Безопасность

Министр МВД не скрывал проблем

15:25  18.10.2012

Выступление Министра внутренних дел генерал-лейтенанта полиции В.А. Колокольцева в Государственной Думе Российской Федерации

Уважаемый Сергей Евгеньевич!

Уважаемые депутаты!

Наша встреча сегодня впервые проходит в формате «правительственного часа». Вместе с тем со многими из вас мы постоянно взаимодействием по самым разным вопросам.

Прежде всего, хочу поблагодарить депутатов Государственной Думы за поддержку и внимательное отношение к деятельности Министерства внутренних дел. Ваши предложения и критические замечания позволяют своевременно вносить коррективы в работу органов внутренних дел.

Три года назад руководством страны был дан старт реформе МВД и поставлена цель – выстроить действенную, четко работающую систему, обеспечить правовую дисциплину сотрудников, эффективную защиту прав и свобод граждан. Ход и результаты первого этапа реформы уже неоднократно обсуждались в этом зале, поэтому я не буду повторяться.

Итоги проведенных преобразований сейчас подвергнуты тщательному анализу. Сразу скажу – пока они не устраивают в полной мере ни наших граждан, ни нас самих. Очевидна необходимость проведения дополнительных организационных мероприятий и доработки нормативной базы.

В своем выступлении я остановлюсь на основных проблемах. Во многом они перекликаются с поступившими от вас вопросами. Условно их все можно разделить на несколько основных блоков, это:

– доступность и открытость полиции для населения;

– эффективность ее работы;
– структурные и нормативно-правовые проблемы;
– дисциплина и борьба с коррупцией;
– профессиональная квалификация и престиж полицейской профессии.


Анализ показал несколько основных причин сложившейся ситуации. Среди них структурные просчеты при проведении реформирования, пробелы в ведомственной нормативной базе, недостаточно эффективное применение имеющихся сил и средств, а также низкие темпы внедрения современных технологий.

Одним из принципиальных шагов в рамках реформы было сокращение личного состава органов внутренних дел на 20%. Первоначально предполагалось, что в большей мере оно затронет обеспечивающие и штабные структуры. Однако сейчас мы столкнулись с проблемой нехватки участковых, сотрудников патрульно-постовой, дорожно-патрульной и ряда других служб, работающих, непосредственно «на земле».

Особенно серьезное беспокойство вызывает сельская местность. По итогам 8 месяцев этого года именно там зарегистрирована пятая часть всех преступлений.

На ситуацию здесь, по нашим оценкам, негативно повлияло сокращение почти на 40% количества территориальных органов внутренних дел на районном уровне. В результате в настоящее время не обеспечено постоянное присутствие полиции в требуемом количестве в поселках городского типа и сельских поселениях, где проживает более одиннадцати с половиной миллионов человек.

Серьезные проблемы возникли и с численностью участковых уполномоченных полиции. В ходе первого этапа реформы эта служба была сокращена на 16%. Во многих регионах страны на одного участкового приходится сейчас по 6-7 поселений, зачастую удаленных друг от друга на десятки, а то и сотни километров. При этом автотранспортом обеспечены лишь 57% сельских участковых.

Сейчас разработаны меры по увеличению количества участковых уполномоченных в таких районах и созданию для них современных условий работы. Реализация этих мер уже проводится.

В рамках реформирования были упразднены отдельные положительно зарекомендовавшие себя методы работы. Например, «школьные инспектора», финансирование которых осуществлялось за счет муниципальных бюджетов. Ранее их насчитывалось около 6 тысяч. Учитывая современные реалии, восстановление прежней ситуации не представляется возможным. Поэтому нужно искать новые формы. Как вариант, можно рассматривать введение в образовательных учреждениях должности заместителя или помощника руководителя по безопасности с приоритетным замещением их ветеранами правоохранительных органов.

Отдельного рассмотрения требуют вопросы обеспечения общественного порядка. Необходимо разработать механизм, позволяющий региональным и местным органам власти участвовать в финансировании мероприятий по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Такая возможность предусмотрена Законом «О полиции». Однако законодательством запрещено одновременное финансирование органов внутренних дел за счет средств двух и более бюджетов.

Устранение этой коллизии позволит решить проблему увеличения зарплаты отдельным категориям сотрудников, лишившимся в настоящее время региональных доплат.

Если говорить о приоритетных мерах, планируемых на ближайшую перспективу, то здесь повышенное внимание будем уделять нашим районным подразделениям. Именно там проводится основная работа по обеспечению защиты прав наших граждан и именно по работе этих подразделений население даёт оценку эффективности проводимых мероприятий по дальнейшему реформированию органов внутренних дел.

Мы постоянно анализируем обстановку на местах. В случае необходимости за счет имеющейся численности точечно усиливаем отдельные направления. Например, так было сделано при создании подразделений по противодействию педофилии и отделов по борьбе с этнической преступностью.

В то же время, укрепление основных полицейских служб за счет внедрения новых форм и методов работы, а также взвешенного сокращения численности обеспечивающих подразделений остается в центре нашего внимания. При этом руководители региональных территориальных органов в полном объеме наделены полномочиями по самостоятельному перераспределению штатов на наиболее сложные участки.

В целом вопрос гарантированного права граждан на защиту своих прав и имущества со стороны правоохранительных органов, на наш взгляд, может и должен рассматриваться шире. В этих целях в Министерстве создана рабочая группа, задачей которой является изучение вопросов совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства. В том числе, рассматриваются новеллы вплоть до исключения из уголовного процесса понятия «отказа в возбуждении уголовного дела». По мнению экспертов, это позволило бы избежать принятия необоснованных решений на самом важном, первоначальном этапе уголовного процесса. Подобная практика распространена во многих странах и может обеспечить более качественную защиту законных интересов наших сограждан. И, что немаловажно, исключить при этом возможные злоупотребления и правонарушения со стороны самих правоохранителей.

Самое серьезное внимание нами уделяется совершенствованию критериев оценки деятельности полиции. Как показывает практика, именно отдельные рецидивы «палочной системы» нередко порождают факты нарушения законности. На протяжении целого ряда лет существовавшие ранее критерии изменялись, но все они имели один основной недостаток: не учитывали в полной мере географические, социально-экономические и иные факторы отдельно взятых регионов. С учётом специфики многообразия наших территорий выработать единый универсальный критерий оценки деятельности ОВД, который объективно отвечал бы всем предъявляемым требованиям оказалось просто невозможно.

Сегодня в качестве одного из основных оценочных критериев мы определили общественное мнение, основанное на уверенности каждого гражданина в личной безопасности. Степень доверия людей напрямую определяется тем, как полиция защищает их от преступных посягательств.

Нами ведется активная работа по совершенствованию ведомственной нормативной базы. Как я уже отмечал, ее отставание от хода реформы заметно снижает эффективность проводимых мероприятий.

Например, крайне важным вопросом является содействие граждан органам правопорядка в раскрытии наиболее опасных преступлений. В том числе — за вознаграждение, как это предусмотрено законом «О полиции». В 2011 и первом полугодии 2012 года такие выплаты не производились по причине отсутствия ведомственного нормативного акта. В настоящее время разработано и действует временное положение, соответствующий приказ находится в стадии согласования. В результате в третьем квартале гражданам уже выплачено более десяти с половиной миллионов рублей за помощь в раскрытии ряда тяжких резонансных преступлений.

Существуют и другие проблемы системного характера.

Сейчас заместители начальников полиции по направлениям деятельности в силу объема возложенных на них полномочий превратились в «кабинетных» руководителей. Это крайне негативно влияет на качество и оперативность управляемости подразделениями полиции. При этом в существующей структуре ОВД данная категория руководителей оказалась отчасти вне правового поля. Это связано с тем, что согласно УПК РФ и Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» полномочиями руководителя органа дознания и органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, наделены только руководитель органа внутренних дел и его заместители. Таким образом, заместители начальников полиции, а в полиции сосредоточено около 80% функций территориального органа, юридически лишены таких прав.

Видится два направления решения данной проблемы — это либо перераспределить полномочия, в том числе путём внесения поправок в действующее законодательство, либо изменить структуру построения органа внутренних дел.

Еще одно проблемное направление деятельности МВД – система транспортной полиции. Для нас сегодня очевидна необходимость реорганизации работы органов внутренних дел в этой сфере.

В рамках реформы в структуре центрального аппарата МВД России было создано Главное управление на транспорте, а на базе 20 управлений внутренних дел на транспорте образованы 8 управлений по федеральным округам. Практика работы новой структуры выявила организационные проблемы. Границы участков филиалов Российских железных дорог не совпадают с границами федеральных округов, что приводит к дублированию функций оперативного обслуживания.

Ряд управлений на транспорте по федеральным округам обслуживают несколько железных дорог, значительно удаленных от мест их дислокации. В результате подразделениям органов внутренних дел и администрациям дорог сложно планировать и осуществлять совместные мероприятия по обеспечению общественного порядка и безопасности.

С учетом изложенного сейчас прорабатывается вопрос восстановления двухзвенной системы территориальных органов МВД России на транспорте — 18 органов управления — по количеству железных дорог и Московское управление на воздушном и водном транспорте МВД России.

В качестве одного из основных инструментов повышения эффективности работы рассматриваются меры по активному внедрению современных технологий. Они оказывают существенное содействие в выполнении возложенных задач. А в ряде случаев позволяют обходиться без присутствия сотрудников.

Характерный пример – системы видеоконтроля за соблюдением правил дорожного движения. Сейчас они эксплуатируются практически во всех субъектах Федерации. В этом году с их помощью выявлено почти 16 млн. правонарушений, это 40%, от общего числа и столько же, сколько за весь прошлый год.

Для контроля системами видеонаблюдения оборудуются также стационарные посты ДПС и патрульные автомобили. В настоящее время ими оснащен почти каждый четвертый патрульный автомобиль. В полном объеме эту работу планируется завершить в течение следующего года.

Аналогичные системы, действующие в рамках программных комплексов «Безопасный город», оказывают профилактическое воздействие и помогают в раскрытии совершенных преступлений.

Важная составляющая дальнейшего реформирования системы – обеспечение открытости работы органов внутренних дел.

Невозможно предпринимать действенные меры без доверия общества. Люди должны знать, что делает ведомство и соответствуют ли эти действия потребностям и ожиданиям граждан. Необходим постоянный мониторинг общественного мнения о работе полиции, взаимный обмен информацией, быстрое реагирование на все запросы общества, прозрачность основополагающих решений в сфере борьбы с преступностью и обеспечения безопасности. Вместе с тем открытость должна иметь допустимые пределы, не нарушающие тайну следствия, защиту свидетелей и потерпевших и другие ограничения, содержащиеся в законодательстве.

Мы активно взаимодействуем с гражданским обществом. Сейчас развиваются и внедряются новые формы такого сотрудничества.

Также очевидна необходимость усилить роль общественных советов, созданных в системе МВД на всех уровнях. Мы внимательно изучаем все поступающие по этому вопросу предложения.

Большой блок стоящих перед нами задач касается повышения дисциплины и профессиональной квалификации сотрудников. Их актуальность подтверждает значительное количество заданных по этим темам вопросов.

В первую очередь хочу сказать, что одним из главных приоритетов для нас является бескомпромиссная борьба с любыми правонарушениями и проявлениями коррупции со стороны сотрудников органов внутренних дел.

Здесь предстоит длительная кропотливая работа. Нами разработан и реализуется комплекс соответствующих мер. Особую роль в этом процессе играет служба собственной безопасности, выявляющая правонарушения и факты коррупции среди личного состава.

Приняты бескомпромиссные решения по ужесточению требований к руководителям и повышению их персональной ответственности за проступки и преступления подчиненных.

Искореняется практика увольнения «по собственному желанию» и «задним числом» сотрудников, совершивших правонарушения, несовместимые с их дальнейшей службой. Любое ЧП становится предметом служебных проверок, а меры реагирования на него достоянием средств массовой информации. Тщательно изучаются причины и условия, им способствовавшие.

В целях передачи позитивного опыта и профилактики коррупции происходит плановая ротация руководящего состава. При этом в ряде случаев имели место факты совместного перевода значительного числа ранее подчиненных сотрудников вслед за руководителем. В настоящее время такая практика пресечена.

Эти и другие меры уже начинают давать результат, что подтверждается как статистикой, так и опросами общественного мнения.

Вместе с тем нам предстоит сделать еще очень многое. Здесь мы рассчитываем на постоянное внимание и поддержку депутатского корпуса и общественных организаций.

Сегодня сохраняются проблемы и в системе подготовки и отбора кадров.

Для их комплексного решения мною дано указание о разработке Концепции кадровой политики в органах внутренних дел Российской Федерации. Она будет направлена на повышение качества кадрового потенциала, его рациональное и эффективное использование. Проект концепции уже подготовлен и в ноябре будет рассмотрен на коллегии Министерства.

В то же время необходимо задуматься о повышении престижа полицейской службы. Сейчас молодые люди, получившие качественное профильное образование, к сожалению, нередко не задерживаются в наших рядах. Не первый год наблюдается тенденция увольнения молодых специалистов. Ежегодно подают рапорта около одной тысячи выпускников ведомственных вузов, прослуживших менее 3-х лет.

Нами разработаны правовые рычаги, чтобы переломить эту ситуацию. В Правительство Российской Федерации внесен проект постановления, определяющий порядок и размеры возмещения затрат на обучение в случае отчисления из ведомственного вуза и увольнения из органов внутренних дел по собственному желанию или отрицательным основаниям.

Существенное внимание будет уделено совершенствованию морально-психологического обеспечения деятельности сотрудников органов внутренних дел. Ведомственные психологи будут сопровождать все этапы прохождения службы: от приема до выхода на пенсию.

Я перечислил лишь некоторые аспекты планируемых преобразований. Хочу отметить, что сейчас к этой работе мы привлекли и экспертное сообщество. Для выработки дальнейшей стратегии образована Расширенная рабочая группа по дальнейшему реформированию органов внутренних дел. В её состав включены известные правозащитники, депутаты, юристы, специалисты с опытом работы в органах внутренних дел и других силовых ведомствах. Группой подготовлены концептуальные предложения, которые объединены в документ, получивший название «Дорожная карта». Неделю назад состоялось очередное заседание рабочей группы, где в целом проект получил поддержку и одобрение. Одновременно поступил ряд замечаний по ее доработке.

В настоящее время проект «Дорожной карты» размещен на сайтах Общественной палаты, правозащитного движения «Сопротивление», а также на интернет-ресурсах ряда популярных СМИ, региональных сайтах юридической и социально-политической направленности. В адрес рабочей группы продолжают поступать предложения. Мы надеемся на широкое общественное обсуждение данного проекта. Для нас крайне важны ваши предложения и замечания.

Уверен, что намеченные и разрабатываемые сейчас меры по дальнейшему реформированию органов внутренних дел позволят создать высокоэффективную, хорошо технически оснащенную и открытую для населения полицию, способную надежно защищать интересы граждан, общества и государства от любых противоправных посягательств.

К сожалению, в рамках отведенного регламентом времени невозможно детально рассмотреть все имеющиеся проблемы и ответить на все поступившие от вас вопросы. Готовы детально обсудить их в любых удобных для депутатского корпуса форматах, в том числе – на круглых столах и Парламентских слушаниях.

Мы открыты к всестороннему сотрудничеству и надеемся на ваше понимание и поддержку.

Спасибо за внимание.

Просмотры 12858  Комментарии 0
Другие материалы раздела
В Москве открывается выставка «Интерполитех-2016»
01:08  18.10.2016
В Москве открывается выставка «Интерполитех-2016»

Юбилейная международная выставка средств обеспечения безопасности государства Интерполитех-2016 открывается в Москве

Просмотры 13540  Комментарии 0
21:29  09.10.2016
"Искандеры" испугали НАТО своей мобильностью

Оперативно-тактические ракеты и раньше перебрасывали под Калининград.

Просмотры 13393  Комментарии 0
Жертвами подрыва автомобиля на турецком КПП стали 18 человек
19:23  09.10.2016
Жертвами подрыва автомобиля на турецком КПП стали 18 человек

При подрыве заминированного автомобиля на юго-востоке Турции погибли 18 человек, 27 пострадали.

Просмотры 13371  Комментарии 0
В Германии задержали подозреваемого в связях с готовившим теракт сирийцем
19:06  09.10.2016
В Германии задержали подозреваемого в связях с готовившим теракт сирийцем

Отряд полицейского спецназа штурмовал квартиру в немецком городе Хемниц и задержал подозреваемого в связи с сирийцем.

Просмотры 12046  Комментарии 0
Шойгу заявил о росте боевого потенциала Вооруженных сил на 32 процента
16:09  20.05.2016
Шойгу заявил о росте боевого потенциала Вооруженных сил на 32 процента

Боевой потенциал Вооруженных сил России повысился за три года на 32 процента.

Просмотры 12680  Комментарии 0
2222Рации по низкой цене с доставкой
Новости 24
Интересное в сети
333
© 2006-2018 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru