку его вещи, а мог еще и денег подкинуть, то сегодня, не гнушаясь ничем, забирают все и у всех. Пришло время беспринципных дилетантов. Анализ криминогенной обстановки свидетельствует, что большей частью кражи совершаются людьми неподготовленными, которые лишь пользуются моментом, чтобы что-то утянуть. Нередко “на дело” идут ради бутылки или дозы наркотиков, да и обворовывают преимущественно пьяных. Очень часто кража переходит в грабеж. Не удалось стянуть кошелек - вырывают сумку и бежать, как правило, не слишком далеко. Все-таки кругом видеокамеры. Все чаще в воров переквалифицируются гастарбайтеры. Приехали, работы не нашли, а жить как-то надо. На их совести почти 70 процентов всех краж, совершаемых при посадке в поезда.
Есть, конечно, и заказные кражи, но это уже другая категория преступлений. Как правило, они совершаются в отношении коммерсантов, которые, игнорируя банковские переводы, занимаются перевозкой наличных денег, или пассажиров, едущих в столицу за дорогой покупкой, к примеру машиной. Чаще всего им подливают что-нибудь в спиртное, после чего полностью обчищают.
- Трудность работы по таким делам в том, что потерпевшие, как правило, сами провоцируют воров на совершение таких преступлений, - говорит майор Кербалаев. - Пьют с кем попало, да еще в таких количествах, что на ногах стоять не могут. Когда обнаруживается факт кражи, очень долго не можем выяснить, с кем пил потерпевший. Ни полного имени, ни примет назвать не могут. Вася из пятого вагона или Света из шестого. Встретились в вагоне-ресторане - и давай пить за день десантника. Достаточно сложно сузить круг подозреваемых до того минимума, чтобы можно было с ним работать.
Несколько лет назад по железной дороге прокатилась волна совершенно уникальных краж. Пассажир СВ перевозит крупную сумму денег, сумку с ними кладет в рундук, ложится на него и всю ночь не сходит с места - стережет. А наутро рундук оказывается пустым. Полтергейст, да и только. Но оперативники докопались до истины. Оказалось, преступники заранее отслеживали богатого пассажира и брали билеты в соседнее СВ. Ночью внутри рундука выкручивали перегородку, забирали ценности, прикручивали на место и были таковы. Правда, задержать злоумышленников тогда не смогли: выяснить, кто ехал в соседнем СВ, не представлялось возможным. Сейчас - другое дело. С внедрением программно-технического комплекса “Розыск-Магистраль” у оперативников появилась возможность отследить, когда и куда человек приобретал билеты, с кем ехал в купе, вообще как часто и куда он ездит. Вплоть до того, что можно аналитически просчитать, с кем он стоял в очереди за билетами. Это очень помогает раскрывать преступления.
Некоторые виды преступлений на вокзалах не меняются не то что годами - десятилетиями. К примеру, “тридцать шестые”. Курортный сезон - их излюбленное время года. Именно сейчас люди особенно беспечны, готовы расслабиться, потратить деньги на развлечения. Схема работы мошенников не меняется со времен царя гороха. Подсаживаются к пассажирам, предлагают сыграть в карты, дают выиграть немного денег, а потом обчищают до нитки. Раньше проводники сажали их без билета. Но после того, как оперативники отследили несколько таких групп при посадке и “закрыли”, “тридцать шестые” стали брать билеты до ближайшей станции. В пути следования они переодеваются в трико с отвисшими коленками, вешают на плечо полотенце - входят в образ. И пошло дело.
Особенно “славен” в этом смысле подмосковный город Орехово-Зуево, давно ставший своеобразной кузницей кадров поездных катал. Есть здесь даже династии “тридцать шестых”. В советское время катал дед, потом его сын. Сейчас уже 18-летний внук постигает “азы мастерства”.
Долгое время работала на Казанском вокзале воровка на доверии - бабушка из старой доброй плеяды воров-профессионалов. Лет 75, хорошо одетая, с баулами и авоськами. Подсаживалась к пассажирам, заводила неспешную беседу, потом просила посидеть с ее сумками, пока в туалет сходит. Потом, понятно, с сумками оставалась сидеть уже почтенная пенсионерка. Когда оперативники отсматривали запись видеосъемки, были поражены, с какой скоростью эта бабуля убегала с баулами, спринтеру на зависть!
Впрочем, преступники редко работают на одном вокзале. Самый популярный маршрут в Москве - площадь трех вокзалов плюс Курский, что в километре от них. Злоумышленники ходят по кругу, стараясь не примелькаться сотрудникам милиции. Казанский, Курский и Ярославский - самые крупные вокзалы не только в столице, но и в стране. На том же Курском ежедневно курсируют 49 пар поездов плюс так называемые широтные поезда, что идут из одного уголка России в другой через Первопрестольную, здесь же и дозаправляются.
В ближайшие годы все крупные столичные вокзалы планируется переоборудовать совершенно новой супертехникой. Первым на очереди, где работы уже идут, стал Курский. В настоящее время здесь установлены 68 камер видеонаблюдения, которые помогают раскрывать до 40 процентов преступлений, в том числе и тяжких. Но вскоре они будут заменены на совершенно другие, многократно превышающие прежние по своим техническим возможностям. Отснятый материал они будут хранить по несколько месяцев против сегодняшних десяти дней. Мало того, они предоставят возможность отслеживать любые действия, происходящие на вокзале в разном времени. Допустим, найдена на вокзале подозрительная сумка. Специалист выделяет ее на экране монитора и отматывает назад до того момента, когда ее туда положили. С помощью этой же программы выясняется, откуда этот человек пришел и куда потом направился. Помимо прочего, в программу будут занесены фотографии лиц, находящихся в розыске. Умная техника будет выделять их в потоке пассажиров и сообщать об этом на пульт дежурному милиционеру. Оперативники уверены, что эта техника резко увеличит их возможности по розыску преступников. Так что в недалеком будущем столичные вокзалы станут чуть ли не самым безопасным местом в мегаполисе.

Богдана ЛАГУТИНА
Фото автора
и Елены ЕСЮТИНОЙ

Другие материалы раздела
Интервью Бориса Мирошникова газете «Комсомольская правда»
Интервью начальника Бюро специальных технических мероприятий МВД России Бориса Мирошникова газете «Комсомольская правда»
Возобновленио следствия по факту обнаружения останков Царской Семьи
Об обнаружении фрагментов костей двух человек со следами насильственной смерти в окрестностях Екатеринбурга
Наше кино
В самом конце 2007 года на российском телеэкране состоялась премьера нового 14серийного художественного фильма “Ликвидация”. Этот фильм о милиции. И не только о ней... Фильм, вызвавший подлинный интерес и самые противоположные точки зрения. …Всего лишь год минул после окончания Великой Отечественной войны...
Летучку прервали аплодисменты
Привычный ритм очередной редакционной летучки, когда обозревающий разбирает вышедшие материалы, как говорится, по косточкам, был нарушен сообщением главного редактора газеты полковника милиции Валерия Кулика...
Компетентно
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru