Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2010-2011 год

АЛГОРИТМ ОПЕРАТИВНОСТИ

Грабитель выхватил из рук женщины сумочку и бросился наутек через проходные дворы. Потерпевшая, заметив неподалеку сотрудника ДПС, обратилась к нему за помощью, но в ответ услышала:
- Мое дело за порядком на дороге следить. Вам к постовым обращаться надо.
В итоге, пока несчастная искала патрульный наряд, время было упущено и вор благополучно скрылся.
Ситуация хоть и редкая, но реальная, - о ней рассказала в своем письме в редакцию наша читательница. К сожалению, некоторые сотрудники милиции, выполняя свои непосредственные обязанности, напрочь забывают о наших общих обязанностях - всегда и везде, невзирая на узкопрофильные рамки своей службы, стоять на страже правопорядка и безопасности граждан. В конце концов милиционеры ППС проходят мимо нарушений Правил дорожного движения, инспектора ГИБДД, как в нашем случае, считают все происшествия, случившиеся вне их “епархии”, чужим делом, а наряды вневедомственной охраны зачастую проезжают мимо разбушевавшегося на улице хулигана: их забота - чтобы квартиры не грабили. В результате же подобного местничества страдает общее состояние правопорядка на улицах и в общественных местах, то есть именно в той сфере, по которой люди главным образом и судят об эффективности работы милиции. Сегодня каждое восьмое преступление из всех регистрируемых происходит на улице. Только за два месяца текущего года в общественных местах уже совершено более девяноста тысяч преступлений, из которых треть - это грабежи и разбои. Именно поэтому крайне актуальными становятся вопросы повышения эффективности деятельности милиции общественной безопасности. Кстати, на важность данного вопроса обратил внимание Президент России Дмитрий Медведев на расширенном заседании коллегии МВД РФ, подчеркнув, что “главная задача - как можно больше внимания уделять вопросам состояния общественного порядка”.
Исходя из важности проблемы, Министерством внутренних дел проводится немалая работа по внедрению более оптимального алгоритма действий милиции общественной безопасности, в том числе сил и средств, действующих в системе единой дислокации. Приоритетным направлениям этой работы было посвящено совещание, которое в режиме видеоконференции провел министр внутренних дел России генерал армии Рашид Нургалиев, находясь с рабочим визитом в Туле.

Открывая совещание, глава МВД напомнил, что главная задача правоохранительных органов оперативно оказывать действенную помощь гражданам, попавшим в сложную ситуацию.
- Мы должны обеспечить максимально эффективное комплексное использование сил и средств в милиции и повысить оперативность реагирования на сигналы о происшествиях, - подчеркнул Рашид Нургалиев. ¬ Все наряды, находящиеся на улицах, - ДПС, вневедомственная охрана, патрульно­постовая служба - должны быть ориентированы на пресечение преступлений и действовать согласованно. На сегодняшний день важно укрепить централизованное управление нарядами, задействованными в системе единой дислокации, построить четкую иерархическую структуру во главе с дежурной частью органов внутренних дел, исключить дублирование функций. Решать поставленные задачи помогут новейшие технические средства, в том числе системы позиционирования и мониторинга транспортных средств органов внутренних дел.
В этой связи повышается ответственность работы дежурных частей. Сегодня дежурный должен по¬настоящему руководить нарядами, а не просто передавать тревожные сигналы по инстанциям. Он как никто другой должен знать формы и методы, и самое главное ¬ алгоритм действий в той или иной ситуации.
- Вот этого нам сегодня недостает, - подчеркнул министр. - Мы с вами работаем по старинке. Шаблон, который был, уже не работает: изменилась страна. Поэтому я хочу вам сказать, что больше примитивных дежурных частей не будет. Люди, которые будут там работать, должны осознанно решать задачи на основе инновационных технологий, которые сегодня пришли в органы внутренних дел. Поэтому мы будем повышать профессиональный уровень сотрудников. И не надо делать эту службу вторичной. Именно она сегодня определяет нашу компетентность и наш профессионализм.
Изменения уже происходят по всем составляющим управленческого процесса - правовая база, схема несения службы, материально­техническое обеспечение, процесс обучения и критерии оценки деятельности. Основная задача проводимой работы ¬ добиться четкого и слаженного взаимодействия нарядов патрульно­постовой службы милиции, дорожно­патрульной службы ГИБДД, вневедомственной охраны при органах внутренних дел под руководством дежурной части органов внутренних дел.
Этому способствует внедрение навигационно¬мониторинговых систем для позиционирования служебного автотранспорта, а также формирование в муниципальных образованиях элементов АПК “Безопасный город” и введение в эксплуатацию рабочих мест Единой информационно­телекоммуникационной сети органов внутренних дел.
МВД России изучен отечественный и зарубежный опыт организации охраны правопорядка в общественных местах, особенно в населенных пунктах с различным количеством жителей, другие элементы.
На основе этого подготовлены проекты трех типовых моделей охраны общественного порядка: для муниципальных образований численностью до 100 тысяч человек, с населением от 100 до 500 тысяч человек и свыше 500 тысяч человек. Отличиями предполагаемых моделей является система управления нарядами комплексных сил, характер их взаимодействия, а также насыщенность структурными элементами обеспечения правопорядка, в том числе техническими средствами безопасности.
В системе управления планируется определить Центр управления нарядами (ЦУН) основным звеном координации сил и средств охраны общественного порядка, сбора и обработки информации о состоянии правопорядка на улицах и в других общественных местах и информационного обеспечения нарядов.
В настоящее время в муниципальных образованиях с населением до 100 тысяч человек, как правило, функции ЦУН реализует дежурная часть территориального органа внутренних дел, тогда как в более крупных муниципальных образованиях необходим дополнительный персонал на осуществление функций ЦУН и дежурной части.
Центр управления нарядами является функционально связанной структурой обеспечения деятельности дежурной части органа внутренних дел по оперативному руководству нарядами комплексных сил. Под оперативным руководством дежурной части горрайлиноргана внутренних дел в нем могут находиться, в зависимости от модели, диспетчерский пункт, центр мониторинга, информационно­аналитический центр, центр оперативной связи, группа технической поддержки и тому подобное.
Преимущества внедрения модели, как предполагается, будет заключаться в следующем:
- постоянное, полное владение ЦУН (дежурной частью) реальной информацией о местонахождении нарядов, складывающейся оперативной обстановке на маршрутах патрулирования основных, дополнительных и приданных сил;
- оперативное управление нарядами из единого центра без дополнительных
звеньев;
- возможность отказа от строго заданного маршрута патрулирования с определением зон ответственности нарядов;
- исключение дублирующих и несогласованных решений дежурных частей;
- сокращение времени от момента получения информации о правонарушении до реагирования нарядов;
- снижение затрат времени на осуществление контроля за несением службы нарядами, повышение его эффективности;
- организация рационального реагирования нарядов на правонарушения с учетом реальной загруженности и местоположения;
- сокращение расходов на содержание дежурных частей, оборудование комнат хранения оружия, аренду помещений, связь, коммунальные услуги, охрану;
- высвобождение сотрудников дежурных частей строевых подразделений ППСМ, ОВО, ДПС, а также выполняющих охранные функции подразделений для выполнения других задач.
Модель организации несения службы для населенных пунктов с числом жителей от 100 до 500 тысяч предусматривает формирование в ЦУН укрупненной дежурной смены в целях обеспечения сбора, обработки, анализа информации, подготовки согласованных решений по управлению силами и средствами наружных служб, координации их действий, обеспечения мониторинга оперативной обстановки с применением элементов АПК “Безопасный город”, контроля местоположения нарядов, информационного сопровождения их деятельности, в том числе путем обеспечения удаленного доступа к информационным базам данных. Подразумевается, что такая модель станет наиболее насыщенной по объему реализации функций ЦУН.
Для городов с населением свыше полумиллиона жителей предусматривается традиционная организация несения службы в системе единой дислокации с концентрацией в Центре управления нарядами информационно­аналитических и контрольных функций.
Обязательным условием использования всех видов моделей должно стать оснащение нарядов комплексных сил системами позиционирования и осуществление мониторинга их действий из диспетчерского центра дежурной части органа внутренних дел. Именно мониторинг станет первым шагом на пути реформирования организации службы по охране правопорядка и безопасности в общественных местах.
Изменение подходов в работе подразделений милиции общественной безопасности уже приносит положительные результаты. Так, улучшилась криминогенная обстановка в общественных местах. По итогам 2008 года количество преступлений данной категории сократилось на семь процентов, в том числе тяжких и особо тяжких - почти на тринадцать. Несколько меньше зарегистрировано уличных преступлений.
Мобильность, оснащенность, профессионализм и ответственность - вот краеугольные понятия организации несения службы по обеспечению правопорядка в общественных местах.
Быть первым на месте совершения группового правонарушения или тяжкого преступления в общественном месте, взять на себя ответственность за принятие решения до прибытия дополнительных сил органов внутренних дел и введения соответствующих планов ¬ задача старшего наряда патрульно­постовой службы милиции как представителя основных сил в системе единой дислокации. Поэтому подготовлен проект приказа МВД России о назначении старшими мобильных нарядов сотрудников из числа среднего начальствующего состава. Предусматривается также, что наряды будут нести службу не по строго установленным маршрутам патрулирования, а по определенным зонам ответственности, что даст более широкое поле для маневра.
В ряде регионов в качестве эксперимента подобная организация работы уже применяется на практике. Как доложили на совещании руководители этих органов внутренних дел, ситуация меняется буквально на глазах, укрепляется общественный порядок, повышается эффективность и оперативность действий нарядов милиции общественной безопасности.
В связи с изменениями подходов к организации обеспечения нарядами наружных служб правопорядка и общественной безопасности переработана система оценки их деятельности, выводящая в приоритет оперативность реагирования и результативность работы нарядов комплексных сил.
Еще раз подчеркнув определяющую роль грамотного и эффективного управления силами и средствами милиции общественной безопасности, глава МВД сказал:
- Больше «примитивных» дежурных частей, работающих по старинке, у нас не будет.

* * *
В ходе рабочего визита в Тульской области генерал армии Рашид Нургалиев посетил УВД по Щекинскому району, где ознакомился с организацией работы дежурной части, с условиями содержания задержанных в ИВС.

Андрей ШАБАРШОВ
Фото Натальи ФИЛИМОНОВОЙ
Тула - Москва

Другие материалы раздела
Заместитель министра внутренних дел России генерал-полковник милиции Аркадий Еделев
Хищник, защищающий закон
Отряду милиции специального назначения “Рысь” МВД России исполнилось 15 лет.
Отдыхать нам точно не придется
Ушел на пенсию… Так сказать, на заслуженный отдых. Красиво звучит, не правда ли? Хочешь - действительно отдыхай. Хочешь, если есть силы и желание, - ищи себе применение “на гражданке”.
Камчатка не станет мачехой
Одиннадцать руководителей служб и подразделений органов внутренних дел во главе с начальником УВД по Камчатскому краю генерал­майором милиции Валерием Лукиным вылетели в служебную командировку в районы бывшего Корякского автономного округа. После объединения субъектов Федерации сотрудникам милиции предстоит работать вместе.
Никому не нужное убийство
В ночь с 7 на 8 января 1918 года в Мариинской больнице Петрограда на Литейном проспекте группой вооруженных матросов и красногвардейцев были зверски убиты бывшие члены Временного правительства Андрей Шингарев и Федор Кокошкин.
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru