Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2009 год

КОГДА УСПЕХ... ЗАПЛАНИРОВАН

На вопросы газеты “Щит и меч” отвечает начальник ГУВД Тюменской области генерал-лейтенант милиции Сергей БЕЗРУКОВ.

На вопросы газеты “Щит и меч” отвечает начальник ГУВД Тюменской области генерал-лейтенант милиции Сергей БЕЗРУКОВ.

- Сергей Иванович, органы внутренних дел Тюменской области одними из первых в стране апробировали на себе новые подходы к решению вопросов профилактики преступности правонарушений. Судя по статистике, изменения налицо. Скажем, можно записать в качестве недостатка возросшее в два с лишним раза количество злодеяний, совершенных на улицах и в общественных местах. Однако это одновременно свидетельствует и об усилении работы по выявлению подобных фактов. К тому же и их раскрываемость заметно увеличилась. Как, на ваш взгляд, сказалась на криминогенной ситуации деятельность по-новому? Каковы основные результаты реформ?
- Меня часто спрашивают, почему в экономически благополучной Тюменской области количество преступлений растет и растет? Причин тому несколько. Прежде всего, это социальные факторы: безработица, пьянство, социальная неустроенность, увеличение числа преступлений, совершенных ранее судимыми лицами. Кроме этого, ужесточился спрос за соблюдение учетно-регистрационной дисциплины, улучшилась выявляемость преступлений практически всеми службами. Сказываются и перемены в отношении граждан к работе милиции. Сто семьдесят дополнительных участковых пунктов милиции, открытых в областном центре, позволили приблизить наших сотрудников к населению, - и люди к нам идут, все реже считают обращение в милицию безнадежным делом.
Статистика подтверждает: за 1-е полугодие этого года мы зарегистрировали столько заявлений граждан, сколько за весь 2004 год. И нас не очень пугает, что мы не справимся, утонем в этом растущем вале. Только выявляя и регистрируя все факты совершения преступлений, мы, во-первых, будем иметь объективную картину преступности (а следовательно, и материал для анализа, выработки своевременных управленческих решений), во-вторых, более полно сможем обеспечить принцип неотвратимости наказания, защитить пострадавших и в конечном итоге опять-таки повысить уровень доверия людей к органам милиции и к государству в целом.
Мы обязаны по каждому поступившему сообщению отработать четко и профессионально, в полном соответствии с законом сначала зарегистрировать, провести все необходимые проверочные действия и принять законное решение: есть состав - возбудить уголовное дело, нет его - обоснованно отказать. В этом моя позиция всегда будет жесткой, поблажек нарушителям не делали и делать не будем.
Что касается работы по-новому, то у нас, как и во всей стране, действует Программа по профилактике правонарушений и усилению борьбы с преступностью. Такие документы приняты во всех муниципальных образованиях области, субъектами ее реализации является не только ГУВД Тюменской области, но и территориальные органы других федеральных министерств, департаменты областного правительства, органы местного самоуправления.
Уверен, что только системный подход может обеспечить нам продвижение вперед в деле борьбы с преступностью. Поэтому областная программа включает в себя широчайший спектр мероприятий - от формирования здорового образа жизни населения, привлечения детей и молодежи к спорту, организации их досуга, патриотического воспитания, подготовки к службе в армии и до профилактики правонарушений несовершеннолетних, социальной реабилитации граждан, освободившихся из учреждений исполнения наказаний. Считаю такой подход, когда, образно выражаясь, программа сопровождает человека по жизни почти что с рождения, единственно правильным и полностью отвечающим задаче, поставленной Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, подчеркнувшим: “Мы должны общими усилиями создать безопасные условия жизни, снизить уровень преступности в стране…”
Милицейский блок программы - результат долгого, серьезного труда штаба ГУВД, который анализировал, прогнозировал развитие криминальной ситуации вплоть до 2010 года. К разработке привлекали ученых, планировали и выверяли все мероприятия, не раз обсуждали в правительстве области и у губернатора. Каждый раздел старались четко структурировать - определяли цели, задачи, просчитан ожидаемый эффект от выполнения мероприятий.
Но даже самая хорошая программа останется лишь красивым документом, если не добиться ее реального выполнения. 
Важнейшая роль в работе с населением, профилактике, раскрытии преступлений отводится службе участковых уполномоченных милиции. В их работе, естественно, много резервов. Однако я как руководитель придерживаюсь такого подхода - прежде чем предъявить сотруднику особые требования, нужно создать ему нормальные условия для работы, обеспечить всем необходимым, а уж после этого спрашивать за результаты. И в нашей программе в первую очередь были заложены мероприятия по улучшению условий работы участковых, созданию дополнительных материальных стимулов к эффективной работе.
В рамках программы число участковых пунктов милиции доведено до требований Указа Президента, они отремонтированы, оснащены компьютерами, телефонами, каждый второй участковый имеет служебный автомобиль, и закупки транспорта будут продолжены. Муниципальные образования с начала текущего года выделили под участковые пункты милиции 86 помещений.
Благодаря программе сегодня каждый участковый может ощутимо пополнить свой семейный бюджет - до 10 тысяч рублей ежемесячно доплачивается из специального фонда тем из них, кто выполняет установленные правительством области критерии служебной деятельности.  Отмеченное - лишь часть из более чем двух десятков программных мероприятий по линии службы участковых уполномоченных. Но, согласитесь, и этого вполне достаточно, чтобы оценить, как много уже сделано для того, чтобы участковые могли достойно исполнять свои профессиональные обязанности.
И уже сегодня можно говорить об определенных результатах. В области значительно сократилось количество фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, грабежей. Почти на треть увеличилось количество выявленных преступлений с двойной превенцией. Раскрытие этих фактов дает двойной результат - основное преступление еще не совершено, а мы уже привлекли правонарушителя к ответственности, тем самым зачастую предотвратив совершение  более тяжкого деяния. Такие преступления выявляются в основном участковыми, и мы предметно нацеливаем их на эту работу, включив данный показатель как один из критериев оценки их деятельности. В первом полугодии текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2005 года участковые выявили преступлений указанной категории больше на пятьдесят процентов.
Областная программа есть, она насыщенна, предметна, подкреплена и организационно, и материальными ресурсами и, главное, сегодня действительно реально начала работать.
- Начиная эксперимент, МВД России рассчитывало на привлечение к работе по обеспечению правопорядка широких слоев населения, общественности, администрации предприятий и организаций. Есть ли сдвиги в этом отношении?
- В 2003 году, когда меня назначили начальником ГУВД Тюменской области, обнаружил, что есть в регионе хороший закон - об участии жителей области в обеспечении общественного порядка. Однако документ существовал, а участия граждан практически не было. Тогда мы с бывшим губернатором Сергеем  Собяниным решили этот закон реанимировать. В 2004 году губернатор утвердил положение  о народных дружинах, из областного бюджета было выделено 5 миллионов рублей на создание и материальную поддержку этих формирований. Сегодня на дежурства выходят ежедневно в среднем 350 дружинников, создана двадцать одна молодежная дружина. Активно работают с ними администрации  муниципальных образований. Жизнь убедила: без участия и помощи самих граждан милиции не обойтись, только вместе мы сможем навести порядок на улицах, в общественных местах, сможем сделать жизнь  людей в нашей области более безопасной и комфортной.
Активно работаем мы со средствами массовой информации - в газетах регулярно печатаются телефоны, адреса участковых пунктов милиции, графики их работы, зоны обслуживания, персональные данные об участковых уполномоченных. Населению разъясняется, что входит в обязанности участкового, куда можно обратиться в случае претензий к его деятельности.
Вот чего мы, к сожалению,  пока никак не можем добиться - чтобы наши граждане в случае совершения в отношении них преступления незамедлительно обращались в  милицию. Именно незамедлительно - в такой ситуации счет идет буквально на минуты, а к нам обращаются по поводу грабежа, например, спустя полчаса, час и более. Мы сегодня имеем техническую возможность практически моментально реагировать на сообщения. В области внедрен программно-аппаратный комплекс “Дежурная часть”, создан центр оперативного управления “02”, который поддерживает оперативную связь с любой дежурной милицейской машиной. Если человек звонит к нам, мы сразу видим, где совершено преступление, и тут же по периметру закрываем этот участок патрульными нарядами, выдаем ориентировки всем службам, подъезжаем к потерпевшему. Во всех случаях, когда к нам немедленно обращаются,  раскрываемость преступлений стопроцентная.
- Решение правоохранительных проблем, как, собственно, и любых других, требует определенных материальных вложений. Скажем, те же камеры наблюдения, расположенные в различных точках Тюмени, стоят немалых денег. Регион ваш не из бедных, тем не менее, видимо, средств не всегда хватает для воплощения всего задуманного. Как милиция выходит из положения? Каково участие органов власти области в этой работе?
- В Тюменской области очень много делается для улучшения условий функционирования органов внутренних дел. Благодаря конструктивной поддержке властей региона на протяжении трех лет успешно решаются вопросы по обеспечению наших служб современной техникой, большие средства выделяются на  ремонт и реконструкцию административных зданий.
Принципиальная позиция региональной власти, которая основана на выстраивании эффективной системы взаимодействия с органами внутренних дел для наведения порядка, усиления правоохранительной деятельности и защиты законных интересов населения области, помогла нам добиться того положительного результата, о котором мы сегодня говорим. Без этого милиции было бы очень трудно решать многие вопросы, и нам, можно сказать, в этом плане очень повезло. Эти моменты были отмечены и инспекторской комиссией МВД России. Уверен, что личный состав тюменской милиции имеет большой потенциал и способен добиться выполнения поставленных задач.
Благодаря финансовой поддержке администрации области и города на сегодняшний день нами освоено пять с половиной миллионов рублей на премии участковым по итогам работы за семь месяцев, буквально на днях завершился конкурс профмастерства среди этой категории сотрудников, по результатам которого лучшие по профессии были награждены денежными премиями, ценными призами и сувенирами.
Считаю, что ранее существовавшая система профилактической работы и надзора за лицами, освободившимися из учреждений отбывания наказания, была жесткой, но достаточно эффективной. В рамках действующего законодательства таких возможностей контроля за их поведением гораздо меньше. Работа с ранее судимыми осуществляется, но серьезных рычагов воздействия на них у органов внутренних дел нет. В рамках областной программы эти вопросы, конечно же, нашли свое отражение. Важнейшая проблема - социальная адаптация бывших заключенных к нормальной жизни. В области на предприятиях введены квоты для лиц, отбывших наказание. Мы даже пошли дальше - собрали предложения от предприятий, и в нескольких колониях у нас будут созданы учебные центры, чтобы осужденные уже в период отбывания срока наказания овладевали рабочими профессиями, а после выхода на свободу могли применить приобретенные навыки, быстрее адаптироваться в жизни.
- Сергей Иванович, картина будет неполной, если мы с вами будем смотреть лишь на то, что удалось сделать в областном центре. А какова ситуация в глубинке - райцентрах, поселках, деревнях?
- Я уже сказал, что аналогичные программы приняты во всех  муниципальных образованиях области. Тем более что проблем в глубинке не меньше, а может, даже и больше.
К примеру, долгие годы вопросу условий работы сотрудников органов внутренних дел не уделялось особого внимания. В текущем году именно в районные отделы милиции приобретены и направлены двести комплектов компьютеров для участковых, другого электронного оборудования на сумму более семи миллионов рублей. Для подразделений по делам несовершеннолетних юга области также  приобретены компьютеры на сумму около двух миллионов рублей. Важно, что на этом оснащение материально-технической базы не остановится. Инспекторская проверка МВД России и проверки подразделений юга области, проводимые аппаратом ГУВД, позволяют нам сделать однозначный вывод: глубинке надо помогать!
- Товарищ генерал, какие шаги следовало бы предпринять как в Тюменской области, так и в целом по стране, чтобы поднять работу по профилактике на еще более высокий уровень? Каковы планы руководства ГУВД в этой сфере на ближайшее будущее и более далекую перспективу? Какие советы вы бы дали коллегам из других регионов?
- Для того чтобы снизить рост преступности и улучшить работу по профилактике преступлений, необходимо учитывать уже вышеназванные социальные факторы: безработица, социальная неустроенность, рецидивная преступность. Необходимо сосредоточение усилий органов внутренних дел, органов местного самоуправления, общественных организаций и творческих союзов по предупреждению таких пороков общества, как пьянство, алкоголизм и наркомания. Повсеместными должны стать пропаганда здорового образа жизни и нравственное воспитание молодежи, основанное на лучших традициях нашего народа.
Второе стратегическое направление - это совершенствование оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. На смену дилетантским подходам необходим современный уровень технического оснащения служб и подразделений, подготовка грамотных специалистов, которые смогут выполнять задачи на новом уровне работы. Большое значение имеет внедрение новых информационных технологий по следующим направлениям: 
- создание автоматизированных экспертных систем, способствующих выработке стратегических и тактических решений;
- формирование сетевой компьютерной разведки на основе внедрения аппаратно-программных средств;
- внедрение в практику работы органов внутренних дел электронных средств и программ для использования в информационно-психологической сфере.
Применение современных информационных технологий в деятельности органов внутренних дел открывает качественно новые возможности и позволит осуществлять контроль за развитием криминальной ситуации, а также моделировать и прогнозировать развитие оперативной обстановки на различных уровнях управления.

Другие материалы раздела
У ПРАВДЫ ВАРИАНТОВ НЕТ
КТО ОТВЕТИТ ЗА БАЗАР
Сегодня в стране осуществляется национальный проект “Развитие АПК”. Главная цель всех национальных проектов - повысить благосостояние граждан, сделать их жизнь более качественной. Большинство колхозников и фермеров, которых сегодня в стране насчитывается около 40 миллионов, вряд ли могут похвастаться высоким уровнем жизни на селе. Потому что вместо рыночной экономики их жизнь стал регулировать дикий рынок. Тот рынок, который сегодня создан кланом перекупщиков и торговцев, скупающих сельскохозяйственную продукцию по грабительски заниженным ценам и наживающихся на горожанах, продавая им товар уже по запредельно высоким.
О переработке и компенсации
Оплата и компенсирование рабочего время сотрудников дежурной части при графике сутки-двое.
О разнице в заработной плате
Почему работники подразделений и работники аппаратов органов внутренних дел получают разную заработную плату? Сотрудники ГУВД Волгоградской области
Рашид НУРГАЛИЕВ: Я ВЕРНУЛСЯ В ХОККЕЙНУЮ ЮНОСТЬ
- Мы с нетерпением ожидали старта чемпионата России по хоккею.
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru