То, что в Москве скоро произойдет автомобильный коллапс, никто не сомневается. Это вопрос времени. Число машин на столичных магистралях растет не по дням, а по часам. Пробка - увы, это привычный пейзаж мегаполиса. Да и в других городах водители все чаще испытывают на себе аналогичные проблемы. Разрубить этот гордиев узел можно! Причем без особых материальных затрат - утверждает группа ученых Независимого координационно-экспертного совета (НКЭС).
- Мы привыкли видеть светофоры, причем не только на перекрестках, но и там, где они вообще не нужны, - говорит один из авторов проекта "Бессветофорное движение" Роберт Мусаелян.
- Да они (светофоры) вообще не нужны, - утверждает ученый с мировым именем, заслуженный деятель науки, доктор технических наук Александр Дмитриев, - свое дело они выполнили еще в ХХ веке и должны уйти на заслуженный отдых (читай -в переплавку).
Так что же предлагают ученые мужи? Идея на поверку оказывается достаточно проста, как и все гениальное. - Все, что необходимо сделать городским властям, - это правильно организовать схему движения транспорта по улицам и проспектам, причем в рамках действующих Правил дорожного движения. По мнению авторского коллектива, нет никакой необходимости строить дорогостоящие многоуровневые транспортные развязки и эстакады. Решение транспортного вопроса вполне можно устроить в двухмерном пространстве. Что это, фантастика, бред? Нет! Это реальность, а революцию в организации дорожного движения можно и, наверное, нужно совершить уже сейчас. Принцип, на котором строится идея, можно сформулировать несколькими предложениями: в городской схеме дорожного движения должны отсутствовать участки с движением под углом друг к другу, а тем более встречное движение. Пересекаться траектории движения транспортных средств должны исключительно в одном направлении, то есть при перестроениях. Конечно же, лучше всего проектировать новые микрорайоны с учетом этого простого правила. Но, как показывают исследования, и в районах старой застройки можно достаточно просто и с малыми затратами оптимизировать существующую систему дорожного движения, не нарушая уже сложившейся инфраструктуры.
Представьте картину: менеджер Витя живет в пункте А, а работает в пункте Б. Чтобы попасть на работу, Виктору необходимо пересечь несколько перекрестков. На каждом из них работает светофор. Вот и стоит наш менеджер в заторе, нервничает, материт городские власти, гаишников. Настроение портится. А это на результатах труда сказывается. Революционная схема проекта "Бессветофорное движение" предлагает иной маршрут для того же Виктора: не пересекать проспект, а плавно повернуть направо и постепенно перестраиваться в крайний левый ряд. Да, ему, может быть, придется сделать небольшой крюк, метров 400 - 500 в одну сторону, а там - висит знак, разрешающий разворот. Автомобиль Виктора разворачивается и движется в обратном направлении к тому самому перекрестку, который он должен был пересечь. Теперь, чтобы попасть на необходимую улицу, ему предстоит постепенно перестроиться в правый ряд.
Так ведь водителю лишний километр придется проехать, время потратить целых две-три минуты и бензина граммов сто! - заметит скептик. Да. Придется. Но есть один нюанс: эти две-три минуты он будет ехать, а не стоять.
"Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать" - гласит народная мудрость. Поэтому ниже приведены наглядные схемы, предлагающие принципиально новую организацию дорожного движения. Присмотритесь к ним повнимательнее. Авторы не претендуют на то, что все они идеальны. Вполне возможно, что кто-то из читателей предложит какие-то усовершенствования этих схем. Так что приглашаем всех к диалогу. Ведь в конце концов есть такое понятие, как коллективный разум.
Основным принципом построения бессветофорного способа движения является использование главным образом T-образных перекрестков. Как видно из схем, чтобы попасть на параллельную дорогу водителю, который находится в условиях одностороннего движения, достаточно только перестроиться на пути от 300 до 700 м из одного крайнего ряда в другой. Длина этого участка в первую очередь определяется величиной разрешенной скорости. Как показывают расчеты, даже для крупных мегаполисов максимальное количество полос на дорогах с односторонним движением не превышает 6. Для улиц, соединяющих главные магистрали, достаточно 2 - 3 полос в каждом направлении.
В зависимости от градостроительной концепции, для микрорайона наиболее оптимальные размеры каждой из сторон от 400 - 1200 м. Вокруг которых осуществляется огибающее движение, а внутри сквозное по всем маршрутам параллельно одной из главных магистралей.
Абсолютное отсутствие светофоров и удобные повороты с большим радиусом кривизны позволяют безостановочно двигаться в течение всего пути со скоростью не менее 40 километров в час.
Ниже приведены ринципиальные схемы организации БД (бессветофорного движения). Эти схемы могут применяться для реконструкции уже существующего дорожного движения в городах (мегаполисах).
Более подробную информацию можно получить на сайте www.cmmp.ru