Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2010-2011 год

Воробей по фамилии Мастрояни

И на российской фабрике кино - Мосфильме - существует студия, которая занимается подготовкой таких актеров-животных. Ее руководителя зовут Виктор ЗУЙКОВ. Сегодня он гость нашего “Каминного зала”.

Гостиная
Когда мы смотрим какой-либо фильм, то невольно прокручиваем в памяти имена знаменитых актеров, благодаря игре которых картина становится более интересной и зрелищной. Но ведь в кино играют не только люди. Вспомните такие ленты, как “Белый клык”, “Джульбарс”, “Пограничный пес Алый”, “Белый Бим Черное Ухо”, “Ко мне, Мухтар”, да и многие другие. Кто в них сыграл главные роли? Правильно! Животные.
И на российской фабрике кино - Мосфильме - существует студия, которая занимается подготовкой таких актеров-животных.  Ее руководителя зовут Виктор ЗУЙКОВ. Сегодня он гость нашего “Каминного зала”.
 

- Виктор, а когда у вас появились навыки дрессировщика?
- Думаю, лет с пяти... Еще в детском саду я пытался “воспитывать” ежика по кличке Репейник.
Потом были морские свинки, попугаи и рыбки, которых я тоже пытался выдрессировать. Но наибольшее впечатление на меня произвел ирландский сеттер Тим. Его оставил мне поклонник моей сестры. Он надолго уехал в командировку. Я так привязался к этому псу, что когда его забирали, чуть не расплакался. На волне тоски по ирландскому сеттеру Тиму у меня и появилась собака такой же породы. Назвал ее - Тиль. С ним мы достигли необыкновенных результатов в спортивных соревнованиях. На охоте он был незаменим. Медалей, полученных на выставках, и дипломов было хоть отбавляй! На волне тогдашних новомодных течений я готовил английских борзых грейхаундов к бегам. Было это в начале 1990-х годов. И тут обратились ко мне наши киношники с просьбой подготовить сцены охоты для сериалов “Королева Марго” и “Графиня де Монсоро”. Советский кинематограф в то время разваливался. Специалисты по работе с животными как-то незаметно разбежались. И я взял на себя такую ответственность. К тому времени у меня уже был опыт не только подготовки легавых и борзых собак, но и опыт организации больших выставок охотничьих псов Военно-охотничьего общества на Тушинском аэродроме. Это было грандиозное шоу. Помимо собак, в нем участвовали кавалеристы конного милицейского полка и подразделения охраны Московского Кремля с ястребами и соколами. Именно тогда, в 1995 году, объезжая вместе с “гардемарином” Сергеем Жигуновым верхом на лошадях выставку, мы решили, что должна появиться новая профессия - режиссер по работе с животными в кино.
- А раньше такой профессии не было?
- Не было. Хотя у Мосфильма была своя “зверская” база в Петушках. Основателем ее был известный режиссер Александр Згуриди. Там готовили для съемок волков, медведей, зайцев, оленей и прочую живность. Увы, просуществовав около тридцати лет, с распадом СССР практически прекратила свое существование и кинозообаза. Причина банальна - безденежье. Животных попросту не на что было кормить.
- Но вернемся к “Королеве Марго”.
- Я уже говорил, что никто не решался взяться за глобальные сцены  королевской охоты, тем более что накануне вышла одноименная шикарная французская версия. Ударить лицом в грязь было никак нельзя,  а бюджет русского фильма весьма скромен. Однако, по моему мнению, нам удалось переплюнуть французов. В их фильме сцена охоты была организована с помощью механического чучела кабана. А мы, следуя традициям классического советского кинематографа, выпустили на съемочную площадку живого зверя.
Опасно, конечно. Но использовалась мастерская система дубляжа. Актеров на трюках, как известно, подменяют каскадеры. У нас же эту роль в критических моментах исполнила… кабаниха. Клыков у нее нет, и мы были спокойны за собак. А их было более ста. Причем не только собак, но и других животных: соколы, ястребы, попугаи, олени, крысы, ну и, конечно же, лошади... И у каждого животного свой характер, свои особенности. В сериале “Бригада”, например, я работал со знаменитым вороном Блейдом, который выполнял, не побоюсь этого слова, гениальные сцены: совершал дальние перелеты, по команде каркал, садился на плечо определенному актеру. Достаточно вспомнить хотя бы такой момент, когда он несет, словно трофей, в финальной сцене первой серии золотую цепь поверженного бандита Мухи. Работала птица прекрасно, пока камера не приближалась к ней приблизительно на метр. Все! Нервничала бедняга, шарахалась в разные стороны. Творческий зажим, не иначе. Поэтому приходилось приглашать дублера - ворониху Стешу, у которой подобных комплексов не наблюдалось.
- Понимаю, ВГИКа для животных пока нет.
- Ну почему же нет? А “Мосфильм-КИНОлогия”! Это на сегодняшний день единственная профессиональная база, которая готовит даже из бездомных животных настоящих кинозвезд.
- И что? Животные проходят кастинги?
- Конечно! И не только. Еще они проходят спецподготовку: следует приучить их не только к стрекоту камер, но и к взрывам, стрельбе, киношному дыму, яркому свету, большому количеству людей и особенно к посторонним запахам. А ведь актрисы любят надушиться дорогим парфюмом!
- И все-таки, как же рождаются мохнато-пернатые звезды?
- Расскажу на примере нашей суперзвезды российского кино - собаки по кличке Метель. Она гениально сыграла более двадцати ролей. Напомню читателям некоторые фильмы и сериалы, где она блистала: “Граница. Таежный роман”, “По ту сторону волков”, “Тайга. Курс выживания”, “Сыщики” и многие другие.
Так вот, в “Границе…” Метель играет. Между прочим, это был ее дебют. Помните? Одна из ключевых сцен, когда капитан Голощекин (актер Алексей Гуськов) борется с волчицей врукопашную. Скажу по секрету: Гуськов не боролся. Я его дублировал в форме офицера. Подготовить этот трюк  удалось не сразу. По замыслу режиссера, Метель должна была на меня броситься, после чего с ней нужно было “кувыркаться”. Но она во время репетиций отпрыгивала от меня - ей неинтересно, какой смысл  на хозяина огрызаться. А режиссер требовал реальной сцены, полной драматизма. Мы разбили съемку на три этапа: оскал, прыжок и борьба. В овраге лощину завалили деревьями. И собаке ничего не оставалось, как перепрыгивать через завалы, когда она неслась ко мне.
Чтобы снять оскаленную “волчицу”, зарывали куриную кость. Метель привязывали так, что она не могла дотянуться до лакомства, а ей очень хотелось погрызть косточку. В этот момент я подносил волчонка, которого мы закупили у местных егерей. Видя конкурента, четвероногая актриса начинала рычать и скалиться. Все это снималось на камеру. В итоге “звериный” оскал вышел очень реалистично.
Сама схватка долго не получалась. Мы с Сергеем Астаховым и режиссером Александром Миттой долго ломали головы над тем, как это сделать. И наконец придумали. Пришлось даже сценарий подправить. Решили, что главный герой будет катиться с обрыва вместе с волчицей. Мне под гимнастерку положили пакет с куриными костями. Это была приманка  для того, чтобы Метель на меня прыгнула. Специально целый день  собаку не кормили. Бросилась она мне на грудь, пытаясь достать косточку, а я ее прижимаю, и мы катимся с пятиметрового обрыва. Больше всего я боялся не за свои ребра (хотя сломать их было в тот момент легко), а за то, что собаку покалечу. Поэтому все время катился, выставив локти вперед, прикрывая ими свою партнершу. Все прошло благополучно.
В следующем кадре на Гуськове замертво лежит уже не Метель, а ее мама по кличке Ася. “Мамашка” в тот момент была под наркозом - для этой цели мы специально  пригласили ветеринара. А кровь “поверженной хищницы” заменил обыкновенный кетчуп.
Этот эпизод был удостоен двух высших призов на первом кинофестивале о животных-киногероях “Золотой Клык”. - Давайте вновь вернемся к серьезным темам. Военная тематика в кинематографе - это ваша стезя?
- В большинстве своем, да. Кино - это отражение нашей жизни на экране.  А в жизни всегда присутствуют и братья наши меньшие. Соответственно, как в армии, так и в правоохранительных органах животные выполняют очень важные задачи. Наши подопечные (имею в виду не только себя, но и моих учеников), помимо уже вышеперечисленных фильмов, принимали участие в съемках таких кинолент, как “Побег из ГУЛАГа”, “Возвращение Мухтара”, “72 метра”, “Участок”, “Мой ласковый и нежный мент”, “Сибирский цирюльник”...
- А какие же в “Сибирском цирюльнике” животные, кроме лошадей?
- Позвольте! А воробей? Помните сцену, когда юнкера принимают присягу на Соборной площади Московского Кремля, а между их сапог скачет воробышек. Но опять же шучу: не поддаются воробьи дрессировке. Началось все с того, что, беседуя с актерами, которым предстояло играть юнкеров и принимать присягу на верность императору, режиссер фильма Никита Михалков обронил фразу: “Вы должны стоять так при виде царя, чтоб муха не пролетела, воробей не проскочил!.. Воробей... А почему бы и нет!” - решил маэстро. Сказано - сделано. Задача была поставлена: требовался воробей. Я как  человек военный воспринял данное пожелание как приказ. Как раз в то время один из моих бывших сотрудников проходил службу в подразделении сокольников Кремлевского полка. Ему, с разрешения коменданта Московского Кремля, и было поручено отловить воробьев. Из пяти пойманных птиц во время кинопроб четверых забраковали: первый ленивый, второй хромой, третий крикливый, а четвертый вообще никакой. Но пятый оказался настоящим артистом, за что и получил кличку Марчелло Мастрояни. Выстроили юнкеров, оценили блеск их сапог. Выпустили воробья. Чтобы он не улетел и не сбежал, скрепили его пушистые крылышки специальным скрепками, к лапке привязали леску. А рассыпанные крошки хлеба держали Марчелло лучше прочих хитростей. Но ветер сдувал крошки, воробей “выпадал” из кадра. В итоге сцена получилась только с восьмого дубля.
- А экстремальные съемки были в вашей карьере?
- Разумеется. И очень часто. Например, работали мы на Эльбрусе, высота была нешуточной - 2700 метров. В фильме Олега Фомина “Спасатель” одну из главных ролей сыграл спаниель Федя (по паспорту - Фреди). Лента была посвящена десятилетию МЧС. Пес был уникальный: все делал “по щелчку”. Режиссер его настолько полюбил, что стал снимать все больше и больше, вызывая у людей-актеров огромную зависть. Собаке сшили специальный комбинезон с символикой МЧС, по бокам - карманы. В одном лежала светящаяся ракета, в другом - рация. Риск был очень большой, ведь пес мог сорваться в пропасть. Но мы его страховали наравне с актерами.
- Как любят шутить режиссеры: “Если вы хотите снять мелодраму, должно быть не менее пяти поцелуев. Если вы хотите снять вестерн - не менее 10 выстрелов. Если нет ни того ни другого - снимите одно животное, и успех фильму обеспечен”. Справедливо ли это утверждение?
- Справедливо. Но только наши режиссеры не любят эту тему из-за сложности процесса.
- Ваши творческие планы?
- Получить “Оскара”.
- Это возможно?
- К сожалению, нет. Такой номинации в американской киноакадемии не существует. А наш отечественный кинофестиваль “Золотой Клык” - единственный в мире, который дает шанс животным стать известными, прославиться. Метель получила первую каскадерскую премию за схватку в фильме “Граница. Таежный роман”, кот Кузя стал обладателем премии “Кот каскадер” на 3-м фестивале, ворон Блейд заслужил Главный приз детского жюри...
А если быть честным, то в ближайшей перспективе хочу снять сериал, добрый и хороший. Сценарий уже есть: отставной полковник милиции организовывает бюро по розыску пропавших животных. Основная проблема - банальное отсутствие средств. Кино - дорогое удовольствие. Но оно должно воспитывать людей, а следовательно, нести добро. Наш зритель уже устал от стрельбы, взрывов и мордобоя. Если вы зайдете ко мне на студию, то первое, что вы увидите, это плакат с моим девизом: “Долой бандитские сериалы! Хотим видеть на экранах человеческие лица зверей!”

Беседовал Евгений КАТЫШЕВ

 

Другие материалы раздела
Министр внутренних дел России генерал армии Рашид Нургалиев
Отдыхать нам точно не придется
Ушел на пенсию… Так сказать, на заслуженный отдых. Красиво звучит, не правда ли? Хочешь - действительно отдыхай. Хочешь, если есть силы и желание, - ищи себе применение “на гражданке”.
Крах липового дипломанта
Люди пишут нам, когда последней надеждой на то, что их голос будет услышан, остается газета.
Ключи от квартиры для Женечки
Издания Объединенной редакции МВД России - в «Золотом фонде прессы»
Знака отличия были удостоены журнал «Профессионал» и молодёжная правовая газета «Опасный возраст».
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru