Казалось, ничто не предвещало грядущей трагедии тихим утром 4 января 1917 года на рейде Порт-Саида - главных ворот Суэцкого канала. Под удивленными взглядами египетских рыбаков из гавани в Средиземное море вышла необычная процессия: английское посыльное судно, французский тральщик и, наконец, красавец броненосец “Пересвет” под российским Андреевским флагом. |
Казалось, ничто не предвещало грядущей трагедии тихим утром 4 января 1917 года на рейде Порт-Саида - главных ворот Суэцкого канала. Под удивленными взглядами египетских рыбаков из гавани в Средиземное море вышла необычная процессия: английское посыльное судно, французский тральщик и, наконец, красавец броненосец “Пересвет” под российским Андреевским флагом.
Внезапно раздался глухой взрыв и сразу еще один, намного мощнее и громче. Через несколько десятков секунд все было кончено: “Пересвет” перевернулся и затонул. К чести союзников, они сразу же пришли на помощь русским морякам: из 820 человек экипажа удалось спасти 736...
Как позже выяснилось, корабль подорвался на мине, поставленной немецкой подводной лодкой. От взрыва сдетонировал боезапас носовых орудий, что и привело к фатальным последствиям. Ответственность за гибель российского броненосца несет прежде всего косное британское морское командование в этой зоне Средиземного моря, так и неудосужившееся поменять якобы “безопасные” фарватеры следования судов, давно уже известные германским подводникам.
Да, но как появился “Пересвет” в Порт-Саиде? Ведь хорошо известно, что российские корабли воевали в то время лишь на Балтике и на Черном море, оказавшись с началом Первой мировой там фактически запертыми... А вот как. В начале 1916 года с целью более активного использования флота в боевых действиях было решено создать флотилию Северного Ледовитого океана - прообраз будущего могучего Северного флота СССР. Решение, конечно, нужное и своевременное, но откуда взять боевые корабли для будущей флотилии? Ни с Балтики, ни с Черного моря не вырваться... Конечно же, с Тихого океана! Правда, после несчастливой русско-японской войны о военном флоте здесь вообще предпочитали не вспоминать и каких-либо серьезных сил во Владивостоке не держали. Удалось договориться с японцами и выкупить у них несколько своих же старых кораблей из состава Первой тихоокеанской эскадры, когда-то затопленных, но затем поднятых и исправно служивших в японском флоте. Так летом 1916 года во Владивосток вернулся броненосец “Пересвет”.
...Заглянем еще дальше вглубь истории. Сошедшие со стапелей Балтийского завода в 1901 году два новых эскадренных броненосца были окрещены в честь иноков - героев Куликовской битвы Александра Пересвета и Андрея Осляби, чей прах и ныне покоится в храме-памятнике Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове в Москве. Как и их святые покровители, оба корабля героически бились с врагами. “Ослябя” вместе с большей частью экипажа погиб в Цусимском сражении, а “Пересвет” был затоплен своим экипажем в гавани Порт-Артура в последние часы обороны города. Вторая жизнь этого броненосца под Российским флагом, увы, оказалась недолгой...
Недавно, накануне очередной годовщины Куликовской битвы, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Порт-Саиде отслужили панихиду у монумента “Пересвет” и обелиска - места захоронения российских моряков. Этот монумент, открытый в 1954 году, стал выражением нашей благодарности всем тем, кто погиб, защищая интересы России вдали от Родины.
Традиция русского флота иметь в своем составе корабли, носящие имена Пересвета и Осляби, продолжается и ныне. В этом году при содействии Администрации Президента России, издательского совета Русской Православной Церкви и православного благотворительного фонда “Пересвет” имена героев Куликовской битвы присвоены двум большим десантным кораблям Тихоокеанского флота.
Об этом и шла речь на состоявшейся на днях пресс-конференции, проведенной издательским советом Русской Православной Церкви.
Владимир СТАРИКОВ