Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2007 год

Дорогая безнаказанность

Заметки обозревателя
Все же смертная казнь, пожизненное заключение или лишение свободы на двадцать пять лет за умышленное убийство, как это предусмотрено действующим Уголовным кодексом РФ, многовато. Можно, к примеру, и штрафом рублей в сто ограничиться. Ну на худой конец - исправительными работами. Так же нужно поступить с остальными статьями УК, то есть смягчить ответственность за преступления. Иначе велика вероятность, что оперативники и следователи за взятки станут подтасовывать факты, уводя злодеев от возмездия.

Абсурд, скажете вы? Вовсе нет, если следовать логике противников внесения изменений в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающих ужесточение наказаний за нарушения Правил дорожного движения. Критики одним из основных своих доводов против увеличения штрафных санкций в среднем в десять раз называют обязательный рост размера взяток инспекторами дорожно-патрульной службы. То есть все без исключения сотрудники Госавтоинспекции огульно причисляются к когорте “оборотней в погонах”, мздоимцев и коррупционеров. Главное же - то есть наведение порядка на российских дорогах, обеспечение неотвратимости наказания за правонарушения - как-то уходит на второй план.

Недавно, после долгих споров и обсуждений, законопроект все же был принят Государственной Думой в первом чтении. Тем не менее дебаты вокруг предлагаемых нововведений продолжаются и, скорее всего, будут продолжаться.

Давайте и мы посмотрим, какие меры предусмотрены проектом. По статистике, одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий с тяжелыми итогами является превышение установленной скорости движения. Так вот, сегодня за подобный проступок предусмотрен максимальный штраф в пятьсот рублей, и то если скорость превышена более чем на шестьдесят километров в час. Вообразите, что на городской улице автомашина несется со скоростью за сто двадцать, и вам сразу станет понятно, какую угрозу окружающим представляет такое транспортное средство. А пятьсот рублей, по нынешним меркам, просто пустяк по сравнению с возможными последствиями. Потому законодатели и предложили карать нарушителей скоростного режима гораздо строже, штрафуя их на две с половиной тысячи либо вообще лишая прав на срок до двух лет.

Каждое утро наблюдаю, как в столице на участке Дмитровского шоссе от пересечения с Коровинским шоссе до Бескудниковского бульвара многие водители в качестве дополнительной полосы движения используют… тротуар. Особенно грешат этим шоферы маршруток, навороченных джипов, крутых иномарок. Но и владельцы стареньких “жигулей” порой не прочь промчаться по пешеходной дорожке. Причем явление это настолько массовое, что на тротуаре даже образовалась колея. Жалко смотреть на многочисленных пешеходов, вынужденных отпрыгивать из-под колес железных коней. Хотелось бы посмотреть на реакцию водителей, если б безлошадные участники движения в ответ вдруг вздумали передвигаться по проезжей части. Словом, нарушение довольно грубое, к тому же опасное для жизни людей. А наказание - всего пятьдесят рублей штрафа. Да любой водитель не моргнув глазом выложит эту мизерную сумму. А вот когда наказание будет исчисляться уже десятью минимальными размерами оплаты труда, да еще если его значительно повысят, как планируется, кое-кто задумается, что выгоднее: постоять минут десять в пробке или расстаться с довольно приличными деньгами.

Предлагается также адекватно нарушению усилить ответственность за выезд на встречную полосу и, конечно же, за управление транспортным средством в состоянии опьянения. Известно, что предусмотренные в настоящее время наказания за такие проступки многих не останавливают, и они, даже лишившись водительского удостоверения на какой-то срок, продолжают вести себя в том же духе. Может, хоть административный арест на пятнадцать суток, что заложено в законопроекте за пьянство за рулем, кое-кого отрезвит. Иначе будем иметь случай, какой произошел в конце января в Самарской области. Молодой мужчина, изрядно выпив с дружками, уселся за руль пассажирской “Газели” и стал виновником серьезной трагедии, в результате которой погибло четыре ни в чем не повинных человека. Сам же преступник, а именно так следует его теперь называть, отделался легким испугом.

Неужели и после этого кто-то станет утверждать, что усиливать ответственность за нарушение ПДД не стоит? Между прочим, многие водители сами выступают за это, ежедневно наблюдая беспредел, творящийся на наших дорогах, - достаточно почитать специализированные интернет-форумы. Сегодняшняя практическая безнаказанность нарушителей обходится государству слишком дорого - около тридцати пяти тысяч погибших и двухсот пятидесяти тысяч пострадавших в авариях.

Мы очень любим ссылаться на зарубежный опыт. Так давайте будем последовательными. В Европе за незначительный, по нашим меркам, проступок за рулем водителю придется заплатить такую сумму, на которую в России неплохую подержанную иномарку купить можно. Да и зачем далеко ходить? В соседней Белоруссии после усиления административной ответственности никому и в голову не придет нарушать дорожные законы. Не так давно сам побывал в Минске и с истинно российским удивлением наблюдал, как пешеходы послушно ждут зеленого сигнала светофора, чтобы перейти совершенно пустую в тот час проезжую часть.

Кстати, показательный эксперимент провели недавно работники Минтранса, организовав контроль за дорожной ситуацией на Минском шоссе. Оказалось, что семь из десяти водителей в той или иной степени отходили от требований ПДД. Нужны какие-либо дополнительные доводы?
Ссылки же противников нововведений на потенциальный рост взяточничества среди сотрудников ГИБДД, на то, что авторы законопроекта смотрят на происходящее через тонированные стекла персональных автомобилей, по меньшей мере несостоятельны. Да и, помимо прочего, предлагается развивать систему автоматизированной фиксации нарушений, когда так называемый человеческий фактор вообще не будет иметь места.

Конечно, и сами поправки еще претерпят изменения. Но, думается, законодатели идут в правильном направлении, переходя от либерализма к правонарушителям к усилению ответственности. Раз до всеобщего законопослушания россиян, в том числе на дорогах, еще далеко, нужно строже спрашивать.

Андрей ШАБАРШОВ

Другие материалы раздела
Верхом на парте
Корреспондент “Щита и Меча” прошел базовую подготовку в Центре высшего водительского мастерства
Когда девиз газеты - “Долг и честь!”
История вкратце такова. К нам обратился А. Антоненко, который рассказал свою невеселую историю.
Стражи злата града
Чехия - страна тихая, спокойная. Когда попадаешь в красавицу Прагу, создается впечатление, что здесь нет никаких проблем.
Нужен клубный инспектор?
В МВД России состоялось совещание, на котором обсуждались вопросы, связанные с профилактикой правонарушений среди футбольных болельщиков.
Поставлена триединая задача
На базе Казанского юридического института МВД России состоялись сборы руководителей образовательных учреждений системы Министерства внутренних дел.
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru