Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2009 год

КАК НЕ РАЗБУДИТЬ ЛИХО

Поволжье - уникальное место, где на берегах великой русской реки живут разные народы, соседствуют многие культуры, и вопросы взаимного уважения, толерантности приобретают здесь особое звучание. Взять Ульяновскую область, где испокон веков насчитывается свыше ста национальностей. Причем если в большинстве российских областей, расположенных в европейской части страны, русских свыше 90 процентов, то здесь их на сегодняшний день только 70 с небольшим. 14 процентов татар, за ними по численности следуют чуваши, мордва и все остальные. Традиционные конфессии представлены православием, исламом, а совсем недавно в Ульяновскую область приехал раввин. Собственно, иудеи были и раньше, но не было священнослужителя, который бы отправлял религиозные обряды. Администрация области выделила для этих целей помещение. Теперь можно сказать, что здесь есть и иудаизм. Для полного комплекта не хватает только буддизма. О том, как в этом непростом регионе, где представлено столько разноплановых культур, решаются проблемы межнациональных и межконфессиональных взаимоотношений, мы попросили рассказать помощника губернатора Ульяновской области, курирующего эти вопросы, Татьяну СЕРГЕЕВУ.

Поволжье - уникальное место, где на берегах великой русской реки живут разные народы, соседствуют многие культуры, и вопросы взаимного уважения, толерантности приобретают здесь особое звучание. Взять Ульяновскую область, где испокон веков насчитывается свыше ста национальностей. Причем если в большинстве российских областей, расположенных в европейской части страны, русских свыше 90 процентов, то здесь их на сегодняшний день только 70 с небольшим. 14 процентов татар, за ними по численности следуют чуваши, мордва и все остальные. Традиционные конфессии представлены православием, исламом, а совсем недавно в Ульяновскую область приехал раввин. Собственно, иудеи были и раньше, но не было священнослужителя, который бы отправлял религиозные обряды. Администрация области выделила для этих целей помещение. Теперь можно сказать, что здесь есть и иудаизм. Для полного комплекта не хватает только буддизма.
О том, как в этом непростом регионе, где представлено столько разноплановых культур, решаются проблемы межнациональных и межконфессиональных взаимоотношений, мы попросили рассказать помощника губернатора Ульяновской области, курирующего эти вопросы, Татьяну СЕРГЕЕВУ.

Сколь бы умной и дальновидной ни была власть, без поддержки инициативных граждан многого она не сделает. Мы гораздо раньше, чем это было провозглашено в Кремле, поставили задачу развивать в своем регионе гражданское общество. И на сегодняшний день многие государственные полномочия в Ульяновской области переданы институтам гражданского общества. Так, если в каких-то субъектах вопросы межнациональных и межконфессиональных взаимоотношений курируют соответствующие министерства и управления, то у нас этим занимаются общественные организации. А мы в администрации губернатора тесно взаимодействуем с этими организациями и объединениями. Так совместными усилиями и формируется политика межнациональных и межконфессиональных отношений.

Я глубоко убеждена, что религиозные и национальные чувства в человеке - самые тонкие, самые легкоранимые. Чем это объясняется, не знаю, но факт остается фактом. Приведу простой пример. Если в моем присутствии кто-нибудь нелестно отзовется об ульяновцах - я не придам этому слишком большого значения и уж тем более не стану комментировать. Если в моем присутствии скажут, что все вы бабы идиотки, я отвечу любимым анекдотом: были бы мужья генералами, были бы - генеральшами. Но если в моем присутствии представитель иной национальности затронет русских, обижусь смертельно. Если в моем присутствии иноверец обидит православного, я, будучи не слишком верующим человеком, все равно обижусь. Видимо, такие же чувства испытывают и другие люди. Не случайно экстремисты и террористы для достижения своих целей используют не гендорные чувства людей, не территориальные и даже не государственные. Они используют религиозные или национальные чувства. А раз это так, то мы должны понимать важность воспитания людей в этих вопросах. Только так можно противодействовать экстремизму. Теоретически можно, конечно, приставить к каждому человеку милиционера. Разделить все население пополам, чтобы один милиционер контролировал одного гражданина. Но кто тогда милиционеров будет контролировать? Поэтому главная задача - это воспитание. Понятно, что воспитывать восьмидесятилетнего деда - дело бесперспективное, а вот молодежь - нужно. Именно поэтому 2006 год в Ульяновской области объявлен годом молодежи. И мы в этом направлении не ограничиваемся исключительно проведением парадных мероприятий. В этом году в центре работы каждого министерства и ведомства - проблемы молодежи. За это время мы добились того, что у нас здание администрации при пропускном режиме практически стало открытым для молодежи. Кто-то с нами работает, кто-то приносит свои проекты. Моя помощница Леночка Домашевская еще недавно, будучи студенткой, проходила у нас практику, была сначала моим дублером, потом дублером губернатора. Сейчас работает в Управлении по взаимодействию с общественными объединениями и привлекает молодежь.

Так или иначе, национальный вопрос во всех регионах всегда звучал и значился в планах работы местной власти: развивать национальную культуру, давать возможность изучать национальный язык и многое другое. Делается это и у нас. Традиционно мы отмечаем национальные и религиозные праздники всех проживающих на нашей территории народов: и сабантуи, и еврейские народные праздники, и немецкие. О русских и православных праздниках я уже даже не говорю. Но около года назад мы своей главной задачей определили объединение всех народов и взаимопроникновение культур. Молодежь придумала хороший девиз, под которым мы и живем: “Мы разные, но мы вместе”. Теперь, какое бы мероприятие ни проводилось, - приглашаем всех.

Конечно, одним днем идеология не меняется, порой возникает недопонимание, но другого пути нет.

Своими союзниками в деле воспитания духовности, нравственности и патриотизма мы считаем традиционные конфессии. Поэтому не случайно подписаны соглашения о совместной работе между губернатором и епархией, между губернатором и муфтиятами (так сложилось, что у нас их два). Эти соглашения подкреплены конкретными планами, реализацию которых мы постоянно контролируем.

В конце сентября мы провели съезд православной молодежи. Готовила его областная администрация. Мы не ставили себе целью найти для церкви адептов или вбивать молодежи в головы Закон Божий.
Мероприятие проводилось в светском учреждении - культурно-досуговом центре молодежи. Пригласили молодежь из муниципальных образований области, причем юношей и девушек любых вероисповеданий, не только православных. На съезде выступали губернатор, владыка, оба муфтия. Были организованы интересные выставки. Потом всех желающих свозили на экскурсии по нескольким маршрутам в разные районы области, показали церкви, местные священники рассказали их историю. В культурно-досуговом центре было организовано несколько “круглых столов”, на которых обсуждались разные вопросы. “Православие и духовные ценности”, “Православие и семейные ценности”, “Что значит быть нравственным человеком?”, “Где границы религиозной толерантности”, “Роль православия в современном обществе” - так звучали темы “круглых столов”. Для ребят был проведен концерт духовной музыки. По итогам съезда было принято обращение молодежи, в котором говорилось о духовности и нравственности. Вечером после съезда при полном аншлаге состоялась публичная лекция Андрея Кураева о фильме “Код да Винчи”.

В ноябре примерно по такому же сценарию пройдет съезд мусульманской молодежи. Даже названия “круглых столов” будут созвучны тем, что были на православном съезде. Запланировано повезти ребят на экскурсии по мечетям, а желающих - в краеведческий и художественный музеи. Молодежь из отдаленных районов не каждый день имеет возможность в городе побывать, так что надо постараться показать и рассказать им как можно больше.

Цель подобных съездов не столько мировоззренческая, сколько культурологическая. Мы в строгом соответствии с законом никого не призываем верить или не верить. В то же время мы убеждены, что традиционные российские религии - это история культуры, история государства, история общества. И показать духовные ценности в традиционных конфессиях - задача и власти в том числе.

Столь тонкая и специфичная тема, как национальные и религиозные взаимоотношения людей, требует от нас, органов власти, серьезных познаний в этих вопросах. Чтобы не получилось так, что, пригласив мусульманина за стол с самыми лучшими чувствами, от души начать угощать его свининой, оскорбив таким образом его религиозные чувства. Простой пример. Приехал ко мне на днях раввин. Я - чиновник, многие годы проработавший в чиновничьей среде, у меня выработалась привычка здороваться и прощаться за руку. Я ему протягиваю руку, а он мне в ответ руки не подает. Извините, говорит, у нас не принято подавать руку чужой женщине. Вот так-то. Впрочем, это, конечно, мелочь, и, надеюсь, я его не обидела, но есть вещи принципиальные. Если мы будем говорить людям то, что противоречит их вере, то вместо сотрудничества получим лишь негативное к себе отношение. А разве не слышим мы на улице от тех же сотрудников милиции обидные, оскорбительные слова в адрес представителей иных народов? А разве в официальных бумагах не пишут “лицо кавказской национальности”? Я не понимаю, как выглядит это лицо. Точно так же я не понимаю, как выглядит “лицо поволжской национальности”. Как его изобразить, если здесь проживает за сто национальностей? И на Кавказе их не меньше. Даже в этой терминологии мы допускаем унижение целых народов. В одной из газет в официальном сообщении читаю: “Были задержаны рабочий машиностроительного завода, учитель и цыганка”. Но ведь цыганка - это не профессия! Почему же мы выстраиваем такой нелепый ряд? Ведь если мы других участников называем по профессии, то и ее логичнее назвать по роду занятий или безработной. Или уж говорить: русский, еврей и цыганка. Казалось бы, это мелочи, но они противопоставляют нас друг другу. Вообще мне кажется, что мы к месту и не к месту указываем национальность. Глупость интернациональна, хамство интернационально, подлость интернациональна... А еще слишком часто употребляем слова “экстремизм” и “терроризм”. Месяц назад я ездила в один наш татарский район, где захоронен очень почитаемый мусульманами человек, на примере жизни которого воспитывают молодежь. Там открывали новую мечеть, состоялся большой праздник, после которого прошла конференция. И сколько я ни уговаривала организаторов посвятить ее вопросам воспитания духовности, нравственности на примере этого почитаемого всеми человека, конференция называлась “О взаимодействии таких-то и таких-то структур по противодействию религиозному экстремизму и борьбе с терроризмом”. Я их спрашиваю: “Когда в последний раз террористы были в вашем районе?” - “Никогда”. - “Как вы понимаете религиозный экстремизм в своем районе, где 97 процентов населения татары?” - “Никак”. Зачем тогда на ровном месте вдалбливать людям в головы эти слова? Есть замечательная пословица: не буди лихо, пока оно тихо. Мы же порой сами провоцируем людей. Мы так часто твердим эти слова, что создается впечатление, будто террористы и экстремисты везде - выйди за порог, и они уже тут.

Почему-то мы вообще привыкли воспитывать на негативе, стремясь запугать. Недавно азербайджанской молодежью был проведен “круглый стол” о противодействии СПИДу и наркомании. Были приглашены врачи из СПИД-центра, наркологи. Я спрашиваю: “А кого в слушатели пригласите?” Отвечают: “Наших активистов”. “Они что, наркоманы?” - “Нет”. - “СПИДом больны?” - “Нет”. - “Так зачем же вы их, умных, светлых, хороших, будете запугивать?” Воспитать молодежь одним запугиванием не получается. И психологи говорят, что работа на негативе никакого результата не дает - это зря потраченное время. Воспитывать нужно на позитиве. Говорить о здоровом образе жизни, показывать удачных ребят. И, конечно же, активно использовать институты традиционных конфессий.

Как-то наши ветераны, коммунисты старой закалки, мне выговаривали: чего ты, мол, с попами связалась? Я им на это ответила. Вот вы, говорю, Сталина уважаете и почитаете. Но вспомните, когда на СССР напали фашисты, то атеист Иосиф Виссарионович обратился к церкви и взял ее в союзники, понимая, что людям в такой трудной ситуации нужно что-то, что давало бы надежду на помощь, нужна вера в чудо в конце концов. Когда очень трудно, хочется на чудо надеяться. И это сыграло свою роль. А что, в сегодняшней России легче? Сейчас еще труднее. Тогда было страшно, но понятно: там враг, здесь свои. А где сейчас враг? Он везде. Причем наш собственный, российский. Он с экранов телевизоров, из книг, из газет. Даже ценности сегодня государством не объявлены, не объявлены и приоритеты молодежной политики. По большому счету государство не сказало: что такое хорошо и что такое плохо. Какая молодежь сегодня считается хорошей? Та, для которой главной, а порой и единственной ценностью являются деньги? Во всяком случае, плохой ее никто не называл. Или та, которая, несмотря ни на что, получает образование, работает за нищенскую зарплату учителем или врачом? И про них никто не сказал, что это хорошо или плохо. Увы, сегодня нет поддержки молодежи. Многие ребята начинают взрослую жизнь с осознания собственной ненужности. С таким чувством взрослый-то сломается, а дети? Мы, выбросив идеологию коллективизма, братства, которая была в советские времена, не дали ничего взамен. А природа не терпит пустоты, вакуум тут же заполнился, причем не всемирной цивилизацией, а всемирной канализацией. Сегодня нам сливают все, что не нужно цивилизованному миру. Так что нынешняя идеологическая ситуация для молодежи крайне опасна. И наша задача -  помочь молодежи выжить духовно, сохранить для нее все лучшее, что есть в богатой культуре России.

Записала Богдана ЛАГУТИНА
Фото автора

Другие материалы раздела
МЕСТО СЛУЖБЫ - ПЕРЕДНИЙ КРАЙ
До сих пор помню тот поздний звонок нашего главного редактора: - Новости смотришь? Ребята наши в Чечне в засаду попали... Омоновцы. Потери очень большие. Утром в номер будем давать...
ВОПРЕКИ КЛЕВЕТНИКАМ
До 1917 года в России тоже был День Победы. Отмечался он 8 сентября (21 сентября по новому стилю) в светлый праздник Рождества Богородицы, в день, когда в далеком 1380 году на широком поле за Непрядвой сошлись две рати: многоплеменные наемные полчища Мамая и вставшее на защиту Родины объединенное войско нескольких русских княжеств под предводительством молодого московского князя Дмитрия Ивановича. Зримым же знаком божьего благословения на ратный подвиг стали схимонахи Пересвет и Ослябя.
О найме жилья
Порядок применения постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 852, регулирующего порядок и размеры выплаты компенсаций за наем жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел.
О компенсации за неиспользованный отпуск
Выплачивается ли сотрудникам органов внутренних дел компенсация за неиспользованный в год увольнения отпуск? С. Пичевский Мурманская обл.
Дебошира усмирили... водкой
На календаре, что висит в дежурной части райотдела милиции, все дни, как и положено, делятся на будничные и праздничные. А милицейская служба имеет ту особенность, что на красные дни календаря личный состав задействуется в более напряженном, нередко усиленном режиме. Понятное дело - почему. В праздники люди гуляют, расслабляются. Иногда даже очень… Но тем не менее бывает сколько угодно праздничных дней, которые “обманывают” предположения и ожидания - проходят спокойно. А будни, когда ничего особого не ожидается, преподносят вводные и сюрпризы.
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru