Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2010-2011 год

Гость редакции

Проверка законом и временем

Одним из ближайших и тесно взаимодействующих с милицией ведомств является прокуратура. О ее сегодняшней работе, дополненной Президентом новыми направлениями, нашему корреспонденту Дмитрию Плеханову рассказывает Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка.
Уважаемый Юрий Яковлевич, что бы вы определили в качестве приоритетного направления работы прокуратуры?
- Ключевая задача органов прокуратуры ¬ правозащитная функция, то есть обеспечение соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина. В прошедшем году прокурорами в этой сфере выявлено более одного миллиона нарушений законов. За допущенные нарушения прав граждан к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 203 тысячи должностных лиц. В защиту населения в суды подано около 400 тысяч заявлений, по которым возмещен ущерб на сумму почти 4 миллиарда рублей.
Деятельность органов прокуратуры РФ вне уголовно-¬правовой сферы получила высокую оценку со стороны Совета Европы в ходе прошедшей в начале июля прошлого года в Санкт-¬Петербурге Конференции генеральных прокуроров стран Европы. Для нас это очень важно. Российский опыт правозащитной деятельности прокуроров был оценен европейскими коллегами как достойный для изучения и распространения. Десять лет назад мы об этом и думать не могли.
Особенностью прошлого года стала концентрация усилий по защите трудовых прав граждан, и прежде всего решению двух самых острых проблем: оплаты труда и трудовой занятости.
После длительного периода стабильности в октябре­ноябре прошлого года резко возросла суммарная задолженность по заработной плате, достигнув к 1 декабря 2008 года почти 8 миллиардов рублей. В результате оперативно принятых мер к началу этого года удалось не только остановить ее рост, но и существенно снизить размер - до 4,5 миллиарда рублей. Кроме того, прокурорами пресекаются многочисленные факты, когда работодатели принуждают работников увольняться, не выплачивают или задерживают выходное пособие.
Недавно Президентом подписан закон о внесении изменений в статью 45 ГПК, подразумевающий обращение прокурора в суд с заявлением в защиту социальных прав граждан. Данное решение принято как нельзя своевременно. Сейчас, когда тысячи человек лишаются работы, не получают заработную плату, они просто не имеют возможности оплатить расходы на оказание им юридической помощи для обращения в суд. Поэтому прокуроры в первую очередь должны обратить внимание на защиту их интересов, отстаивание прав малоимущих и социально незащищенных групп населения.
Здесь не должно быть мелочей. Ни один человек не должен оказаться без защиты закона. В этом и заключается социальное назначение прокурорского надзора. Органы прокуратуры востребованы обществом, пока служат эффективной опорой и защитой населения.
- Вы раскрыли социальную значимость деятельности прокуратуры. А как обстоит дело с надзором в экономической сфере?
- Вопрос действительно важный, ведь обеспечение экономической безопасности государства является одной из наиболее актуальных задач всей правоохранительной системы. В ходе реализации данной задачи прокурорами в ушедшем году было выявлено 1 миллион 300 тысяч нарушений законов в сфере экономики. К дисциплинарной и административной ответственности привлечено почти 140 тысяч виновных должностных лиц. В суды подано более 360 тысяч исковых заявлений в защиту государственных интересов, по которым возмещен ущерб на сумму 2,5 миллиарда рублей.
Однако в современных условиях динамично развивающейся ситуации необходима предельная концентрация сил всех правоохранительных органов, координация действий, принятие согласованных мер.
Такая работа организована Генеральной прокуратурой в рамках деятельности Межведомственной группы по противодействию преступлениям в сфере экономики, созданной по поручению Президента. Определен механизм совместных действий по контролю за сохранностью и целевым использованием средств государственной поддержки отечественной экономики, осуществляются согласованные меры по противодействию их хищениям, злоупотреблениям государственными и банковскими служащими, фиктивным банкротствам и рейдерским захватам, незаконным операциям на рынке ценных бумаг.
Руководители 70 коммерческих банков ¬ получателей средств государственной поддержки официально предупреждены об установлении контроля за их деятельностью со стороны Межведомственной группы.
По результатам проверок уже возбужден ряд уголовных дел, связанных со злоупотреблениями и мошенническими действиями в коммерческих банках.
Подобные рабочие группы образованы в прокуратурах субъектов Российской Федерации. Это позволяет оперативно проводить конкретные и результативные мероприятия.
Буквально недавно в Генеральной прокуратуре создан оперативный рабочий штаб, в состав которого вошли представители крупных российских банков с участием государства в уставном капитале. Основным направлением деятельности штаба определено осуществлять в оперативном режиме координацию работы по контролю за предприятиями, получившими кредитные средства в соответствии с программой государственной поддержки, с целью сохранности этих средств и использования их по целевому назначению для оздоровления реального сектора экономики. Штаб будет обеспечивать получение от кредитных организаций необходимой информации, в том числе упреждающего характера, по которой правоохранительными органами будут организованы соответствующие проверочные мероприятия.
Кроме того, недавно в рамках подготовки к реализации новых полномочий органов прокуратуры по согласованию внеплановых выездных проверок, осуществляемых уполномоченными органами государственного и муниципального контроля в отношении малого и среднего предпринимательства, я подписал новый приказ. Он регулирует порядок согласования в органах прокуратуры проведения проверок малого и среднего предпринимательства, устанавливает уровни согласования проверок прокурорами субъектов Российской Федерации, прокурорами городов, районов и иных территориальных прокуратур. Это позволит упростить порядок получения соответствующего решения прокурора, а также его обжалования выше¬стоящему прокурору или в суд. Реализация указанных функций станет действенной мерой защиты конституционных прав и свобод предпринимателей, а также устранения излишнего административного давления на субъекты предпринимательской деятельности.
Мы обязаны обеспечить качественное надзорное сопровождение плана действий Правительства России по оздоровлению ситуации в финансовом и других секторах экономики.
- Как вы оцениваете успехи правоохранительных органов в борьбе с преступностью и каких усилий, по¬вашему, приложено недостаточно?
- На протяжении прошедших трех лет наблюдается тенденция снижения преступности.
Во многом этому способствовало то, что было обращено особое внимание на профилактическую сторону. Работа стала проводиться более эффективно. Однако в целом общегосударственная система профилактики пока как таковая не создана. Работа не носит системного и комплексного характера, а имеет скорее направленность на отдельные виды преступлений. И на этот вопрос, над решением которого всем нам еще предстоит много работать, мы должны дать ответ.
Вместе с тем следует сдержанно относиться к переменам в динамике преступности. Приведенные мной показатели основаны на официальной отчетной статистике правоохранительных органов, которые во многом отражают только результаты их работы, а не степень криминальной пораженности общества и состояние преступности в целом.
Для того чтобы эффективно бороться с преступностью, правильно выбирать приоритеты, ориентиры и методы работы, ситуацию следует оценивать трезво и честно.
Сейчас можно выделить три основных направления в этой сфере, на которых следует сконцентрировать усилия всех правоохранительных органов. Это учетно-¬регистрационная дисциплина, раскрываемость преступлений, качество следствия.
МВД России и другими правоохранительными органами проводится большая работа по укреплению учетно¬-регистрационной дисциплины. Но организационные меры и ведомственный контроль кардинально изменить ситуацию пока не смогли.
Необходимо усиление прокурорского надзора за законностью на стадии возбуждения уголовного дела.
В прошлом году, к сожалению, нам не удалось добиться перелома в раскрываемости преступлений. На фоне снижения числа зарегистрированных преступлений их раскрыто на 60 тысяч меньше. Почти 1,5 миллиона остаются нераскрытыми.
Основная причина такого положения дел связана с недостаточно эффективной работой оперативно-разыскных служб. В большинстве случаев, если преступление не раскрыто сразу же по горячим следам, розыск идет, как правило, вяло, а по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести оперативные мероприятия почти не проводятся.
Из года в год мы говорим об этой проблеме, но ситуация, к сожалению, не меняется. Поэтому в этом году прокурорам необходимо уделять самое пристальное внимание надзору за оперативно-разыскной деятельностью.
Есть еще над чем работать и в такой области, как соблюдение прав человека на досудебной стадии уголовного судопроизводства.
Практика показывает, что зачастую при обращении за санкцией в суд предоставляются односторонние материалы, выгодные следствию и не отражающие объективной картины.
Подход к избранию меры пресечения нужно коренным образом изменить, использовать весь арсенал других предусмотренных законом мер, аресты должны применяться только в качестве исключительной меры.
- Как осуществляется взаимодействие с недавно созданным Следственным комитетом при Прокуратуре Российской Федерации?
- Ушедший год стал первым полным календарным годом, который комитет отработал. Нам удалось добиться определенных позитивных результатов. Будем считать, что этап становления Следственного комитета завершен. Прокурорами оказывалась всемерная помощь следователям. Достаточно сказать, что в течение этого времени они более 18 тысяч раз выезжали на место преступления для оказания помощи и координации действий.
Мы и дальше будем продолжать ее оказывать. Никто ситуацию на самотек не пустит. Россий­ская прокуратура ¬ это единая централизованная система, органы которой имеют одни цели.
Снижение количества зарегистрированных преступлений, уменьшение почти на 21 процент числа дел в производстве следователей, значительное увеличение штатной численности объективно должны были положительно отразиться на качестве следствия. Но, к сожалению, этого не произошло.
Прокурорами выявлено почти 30 тысяч нарушений закона в ходе следствия, на треть увеличилось количество постановлений о возбуждении уголовных дел, признанных незаконными и отмененных прокурорами. По их требованию отменено более 67 тысяч постановлений следователей об отказе в возбуждении уголовных дел, выявлено и поставлено на учет 1764 преступления прокурорской подследственности, в том числе 227 убийств. Почти в два раза увеличилось количество уголовных дел, возвращенных прокурорами для дополнительного расследования. На 87 процентов увеличилось число лиц, срок содержания под стражей которых продлен свыше 12 месяцев. Незаконно привлекался к ответственности 1891 человек. Каждый третий из них содержался под стражей.
При этом следует отметить, что из оконченных следственными подразделениями уголовных дел 40 процентов относятся к категории преступлений небольшой и средней тяжести, которые не представляют особой сложности в расследовании.
Более того, расследовалось значительное количество уголовных дел, подследственных другим следственным органам и органам дознания. Я запретил прокурорам передавать в Следственный комитет такие дела без наличия исключительных обстоятельств.
Качество следствия и законность при его проведении ¬ главная задача для следователей прокуратуры.
Очевидно, что ее решение требует серьезных дополнительных мероприятий в организации работы комитета, методах осуществления процессуального контроля за работой следователей.
Кроме того, обеспечить качество и законность следствия, по моему глубокому убеждению, можно только через установление конструктивного взаимодействия между следователем и прокурором уже на ранней стадии расследования уголовных дел. Это дает возможность максимально использовать профессиональный потенциал прокуроров на всех этапах следствия.
Практика надзора показывает, что в тех регионах, где такое взаимодействие налажено, эффективность следственной работы и состояние законности на досудебной стадии объективно улучшились. Это на сегодняшний день единственный способ достичь положительных результатов.
- Руководство страны возложило на Генеральную прокуратуру Российской Федерации непростую задачу ¬ координировать работу всех правоохранительных органов по противодействию коррупции. Справляетесь?
- Политические решения, принятые в прошлом году руководством страны по вопросам борьбы с коррупцией, придали новый импульс работе по противодействию этому опаснейшему явлению.
Прокурорские проверки стали носить постоянный и системный характер. Выявлено более 208 тысяч нарушений законодательства о противодействии коррупции, что почти в два раза больше, чем в 2007 году. В целях их устранения в суды направлено 10 тысяч заявлений, внесено около 40 тысяч представлений, почти 30 тысяч должностных лиц привлечено к дисциплинарной и административной ответственности.
По материалам органов прокуратуры в ушедшем году следственными органами возбуждено более 3300 уголовных дел коррупционной направленности, что почти в три раза больше, чем в позапрошлом.
Критическая оценка складывающейся ситуации при рассмотрении вопросов противодействия коррупции на координационных совещаниях, а также разработка последовательных мероприятий позволили правоохранительным органам добиться положительной динамики в пресечении преступлений этой категории. За прошедший год только количество выявленных фактов взяточничества в целом по стране увеличилось более чем на 7,5 процента.
Вместе с тем в этой работе все еще много формализма и недостатков. Доследственных проверок у нас проводится десятки, если не сотни тысяч, уголовных же дел возбуждается в разы меньше, и до суда практически треть из них не доходит.
Действия правоохранительных органов должны быть обоснованными, законными и приводить к эффективному результату. В противном случае это пустая трата времени и государственных средств.
Серьезный антикоррупционный потенциал, по моему мнению, будет иметь деятельность по надзору за соблюдением прав хозяйствующих субъектов.
Прокуратура провела ряд организационных мер для обеспечения выполнения новых функций по формированию ежегодного плана проведения проверок, а также обеспечению согласования проведения внеплановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства. Но окончательно они еще не завершены, и необходимо приложить максимальные усилия для того, чтобы в сжатые сроки создать полноценную систему этой работы.
Большое значение имеет антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов на предмет выявления факторов, создающих потенциальную возможность для коррупционных решений и действий субъектов правоприменения.
Вмешательство прокуроров уже позволило исключить из нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления почти 14 тысяч таких положений.
Как показывает практика, особое внимание необходимо уделять нормативной правовой базе муниципального уровня. Именно в правовых актах исполнительных и представительных органов местного самоуправления выявлено наибольшее количество коррупциогенных норм - 88 процентов.
Поэтому первоочередными задачами для нас в организации противодействия коррупции являются эффективность оперативно-разыскной работы, качество следствия, координация деятельности всех правоохранительных органов и профилактика коррупционных проявлений.
Кроме того, коррупция как таковая - очень сложное социально­юридическое явление, и борьбу с ней необходимо организовывать на научной основе. Нужно учить прокуроров и сотрудников правоохранительных органов особенностям применения и специфике нового антикоррупционного законодательства. Для этого в Академии Генеральной прокуратуры мы создаем специализированный Центр обучения.
- Одна из новых болезней российского общества - экстремизм. Можно ли говорить об успешном противодействии этому негативному явлению?
- Во­первых, экстремизм свойственен не только России, в той или иной степени ему подвержено любое общество, а наиболее крайние формы это явление принимает в некоторых социально и экономически неблагополучных регионах. В своем роде это отражение социальной напряженности в обществе. Наша задача - не допустить ее крайних форм: экстремистских проявлений, возникновения межэтнических и религиозных конфликтов.
Органами прокуратуры повсеместно налажено конструктивное взаимодействие по этим проблемам с региональными органами государственной власти, местного самоуправления, правоохранительными и контролирующими органами.
За прошедший год прокурорами выявлено около 89 тысяч нарушений законодательства о противодействии экстремизму и терроризму. За последние два года количество внесенных актов реагирования увеличилось в три раза.
В то же время в Российской Федерации в 2008 году зарегистрировано 460 преступлений экстремистской направленности, что почти на треть больше, чем в 2007 году. Конечно, это серьезный рост, но следует учитывать, что в подавляющем большинстве правоохранительными органами возбуждались уголовные дела по фактам призывов к совершению экстремистских действий.
Прокуроры специально ориентировали их на такого рода превентивную работу. Это, в свою очередь, позволило предотвратить совершение большого числа тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых по экстремистским мотивам.
В целях координации усилий правоохранительных органов в данной сфере в прошлом году совместно с МВД России и ФСБ России было издано распоряжение “О совершенствовании работы по предупреждению и пресечению деятельности общественных и религиозных объединений по распространению идей национальной розни и религиозного экстремизма”.
Важно, чтобы разработанные меры и принятые решения легли в русло практических, а главное ¬ результативных действий.
- Можете в целом оценить работу прокуратуры? И каков ее основной показатель?
- Показатель работы не только органов прокуратуры, но и всех правоохранительных органов - уровень законности в обществе и государстве. За прошедший год через руки прокуроров и следователей Следственного комитета при прокуратуре прошло свыше 20 миллионов материалов и дел. Выявлено 4 миллиона 200 тысяч различных нарушений законодательства, в том числе 407 тысяч незаконных нормативно-правовых актов органов власти всех уровней. В защиту интересов граждан и государства в суды предъявлено более 900 тысяч исков на сумму 14 миллиардов рублей. К ответственности привлечено почти 600 тысяч нарушителей закона. Следственным аппаратом окончено расследованием 110 тысяч уголовных дел, в том числе около 18 тысяч - об умышленных убийствах, почти 7 тысяч - о коррупционных проявлениях и взятках. Проведено немало и другой работы, которая, безусловно, способствовала укреплению законности и правопорядка, повышению уровня защищенности прав и свобод россий-ских граждан, но многое еще предстоит сделать. Главное - неотступно следовать духу и букве закона. И тогда все у нас получится.

Другие материалы раздела
Кремень порока
Парадокс - чем больше телеканалов, тем труднее найти подходящий... Такой, чтобы и время не угробить и что-то интересное узнать.
Право на жестокость
В последнее время на страну обрушилась эпидемия убийств детей и подростков на сексуальной почве.
С праздником, дорогие женщины!
ТВОИ, РОССИЯ, СЫНОВЬЯ!
МИЛИЦИОНЕРАМ МУЖЕСТВО К ЛИЦУ
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru