Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2009 год

ЧЕТВЁРТАЯ МИРОВАЯ УЖЕ ИДЁТ?

На вопросы нашего корреспондента Юрия КОТЕНКА отвечает заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр ХРАМЧИХИН.

 На вопросы нашего корреспондента Юрия КОТЕНКА
отвечает заведующий аналитическим отделом Института
политического и военного анализа Александр ХРАМЧИХИН.

- После завершения активных боевых действий на юг Ливана вводятся миротворческие силы. Создается буфер для разъединения сторон и минимизации ракетных обстрелов Израиля. Но “Хезболла” заявила о своей победе. Кто победил на Ближнем Востоке?
- Даже только те потери, которые не скрываются, означают полное поражение Израиля с военной точки зрения. Никогда он не воевал так плохо. Раньше Израиль выигрывал войны против многократно более сильного противника. Причем делал это в очень хорошем стиле. Военные потери Израиля составляют порядка 120 человек.   А потери противника, по израильским данным, - 180 боевиков, что всего в 1,5 раза больше при совершенно несопоставимом боевом потенциале. При этом не решена ни одна задача. Ведь формально война началась ради освобождения двух человек, захваченных “Хезболлой”. По-видимому, это произойдет путем обмена. Но именно этого изначально и добивалась “Хезболла”. Кроме того, ракетный потенциал арабов нисколько не пострадал  в ходе боевых действий. Он использовался по назначению. Причем к концу войны интенсивность обстрелов Израиля только нарастала. Говорить о том, что “Хезболла” не только разгромлена, но и сильно пострадала, несерьезно. Она усилилась, потому что возросла ее популярность в Ливане. К ней уже идет приток людей, который многократно перекроет ее потери. 
Создание буферной зоны  на юге Ливана выглядит смешно.
Ливанскую армию вообще можно не рассматривать как боевую силу. Чтобы ливанская армия разоружила “Хезболлу”? Об этом не может быть и речи. Может случиться только наоборот. Про миротворцев ООН скажу то же самое. Мы не знаем вообще ни одного (!) примера успешной миротворческой операции ООН. Они были успешными, лишь когда обе стороны соглашались прекратить войну и для приличия приглашали миротворцев. Если сейчас любая из сторон захочет войну в Ливане возобновить, миротворцы “испарятся” немедленно.
- Как можно оценить потенциал сил в Ливане, которые способны противостоять Израилю в военном отношении, сил той же “Хезболлы”?
- Это группировка партизанского типа, иррегулярное формирование, которое, однако, действовало против Израиля методами вполне нормальной войны и, повторяю, добилось серьезных успехов. Это можно в чем-то сравнить с началом первой чеченской кампании. Примерно то же самое. Но, как ни парадоксально, сейчас у Израиля получилось даже хуже, чем у нас тогда.
А потенциал “Хезболлы” заключен в новых людях  и оружии. Новой техники  у них нет, но она им и не нужна. У “Хезболлы” около 10 тысяч боевиков. К ним всегда могут присоединиться люди из самого Ливана, Сирии и Ирана.
- Наверное, нужно уточнение - “Хезболла” противостояла израильской армии в нормальной партизанской войне?
- В том-то  и дело, что война была не очень партизанской - арабы не действовали в тылу врага. Получилась настоящая, классическая война  - армия на армию, хотя у “Хезболлы” было только легкое вооружение. Парадокс в том, что с Израилем воевали вполне армейскими методами, не имея танков, артиллерии и авиации.
Оружие арабов было старым, выпуска 80-х годов прошлого века. Но, несмотря на это, Израиль понес колоссальные потери - 44 “Меркавы”, - танка, который считается одним из лучших  в мире. Но даже “Меркава” не может быть одинаково хорошо защищен со всех сторон. Кстати, во всех арабо-израильских войнах Израиль больше всего нес потерь от действий таких небольших пехотных групп противника. Так было  в 73-м и 82-м годах.  Но выводы из прошлого в Израиле так и не были сделаны.
- Израильские источники объясняют причину неудач человеческим фактором - нерешительностью командования. Не случайно уже в ходе операции меняли генералов.
- Причин неудачи много. Во-первых, израильтяне распустились за четверть века без войны. Сказался психологический момент. Все предыдущие войны воспринимались  у них как отечественные, как борьба за само свое существование. Но сейчас возникло ощущение собственной силы, пьянящее чувство, что их боятся. И  в результате исчез воинственный дух, который ранее обеспечивал победу. Видимо, некоторое разложение проникло в верхи. Ольмерт - первый премьер, который никогда не воевал. Он решил самоутвердиться путем боевых действий - что не получилось. История с продажей акций начальником Генштаба перед началом войны - это вообще “финиш”. За такие вещи не то что снимают. Ему можно стреляться. И, наконец, разведка, которая считается лучшей в мире, пропустила все подряд. Это подтверждает классическая история с израильским корветом, который в первый же день войны был поврежден противокорабельной ракетой. На корвете вполне могли сбить бы ее, но даже не включили средства ПВО, посчитав, что противник не имеет такого рода оружия. Это означает полный провал - разведка не имела понятия, чем располагает “Хезболла” - один из главных противников Израиля.   
- В Москве изучают возможность посылки миротворцев в Ливан. Эту идею поддерживают и в Израиле, и мусульманские деятели в России. Премьер Чечни Рамзан Кадыров даже предложил использовать на Ближнем Востоке чеченские батальоны “Восток” и “Запад” Минобороны РФ. Должна ли, на ваш взгляд, Россия посылать своих солдат  в Ливан?
- Единственные сильные миротворцы, которые мне известны, это наши. Все конфликты в Грузии, Приднестровье и Таджикистане были погашены именно российскими миротворцами, которые проявили готовность воевать и делали это на самом деле. Но этого никогда не сделают миротворцы ООН. Поэтому теоретически только наши и могут принести на Ближнем Востоке какую-то пользу. Пошлют ли их туда? Я сильно сомневаюсь  в этом, вопрос-то политический. На счет отправки специальных мусульманских, и тем более чеченских, батальонов, не может быть  и речи. Это совершенно недопустимо.
Надо ли посылать миротворцев? В принципе, может быть, если войскам будет отдан конкретный приказ воевать по-настоящему против тех, кто начнет воевать первым.
- Проблемой для Израиля является сирийско-ливанская граница, по которой перебрасывают оружие, боеприпасы и живую силу. Израиль заявил о том, что будет наносить удары даже по одиночным грузовикам. Можно ли перекрыть эти рубежи? И не втянется ли в конфликт Сирия?
- То, что оружие идет, не вызывает сомнений. Иначе откуда оно там появляется, те же противокорабельные ракеты? Но вызывает сомнение эффективность израильской попытки блокирования этой границы. Там очень много троп, где оружие можно перевозить не на грузовиках, а на вьючных животных или даже нести на себе. Удары по мирным людям вызовут новые скандалы. Можно вспомнить, как наши когда-то не могли перекрыть границу Афганистана с Пакистаном. Я думаю, у Израиля ничего не получится.
Насчет вовлечения Сирии, то она будет не в восторге от такого варианта, потому что ей сложно противостоять Израилю. И Дамаск постарается войны избежать. Но полномасштабной войны с Сирией не нужно и самому Израилю. По большому счету новая фаза конфликта в Ливане не нужна никому. “Хезболла” выиграла вполне реально, но углублять ситуацию ей пока не за чем. Необходимо время для передышки, восстановления, пополнения людских и материальных ресурсов. Израилю, с одной стороны, хочется реабилитировать себя, но с другой - есть опасения, что может получиться еще хуже.
- Являются ли действия в Ливане фазой третьей мировой войны, как утверждает ряд аналитиков?
- В Соединенных Штатах распространено мнение, что на самом деле третья мировая война уже закончилась. Это то, что у нас принято называть холодной войной. Но также существует мнение, что четвертая мировая война уже началась, но только идет совершенно по-другому. А началась она 11 сентября 2001 года. К чему приведет конфликт в Ливане? Можно сказать, что очередную победу одержал Иран. Если воюет так хорошо какая-то “Хезболла”, то сам Иран будет воевать еще лучше. Понятно, что в американских планах он был следующим после Ирака, который должен был стать привлекательным для всех объектом “показательной демократизации”. Но этот проект полностью провален. То, что происходит в Ираке, привлекательным быть не может. При этом Америка потеряла всякие шансы на проведение хотя бы одной аналогичной операции, потому что наемная армия  не способна вести войну, подразумевающую большие потери. Особенно если страна высокоразвита, с конкурентной экономикой, большим выбором вариантов, то в армию, которая комплектуется по найму, идет исключительно люмпен, тот, кто вообще не нашел себя в жизни. Именно так происходило и происходит в Америке. Там вложили гигантские деньги в исправление ситуации, предоставляя тем, кто отслужил, возможность бесплатного обучения в вузе. Этим лет через 20 положение улучшили, создав наемную армию. Все было хорошо до первой настоящей войны, войны в Ираке. Оказалось, что качество контингента упало катастрофически, как и в самом начале перехода на контрактную основу. Но при этом им уже не хватает даже люмпенов. Они снова пытаются это компенсировать огромными деньгами - военный бюджет США равен военным бюджетам всех стран мира! Тем не менее это не спасает. Практически половина всех наземных сил США задействована в Ираке и Афганистане. Соответственно провести такую же полномасштабную операцию против Ирана, который по территории и населению больше, чем Ирак и Афганистан вместе взятые, американцы не смогут. Они не смогут оккупировать страну физически. Потому что территория не контролируется, если на нее не ступил сапог солдата. Как было  в античности, так и осталось до сегодняшнего дня.
- Неужели в запасе Пентагона не осталось средств?
- Американцы смогут провести чисто воздушную операцию, чтобы выбить промышленный - ракетный и ядерный потенциал Ирана. В ответ Тегеран попытается полностью перекрыть поставки нефти из Персидского залива и, конечно, не без успеха будет провоцировать восстание шиитов в Ираке. Сейчас американцы  с трудом могут бороться только с суннитами, которые составляют 20 процентов населения Ирака. Шииты  - 60 процентов - терпят американцев только потому, что благодаря этой формальной демократии они впервые получили власть в Ираке, чего никогда с ними не было. Если произойдет конфликт США с шиитским Ираном, иракские шииты не останутся в стороне. И вот тогда американцам придется уходить из Ирака немедленно. Так что нападение на Иран практически невероятно. И в то же время Иран поэтому так нагло себя ведет, получая возможность и время для создания ядерного оружия. А вот тогда на него точно никто не нападет.

Другие материалы раздела
ЭНТУЗИАЗМУ ТРЕБУЕТСЯ ОДЕЖДА
С необходимостью возрождения народных дружин сегодня никто не спорит. Некоторые идеи минувших дней назвать устаревшими никак нельзя. Дух романтики по-прежнему притягивает молодежь. Самое главное - направить его в нужное русло, оторвать от навязываемой бандитскими сериалами тюремной блатной культуры. Так почему бы не попробовать заинтересовать молодежь романтикой милицейской службы? Только вот интерес этот в наши дни сначала следует подкрепить немалыми финансовыми ресурсами.
Обратная связь
На письма читвтелей отвечают специалисты
ПРАВОПОРЯДОК - ЛИЦО ГОРОДА
Узнать мнение первого лица крупного города о криминогенной ситуации на подведомственной муниципальным властям территории, о работе правоохранительных органов для журналиста милицейской газеты архиинтересно. Поэтому один из первых телефонных номеров, который я набрал, когда приехал в столицу Заполярья, был адресован в пресс-службу мэрии. Ответ не заставил себя долго ждать. Михаил Савченко - глава администрации города-героя Мурманска - принял меня на следующий же день.
“И сколько мы вам за медаль должны?”
Это письмо, если верить подписи, написано, возможно, и не ветеранами. Но то, что оно напрямую относится к их интересам, бесспорно. Ведь речь идет о наградах за годы и годы безупречной службы.
АНАТОМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ
В ходе контртеррористической операции российских силовых структур на Юге России удалось ликвидировать ряд знаковых фигур в среде непримиримых экстремистов, бросивших вызов российской государственности. Но с ликвидацией Басаева, Сайдулаева и других полевых командиров активность спецслужб не снижается, на что есть ряд объективных причин. Еще не прекращаются попытки дестабилизировать обстановку в ряде республик Северного Кавказа, еще действуют центры, где продолжается вербовка молодежи в бандформирования. Как организовано взаимодействие силовых структур России по противостоянию экстремистским и террористическим силам? Что необходимо для того, чтобы антитеррористические мероприятия стали более действенными? На эти и другие вопросы нашего корреспондента Юрия Котенка отвечает руководитель аппарата Национального антитеррористического комитета - заместитель директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации генерал-лейтенант Владимир Булавин.
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru