Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2009 год

Не сын, но учитель

Небывалое и чудовищное дело творилось в холодный дождливый вечер 22 октября 1918 года в знаменитом Александро-Свирском монастыре близ Ладожского озера. Отряд ЧОН и “орлы революции” (моряки Балтийского флота под предводительством уполномоченного петроградской ЧК товарища Гайхмана) впервые на Руси вскрывали раку одного из великих святых - преподобного Александра Свирского.

Небывалое и чудовищное дело творилось в холодный дождливый вечер 22 октября 1918 года в знаменитом Александро-Свирском монастыре близ Ладожского озера. Отряд ЧОН и “орлы революции” (моряки Балтийского флота под предводительством уполномоченного петроградской ЧК товарища Гайхмана) впервые на Руси вскрывали раку одного из великих святых - преподобного Александра Свирского.

Разумеется, это происходило не случайно: святой Александр был известен как молитвенник за царей. Когда-то Иван Грозный молился преподобному перед взятием Казани и после победы объявил его “великим и дивным чудотворцем” на всю Россию. С тех пор каждый российский самодержец приезжал поклониться в монастырь. Все Романовы были почитателями преподобного Александра. А одной из первых часовен, возведенной Петром I в новой столице, была часовня Александра Свирского.

Святотатцы были потрясены: в раке оказались абсолютно нетленные, по виду как живые, мощи преподобного. Не зная, что делать, чекисты объявили, что при вскрытии обнаружили восковую куклу. А протестовавшего против официального заключения архимандрита Евгения расстреляли. Вскоре в разоренном монастыре начал действовать “островок ГУЛАГа”. Через несколько дней Гайхмана нашли в сточной канаве со свернутой шеей - местные крестьяне не простили надругательства над святыней.

Прошло 80 лет. Игумен возрождающегося Александро-Свирского монастыря Лукиан благословил кандидата биологических наук инокиню Леониду (Сафонову) на работу в архивах для поиска сведений о мощах преподобного Александра Свирского. После долгих и тяжелых поисков к ней в руки попал документ из центрального архива Санкт-Петербурга. Документ свидетельствовал, что мощи преподобного проходили экспертизу в подотделе Наркомата здравоохранения в феврале 1919 года. Поиски привели в Военно-медицинскую академию, где еще в 50 - 60-е годы демонстрировали нетленные мощи преподобного как “пример естественной мумификации”.

“Святой нас утешил особо, - вспоминала инокиня Леонида. - После того как был отслужен молебен перед мощами в судебной медслужбе, они стали мироточить. Каждая морщинка тела была покрыта миром - святой отвечал нам: “Это я, я вас слышу!”

...Преподобный Александр родился к северу от Новгорода в Олонецкой земле, в деревушке Мандера. Тихо и спокойно проходит детство, учение, работа с родителями в поле. Амос (имя, данное преподобному Александру при рождении) растет замкнутым и молчаливым, почти не играет со сверстниками, все чаще его застают за книгой, он пытается подражать великим подвижникам: строго постится, мало спит, в зимнее время ходит без шапки, в худой одежде. Все это вызывает беспокойство родителей, и они начинают подыскивать ему невесту. А сын тем временем встречает двух монахов с Валаама, которые благословляют его на иноческую жизнь. Амос приходит на Валаам и принимает постриг с именем Александр. Только через три года отец находит сына на Валааме, бросается к нему, обнимает, плачет, шепчет дорогое имя: “Амос, Амос, сын мой, вернемся домой!” Александр мягко отстраняет его: “Отче, да послушаешь совета моего. Возвращайся домой один, раздай имущество и уходи в монастырь”. Наутро отец приходит к Александру с изменившимся лицом: “Все сделаю, как ты велел, - говорит он юноше. - Ты прав, не сын ты мне, но отец и учитель”.

Мать Александра также облеклась в монашеский чин.

Ученик преподобного инок Иродион рассказывал, что на Валааме Александр был послан в пекарню, где “пребывал смиренно, всех превосходя трудом, носил воду и таскал из леса дрова, утомляя тело свое”. И в пост, и не в пост он употреблял только хлеб и воду, и то в малом количестве. Вскоре об Александре уже шла молва как о великом подвижнике. Но грустно было молодому монаху видеть, что начинает окружать его человеческая слава, популярность - не к ней он стремился. Александр ушел из монастыря. Он отправился на восток в необитаемые тогда места на берегу реки Свири. Пел псалмы и трудился. Едой служила трава. Не сразу Александр привык к этой пище: поначалу испытывал такие боли, что целыми днями лежал на земле не в силах подняться. Многие годы он не видел человеческого лица. Постепенно слух о великом подвижнике снова распространился по Новгородской земле. Вокруг преподобного собралась братия и отстроилась обитель.

Но даже став игуменом монастыря, преподобный принимал на себя больше трудов, чем кто-либо другой. Он рубил лес, строил кельи, месил тесто, пек хлебы, заготавливал дрова, носил воду. Ходил в старом залатанном подряснике круглый год, даже “когда от лютого мороза трескалась земля”.

Народ шел к Александру со всей Руси. К нему приводили больных. У него просили совета, приходили за поучением и благословением.

Преставился святой Александр Свирский 30 августа 1533 года. После смерти, как писал ученик игумена, лицо преподобного не было похоже на лицо умершего человека, но светилось как и при жизни.

По благословению Святейшего Патриарха Алексия II нетленные мощи Александра Свирского в 1998 году были торжественно перенесены в возрожденный Александро-Свирский монастырь. И сегодня, как и в прежние времена, у раки святого происходят чудеса: парализованные начинают ходить, бесплодные супружеские пары обретают способность к деторождению, исцеляются неизлечимые заболевания. А в окруженный сосновым бором монастырь на берегу Свири в поисках утешения и исцеления с верой и надеждой к великому русскому святому стекаются паломники со всех краев необъятной Русской земли.

Владимир КАПИТАНОВ

 Фото автора

Ленинградская обл.

 

 

 

 

Другие материалы раздела
СКОРОСТЬ ДОВЕРИЯ
Понятия “байкер” и “злостный нарушитель ПДД” как-то незаметно стали синонимами в нашем сознании. Хотя, если внимательнее присмотреться, это далеко не так.
КАК НЕ РАЗБУДИТЬ ЛИХО
Поволжье - уникальное место, где на берегах великой русской реки живут разные народы, соседствуют многие культуры, и вопросы взаимного уважения, толерантности приобретают здесь особое звучание. Взять Ульяновскую область, где испокон веков насчитывается свыше ста национальностей. Причем если в большинстве российских областей, расположенных в европейской части страны, русских свыше 90 процентов, то здесь их на сегодняшний день только 70 с небольшим. 14 процентов татар, за ними по численности следуют чуваши, мордва и все остальные. Традиционные конфессии представлены православием, исламом, а совсем недавно в Ульяновскую область приехал раввин. Собственно, иудеи были и раньше, но не было священнослужителя, который бы отправлял религиозные обряды. Администрация области выделила для этих целей помещение. Теперь можно сказать, что здесь есть и иудаизм. Для полного комплекта не хватает только буддизма. О том, как в этом непростом регионе, где представлено столько разноплановых культур, решаются проблемы межнациональных и межконфессиональных взаимоотношений, мы попросили рассказать помощника губернатора Ульяновской области, курирующего эти вопросы, Татьяну СЕРГЕЕВУ.
А ПО СОВМЕСТИТЕЛЬСТВУ - НИЗШИЙ ЧИН ПОЛИЦИИ
Летом 1752 года среди московского градоначальства разразился скандал. Перед самым приездом императрицы Елизаветы в Москву был заслушан доклад генерал-прокурора о подготовке к торжественной встрече. А из него следовало, что даже близ Триумфальных ворот, воздвигнутых из патриотических побуждений горожанами, прилегающая площадь с пустующими лавками буквально до крыш завалена грязью, навозом, мусором. Причем свезли сюда нечистоты с улиц, которые тщательно очищались дворниками в плане подготовки к тому же самому визиту царицы.
Аксакал на службе джамаата
Эта операция началась ровно в 6 часов 15 минут на Харьковской улице столицы Дагестана. Интересующий оперативников дом был окружен заранее в полной тишине. Бойцы МВД Дагестана и республиканского Управления ФСБ взяли под контроль все прилегающие улочки и все соседние подворья. На крышах домов засели снайперские расчеты. Силовики готовились штурмовать дом и, судя по всему, ожидали, что встретят жесткое сопротивление. Именно такой сценарий предвещала оперативная информация - в доме засели трое бандитов из джамаата “Шариат”, входившие в окружение главаря Расула Макашарипова по кличке Муслим.
ДОРОГА В НИКУДА
Крупная автомобильная катастрофа под Краснодаром вновь заставила средства массовой информации заговорить о проблеме обеспечения безопасности дорожного движения.
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru