Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2010-2011 год

Воробей по фамилии Мастрояни

И на российской фабрике кино - Мосфильме - существует студия, которая занимается подготовкой таких актеров-животных. Ее руководителя зовут Виктор ЗУЙКОВ. Сегодня он гость нашего “Каминного зала”.

Гостиная
Когда мы смотрим какой-либо фильм, то невольно прокручиваем в памяти имена знаменитых актеров, благодаря игре которых картина становится более интересной и зрелищной. Но ведь в кино играют не только люди. Вспомните такие ленты, как “Белый клык”, “Джульбарс”, “Пограничный пес Алый”, “Белый Бим Черное Ухо”, “Ко мне, Мухтар”, да и многие другие. Кто в них сыграл главные роли? Правильно! Животные.
И на российской фабрике кино - Мосфильме - существует студия, которая занимается подготовкой таких актеров-животных.  Ее руководителя зовут Виктор ЗУЙКОВ. Сегодня он гость нашего “Каминного зала”.
 

- Виктор, а когда у вас появились навыки дрессировщика?
- Думаю, лет с пяти... Еще в детском саду я пытался “воспитывать” ежика по кличке Репейник.
Потом были морские свинки, попугаи и рыбки, которых я тоже пытался выдрессировать. Но наибольшее впечатление на меня произвел ирландский сеттер Тим. Его оставил мне поклонник моей сестры. Он надолго уехал в командировку. Я так привязался к этому псу, что когда его забирали, чуть не расплакался. На волне тоски по ирландскому сеттеру Тиму у меня и появилась собака такой же породы. Назвал ее - Тиль. С ним мы достигли необыкновенных результатов в спортивных соревнованиях. На охоте он был незаменим. Медалей, полученных на выставках, и дипломов было хоть отбавляй! На волне тогдашних новомодных течений я готовил английских борзых грейхаундов к бегам. Было это в начале 1990-х годов. И тут обратились ко мне наши киношники с просьбой подготовить сцены охоты для сериалов “Королева Марго” и “Графиня де Монсоро”. Советский кинематограф в то время разваливался. Специалисты по работе с животными как-то незаметно разбежались. И я взял на себя такую ответственность. К тому времени у меня уже был опыт не только подготовки легавых и борзых собак, но и опыт организации больших выставок охотничьих псов Военно-охотничьего общества на Тушинском аэродроме. Это было грандиозное шоу. Помимо собак, в нем участвовали кавалеристы конного милицейского полка и подразделения охраны Московского Кремля с ястребами и соколами. Именно тогда, в 1995 году, объезжая вместе с “гардемарином” Сергеем Жигуновым верхом на лошадях выставку, мы решили, что должна появиться новая профессия - режиссер по работе с животными в кино.
- А раньше такой профессии не было?
- Не было. Хотя у Мосфильма была своя “зверская” база в Петушках. Основателем ее был известный режиссер Александр Згуриди. Там готовили для съемок волков, медведей, зайцев, оленей и прочую живность. Увы, просуществовав около тридцати лет, с распадом СССР практически прекратила свое существование и кинозообаза. Причина банальна - безденежье. Животных попросту не на что было кормить.
- Но вернемся к “Королеве Марго”.
- Я уже говорил, что никто не решался взяться за глобальные сцены  королевской охоты, тем более что накануне вышла одноименная шикарная французская версия. Ударить лицом в грязь было никак нельзя,  а бюджет русского фильма весьма скромен. Однако, по моему мнению, нам удалось переплюнуть французов. В их фильме сцена охоты была организована с помощью механического чучела кабана. А мы, следуя традициям классического советского кинематографа, выпустили на съемочную площадку живого зверя.
Опасно, конечно. Но использовалась мастерская система дубляжа. Актеров на трюках, как известно, подменяют каскадеры. У нас же эту роль в критических моментах исполнила… кабаниха. Клыков у нее нет, и мы были спокойны за собак. А их было более ста. Причем не только собак, но и других животных: соколы, ястребы, попугаи, олени, крысы, ну и, конечно же, лошади... И у каждого животного свой характер, свои особенности. В сериале “Бригада”, например, я работал со знаменитым вороном Блейдом, который выполнял, не побоюсь этого слова, гениальные сцены: совершал дальние перелеты, по команде каркал, садился на плечо определенному актеру. Достаточно вспомнить хотя бы такой момент, когда он несет, словно трофей, в финальной сцене первой серии золотую цепь поверженного бандита Мухи. Работала птица прекрасно, пока камера не приближалась к ней приблизительно на метр. Все! Нервничала бедняга, шарахалась в разные стороны. Творческий зажим, не иначе. Поэтому приходилось приглашать дублера - ворониху Стешу, у которой подобных комплексов не наблюдалось.
- Понимаю, ВГИКа для животных пока нет.
- Ну почему же нет? А “Мосфильм-КИНОлогия”! Это на сегодняшний день единственная профессиональная база, которая готовит даже из бездомных животных настоящих кинозвезд.
- И что? Животные проходят кастинги?
- Конечно! И не только. Еще они проходят спецподготовку: следует приучить их не только к стрекоту камер, но и к взрывам, стрельбе, киношному дыму, яркому свету, большому количеству людей и особенно к посторонним запахам. А ведь актрисы любят надушиться дорогим парфюмом!
- И все-таки, как же рождаются мохнато-пернатые звезды?
- Расскажу на примере нашей суперзвезды российского кино - собаки по кличке Метель. Она гениально сыграла более двадцати ролей. Напомню читателям некоторые фильмы и сериалы, где она блистала: “Граница. Таежный роман”, “По ту сторону волков”, “Тайга. Курс выживания”, “Сыщики” и многие другие.
Так вот, в “Границе…” Метель играет. Между прочим, это был ее дебют. Помните? Одна из ключевых сцен, когда капитан Голощекин (актер Алексей Гуськов) борется с волчицей врукопашную. Скажу по секрету: Гуськов не боролся. Я его дублировал в форме офицера. Подготовить этот трюк  удалось не сразу. По замыслу режиссера, Метель должна была на меня броситься, после чего с ней нужно было “кувыркаться”. Но она во время репетиций отпрыгивала от меня - ей неинтересно, какой смысл  на хозяина огрызаться. А режиссер требовал реальной сцены, полной драматизма. Мы разбили съемку на три этапа: оскал, прыжок и борьба. В овраге лощину завалили деревьями. И собаке ничего не оставалось, как перепрыгивать через завалы, когда она неслась ко мне.
Чтобы снять оскаленную “волчицу”, зарывали куриную кость. Метель привязывали так, что она не могла дотянуться до лакомства, а ей очень хотелось погрызть косточку. В этот момент я подносил волчонка, которого мы закупили у местных егерей. Видя конкурента, четвероногая актриса начинала рычать и скалиться. Все это снималось на камеру. В итоге “звериный” оскал вышел очень реалистично.
Сама схватка долго не получалась. Мы с Сергеем Астаховым и режиссером Александром Миттой долго ломали головы над тем, как это сделать. И наконец придумали. Пришлось даже сценарий подправить. Решили, что главный герой будет катиться с обрыва вместе с волчицей. Мне под гимнастерку положили пакет с куриными костями. Это была приманка  для того, чтобы Метель на меня прыгнула. Специально целый день  собаку не кормили. Бросилась она мне на грудь, пытаясь достать косточку, а я ее прижимаю, и мы катимся с пятиметрового обрыва. Больше всего я боялся не за свои ребра (хотя сломать их было в тот момент легко), а за то, что собаку покалечу. Поэтому все время катился, выставив локти вперед, прикрывая ими свою партнершу. Все прошло благополучно.
В следующем кадре на Гуськове замертво лежит уже не Метель, а ее мама по кличке Ася. “Мамашка” в тот момент была под наркозом - для этой цели мы специально  пригласили ветеринара. А кровь “поверженной хищницы” заменил обыкновенный кетчуп.
Этот эпизод был удостоен двух высших призов на первом кинофестивале о животных-киногероях “Золотой Клык”. - Давайте вновь вернемся к серьезным темам. Военная тематика в кинематографе - это ваша стезя?
- В большинстве своем, да. Кино - это отражение нашей жизни на экране.  А в жизни всегда присутствуют и братья наши меньшие. Соответственно, как в армии, так и в правоохранительных органах животные выполняют очень важные задачи. Наши подопечные (имею в виду не только себя, но и моих учеников), помимо уже вышеперечисленных фильмов, принимали участие в съемках таких кинолент, как “Побег из ГУЛАГа”, “Возвращение Мухтара”, “72 метра”, “Участок”, “Мой ласковый и нежный мент”, “Сибирский цирюльник”...
- А какие же в “Сибирском цирюльнике” животные, кроме лошадей?
- Позвольте! А воробей? Помните сцену, когда юнкера принимают присягу на Соборной площади Московского Кремля, а между их сапог скачет воробышек. Но опять же шучу: не поддаются воробьи дрессировке. Началось все с того, что, беседуя с актерами, которым предстояло играть юнкеров и принимать присягу на верность императору, режиссер фильма Никита Михалков обронил фразу: “Вы должны стоять так при виде царя, чтоб муха не пролетела, воробей не проскочил!.. Воробей... А почему бы и нет!” - решил маэстро. Сказано - сделано. Задача была поставлена: требовался воробей. Я как  человек военный воспринял данное пожелание как приказ. Как раз в то время один из моих бывших сотрудников проходил службу в подразделении сокольников Кремлевского полка. Ему, с разрешения коменданта Московского Кремля, и было поручено отловить воробьев. Из пяти пойманных птиц во время кинопроб четверых забраковали: первый ленивый, второй хромой, третий крикливый, а четвертый вообще никакой. Но пятый оказался настоящим артистом, за что и получил кличку Марчелло Мастрояни. Выстроили юнкеров, оценили блеск их сапог. Выпустили воробья. Чтобы он не улетел и не сбежал, скрепили его пушистые крылышки специальным скрепками, к лапке привязали леску. А рассыпанные крошки хлеба держали Марчелло лучше прочих хитростей. Но ветер сдувал крошки, воробей “выпадал” из кадра. В итоге сцена получилась только с восьмого дубля.
- А экстремальные съемки были в вашей карьере?
- Разумеется. И очень часто. Например, работали мы на Эльбрусе, высота была нешуточной - 2700 метров. В фильме Олега Фомина “Спасатель” одну из главных ролей сыграл спаниель Федя (по паспорту - Фреди). Лента была посвящена десятилетию МЧС. Пес был уникальный: все делал “по щелчку”. Режиссер его настолько полюбил, что стал снимать все больше и больше, вызывая у людей-актеров огромную зависть. Собаке сшили специальный комбинезон с символикой МЧС, по бокам - карманы. В одном лежала светящаяся ракета, в другом - рация. Риск был очень большой, ведь пес мог сорваться в пропасть. Но мы его страховали наравне с актерами.
- Как любят шутить режиссеры: “Если вы хотите снять мелодраму, должно быть не менее пяти поцелуев. Если вы хотите снять вестерн - не менее 10 выстрелов. Если нет ни того ни другого - снимите одно животное, и успех фильму обеспечен”. Справедливо ли это утверждение?
- Справедливо. Но только наши режиссеры не любят эту тему из-за сложности процесса.
- Ваши творческие планы?
- Получить “Оскара”.
- Это возможно?
- К сожалению, нет. Такой номинации в американской киноакадемии не существует. А наш отечественный кинофестиваль “Золотой Клык” - единственный в мире, который дает шанс животным стать известными, прославиться. Метель получила первую каскадерскую премию за схватку в фильме “Граница. Таежный роман”, кот Кузя стал обладателем премии “Кот каскадер” на 3-м фестивале, ворон Блейд заслужил Главный приз детского жюри...
А если быть честным, то в ближайшей перспективе хочу снять сериал, добрый и хороший. Сценарий уже есть: отставной полковник милиции организовывает бюро по розыску пропавших животных. Основная проблема - банальное отсутствие средств. Кино - дорогое удовольствие. Но оно должно воспитывать людей, а следовательно, нести добро. Наш зритель уже устал от стрельбы, взрывов и мордобоя. Если вы зайдете ко мне на студию, то первое, что вы увидите, это плакат с моим девизом: “Долой бандитские сериалы! Хотим видеть на экранах человеческие лица зверей!”

Беседовал Евгений КАТЫШЕВ

 

Другие материалы раздела
Заместитель министра внутренних дел России Евгений Школов
Тринадцать - число счастливое
В столичном выставочном комплексе “Крокус Экспо” прошел ежегодный международный форум “Технологии безопасности”.
В нашем доме сирот не будет
Обстоятельную консультацию дает заместитель начальника Нормативного управления ФЭД МВД России полковник внутренней службы Светлана АЛЕШИНА.
Благодушие пустых кресел
В Москве прошел чемпионат мира по хоккею с мячом - 2008. При полном бездействии служб безопасности и милиции по причине отсутствия зрителей.
Воспоминания о будущем
Такого единения в память о трагически погибших сотрудниках милиции, как в Самаре, видеть не доводилось. Девять лет минуло с той поры. Но события того дня, когда в пожаре погибли 57 сослуживцев, боевых товарищей, молодых, недослуживших и недолюбивших милиционеров, саднят души горожан и сегодня.
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru