Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2009 год

АНАТОМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ

В ходе контртеррористической операции российских силовых структур на Юге России удалось ликвидировать ряд знаковых фигур в среде непримиримых экстремистов, бросивших вызов российской государственности. Но с ликвидацией Басаева, Сайдулаева и других полевых командиров активность спецслужб не снижается, на что есть ряд объективных причин. Еще не прекращаются попытки дестабилизировать обстановку в ряде республик Северного Кавказа, еще действуют центры, где продолжается вербовка молодежи в бандформирования. Как организовано взаимодействие силовых структур России по противостоянию экстремистским и террористическим силам? Что необходимо для того, чтобы антитеррористические мероприятия стали более действенными? На эти и другие вопросы нашего корреспондента Юрия Котенка отвечает руководитель аппарата Национального антитеррористического комитета - заместитель директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации генерал-лейтенант Владимир Булавин.

В ходе контртеррористической операции российских силовых структур на Юге России удалось ликвидировать ряд знаковых фигур в среде непримиримых экстремистов, бросивших вызов российской государственности. Но с ликвидацией Басаева, Сайдулаева и других полевых командиров активность спецслужб не снижается, на что есть ряд объективных причин. Еще не прекращаются попытки дестабилизировать обстановку в ряде республик Северного Кавказа, еще действуют центры, где продолжается вербовка молодежи в бандформирования. Как организовано взаимодействие  силовых структур России по противостоянию экстремистским и террористическим силам? Что необходимо для того, чтобы антитеррористические мероприятия стали более действенными? На эти и другие вопросы нашего корреспондента Юрия Котенка отвечает руководитель аппарата Национального антитеррористического комитета - заместитель  директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации генерал-лейтенант Владимир Булавин.

- Как, на ваш взгляд, организовано взаимодействие силовых структур России по противостоянию экстремистским и террористическим силам?
- В настоящее время в области противодействия терроризму и экстремизму организовано тесное взаимодействие не только силовых структур, но и всех органов исполнительной власти.
После серии крупнейших в истории России террористических актов летом-осенью 2004 года была проведена реорганизация силовых структур, специализирующихся на борьбе с терроризмом. В результате преобразований, в том числе в ФСБ и МВД, изменилась организация проведения контртеррористической операции на Северном Кавказе, по новому ведется сбор и анализ разведывательной информации о лидерах бандформирований и бандподполья в целом, претерпела изменения и тактика действий специальных подразделений. Результаты этой работы видны уже сейчас: ликвидация убийцы детей - Басаева, серьезные достижения в ликвидации бандподполья на территории Республики Ингушетия, ряд успешных операций в Дагестане. На территории Чеченской Республики также видны положительные сдвиги в социальной и экономической обстановке.
Создан Национальный антитеррористический комитет, образованы антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации, которым поручено заниматься профилактикой в области борьбы с терроризмом.
В составе Национального антитеррористического комитета образован Федеральный оперативный штаб. В каждой республике, крае и области созданы оперативные штабы во главе с руководителем Управления ФСБ. В состав штаба входят руководители всех правоохранительных структур региона, представители исполнительной власти субъекта Федерации, командиры частей и соединений Вооруженных Сил России.
Именно они будут руководить проведением контртеррористической операции на территории конкретного региона, если в ней возникнет потребность.
Кроме того, оперативные штабы будут заниматься прогнозированием развития обстановки, своевременно реагировать на ее изменение, вырабатывать меры по нейтрализации угроз террористического характера.
- В последнее время приходят сообщения о попытках международных террористических структур создать новый очаг напряженности на Северном Кавказе и придать новый импульс бандитским вылазкам в этой части России. С чем связана работа по предотвращению подобных сценариев?
- Предупреждение терроризма сводится не только к применению мер специального характера и проведению специальных операций. Главная задача - создание в Северо-Кавказском регионе условий экономического развития и социальной стабильности, религиозной терпимости. Только в этом случае на кавказской земле наступит окончательный мир.
Хочется верить, что те, кто попал в ряды бандитов по заблуждению, под угрозой расправы или по другим не зависящим от них причинам, смогут вернуться к мирной жизни. Обращение председателя Национального антитеррористического комитета генерала армии Николая Патрушева, инициатива о целесообразности принятия акта об амнистии предоставили им еще одну такую возможность. Многие ею уже воспользовались.
Развитие оперативной обстановки на Северном Кавказе имеет устойчивую динамику в сторону улучшения.
- Известно, что в спецслужбах существуют списки лидеров террористов и главарей бандформирований, которые должны быть неумолимо нейтрализованы. Этот список редеет, но все же на смену ликвидированным главарям приходят новые фигуры. Пока находятся на свободе и такие знаковые фигуры, как Умаров, Раппани и ряд других. Значит, деятельность спецслужб в этом направлении не должна становиться менее интенсивной...
- Федеральной службой безопасности России проводится большая работа по нейтрализации главарей бандформирований. В ходе контртеррористических операций уничтожены наиболее одиозные главари: Басаев, Бараев, Гелаев, Масхадов, Сайдулаев. Ликвидированы иностранные наемники Хаттаб, Абу Аль Валид, Абу Дзейд и многие другие, которые творили страшные преступления на территории России, убивая в том числе и мусульман.
Мероприятия по пресечению преступной деятельности так называемых эмиров - и малых, и больших - будут продолжены. Это залог будущего спокойствия на земле Северного Кавказа.
- Президент поручил уничтожить террористов, зверски казнивших наших дипломатов в Ираке. Какие дополнительные полномочия органам госбезопасности могут помочь в осуществлении этой миссии. Ваш комментарий на эту тему, по мере возможности.
- Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ “О противодействии терроризму” дает правовые основания для проведения контртеррористических операций с использованием возможностей Вооруженных Сил Российской Федерации при выполнении задач по пресечению международной террористической деятельности, в том числе и за пределами территории России.
Николай Патрушев в одном из интервью отметил, что в работе по розыску террористов, совершивших убийство российских дипломатов в Ираке, уже имеются положительные результаты. Они обязательно будут найдены, арестованы и подвергнуты справедливому наказанию. Поручение Президента Российской Федерации будет выполнено.
Каких-либо дополнительных полномочий министерствам и ведомствам, участвующим в реализации данной задачи, не требуется.
- В прошлом году американские эксперты заявили, что Россия, отразив нападение боевиков на Нальчик, предотвратила теракт, сопоставимый с террористическими атаками на США в 2001 году. Это действительно так? Что же замышляли террористы в России?
- Мы располагаем неопровержимыми доказательствами о намерениях террористов, предпринявших нападение на Нальчик, захватить воздушное судно и использовать его в террористическом акте. Показания бандитов оформлены соответствующим образом. Последствия подобного сценария трудно оценить, но можно с уверенностью сказать, что пострадавших и жертв террористического акта было бы во много раз больше.
Как вы знаете, этим намерениям не суждено было сбыться. Большую благодарность надо выразить группам оперативного управления, которые были сформированы незадолго до совершения этого теракта и сыграли ведущую роль в его пресечении и минимизации последствий. Нами была дана детальная оценка действиям всех правоохранительных спецслужб и силовых структур, принимавших участие в подавлении этой бандитской вылазки в городе Нальчике, сделаны выводы, которые легли в основу разработки новых принципов и подходов к проведению подобных операций и ликвидации последствий кризисных ситуаций.
Возможные попытки деструктивных сил совершить подобные деяния будут и впредь наталкиваться на скоординированное противодействие ФСБ, МВД, МО, СВР, ФСО, МЧС и других органов исполнительной власти Российской Федерации, входящих в Национальный антитеррористический комитет.
- В 80 - 90-е годы прошлого столетия органы государственной безопасности существенно сузили свои возможности по целому ряду причин: скудному финансированию, оттоку профессиональных кадров, банальному предательству и колоссальному ослаблению оперативной работы. Что сделано, делается и будет сделано для исправления ситуации?
- Хочу сказать, что произошло глубокое осознание обществом и всеми ветвями власти угроз безопасности страны. Была осуществлена большая работа по укреплению государственного механизма в целом, в том числе и органов ФСБ России.
В настоящее время возросло понимание важности целей и задач, стоящих перед органами безопасности, что значительно повысило престижность службы в ФСБ России. Увеличилось число молодых людей, проявляющих интерес к нашей работе. Это дает возможность тщательно отбирать в органы безопасности перспективных кандидатов. Принятые руководством страны меры позволили не только остановить отток кадров, но и закрепить в органах безопасности как талантливую молодежь, так и опытных сотрудников, заметно повысить уровень их профессиональной подготовки.  Постоянно повышается социальная защищенность сотрудников, увеличивается их денежное содержание, наметилась положительная динамика в решении жилищной проблемы. Особое внимание уделяется социальной защите сотрудников, пострадавших при исполнении служебного долга в зоне проведения контртеррористических операций. Мы постоянно заботимся о семьях, помогаем вдовам решать бытовые проблемы, растить детей. Это наш долг перед теми, кто придет на смену своим отцам и будет продолжать их дело служения Отечеству.
- По мнению экспертов, одной из главных проблем России является относительная прозрачность ее границ на восточном и южном направлениях. Помимо потоков наркотиков, боевиков, большое число нелегальных мигрантов пытается использовать нашу территорию для транзита в страны Запада или же закрепиться в России со всеми вытекающими последствиями. Что предпринимается для коренного изменения ситуации с охраной государственной границы? Что еще предстоит сделать в этом плане на кавказском направлении, а точнее, на участке границы с Грузией?
- В принципе данный вопрос не относится непосредственно к зоне ответственности Национального антитеррористического комитета, но как один из заместителей директора ФСБ России я могу сказать следующее. В настоящее время осуществляется комплекс мер по формированию нового облика пограничных органов и границы Российской Федерации в целом. С этой целью разработана и реализуется Концепция формирования пограничных органов ФСБ России на период до 2007 года. Ее смысл в том, чтобы с учетом имеющихся у государства возможностей в кратчайшие сроки сформировать в системе органов ФСБ России современную пограничную службу, способную эффективно и защищать, и охранять государственную границу, бороться с трансграничной преступностью. Прежде всего предстоит создать необходимую пограничную инфраструктуру и новую систему охраны на необустроенных и наиболее горячих участках границы на Северо-Кавказском (граница с Грузией), Казахстанском и Западном направлениях. Предусматривается последовательный переход к новым формам и способам пограничной деятельности и на других участках российской границы.
В основу формирования современной системы защиты и охраны государственной границы Российской Федерации закладывается приоритет прежде всего оперативного способа решения этой задачи. Основные усилия пограничных органов сосредоточиваются на выявлении нелегальных каналов и пресечении проникновения через государственную границу членов международных террористических организаций, транспортировки средств совершения террористических акций, а также незаконной миграции и контрабанды.
- Можно ли утверждать, что в конце прошлого столетия состоялся массированный импорт террора в виде его составляющих в идеологии, методике и исполнителей в Россию? Как противостоять экстремизму на уровне идеологии, пропаганды и агитации?
- Можно. Подтверждением этому являются события на Северном Кавказе, происходившие и происходящие в настоящее время. Рецепт решения состоит в:
- разработке общегосударственной системы мер профилактики экстремистской деятельности (социально-экономические, политические, правовые, информационно-пропагандистские и другие), усилении ориентации государственных систем воспитания и образования на формирование в сознании подрастающего поколения россиян антиэкстремизма и неприятия экстремизма как формы общественного поведения;
- усилении взаимодействия органов исполнительной власти всех уровней в рамках их компетенции в направлении активизации пропаганды антиэкстремизма;
- доведении до населения объективной информации о негативной и зачастую антиобщественной деятельности радикальных религиозных группировок.
- Как можно охарактеризовать ситуацию в плане обеспечения безопасности на Юге России?
- Как имеющую положительные тенденции. Однако общую ситуацию на территории Северного Кавказа осложняют вылазки бандформирований.
Вместе с тем в последнее время часть членов банд и некоторые лидеры среднего звена вступили в переговоры с представителями законной власти Чеченской Республики и федерального центра о прекращении противозаконной деятельности. По состоянию на 3 августа о сложении оружия в связи с обращением председателя Национального антитеррористического комитета заявили более 80 боевиков. Будем работать над закреплением этой безусловно положительной тенденции.
- Что предстоит сделать на законодательном уровне для повышения эффективности органов безопасности и правопорядка?
- Работа по совершенствованию законодательства была и остается в центре нашего внимания. Современные угрозы безопасности зачастую носят глобальный характер и не ограничены рамками одного государства, что признается всем мировым сообществом. С учетом этого обстоятельства важнейшими задачами в нормотворческом процессе являются создание единого международного правового механизма противодействия этим угрозам и приведение национального законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами международных договоров.
Кроме того, в целях обеспечения защищенности граждан и общества, надежного и бесперебойного функционирования правоохранительного аппарата государства, повышения авторитета власти и доверия к ней населения необходимо своевременно и четко определять сферы ответственности государственных органов всех уровней и соответствующих должностных лиц, ставить перед ними конкретные задачи и обеспечивать их исполнение.
Не стоит также забывать о совершенствовании механизмов социальной и правовой защиты граждан, пострадавших от преступных посягательств.
- По мнению целого ряда экспертов, международное сотрудничество в плане противодействия терроризму пока в большей степени остается на уровне деклараций. Что необходимо сделать, чтобы оно было реальным, предметным и действенным?
- В последнее время мировое сообщество пришло к пониманию того, что в одиночку ни одно государство не в состоянии справиться с вызовами международного терроризма. Для нас необходимы объединенные усилия всех стран, в том числе и по линии деятельности спецслужб. При этом основополагающей задачей остается обеспечение национальных интересов.
Мы взаимодействуем со 104 органами безопасности, спецслужбами и правоохранительными органами 67 стран мира, в том числе с 42 пограничными ведомствами 35 иностранных государств.
Основными направлениями в этой сфере являются борьба с международным терроризмом и экстремизмом, наркобизнесом и незаконной миграцией, а также обеспечение безопасности государственной границы. При этом приоритетным остается антитеррористическое направление.
Одной из задач, поставленных Президентом Российской Федерации перед Национальным антитеррористическим комитетом, является участие в международном сотрудничестве в области противодействия терроризму, что позволит повысить эффективность взаимодействия с зарубежными партнерами.
В апреле текущего года мы провели презентацию НАК для официальных представителей органов безопасности, спецслужб, правоохранительных органов, аккредитованных в Москве, на которой присутствовали 60 представителей из 49 государств мира.
Нами активно устанавливаются прямые рабочие контакты с антитеррористическими центрами зарубежных стран. Мы уже взаимодействуем с Национальным координационным антитеррористическим центром Испании, руководством антитеррористического отдела ОБСЕ, рядом спецслужб и правоохранительных органов зарубежных государств.
- Известно, что в структурах НВФ, действовавших и действующих на Северном Кавказе, присутствуют наемники из различных стран. Как прекратить этот процесс, перекрыть каналы вербовки, переправки и обучения такой категории маргинальных элементов, пополняющих ряды противников России?
- Прежде всего необходимо налаживать повседневное тесное сотрудничество и взаимодействие с международным сообществом по всему комплексу противодействия экстремизму и терроризму.
- В последнее время на Западе участились вбросы информации о вариантах распада России, ее уязвимости и даже возможном нанесении ударов по ее стратегическим военным объектам. Все это направлено на изучение реакции на такие сообщения. В связи с этим такой вопрос: что, на ваш взгляд, представляет большую угрозу для безопасности России?
- Государства, рассматривающие Россию как противника или заинтересованные в ее максимальном ослаблении, вплоть до распада, и проводящие силами своих спецслужб линию на дестабилизацию обстановки в стране, ослаблении или разрушении власти.
Международные террористические и иные экстремистские организации, ставящие перед собой цели объединения государств на основе какого-либо общего признака (расы, религии, идеологии) с целью противостояния другим группам государств или раскола существующих государств на той же основе.
Внутрироссийские сепаратистские и экстремистские организации, преследующие цели насильственного изменения конституционного строя и территориальной целостности Российской Федерации.
- Террористические структуры и их покровители ставят задачу по владению и приобретению компонентов оружия массового поражения. Зафиксированы ли такие попытки в России? На каком уровне находится обеспечение безопасности объектов ядерного комплекса и компонентов ядерного оружия в нашей стране?
- В 2005 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Международную конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма. Речь идет о глобальном международном договоре, инициированном Россией еще восемь лет назад. Можно сказать, что все это время наша страна вела настойчивую и системную работу в пользу принятия конвенции, доводя до понимания партнеров ее значение для предотвращения опаснейшей категории терроризма массового поражения - ядерного терроризма.
Не случайно уже в этом году на саммите “Группы восьми” президентами России и США достигнута договоренность о повышении эффективности международных антитеррористических усилий по обеспечению безопасности как мирного, так и военного атома, предусмотрены меры по пресечению терактов с использованием самодельных ядерных устройств. Эта инициатива будет рассмотрена на последующих заседаниях “большой восьмерки”.
Национальный антитеррористический комитет также считает данную задачу наиболее приоритетной, тем более в условиях реформирования отрасли ядерной энергетики.
Поэтому на заседании Национального антитеррористического комитета первым из вопросов, носящим прикладное значение, был рассмотрен вопрос антитеррористической защищенности объектов атомно-энергетического комплекса Российской Федерации. Определены основные направления по совершенствованию этой работы.
Конкретно это выражается в системном обеспечении безопасности ядерно-энергетических объектов, разработке и реализации мер по защите населения от техногенных рисков и нештатных ситуаций, своевременном выявлении признаков подготовки террористических актов, а также фактов незаконного оборота ядерных материалов и радиоактивных веществ.
Национальный антитеррористический комитет координирует эту работу, которая осуществляется в тесном взаимодействии подразделений ФСБ, Минатома, МВД России и других заинтересованных министерств и ведомств.
Особое внимание уделяется вопросам надежного обеспечения физической защиты объектов. Меры по ее усилению регулярно рассматриваются на заседаниях антитеррористических комиссий субъектов Российской Федерации.

Другие материалы раздела
ГЛОБАЛЬНЫЙ ОТВЕТ ГЛОБАЛЬНОЙ УГРОЗЕ
Наш форум не случайно проходит в сентябре. Это месяц, когда мир чтит память безвинно погибших жертв террористических актов в Нью-Йорке и Беслане, Лондоне и Москве, Каспийске и Волгодонске, Мадриде и Буйнакске, Назрани и других городах в самых разных точках планеты. И до 11 сентября 2001 года мир не раз застывал в шоке от терактов. Но именно первый сентябрь третьего тысячелетия стал точкой отсчета новой реальности XXI столетия. Надежда на консолидацию мирового сообщества в войне с терроризмом сменилась разочарованием.
НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ЖЕНИХ
Когда Локтионов вошел в свой кабинет, народу там было уже полно. Сегодня утром ему пришлось отвозить тещу на вокзал, поэтому на работу он явился несколько позже обычного. “Черт побери, - подумал про себя Локтионов, - скоро уже год как существуем, а помещения для работы так и не нашлось, вот и приходится всем десятерым ютиться в одном, хотя и очень просторном, кабинете”. Еще больше он расстроился, когда увидел, что его стол у окна был занят. С видом хозяина за ним расселся Лешка Николаев, который пришел работать в отдел нравов совсем недавно и собственным столом еще не обзавелся. Напротив него сидела заплаканная молодая женщина.
Отвага не уходит в отставку
Его и сегодня считают лучшим сотрудником УВД Липецкой области, несмотря на то что в прошлом году подполковник милиции Волынчиков вышел в отставку. Теперь он сотрудничает со своими вчерашними коллегами в качестве заместителя директора охранного предприятия. В феврале Сергей Петрович в одиночку задержал группу преступников, похитивших со склада организации материальные ценности на сумму свыше 60 тысяч рублей, за что был поощрен правами начальника УВД.
Приоритет дружбы - безопасность людей
В Гомеле состоялось очередное, четырнадцатое, заседание Объединенной коллегии министерств внутренних дел Российской Федерации и Республики Беларусь.
И покурить не успел...
В Красноярске прогуливавшиеся в один из августовских дней по улице Дубровинского горожане стали свидетелями мужественного поступка, совершенного подростками.
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru