До 1917 года в России тоже был День Победы. Отмечался он 8 сентября (21 сентября по новому стилю) в светлый праздник Рождества Богородицы, в день, когда в далеком 1380 году на широком поле за Непрядвой сошлись две рати: многоплеменные наемные полчища Мамая и вставшее на защиту Родины объединенное войско нескольких русских княжеств под предводительством молодого московского князя Дмитрия Ивановича. Зримым же знаком божьего благословения на ратный подвиг стали схимонахи Пересвет и Ослябя. |
До 1917 года в России тоже был День Победы. Отмечался он 8 сентября (21 сентября по новому стилю) в светлый праздник Рождества Богородицы, в день, когда в далеком 1380 году на широком поле за Непрядвой сошлись две рати: многоплеменные наемные полчища Мамая и вставшее на защиту Родины объединенное войско нескольких русских княжеств под предводительством молодого московского князя Дмитрия Ивановича. Зримым же знаком божьего благословения на ратный подвиг стали схимонахи Пересвет и Ослябя.
Победа на Куликовом поле была столь значима, что потомки стали вести счет годам-летам не только от сотворения мира или Рождества Христова, но и от этой даты. На битву ушли москвичи, владимирцы, белозерцы, ростовчане, суздальцы, костромичи, дмитровцы, а вернулся с Куликова поля уже единый русский народ.
К сожалению, в последнее время стало чуть ли не модой, с легкой руки преследующих свои корыстные интересы псевдоисториков, всячески принижать и извращать смысл и значение победы на Непрядве. Договариваются даже до того, что, дескать, и самой Куликовской битвы никогда не было...
Все было! Это подтверждено многочисленными текстами летописей и хронографов (причем не только русских, но и польских, немецких, валашских), глубинной вековой народной памятью, бессмертной поэмой “Задонщина” и традицией поминания погибших Русской Православной Церковью. А исторические источники недвусмысленно свидетельствуют, что предков современных поволжских татар в войске Мамая практически не было, “татарами мамаевой рати” русские летописи называют нагайцев, половцев, вообще всех степняков Причерноморья и даже примкнувших к ним католиков - генуэзцев и литовцев. А вот в коннице Дмитрия Донского служившие московскому князю волжские татары действительно были, и они доблестно сражались плечом к плечу с русскими воинами.
Традиционным центром празднования Куликовской победы всегда был древний московский храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, где похоронены герои битвы Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Издревле храм являлся местом всенародного почитания и паломничества. Все русские великие князья, а затем и цари, вплоть до Николая II, приезжали сюда за благословением к святым мощам русских героев. В послереволюционные годы храм был закрыт и, полуразрушенный, почти полвека простоял немым укором безбожным временщикам.
Ныне восстановленный трудами духовенства и общественности красавец-храм в очередную годовщины битвы вновь, как и прежде, принимает тысячи людей, съехавшихся со всей России поклониться погибшим тогда защитникам страны.
В этот раз радость праздника вместе с многочисленными прихожанами и паломниками, духовенством, депутатами Государственной Думы и Совета Федерации разделили участники Международной встречи представителей партий и парламентов православных стран, проходившей в эти дни в Москве. Депутаты и политики из Сербии, Болгарии, Румынии, Украины и других стран с волнением говорили об общеправославном и общеславянском историческом значении Куликовской битвы. После молебна у могил иноков-героев под торжественный перезвон колоколов, ведомых недавно отлитым “Пересветом”, от иереев Русской Православной Церкви получили благословение на службу Родине юноши-призывники Москвы и Брянска.
Знаменательным стал этот день и для нашего ведомства. Начальнику штаба вновь созданного 33-го отряда спецназа внутренних войск МВД “Пересвет” Михаилу Казанцеву викарий Московской епархии Русской Православной Церкви епископ Люберецкий Вениамин вручил полковую хоругвь и икону святых Пересвета и Осляби.
Но, конечно, самым главным событием праздника стала передача сотрудниками Рязанского историко-архитектурного заповедника храму Рождества Пресвятой Богородицы чудесно обретенной священной реликвии - подлинного монашеского посоха Александра Пересвета - еще одного зримого вещественного доказательства Куликовской победы. Вырезанный из яблони внушительных размеров посох, иначе называемый “дорожный костыль”, был в те времена православным монахам не только помощником в странствиях, но и средством самообороны от лихих людей. Так защитим и мы с божьей помощью и по молитвам святых Пересвета и Осляби священную память России от покушающихся на нее клеветников и святотатцев!
Владимир СТАРИКОВ
Фото Владимира МАРКИНА