Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2009 год

ВМЕШАТЕЛЬСТВО БЕЗ ПРОИЗВОЛА

В Конституционном Суде неоднократно обжаловалась правомерность проведения оперативно-розыскных мероприятий (определения от 14 июля 1998 года № 86-О, от 4 февраля 1999 года № 18-О, от 1 декабря 1999 года № 211-О, от 6 марта 2001 года № 58-О, от 15 июля 2004 года № 304-О, от 24 февраля 2005 года № 4-О, от 9 июня 2005 года № 327-О).

Компетентно
Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор Валерий ЗОРЬКИН.

 

 (Начало в № 35 от 21 сентября 2006 года.)
В Конституционном Суде неоднократно обжаловалась правомерность проведения оперативно-розыскных мероприятий (определения от 14 июля 1998 года № 86-О, от 4 февраля 1999 года № 18-О, от 1 декабря 1999 года № 211-О, от 6 марта 2001 года № 58-О, от 15 июля  2004 года № 304-О, от 24 февраля 2005 года № 4-О, от 9 июня 2005 года № 327-О).

Конституционным Судом отмечено, что в ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД действительно перечисляются лишь виды оперативно-розыскных мероприятий, но не определяются порядок и условия их проведения. Однако их осуществление возможно, во-первых, только в целях выполнения задач, предусмотренных ст. 2 ФЗ об ОРД, и, во-вторых, лишь при наличии оснований, указанных в ст. 7 ФЗ об ОРД.

При этом органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (абзац 4 ч. 8 ст. 5). Федеральный закон об ОРД не допускает сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни проверяемого лица, если это не связано с выявлением, предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений, а также выявлением и установлением лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, и другими законными задачами и основаниями оперативно-розыскной деятельности.

Федеральным законом об ОРД предусмотрено, что при проведении любых оперативно-розыскных мероприятий все органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, должны обеспечивать соблюдение конституционных прав человека и гражданина, включая неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции; действия органов (должностных лиц), осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и нарушивших права и свободы граждан, могут быть обжалованы в судебном порядке (ст. 5).
Рассматривая положение ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД в единстве с предписанием ч. 2 ст. 8, Конституционный Суд отметил, что при проведении любых оперативно-розыскных мероприятий, в том числе наблюдения, конституционное право гражданина на неприкосновенность жилища не может быть ограничено без судебного решения, то есть нельзя проникать в жилище иначе как на основании судебного решения.
Проведение таких мероприятий возможно только по основаниям, предусмотренным данной нормой, и лишь в связи с таким деянием, по которому производство предварительного следствия обязательно.

Допустимость ограничения прав на тайну телефонных переговоров и на неприкосновенность жилища на основании судебного решения установлена непосредственно Конституцией РФ (ч. 2 ст. 23 и ст. 25).
 Основной закон страны (ч. 3 ст. 55) допускает в конституционно значимых целях возможность соразмерного ограничения федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Ряд такого рода ограничений предусматривается и ФЗ об ОРД: в целях зашиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, обязаны выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления, а также выявлять и устанавливать лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших (ст. 2). Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных ФЗ об ОРД (ч. 2 ст. 5).

Как следует из положений ФЗ об ОРД, определяющих порядок, основания и условия проведения оперативно-розыскной деятельности (ст. 6, 7 и 8) в их взаимосвязи с нормами, определяющими понятие и задачи оперативно-розыскной деятельности (ст. 1, 2), а также использование результатов оперативно-розыскной деятельности (ст. 11), указанная деятельность и проводимые в ходе ее осуществления соответствующие оперативно-розыскные мероприятия направлены на борьбу с преступностью, осуществляются именно в целях защиты личности, общества и государства от преступных посягательств и, следовательно, не могут рассматриваться как нарушение Конституции РФ.

Согласно ФЗ об ОРД (п. 2 ч. 1 ст. 7) в случае отсутствия достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела оперативно-розыскные мероприятия, в том числе связанные с ограничениями конституционных прав граждан, могут быть проведены, в частности, на основании полученных органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается при наличии информации: о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно; о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно; о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ (ч. 2 ст. 8).

При этом исходя из смысла норм ФЗ об ОРД, определяющих цели, задачи, основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий (ст. 1, 2, 7, ч. 2 ст. 8 и ст. 10), под противоправным деянием подразумевается лишь уголовно наказуемое деяние, то есть преступление. Когда же в ходе оперативно-розыскной деятельности обнаруживается, что речь идет не о преступлении, а об иных видах правонарушений, то проведение оперативных мероприятий должно быть прекращено.

Указанное основание для проведения оперативно-розыскных мероприятий является обязательным и в случае проведения сбора образцов для сравнительного исследования. Данное мероприятие, будучи направленным на обеспечение раскрытия преступлений, не является мерой ответственности за преступление и не связано с лишением лица права собственности. Изъятие имущества органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, носит временный характер, не приводит к его отчуждению и не порождает перехода права собственности к государству. Правовая позиция, согласно которой временное изъятие имущества в конституционно оправданных целях допустимо при наличии гарантии последующего судебного контроля, сформулирована Конституционным Судом в постановлении от 20 мая 1997 года № 8-П по делу о проверке конституционности п. 4 и 6 ст. 242 и ст. 280 Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Новгородского областного суда.

Закрепляя права обвиняемого, Конституция РФ исходит из особого статуса этого субъекта уголовно-процессуальных отношений и необходимости установления дополнительных гарантий защиты его законных интересов. Соответствующие гарантии предусмотрены в уголовно-процессуальных нормах, специально определяющих статус обвиняемого и имеющих приоритет (в качестве lex specialis) перед нормами, регулирующими какие-либо общие правила. При этом нормы отраслевого законодательства, носящие общий характер, не могут применяться в отношении обвиняемого без учета особенностей его правового положения, в том числе вытекающих из предписаний ст. 48, 49 и 51 Конституции РФ.

Так, нормы ФЗ об ОРД и УПК, определяющие права и обязанности следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в том числе регламентирующие проведение по поручению следователя опросов граждан, не подлежат применению к обвиняемому без учета положений УПК, закрепляющих гарантии прав этого особого участника судопроизводства. Более того, из указанных предписаний в их взаимосвязи следует, что проведение оперативно-розыскных мероприятий, сопровождающих производство предварительного расследования по уголовному делу, не может подменять процессуальные действия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом.

Продолжение темы в следующих выпусках страницы “Правовое поле”.

Другие материалы раздела
ТОРГОВАЯ МАРКА ЗЛА
Обсуждая проблему борьбы с терроризмом, необходимо фокусироваться на трех объектах. Прежде всего сам терроризм. Что он из себя представлял какое-то время назад? Как развивался: сам по себе или под нашим воздействием? Как он выглядит сейчас? Второе. Как мы сами прошли этот путь? Как изменились: общество, государство, международное сообщество? И, наконец, собственные мировые изменения и те, которые протекают под воздействием терроризма.
...И Шарапов, и “Черная кошка”
На XIX Московской международной книжной выставке-ярмарке, которая прошла в столице в начале сентября, настоящий фурор вызвала презентация книги “По следам “Черной кошки”. Банда, которой не было”. Ее автор - полковник милиции в отставке, бывший сотрудник МУРа Владимир Чванов, официально признанный прототип Володи Шарапова, героя всенародно любимого телесериала “Место встречи изменить нельзя”.
ВМЕШАТЕЛЬСТВО БЕЗ ПРОИЗВОЛА
Противодействие новым вызовам и угрозам, с которыми человечество столкнулось в конце XX - начале XXI века (терроризм, организованная преступность, коррупция, наркобизнес), объективно невозможно без использования правоохранительными органами и специальными службами широкого арсенала специальных средств и методов, которые находятся вне рамок уголовного судопроизводства и носят, как правило, тайный характер. Многие из таких средств и методов ограничивают конституционные права и свободы человека и гражданина, но без их применения борьба с преступными проявлениями, особенно их тяжкими и особо тяжкими формами, теряет свою эффективность.
О составляющих денежного содержания
Из чего складывается денежное содержание сотрудника органов внутренних дел в целом и конкретно сотрудника конвойного подразделения в Алтайском крае? Сотрудники ГУВД Алтайского края
АНАТОМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ
В ходе контртеррористической операции российских силовых структур на Юге России удалось ликвидировать ряд знаковых фигур в среде непримиримых экстремистов, бросивших вызов российской государственности. Но с ликвидацией Басаева, Сайдулаева и других полевых командиров активность спецслужб не снижается, на что есть ряд объективных причин. Еще не прекращаются попытки дестабилизировать обстановку в ряде республик Северного Кавказа, еще действуют центры, где продолжается вербовка молодежи в бандформирования. Как организовано взаимодействие силовых структур России по противостоянию экстремистским и террористическим силам? Что необходимо для того, чтобы антитеррористические мероприятия стали более действенными? На эти и другие вопросы нашего корреспондента Юрия Котенка отвечает руководитель аппарата Национального антитеррористического комитета - заместитель директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации генерал-лейтенант Владимир Булавин.
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru