Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2010-2011 год

Не по остаточному принципу

Приняв участие в расширенном заседании коллегии МВД России в начале февраля, Президент России Владимир Путин обратил внимание на острые социальные проблемы органов внутренних дел, поднятые в ряде выступлений.

Акцент
Приняв участие в расширенном заседании коллегии МВД России в начале февраля, Президент России Владимир Путин обратил внимание на острые социальные проблемы органов внутренних дел, поднятые в ряде выступлений. Вскоре глава государства обратился к председателю Правительства России Виктору Зубкову, подчеркнув:

- Я хотел бы, чтобы Правительство повнимательнее отнеслось к этим вопросам и чтобы вы доложили, что и как намерены сделать, чтобы ускорить их решение.

Подготовить соответствующие предложения  было поручено первому заместителю председателя Правительства страны Дмитрию Медведеву. Чтобы обсудить сложившуюся ситуацию, он побывал в МВД России, где провел совещание с участием руководства министерства. Были рассмотрены состояние и перспективы развития социальной сферы и материально-технического обеспечения органов внутренних дел.

В последнее время немало сделано для укрепления законности и правопорядка, снижения уровня влияния криминалитета на различные стороны жизни государства и общества, повышения уровня защищенности граждан от преступных посягательств. Существенную роль в решении задач, стоящих перед министерством, играет активное внедрение новейших технических средств и компьютерных технологий. Это вносит существенные коррективы в организацию оперативно-служебной деятельности, предъявляет повышенные требования к уровню подготовки и образования сотрудников, что, в свою очередь, обусловливает соответствующие изменения в системе подготовки и переподготовки кадров, а также воспитательной работы.

- Мы добиваемся того, - подчеркнул министр внутренних дел России генерал армии Рашид Нургалиев, - чтобы милиционер был профессионально грамотным и образованным, а также, что немаловажно, по своим нравственным качествам соответствовал высокому званию представителя власти.

Однако вопрос повышения эффективности борьбы с преступностью нельзя рассматривать в отрыве от уровня материально-технического обеспечения и социальной защищенности личного состава. Для того чтобы служба в органах внутренних дел стала привлекательной, предстоит сделать очень много. Необходимо в ближайшее время обеспечить дальнейшее повышение денежного содержания, решение жилищных проблем, повысить качество медицинского обслуживания и санаторно-курортного обеспечения сотрудников, военнослужащих и ветеранов, решить многие другие вопросы данной сферы. Предметно о состоянии и перспективах реализации мероприятий по укреплению материально-технической базы органов внутренних дел и внутренних войск МВД России и обеспечению социальных гарантий личного состава сказал в своем выступлении заместитель министра внутренних дел России генерал-лейтенант милиции Михаил Суходольский.

Задачи технического перевооружения, укрепления материальной базы органов и подразделений МВД России, создания достойных условий труда и обеспечения социальной защищенности личного состава являются одними из приоритетных направлений в деятельности министерства.


Финансовое обеспечение МВД в последние годы характеризуется ежегодным ростом выделяемых средств в среднем на 15 процентов, что позволяет в плановом порядке обеспечивать выполнение возложенных на министерство функций.


Мощным импульсом к решению вопросов по переоснащению послужило решение Президента Российской Федерации о выделении на данные цели в 2005 году трех с половиной миллиардов рублей, направленных на оснащение городских (районных) органов внутренних дел.


Реализуя задачу технического перевооружения, в рамках государственного оборонного заказа за три года обеспечено увеличение объемов финансирования на закупку новых образцов техники и вооружения с семи  до тридцати процентов.


Повышена эффективность деятельности ведомственной науки. За счет мониторинга рынка техники и вооружения, оптимизации сроков проведения НИОКР актуализированы перечни используемых в практической деятельности образцов оружия и технических средств, отвечающих современным требованиям и способствующих выполнению специальных правоохранительных функций.


За три года на снабжение поставлено свыше трехсот сорока новых изделий, большинство из которых - результат совместной работы МВД и российских заводов-изготовителей. В этом ряду - специальные автомашины, цифровые комплексы радиосвязи, средства защиты и активной обороны, в том числе нелетального воздействия, высокоточное оружие и другие.


Целенаправленная работа по укреплению материально-технической базы позволила довести уровень обеспеченности ресурсами органов и учреждений МВД России до 85 процентов.


Еще четыре года назад уровень финансирования МВД можно было оценивать как минимальный, что позволяло обеспечивать лишь текущие нужды подразделений. При этом даже по утвержденным программам за период с 2001 по 2005 годы МВД России не получило более пяти миллиардов рублей на закупку вооружения и техники. Невозможность обновления полноценно используемых ресурсов в предыдущие годы привела к ситуации, когда физический износ сорока процентов материально-технических средств требует их замены.


Сегодня стабильное финансирование, а также возможность привлечения ассигнований, получаемых от реализации высвобождаемого имущества, позволяет планировать к 2010 году сокращение объема подлежащих списанию ресурсов до двадцати процентов.


Реализации намеченных задач также должны способствовать и четырнадцать ведомственных целевых программ, из которых восемь проектов уже проходят межведомственное согласование.

Задачи технического перевооружения, укрепления материальной базы органов и подразделений МВД России, создания достойных условий труда и обеспечения социальной защищенности личного состава являются одними из приоритетных направлений в деятельности министерства.

Финансовое обеспечение МВД в последние годы характеризуется ежегодным ростом выделяемых средств в среднем на 15 процентов, что позволяет в плановом порядке обеспечивать выполнение возложенных на министерство функций.

Мощным импульсом к решению вопросов по переоснащению послужило решение Президента Российской Федерации о выделении на данные цели в 2005 году трех с половиной миллиардов рублей, направленных на оснащение городских (районных) органов внутренних дел.

Реализуя задачу технического перевооружения, в рамках государственного оборонного заказа за три года обеспечено увеличение объемов финансирования на закупку новых образцов техники и вооружения с семи  до тридцати процентов.
Повышена эффективность деятельности ведомственной науки. За счет мониторинга рынка техники и вооружения, оптимизации сроков проведения НИОКР актуализированы перечни используемых в практической деятельности образцов оружия и технических средств, отвечающих современным требованиям и способствующих выполнению специальных правоохранительных функций.

За три года на снабжение поставлено свыше трехсот сорока новых изделий, большинство из которых ¬ результат совместной работы МВД и российских заводов­изготовителей. В этом ряду ¬ специальные автомашины, цифровые комплексы радиосвязи, средства защиты и активной обороны, в том числе нелетального воздействия, высокоточное оружие и другие.

Целенаправленная работа по укреплению материально­технической базы позволила довести уровень обеспеченности ресурсами органов и учреждений МВД России до 85 процентов.

Еще четыре года назад уровень финансирования МВД можно было оценивать как минимальный, что позволяло обеспечивать лишь текущие нужды подразделений. При этом даже по утвержденным программам за период с 2001 по 2005 годы МВД России не получило более пяти миллиардов рублей на закупку вооружения и техники. Невозможность обновления полноценно используемых ресурсов в предыдущие годы привела к ситуации, когда физический износ сорока процентов материально­технических средств требует их замены.

Сегодня стабильное финансирование, а также возможность привлечения ассигнований, получаемых от реализации высвобождаемого имущества, позволяет планировать к 2010 году сокращение объема подлежащих списанию ресурсов до двадцати процентов.

Реализации намеченных задач также должны способствовать и четырнадцать ведомственных целевых программ, из которых восемь проектов уже проходят межведомственное согласование.

Оценить эффективность целевого финансирования можно на примере реализуемой с 2005 года Программы МВД “Создание Единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел”. По итогам прошлого года более сорока тысяч абонентов системы МВД имеют возможность доступа в режиме реального времени к информационным банкам данных разного уровня, а скорость обработки запроса не превышает в среднем полутора минут.

Со всеми подразделениями регионального уровня обеспечена
видео-конференц-связь, причем ее возможности участники совещания оценили в рамках данного мероприятия, в котором благодаря телекоммуникационным каналам приняли участие руководители восьмидесяти региональных органов внутренних дел. Проведение коллегиальных мероприятий в данном формате существенно экономит как время, так и деньги.

Вопросы создания достойных условий труда распространяются и на период нахождения личного состава в служебных командировках. Вместе с тем действующие размеры оплаты суточных и расходов по найму жилого помещения давно не позволяют полноценно обеспечить работу сотрудников с выездом в регионы. Не имея возможности сократить число оперативных выездов, только по итогам прошлого года на возмещение разницы в оплате услуг за проживание МВД было вынуждено изыскать более двухсот восьмидесяти миллионов рублей.

Комплекс реализуемых министерством задач по техническому перевооружению предъявляет новые требования и к личному составу. Но формирование положительного имиджа сотрудника милиции не сводится только к изменениям внешнего облика, чему способствует в том числе и введение новых образцов форменного обмундирования, которое сейчас проходит апробацию в двенадцати регионах страны.

Прежде всего речь идет о качественной составляющей каждого милиционера и военнослужащего, уровне его интеллектуального развития, умении работать в новых условиях на современном оборудовании.

И предъявляя повышенные требования к кандидату на службу, взамен необходимо обеспечить соответствующие социальные гарантии, так сказать, компенсировать издержки профессии.

В текущем году продолжена поэтапная работа по повышению денежного довольствия. Его прогнозируемый размер для среднестатистического офицера - старшего оперуполномоченного капитана милиции с выслугой 10 лет - на конец текущего года составит около 17 тысяч, а для сержанта с пятилетней выслугой превысит 11 тысяч рублей в месяц.

Оказывают поддержку в решении социальных вопросов и региональные органы власти, большая часть которых нашла возможность обеспечить дополнительные выплаты личному составу на общую сумму почти восемь миллиардов рублей.

Министерством также изыскиваются внутренние резервы для материального стимулирования труда сотрудников и военнослужащих, для чего в прошлом году выделено около двух миллиардов рублей.

Вместе с тем остается актуальным вопрос сохраняющейся диспропорции уровня оплаты труда, а соответственно и пенсионного обеспечения, личного состава в сравнении с сотрудниками отдельных силовых органов, что приводит к потере квалифицированных кадров, их переходу в другие силовые ведомства.

Есть надежда, что ситуацию изменит проводимое сегодня заинтересованными силовыми ведомствами формирование согласованных предложений по оптимизации денежного довольствия, предусматривающих в числе прочего объединение и укрупнение дополнительных выплат и надбавок с последующим их включением в денежное содержание. Эти меры позитивно повлияют и на соответствующий пересмотр пенсионного обеспечения.

Но даже сейчас можно констатировать, что к концу года размер пенсий за выслугу лет в номинальном выражении в три раза превысит уровень 2002 года. Соответственно увеличиваются и пенсии по инвалидности, а также в связи с потерей кормильца.

Повышенный риск работы в милиции, к сожалению, ежегодно увеличивает число детей, лишившихся родителей в связи с исполнением служебного долга. Однако полноценной организации их отдыха и реабилитации препятствуют, так сказать, двойные стандарты.

Постановлением Правительства от 29 декабря 2004 года № 870 ежегодные пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха (12840 рублей) предоставляются только на детей сотрудников и военнослужащих, погибших в связи с выполнением задач в Чеченской Республике и на территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта.

Кроме того, действующим сотрудникам и военнослужащим производятся ежегодные выплаты в размере 8 тысяч рублей на приобретение оздоровительных путевок их детям.

Таким образом, дети, чьи родители погибли вне Северного Кавказа, лишены указанных компенсационных выплат.

МВД России вышло с инициативой о необходимости решения этого вопроса с надеждой, что в Год семьи меры социальной защиты смогут ощутить пять тысяч детей сотрудников и военнослужащих, погибших при исполнении долга, вне зависимости от места выполнения поставленных задач. Учитывая в целом незначительные затраты (порядка 65 миллионов рублей в год) на реализацию данной гарантии, МВД готово обеспечить ее в рамках выделенных бюджетных ассигнований.

Важнейшей социальной гарантией является обеспечение личного состава качественным медицинским обслуживанием. На сегодня в ста двадцати медицинских учреждениях системы МВД России обслуживаются около 3,5 миллиона человек. МВД инициативно разработан законопроект, предоставляющий возможность пользоваться услугами ведомственных медицинских учреждений более 460 тысячам бывших сотрудников и членам их семей, на которых это право ранее не распространялось. Его рассмотрение планируется на весенней сессии Государственной Думы.

Не являясь участником национального проекта “Здоровье”, ведомственное здравоохранение мобилизовало усилия на реализацию основных его принципов.
Повышается эффективность мероприятий по профилактике здоровья прикрепленного контингента. Наращиваются усилия по обеспечению стопроцентного диспансерного учета личного состава, в том числе с организацией работы мобильных медицинских бригад в местах временной дислокации подразделений. Проводится комплекс мероприятий по расширению объемов проведения дополнительной диспансеризации гражданского персонала МВД России. Активизировано участие ведомственных медучреждений в системе обязательного медицинского страхования. Обновляется парк санитарного и специального медицинского автотранспорта.
Но масштабность реализуемых в рамках нацпроекта задач не позволяет в полной мере обеспечить соразмерное развитие ведомственного и гражданского здравоохранения.

В настоящее время формируются предложения по участию учреждений ведомственного здравоохранения в реализации мероприятий национального приоритетного проекта “Здоровье”.

Самым больным, особенно для сотрудников милиции, остается вопрос обеспечения личного состава жильем.

Руководство МВД считает, что наиболее оптимальным вариантом его решения является принятие закона о накопительно-ипотечной системе обеспечения жильем сотрудников правоохранительных органов, концепция и техническое задание на разработку которого  подготовлены министерством в соответствии с поручением Правительства.

Суть концепции такова. Обеспечение жильем сотрудников, состоящих на учете в ведомственной очереди, сформированной до вступления в действие нового Жилищного кодекса, предлагается осуществлять в прежнем порядке, то есть за счет ведомственного жилищного строительства.

Вместе с тем, учитывая фактические объемы финансирования на эти цели и темпы выдачи государственных жилищных сертификатов, чтобы решить проблемы 107 тысяч наших очередников, министерству требуется - по самым оптимистичным подсчетам - не менее тридцати лет.

Что может ускорить и оптимизировать этот процесс? На  сегодня в ведомственной очереди стоят порядка 46 тысяч сотрудников милиции, содержащихся за счет средств региональных и местных бюджетов. В соответствии с законом финансирование органов внутренних дел, а значит, и решение социальных вопросов сотрудников милиции осуществляется за счет соответствующих бюджетов. Здесь целесообразно осуществить разграничение полномочий федеральных и региональных органов власти с возложением на последних обязанностей по решению жилищных вопросов сотрудников милиции, содержащихся  за счет средств  бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Увеличению объемов строительства жилья для нужд МВД России также способствуют реализуемые инвестиционные проекты. Однако с принятием 10 августа прошлого года постановления Правительства № 505 этот процесс сдерживается отсутствием утвержденного порядка заключения инвестиционных договоров, разработка которого поручалась Минэкономразвития.

Кроме того, поскольку средства на эти цели в федеральном бюджете на 2010 год не предусмотрены, в Минэкономразвития направлены предложения о федеральном финансировании органов внутренних дел на жилищное строительство в 2010 - 2011 годах. Что же касается личного состава, не принятого на жилищный учет до 1 марта 2005 года, то для них концепция законопроекта предполагает субсидирование на приобретение жилых помещений либо участие в накопительно-ипотечной системе.

Первый заместитель министра внутренних дел России генерал-полковник милиции Александр Чекалин поднял вопрос о социальной защите инспекторов дорожно-патрульной службы. Он привел печальные данные: за три года во время несения службы получили ранения 2238 и погибло 206 сотрудников. Ежегодно из-за нерешенности социально-бытовых проблем увольняются из органов порядка четырех тысяч человек. Представители ДПС работают в токсичной среде с высокой шумовой нагрузкой, а кроме этого, регулярно попадают под психологический пресс нарушителей ПДД, которые нередко высказывают угрозы в адрес инспекторов, а подчас оказывают сопротивление. В связи с этим МВД РФ подготовило проект постановления Правительства, предусматривающего льготное исчисление выслуги лет для этой категории сотрудников милиции, доплаты за труд во вредных для здоровья условиях, бесплатную юридическую поддержку и ряд других мер.

Еще раз обратил внимание на явно низкое денежное содержание личного состава министр внутренних дел по Республике Татарстан генерал-лейтенант милиции Асгат Сафаров, подчеркнувший, что по уровню зарплаты органы внутренних дел находятся на последнем месте среди силовых ведомств. Кроме того, немалую часть довольствия составляют разного рода дополнительные выплаты и надбавки, что никак не сказывается на уровне пенсионного обеспечения отставников. Кстати, в Татарстане находят средства для дополнительного стимулирования сотрудников, на что из республиканского бюджета выделено свыше тридцати миллионов рублей. А как быть регионам, где подобная возможность отсутствует?
Первый заместитель председателя Правительства России Дмитрий Медведев, обратившись к собравшимся, сказал:

- Эффективность выполнения задач, стоящих перед Министерством внутренних дел, без всякого сомнения, в первую очередь зависит от кадрового состава, его квалификации. Но все эти высокие слова имеют смысл лишь в ситуации, когда  сотрудники почувствуют себя защищенными по-настоящему, а не государственными служащими, финансируемыми по остаточному  принципу.

Первый заместитель председателя Правительства России еще раз напомнил, что в последнее время для поддержки личного состава и пенсионеров МВД сделано немало: повышается денежное содержание, растут пенсии. Тем не менее этого недостаточно. Дмитрий Медведев заверил, что Правительство сделает все возможное для решения поставленных вопросов. В частности, он согласился с необходимостью совмещения подходов к ведомственной медицине с задачами, решаемыми в рамках соответствующего национального проекта. Он также отметил необходимость унификации оплаты труда сотрудников всех силовых структур. Первый заместитель  председателя Правительства России заверил, что соответствующим министерствам и ведомствам будут даны необходимые указания, реализация которых позволит укрепить материально-техническую обеспеченность органов внутренних дел, социальную защищенность личного состава и выразил уверенность, что совместными усилиями всех заинтересованных сторон будет достигнуто дальнейшее повышение эффективности правоохранительной деятельности и укрепление безопасности граждан и государства.  

Андрей ШАБАРШОВ
Фото Александра ЮРШИНА 
и Дмитрия Лыкова

Другие материалы раздела
Первый заместитель министра внутренних дел России генерал­полковник милиции Александр Чекалин
Опираясь на прошлое, строим будущее
На вопросы Татьяны КОЛГАНОВОЙ отвечает начальник Департамента кадрового обеспечения МВД России генерал­лейтенант милиции Владимир КИКОТЬ.
Комета не сгорела
В Москве снова ЧП - пожар в гостинице “Комета”.
В нашем доме сирот не будет
Обстоятельную консультацию дает заместитель начальника Нормативного управления ФЭД МВД России полковник внутренней службы Светлана АЛЕШИНА.
Избирком на колесах
Через год транспортная милиция России отметит свое девяностолетие. Поэтому нынешний день рождения службы по праву можно считать промежуточным рубежом на пути к юбилею,..
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru