Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2010-2011 год

СТРАТЕГИЯ ПАРТНЁРСТВА

“Борьба с преступностью на территориях государств - участников Договора о создании Союзного государства на 2008-2012 годы” - именно так называется документ, принятый два года назад на заседании Совета министров Союзного государства. 21 мая 2010 года в городе Бресте начнет свою работу Объединенная коллегия МВД России и МВД Республики Беларусь, которая рассмотрит, как реализуется эта программа на деле. Накануне мероприятия на вопросы газеты “Щит и меч” ответил министр внутренних дел Республики Беларусь генерал­майор милиции Анатолий КУЛЕШОВ.
- Товарищ министр! Российские органы внутренних дел действуют сегодня в непростых условиях реформирования. Аналогичный период в свое время пережила и милиция Беларуси. Что, на ваш взгляд, общего в этом отношении между нашими ведомствами, от каких ошибок вы бы могли предостеречь коллег?
- Структурное построение милиции наших стран во многом схоже. И это не удивительно, ведь российская и белорусская правоохранительные системы являются преемницами МВД СССР и переняли у нее основные задачи, функции, а соответственно, и элементы организационного построения.
Мы внимательно следим за теми процессами, которые происходят в МВД России. Могу сказать, что еще в прошлом году по итогам совещания у Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко нам были поставлены задачи по реформированию, в том числе и с целью высвобождения людей в погонах от несвойственных им функций, приведению структуры и численности в соответствие с реалиями сегодняшнего дня.
В настоящее время проводится работа по изменению организационно¬штатной структуры органов и подразделений внутренних дел, критериев оценки их деятельности, системы подбора и подготовки кадров, организации работы по профилактике правонарушений и преступлений.
На сегодняшний день уже оптимизирована численность управленческих аппаратов МВД, ГУВД¬УВД-УВДТ, высвобожденные при этом единицы направлены на укрепление территориальных подразделений. Установлено единое для всех аппаратов управлений внутренних дел предельное соотношение чиновников и сотрудников подчиненных практических подразделений.
Реализован комплекс мер по совершенствованию кадровой политики. Основной акцент сделан на качественный отбор кандидатов для службы в милиции, профессиональную подготовку личного состава, искоренение любых проявлений протекционизма. Повышена персональная ответственность руководителей за состояние организованности и законности во вверенных коллективах.
Для повышения эффективности управления органами внутренних дел образован Штаб МВД, подчиненный непосредственно министру внутренних дел. Функции борьбы с коррупцией переданы в созданное на базе Главного управления по борьбе с организованной преступностью Главное управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД.
В 2009 году в системе МВД создана вертикаль подразделений надзорно¬исполнительной деятельности, основной задачей которой является организация работы уголовно¬исполнительных инспекций, специальных учреждений и конвойных подразделений. В функции этой структуры входят вопросы организации работы по профилактике рецидивной преступности, учета всех категорий ранее судимых лиц, координации деятельности различных подразделений органов внутренних дел в данном направлении, взаимодействия с иными организациями по оказанию лицам, состоящим на учете, помощи в ресоциализации, организации и контроля за применением к ним мер индивидуальной профилактики правонарушений.
Еще раньше в структуре службы БЭП были образованы подразделения по борьбе с экономическими преступлениями в стратегических направлениях, а также подразделения по раскрытию тяжких экономических преступлений. В настоящее время мы выходим на принципиально новый уровень использования для борьбы с криминалом в экономике автоматизированных баз данных, информационно­поисковых систем, в том числе разработанных и введенных в действие в других министерствах и ведомствах.
В результате происшедших в ОВД реформ в предварительном расследовании гармонично соединились две основные формы досудебного производства - дознание и предварительное следствие. Устранение неизбежного разрыва между ними, который характерен для моделей с разной подчиненностью, пусть даже в пределах одного ведомства, позволило значительно улучшить качество расследования. Насколько я информирован, в Российской Федерации оканчивается производством каждое третье дело, в нашей республике - около половины.
Продолжается работа по переводу в категорию вольнонаемного персонала ряда аттестованных должностей в департаментах по гражданству и миграции, финансов и тыла, в образовательных учреждениях МВД. Проведение техосмотра автомобилей у нас давно передано гражданским лицам.
Хочу подчеркнуть, что с самого начала наша реформа была ориентирована на то, чтобы максимально сохранить кадровый потенциал ведомства, не допустить оттока квалифицированных кадров. Одной из важнейших задач мы видим продолжение службы сотрудниками, достигшими предельного возраста и желающими продолжать ее дальше. И, как показали результаты прошлого года, это нам удалось.
- В МВД России в настоящий момент во главу угла ставятся открытость ведомства и активное сотрудничество с обществом. В Республике Беларусь данная задача тоже является приоритетной?
- Конечно. Достаточно вспомнить Директиву Президента РБ № 2 от 27 декабря 2006 года “О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата”, приказ МВД РБ № 1 “О вежливом и внимательном отношении сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск к гражданам”.
Решение этого вопроса неразрывно связано с воспитательной работой среди личного состава. Мы отдаем себе отчет в том, что это длительный процесс, и сиюминутных результатов не ждем. В середине 90-х годов прошлого века частые орг­
штатные изменения, низкий статус подразделений по работе с личным составом и отток квалифицированных специалистов негативно повлияли на реализацию кадровой политики МВД, и воспитательную работу с личным составом в частности. Методическая база была почти полностью разрушена.
Сейчас наверстываем упущенное. Придаем особое значение решению проблем укрепления кадрового ядра, соблюдения сотрудниками милиции дисциплины и законности, повышения уровня их служебной и личной культуры. Ведь именно от этих факторов зависит авторитет и престиж нашей службы и, в конце концов, статус самого сотрудника органов внутренних дел в современном обществе.
Как результат, в 2009 году в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД снизилось число привлеченных к ответственности за нарушение законности, в том числе за нарушение норм уголовно-процессуального законодательства.
Курс на расширение связей с общественностью, обеспечение максимальной открытости и “прозрачности” нашей деятельности ¬ это требование сегодняшнего дня. Отрадно, что в вопросах обеспечения общественного порядка люди стали активнее сотрудничать с органами внутренних дел. Здесь сказываются результаты работы в трудовых коллективах, учреждениях образования и СМИ.
Повсеместно создаются и функционируют добровольные дружины, членами которых являются десятки тысяч человек. Многие из молодых дружинников затем сами становятся сотрудниками милиции. Кстати, коллеги из ряда стран Западной Европы стали задумываться о создании подобных общественных структур у себя.
Как министру внутренних дел и как гражданину мне импонирует то, что подавляющее большинство наших людей доверяет милиции. Об этом свидетельствуют и результаты проводимых среди населения республики опросов.
Убежден, люди перестали думать, что их обращения в оперативно-дежурную службу милиции или просто к участковому могут быть не зарегистрированы или формально рассмотрены. Конечно, за каждого сотрудника поручиться невозможно, но в целом такие негативные проявления, как укрытие преступлений от регистрации, равнодушие и неуважение к людям, грубое отношение к правонарушителям, для белорусской милиции становятся атавизмом.
- Приезжающим в Беларусь россиянам сразу бросается в глаза отсутствие иностранцев на рынках, в сфере коммунального хозяйства. В России ситуация гораздо острее. Какими методами действует МВД Беларуси, какие законодательные барьеры существуют у вас в стране, чтобы упорядочить миграционные процессы, ввести их в цивилизованное русло?
- Вопросами управления миграцией мы начали заниматься с момента распада Советского Союза.
По причине прозрачности белорусско¬российской границы к нам попадают нелегалы из стран Африки и Юго-Восточной Азии. Ужесточение миграционной политики европейских стран, финансирование ими затрат на укрепление собственных границ и создание зон фильтрации приводят к тому, что нелегалы, не сумев попасть в желаемые страны, предпринимают попытки остаться в Беларуси.
В июле этого года вступает в действие разработанный МВД совместно с заинтересованными республиканскими органами госуправления Закон “О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь”. Основной целью этого документа является повышение эффективности использования миграционного потенциала в интересах республики, дальнейшее совершенствование правового регулирования отношений в сфере, касающейся порядка пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в республике, осуществления ими в Республике Беларусь предпринимательской и иной деятельности, противодействие незаконной миграции, устранение выявленных практикой применения законодательства пробелов и противоречий.
Продолжается совершенствование законодательства по вопросам внешней трудовой миграции. Подготовлен проект Закона Республики Беларусь “О внешней трудовой миграции” (в новой редакции). Проектом регламентированы основные принципы в этой сфере, к которым отнесены недопустимость незаконной внешней трудовой миграции, а также ее добровольность и защита рынка труда Республики Беларусь.
В целом механизмы в наших странах работают одни и те же. Вопрос в том, что на определенном этапе Беларусь с проблемой нехватки трудовых ресурсов справилась самостоятельно. Привлечение трудящихся мигрантов проходило в рамках существующего законодательства и было минимально, а потому не ушло в тень.
Кроме того, у нас достаточно четко работает институт лицензирования деятельности, связанной с привлечением в республику иностранной рабочей силы и трудоустройством граждан Беларуси за границей, брачных агентств. Факты нарушений в этих сферах единичны.
Не без нашей помощи вырос уровень законопослушания юридических лиц, привлекающих иностранных граждан для работы в Беларуси. Да и сами иностранцы, которые к нам приезжают, хорошо информированы о том, что за нарушение миграционного законодательства могут быть подвергнуты определенным мерам административного принуждения вплоть до депортации и высылки. Возможно, и территориальная разница тоже сказывается: у нас все компактно и управляемо, а потому более прозрачно, на виду.
- Еще одно заметное различие между нашими странами - на белорусских улицах редко встретишь пьяных дебоширов. Как удалось добиться такого положения?
- Процесс совершенствования работы по обеспечению общественной безопасности в нашей республике идет непрерывно. При этом используется лучший мировой опыт и технические разработки. Действительно, определенных результатов мы достигли. На протяжении пяти последних лет сохраняется динамика уменьшения степени тяжести преступлений, прежде всего - против жизни и здоровья человека. По сравнению с 2009 годом снизилось количество уголовно наказуемых деяний, совершенных лицами в состоянии алкогольного опьянения, а также преступлений в общественных местах.
В соответствии с Государственной программой национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2006-2010 годы сотрудники милиции сосредотачивают свои усилия на своевременном изъятии из общественных мест и привлечении к ответственности лиц, распивающих спиртные напитки и находящихся в пьяном виде, изоляции в лечебно­трудовые профилактории, частичном ограничении в дееспособности семейных скандалистов, ставящих семьи в тяжелое материальное положение, лишении таких лиц родительских прав.
Принимаются меры, направленные на обеспечение эффективной реализации требований Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 “О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях”. Им, в частности, предусматривается принудительное трудоустройство лиц, уклоняющихся от воспитания детей.
Происходящие в стране изменения в социальной, правовой и экономической сферах и сложившаяся криминогенная ситуация явились предпосылками принятия 10 ноября 2008 года Закона Республики Беларусь “Об основах деятельности по профилактике правонарушений”. Социальная ценность Закона состоит в том, что в нем определен наиболее действенный путь борьбы с правонарушениями ¬ нейтрализация их причин и условий. Реализация регламентированных Законом мероприятий позволила выстроить четкую государственную систему профилактики правонарушений, выработать комплекс мер по координации и совершенствованию деятельности в этой сфере.
Особое внимание в подразделениях органов внутренних дел уделяется профилактике семейно­бытовой преступности. Сдерживающее воздействие здесь оказывает широкое применение норм уголовного законодательства. В частности, в прошлом году количество возбужденных уголовных дел превентивной направленности составило около 75 процентов от общего числа семейно­бытовых преступлений. Принятые меры способствовали снижению количества “бытовых” убийств и умышленных причинений тяжких телесных повреждений.
В целях оперативного реагирования на факты нарушений антиалкогольного законодательства, незаконного производства и реализации алкогольной продукции постоянно функционируют горячие линии “Пьянству - нет!”. На них поступают тысячи сообщений граждан, из незаконного оборота изымается внушительное количество спиртосодержащих суррогатов, самогона и браги. Сотрудниками органов внутренних дел выявляются целые мини¬заводы по производству самогона, объемы продукции на которых превышают десятки тонн. Такие факты предаются гласности и становятся достоянием общественности.
Кроме того, внесен ряд изменений в законодательство об административных правонарушениях. Так, установлена ответственность за распитие слабоалкогольных напитков или пива в общественных местах. К действующим правовым нормам, устанавливающим ответственность для лиц, занимающихся сбытом алкогольной продукции собственного производства, прибавлена статья КоАП, предусматривающая санкции за изготовление, приобретение или хранение более пяти литров крепких алкогольных напитков, полуфабрикатов для их изготовления, а равно хранение аппаратов, используемых для их изготовления.
- В Москве, других крупных российских городах водители и пешеходы только приучаются к взаимоуважению. А в Минске это давно стало законом. Какие изменения в сфере дорожной безопасности происходят у вас сейчас?
- Наша стратегия такова, что для поддержания стабильной обстановки главное - не допустить, чтобы от противоправных деяний страдали люди. Для этого, например, установлена уголовная ответственность водителей за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения повторно в течение года.
Могу с уверенностью сказать, что в республике, несмотря на значительное увеличение количества автомобилей, роста ДТП и количества пострадавших в них не отмечается. Более того, в последние два года прослеживаются позитивные изменения. Сокращается число наездов на пешеходов, велосипедистов.
Во многом этому способствовала начатая с 2006 года популяризация использования населением световозвращающих элементов. После разъяснительно­информационной работы в ПДД была введена норма, обязывающая пешехода, движущегося по краю проезжей части дороги в темное время суток, обозначать себя световозвращающим элементом (при передвижении по тротуарам и пешеходным дорожкам это делать не обязательно). С 23 февраля текущего года ответственность за невыполнение этой нормы усилилась. Если же пешеход в подобной ситуации окажется пьяным, штрафные санкции еще суровее. Не сомневаюсь, это принесет должный эффект. Кстати, полномочиями на составление административных протоколов за такие правонарушения наделены как сотрудники Госавтоинспекции, так и участковые инспектора милиции.
Параллельно реализуются инженерные мероприятия. Улучшение качества содержания улично¬дорожной сети, обустройство ее техническими средствами организации дорожного движения, а также соответствие технических параметров дорог и дорожных сооружений современному уровню автомобилизации - задача, без решения которой не обойтись.
Например, в столице нашей страны начаты работы по созданию интеллектуальной транспортной системы (ИТС). При помощи новейших телекоммуникационных и информационных технологий мы хотим повысить пропускную способность существующей дорожной инфраструктуры. В частности, ИТС в автоматическом режиме будет прогнозировать транспортный спрос, контролировать и управлять дорожным движением, в том числе пассажирским, коммунальным и специальным транспортом.
Параллельно с этим ИТС позволит идентифицировать разыскиваемые транспортные средства по регистрационным знакам, а также осуществлять видеофиксацию нарушителей скоростного режима, правил проезда перекрестков, маневрирования, остановки и стоянки.
Мы категорически не приемлем формализма при решении вопросов обеспечения безопасности дорожного движения. К примеру, Министерство транспорта и коммуникаций уже проинформировано о том, что в случае совершения ДТП с гибелью или ранением людей в местах, где не проведены запланированные инженерные мероприятия, соответствующие материалы будут направляться в органы прокуратуры для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовных дел по фактам бездействия должностных лиц предприятий государственного дорожного хозяйства.
- Как вы оцениваете сотрудничество правоохранительных органов наших стран, его практические результаты?
- Совместная деятельность министерств внутренних дел Республики Беларусь и Российской Федерации является примером тесного сотрудничества, имеющим реальные результаты и долгосрочные перспективы. Постоянно совершенствуется договорно­правовая база сотрудничества двух государств, унифицируется законодательство.
Уровень взаимодействия повышается во всех направлениях: будь то плановые масштабные совместные операции, во время проведения которых активизируется работа милиции на территории обоих государств, контакты приграничных ОВД или практически ежесуточные совместные мероприятия по конкретным уголовным делам.
Сегодня непосредственные исполнители разрешают повседневные оперативно¬служебные задачи без направления различного рода запросов и ожидания резолюции руководителей, согласований и визирований. Одним словом, белорусский правонарушитель не сможет уйти от ответственности, пересекая границу с Российской Федерацией, и наоборот.
Достаточно эффективно реализуется программа Союзного государства “Борьба с преступностью на территориях государств -
участников Договора о создании Союзного государства на период 2008-2012 годы”. Взять, к примеру, формирование автомобильного коридора Москва­Брест. Уже установлена связь и обеспечена передача информации между диспетчерскими центрами в России и Республике Беларусь, автомобили групп задержания оборудуются навигационными системами. Эффективность этой работы мы проверили в сентябре прошлого года в Бресте, во время проведения совместных российско­белорусских тактико­специальных учений “Пресечение противоправного посягательства на автотранспортное средство, оборудованное навигационно-мониторинговой системой, перемещаемое по автомобильному коридору “Москва­Брест”.
Наше сотрудничество осуществляется и в рамках международных организаций как всеобщего, так и регионального характера - ООН, Интерпол, Содружество Независимых Государств, ОДКБ, ЕврАзЭС и других. Возможно, дополнительные корректировки потребуются в условиях Таможенного союза.
Россия и Беларусь в правоохранительной сфере - это стратегические партнеры. Мы близки не только географически, но и по духу. Да, есть какие­то нормативно¬правовые нестыковки, но они нашему движению вперед не мешают. Уверен, что неразрешенных проблем между ведомствами просто не существует и двустороннее сотрудничество неизбежно будет расширяться. На сегодняшний день оно находится в плоскости конкретики, и сотрудники органов внутренних дел России и Беларуси оказывают друг другу помощь с душой, максимально профессионально и самое главное - без всяких проволочек.

Беседу вел
Виктор НОВИКОВ

Другие материалы раздела
Заместитель министра внутренних дел России Евгений Школов
Тринадцать - число счастливое
В столичном выставочном комплексе “Крокус Экспо” прошел ежегодный международный форум “Технологии безопасности”.
В нашем доме сирот не будет
Обстоятельную консультацию дает заместитель начальника Нормативного управления ФЭД МВД России полковник внутренней службы Светлана АЛЕШИНА.
Благодушие пустых кресел
В Москве прошел чемпионат мира по хоккею с мячом - 2008. При полном бездействии служб безопасности и милиции по причине отсутствия зрителей.
Воспоминания о будущем
Такого единения в память о трагически погибших сотрудниках милиции, как в Самаре, видеть не доводилось. Девять лет минуло с той поры. Но события того дня, когда в пожаре погибли 57 сослуживцев, боевых товарищей, молодых, недослуживших и недолюбивших милиционеров, саднят души горожан и сегодня.
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru